Ян Казимер Пашъкевич

Справа от текста стихотворения другим почерком следующая надпись: "Року тысча и шест|сотъ пятдисят | четвертаго м(е)с(я)ца / януара трицато|го дня писал | Людвик Домарацкий | на Домарацкаг(о) [Росчерк]"  

Ян Казимер Пашъкевич | рукою властною[1] писал | року тисеча шестсот двадцат первого | м(е)с(я)ца августа двадцат второг дня | Полска квитнет лациною, | Литва квитнет русчызною[2], | Без той в Полще[3] не пребудеш, | Без сей в Литве блазнм[4] будзеш. | Той лати[н]а[5] езык дает. | Та без Руси не вытрвает. | Ведзъ[6] же юж, Рус, иж тва хвала | По всем свете юж дойзрала; | Весели ж се ты, русине, | Тва слава никгды не зкгине.


[1] "властною" - значит, в переводе со старобелорусского "собственною". [2] отчетливое "ы" в слове "русчызною". [3] Возможен вариант "полсце", хотя написание существенно отличается от "ц" в слове "лацина". Ср. соврем. бел. язык - "Польшча, у Польшчы"; в польском языке - "Polsce". [4] возможен и вариант "блазном". Буква перед выносным "м" может трактоваться и как "ять", и как "о". В написании Пашкевича "н" перед "е" (или перед "ятем", как, возможно, в данном случае) встречается в нескольких видах: ср. еще, например, "русине" и "зкгине". [5] в слове "латина" пропущена буква "н". Написание того же слова в первой строке, как "лацина" (мягкое "ц"), отражает живую речь. [6] Наличие «з» заставляет отличать «ведзъ же» (т.е. надо полагать «знай же») от распространенного полуканцелярского оборота в старобелорусском языке «ведже» (т.е. «поскольку» и т.п.). 

"Без яких би то ні було" (С)

(присутня ненормативна лексика) побачив тут порвало на шматки

Дума іли пісня

Гетьман Іван МАЗЕПА
ДУМА ІЛИ ПІСНЯ


Всі покою щиро прагнуть,
А не в еден гуж всі тягнуть;
Той направо, той наліво,
А все, браття, тото диво!
Не маш любви, не маш згоди
Од Жовтої взявши Води,
През незгоду всі пропали.
Самі себе звоювали.
«Єй, братища, пора знати,
Що не всім нам пановати,
Не всім дано всеє знати
І річами керовати.
На корабель поглядімо,
Много людей полічимо!
Однак стирник сам керує,
Весь корабель управує.
Пчулка бідна матку має
І оної послухає».
Жалься, Боже, України,
Що не вкупі має сини!
Єден живе із погани,
Кличе: «Сюда, Атамани!
Ідім Матки ратовати,
Не даймо ей погибати!»
Другий Ляхом за грош служить,
По Вкраїні і той тужить:
«Мати моя старенькая!
Чом ти велми слабенькая?
Розно тебе розшарпали,
Гди аж по Дніпр Туркам дали.
Все то фортель, щоб слабіла
І аж вкінець сил не міла!»
Третій Москві юж голдує
І ей вірне услугує.
Той на Матку нарікає,
І недолю проклинав:
«Ліпше було не родити,
Ніжли в таких бідах жити!»
Од всіх сторон ворогують,
Огнем-мечем руїнують,
Од всіх не маш зичливости,
Ані слушной учтивости:
Мужиками називають,
А подданством дорікають.
«Чом ти братов не учила,
Чом од себе їх пустила?
Ліпше було пробувати
Вкупі лихо одбувати!»
Я сам бідний не здолаю,
Хиба тілько заволаю:
«Ей, Панове Єнерали,
Чому ж єсьте так оспалі!
І ви, Панство Полковники,
Без жадної політики,
Озмітеся всі за руки,
Не допустіть горкой муки
Матці своїй больш терпіти!
Нуте врагов, нуте бити!
Самопали набивайте,
Острих щабель добувайте,
А за віру хоч умріте,
І вольностей бороніте!
Нехай вічна буде слава,
Же през шаблі маєм права!»

Власноручний підпис І. Мазепи


[*Рукопис знаходиться в архіві О. Оглоблина в м. Кенті. Вперше надруковано в Українському Православному Календарі за 1959 рік, Бавнд Брук, Нью Джерсі, 1959, с.94-96.]

Русская православная церковь и сожжения (рос.)

повна версія статті тут (інший сайт)

Евгений Шацкий

...Из школьного курса истории все мы помним о средневековой инквизиции, о кострах на которых в Европе гибли еретики, иноверцы, ведьмы. Сама инквизиция никого не казнила, но передавала религиозных преступников светским властям со зловещей формулировкой: «Для наказания без пролития крови», т. е. для сожжения или повешения. Отношения церковной и светской властей соответствовали отношениям заказчика и исполнителя.

