Укркарантин и Агрополитика как государственный курс
- 26.05.13, 22:41
Укркарантин на самом деле или Агрополитика как государственный курс. Часть 2
Продолжая тему государственного контроля за Агросферой, следует отдельно отметить вопрос касательно Государственной ветеринарной и фитосанитарной службы Украины, а также Государственной службы по карантину растений Украины (Укркарантин).
В материале, который будет предложен Вашему вниманию, будут раскрыты элементы государственного механизма, нацеленного на упреждение и пресечение распространения на территории Украины различного рода вредных организмов, которые могут нанести существенный ущерб сельскому хозяйству страны.
Причины внимания именно к этим подразделениям Министерства Агрополитики следующие:
- Подтвержденные на международном уровне данные, что в следующем маркетинговом году на мировом рынке ожидается превышения спроса над предложением зерна.
- повышение, в этой связи, активности больших зернотрейдеров-резидентов.
- повышенное внимание к отрасли торговли зерном со стороны лиц и групп, которые ранее не являлись игроками на этом рынке.
- Начало борьбы между новыми и старыми зернотрейдерами, которая также включает информационную войну.
- Наличествующая в СМИ информация, которая, в следствии тенденциозного освещения определенных фактов, формирует у читателя мнение о том, что установленная государством еще в 30-е годы прошлого века структура противодействия болезням растений и распространения вредителей (конечно с последующей модернизацией) появилась в последние годы с коррупционными целями.
К сожалению, тема экспорта зерна, была ранее известна только участникам рынка и широко не освещалась. При ближайшем ее рассмотрении оказывается, что непосредственно внутренний рынок зерна никаких сложных механизмов не имеет (в данном случае для простоты понимания мы сознательно опускаем форвардные контракты, и другие подобные «заморочки», поскольку они не меняют участников отношений, а определяют форму расчета и переход права собственности).
Принципиальная схема следующая: сельхозпроизводитель – локальный посредник – элеватор (большой зернотрейдер) – порт. Если в советские времена, на элеваторах хранилось государственное зерно, то сейчас, элеватор – это место совершения сделок по его покупке продаже. Как правило, украинские элеваторы принадлежат основным украинским зернотрейдерам (на пример Долинский экспериментальный элеватор (г. Долинская Кировоградской области) принадлежит ДП с иностранной инвестицией «Сантрейд»), за исключением тех, кто входит в систему госрезерва.
Первая ступень существовала долгое время из-за обложения операций по купле-продаже зерна налогом на добавленную стоимость. Мелкие сельхозпроизводители, которые не являлись плательщиками НДС продавали зерно более крупным, которые заключали договора с элеватором о хранении, а потом о купле-продаже.
Локальные посредники зачастую пользовались услугами конвертационных центров, для уклонения уплаты указанного налога государству. Данная схема была необходима для того, что бы большой зернотрейдер (экспортер) имел возможность получить бюджетное возмещение сумы НДС (20%) от контрактной стоимости вывезенного зерна, что, учитывая объемы, составляло от 100 млн. грн. в год.
Например, долг госбюджета перед ДП «Сантрейд» по возмещению НДС сейчас составляет около 1 млрд. грн.
И что самое интересное в этой системе, что необходимость получения сертификата «Укркарантина» была всегда. Как на ввоз, так и на вывоз. Например, еще в 2005 году на это указывала группа «Tasis.
При этом, следует учитывать, что назначение Симонова Вадима Евгеньевича на должность Главы «Укркарантина», состоявшееся в июле 2010, и на должность заместителя председателя государственной ветеринарной и фитосанитарной службы Украины, состоявшееся 09.07.2012 года, эту систему никаким образом не поменяло. Сомневающимся предлагаем самим это проверить, сопоставив с динамикой принятия законодательных и нормативных актов, регулирующих данную сферу. Так, основной закон «О карантине растений» принят еще в 1993 году, а перечень административных услуг, предоставляющийся «Укркарантином» в 2008. Так где тут создание новой схемы управления рынком зерна?
А теперь, давайте проведем маленький анализ. Кому же так мешает деятельность «Укркарантина»? Непосредственным украинским производителям? Вряд ли. Как видно из выше приведенной схемы, свои деньги они получают уже при продаже зерна локальному посреднику. Фактически, это заезд машины с зерном на элеватор.
Этому посреднику? Нет. Он так же получает деньги в момент когда осуществляется переоформление учетных складских карточек на элеваторе с его фирмы на зерно трейдера. При этом налоговая нагрузка ложится именно на такого локального посредника. Именно он в дальнейшем расхлебывает все проверки налоговиков «до производителя» при подаче заявки большим трейдером на возмещение НДС.
Таким образом, деятельность г. Симонова В.Е. «мешает» именно большим трейдерам. Странно только, что освещение такого «вмешательства» осуществляется через призму убытков государству, сгнившего на элеваторах зерна и т.д.
Почему то дальше аморфного заключения о госубытках никто в своих заявлениях не идет.
В то же время, ненадлежащая работа «Укркарантина» такие убытки непременно повлечет! И в огромных масштабах. Напомним, что когда в июне 2010 года, украинскими специалистами было выявлено наличие картофельной моли в овощной продукции, импортируемой Украиной из Турции, при наличии соответствующих сертификатов национальной организации по карантину и охране растений Турецкой республики, ввоз сельхоз продукции в Украину был вообще временно запрещен.
Как Вы думаете, как отреагируют страны импортеры (то же США) на наличие в зерне вредителей, если документ украинской стороны будет подтверждать их отсутствие? Какую суму убытков понесет уже не зернотрейдер, а именно государство?
Вот то-то. А мы продолжаем играть во вселенский заговор, видя за каждым нормативным актом, письмом или разъяснением государственного органа «руку семьи», махинации олигархов, противодействие кланов и т.д. А за частую, самое простое объяснение – самое правильное. Задумайтесь, может Симонов Вадим Евгеньевич и возглавляемая им структура просто делают свою работу?
Поэтому повторяем, критика уместна, но от лиц понимающих и не заинтересованных. Банальное обливание грязью надоело. Есть что предложить? Предлагайте. И ждите продолжения разъяснений.
По материалам: Politica-ua.com
Агрополитика: как государственный курс и государственное дело
Укркарантин на самом деле или Агрополитика как государственный курс. Часть 2
Коментарі