31 января 2018 г.
ПОВТОРНЫЕ СМОТРИНЫ
Земляне!
Навязчиво
уверяю вас, что надо перечитывать и пересматривать всё, тотально! И чем больше
времени прошло, тем обязательней! Обещаю вам целые карманы забавных и полезных
открытий.
Блаженное
безделье, в котором я увяз, как паучок в янтаре, подвигло меня сотворить
немыслимое: взять и посмотреть фильм, что поразил меня в далёком детстве, в мои
10 лет – «Тайна двух океанов» (1955). Это занятие доставило мне пушистый веник
ништяков :-))))))
Считаю
обязанным поделиться ими. Не всё одному!
1. КОЛОРИТ И
СПЕЦИИ.
Оказывается,
фильм снят на киностудии Ордена Ленина «Грузия-фильм». И режиссёр чисто в
масть: Пипинашвили. Кто бы мог такое подумать!? Одно это настраивает на
ироничный и даже сугубо юмористический лад. Трудно удержаться, чтобы не хохотнуть.
А зря. Кино для той эпохи нормальное. Следов провинциального дилетантизма
заметить не удалось.
Но я
спрашиваю себя: можно ли было избежать шашлычного колорита в таких условиях
производства? Как знать...
Персонаж с
логопедической фамилией Лоркипанидзе теперь навечно прописан в экипаже подлодки
на должности ихтиолога, и от этого факта не отмахнёшься. Ихтиолог из него – как
из меня, когда я открываю рыбные консервы, такой же степени достоверности.
Выражаясь в современных терминах – мусорный (вирусный) персонаж. Смысловой
нагрузки – ноль, символической нагрузки – полтора землекопа. Шашлычный колорит
– да, обеспечивает...
Впрочем! Он
же у нас Арсен Давидович, как случайно выясняется по ходу событий. Знаете, это
кое-что меняет. И кое в чём убеждает...
2. СТИЛИСТИКА.
Вообще, по
сумме всех художественных изысков и сюжетных аномалий, «Тайна двух океанов» - гротескный
комикс на тему шпионского соцреализма. У фильма чёрно-белая стилистика в духе:
наш моряк осветился широкой улыбкой, а вражеский шпион криво ухмыльнулся
гнилыми зубами. Обожаю!
Кайф идёт не
от сюжета, а от контраста мизансцен. Очень контрастное кино, идеологически цельное,
гранёное. Поэтому душа и мозг зрителя отдыхают на просмотре. Фильм прошёл, а ты
остался здоров и сохранил невинность. Удивительно, да?
3. ГДЕ ЛЮДИ?
В начале
истории - ночная погоня. Она внушают
тихий, свято-отеческий ужас. Центр Ленинграда, а темно, как в гробу. Ни один
памятник или собор не освещён ни чем, лишь бликами от фар погони. Такое
чувство, что город всё ещё в блокаде и опасность воздушной бомбардировки более,
чем вероятна. И фоном ко всему этому – полное, абсолютное, апокалиптическое
безлюдье проспектов северной столицы. Обстановка – будто из компьютерного Dark City версии начала 90-х. Горожане-гуляки,
как персонажи игры, не прописаны программистом.
4. ВРАГИ.
Шпионский
связной, радист вражеского резидента. Усики а-ля Гитлер призваны сразу же
насторожить советского любителя фантастики. И настораживают! Вот ничего ещё
человек натворить не успел, он только-только появился в кадре, сидит в кругу
света настольной лампы и мирно пьёт чай с подстаканника, а уже подозрителен -
типичный сволочь и саботажник. И фамилия у него - Гадюкин. Шучу. Жил и сдох,
как безымянное насекомое – слишком быстро, и фамилия ему не пригодилась.
Длинная
жизнь отмерена другому злодею, главному! Горелов – так его звали. Согласитесь,
не намного лучше, с тревожным запахом фамилия.
Вообще, он
классный. Высочайший спец-технарь (шутка ли – инженер-механик на советском
наутилусе!), обаятелен, ловок, умеет быть, умеет казаться. Короче, опасен и
красив, как финка за голенищем.
5. НАШИ.
Агенты врага
на явочной квартире вроде бы обречены. По их души отправляют старлея с лицом
былинного богатыря (Павел Луспекаев, «Белое солнце пустыни»). От такого не
уйдёшь! Но... Облом! Не видать старлею внеочередной звёздочки. Вражина умеет
просачиваться как дым под дверью. Привезли в морг, но вскрыть не успели –
оживший труп врага сбежал на машине Скорой Помощи. Красиво работает супостат!
На море – та
же картина. В экипаже подводной лодки «Пионер» бродит призрак паранойи.
Руководство ищет шпиона, и команда тоже озабочена – чернявая радистка с носом
потомственной доносчицы активно стучит на старшину. У старшины фамилия
урождённого лоха и недотёпы – Скворечня. Такого грех не заложить, ведь он
подставляет на каждом шагу свой нежный, лишённый панциря бочок. Соблазняет
честных советских подводников к инициативному стукачеству. Доктор экипажа –
девушка в кителе (внешне и ментально вылитая Сигурни Уивер, к/ф «Чужой») – льёт
воду на мельницу паранойи с другого бока. Она подозревает в чём-то мутном
инженера Горелова (у него лицо Мефистофеля) и доносит свои соображения до
сведения руководства. Кстати, зря она это делает, ибо небезопасно это. Горелов
вам не Скворечня – в его руках железо, как бублик крошится. За девушку в кителе
как-то сразу делается тревожно.
6. ЖЕНСКИЙ
ФАКТОР.
В этом
грузинском фильме его перебор. Женщина в команде – кораблю не жить. Красивый
доктор на подводной лодке? Полундра! А если красивая врачиха и красивая
радистка, две штуки сразу? Фантастика! Такие экспедиции домой не возвращаются. Вон,
аргентинская ПЛ с бабой-командиром во главе погрузилась в пучину так, что
третий месяц найти не могут.
К чести
Горелова (инженер-мефистофель) – он единственный, кто попытался сбалансировать
избыток женского фактора на борту. Правда, сделал это на свой извращённый лад,
по-вражьему: попытался утопить военную девушку, как Муму. Не помню уже, кто
вмешался, но шпионская задумка не удалась. Зато осталась навечно эта
потрясающая сцена: он (Горелов) и она (воен-врач Быстрых) вдвоём, наедине,
смотрят друг на друга, не отрываясь, как в последний раз; у неё глаза размером
с чайное блюдце и всё больше, а он глядит, щурясь от садистического
удовольствия; оба они, по сути, в стеклянной банке, иначе говоря, в водолазном
шлюзе, который быстро заполняется водой; Горелов оснащён глубоководным
скафандром и, значит, бессмертен, а у девушки кроме квадратных глаз и пузырей,
которые она начинает пускать – ничего...
Бьюсь об
заклад, это самая эротичная и самая рискованная сцена в истории советского
кинематографа, настоящий психопатический эксперимент над зрительской аудиторией
страны. Уверен, что все маньяки СССР (если таковые имелись), получили оргазм и
дозу счастья. Основатель жанра «хоррор», психо-маг А.Хичкок аплодирует стоя.
Учитесь, Альфред!
7. ЗНАЕТЕ ЛИ
ВЫ, ЧТО...
На глубине 100 метров человеческое
тело испытывает давление весом 200 тонн. А на глубине 5000 метров – уже
10.000 тонн! Такое давление раскатает любого гражданина, даже члена партии, в
тончайшую нано-фольгу.
Теперь,
благодаря фильму мы все знаем, что лучше к воде вообще не приближаться. Губит
людей не пиво, и знание – сила!
8. ГЕНИАЛЬНО!
Шпионский
передатчик, закамуфлированный под рояль – это вообще гениальная находка автора!
Магия этой символики внушительней, чем у телефонного аппарата в первой
«Матрице». На сей счёт можно с восторгом выдать цельную страницу текста. Однако,
делать этого не будем, потому как здесь важнее другое – здесь открывается дверь
в музыку.
9. MUSIC.
Саунд-трек
(как это сейчас называется) – отдельный кайф. Здесь всё: звуки тайны, гармония
мечты и тревоги, нотки дерзновения и духа опасности. Такую музыку теперь не
пишут. Не умеют, полагаю. Люди (и даже авторы) утратили храбрость и разучились
мечтать.