Но из школьных учебников создается впечатление, что инквизиция была только в католических странах. Между тем, древнее положение церковного права, гласящее, что светская власть должна помогать церкви наказывать религиозных преступников, едино для католичества и православия [1]. Впервые решение о смертной казни за хранение еретической литературы было принято I Вселенским Собором (325 г.), решение было подкреплено императором Константином. В Византии, уже после разделения церквей, в 1119 г. был сожжён глава богомильской ереси Василий [2]. Были ли в России сожжения религиозных преступников? Да, безусловно. Были ли они обусловлены влиянием христианства? Тоже, да.

Первое упоминание о сожжении мы находим в летописной записи за 1227 год. В Новгороде связывают и бросают в огонь четырех волхвов. Были ли палачи – христианами? Летопись не оставляет сомнений в ответе на этот вопрос – арестовавшие волхвов новгородцы первым делом доставили их на двор архиепископа [3]. Очевидно, что перед нами преданные сторонники православия.

Около того же времени в Смоленске духовенство требовало казнить монаха Авраамия, обвиняя его в ереси и чтении запретных книг – предложенные виды казни – «пригвоздить к стене и поджечь» и утопить. Житие Авраамия недвусмысленно называет тех, кто требовал его казни: «попы, игумены, и священники, если бы могли, съели бы его живьем», «бесчинно попы, а также игумены ревели на него, как волы; князья и бояре не нашли за ним никакой вины, проверивши все и убедившись, что нет никакой неправды, но все лгут на него» [4]. Обращает внимание и соответствие христианским запретам пролития крови способов казни: сожжение и утопление.

Далее, в 1284 г. в русской «Кормчей книге» (сборнике церковных и светских законов) появляется мрачный закон: «Если кто будет еретическое писание у себя держать, и волхованию его веровать, со всеми еретиками да будет проклят, а книги те на голове его сжечь [5]. В XIV в. там же появляется апокрифическое «Правило 165 св. отец Пятого собора: на обидящих святые божие церкви», карающее сожжением на костре за разграбление церковного имущества [6]. В летописи за 1438 г. упоминаются «Святые правила святых апостолов», предписывающие «огнем зжещи или живого в землю засыпати» за ересь (другой вариант: «Святые правила божественного закона святых апостолов повелевают такового церкви развратника огнем сжечь или живого в землю загрести») [7]. Согласно Густынской летописи (XVII в.), в 1438 г. митрополит Исидор, принявший католическую унию, «от священного собору осужден был на сожжение, но бежал из темницы» [8]. Очевидно, что автор XVII в. не видел ничего необычного в таком приговоре Собора. Согласно Воскресенской и Второй Софийской летописям, князь не послал за беглецом погони, именно не желая его сжигать. Ясно также, что появление на Руси вышеперечисленных законов связано с христианской церковью. Способы опять-таки без пролития крови: сожжение и закапывание в землю...

...В 1666 г. в вязниковских лесах был схвачен и после допроса сожжен старообрядческий проповедник Вавила. Современник монах Серапион с одобрением писал: «богомерзкий чернец Вавилко сожжен за свою глупость» [34]. В том же 1666 г. гетман московской части Украины И. М. Брюховецкий сжёг шесть ведьм [23]. Об отношениях Брюховецкого с московским правительством известно следующее.

Сделавшись гетманом, Б. начал укреплять своё положение связями с Москвой. Он внёс в свои отношения к московскому правительству то раболепство и низкопоклонство, от которых до сих пор воздерживались украинские гетманы: в обращениях к царю он писал себя «Ивашкой», «подножкой» царя и т. д. Первый из гетманов поехал он на поклон в Москву, принял титул боярина, женился на московской боярышне Салтыковой. Но самое главное, чем он рассчитывал купить всецело благосклонность Москвы и упрочить своё положение – это предложение московскому правительству, якобы от лица управляемой им страны, усиленного вмешательства в её внутреннюю жизнь. Такое предложение было чрезвычайно приятно Москве, так как расчищало желанный путь её традиционной политике. Во все большие города Малороссии были посланы теперь московские воеводы с расширенной компетенцией и правом взимать подати. В целях податного обложения была устроена перепись населения, возбудившая общий ропот. В своём угодничестве Б. зашёл так далеко, что просил о назначении митрополита из Москвы, от чего отказалось московское правительство [35].

В свете вышеизложенного, вполне логично утверждение Новомбергского о том, что сожжение ведьм, по приказу Брюховецкого, было исполнением московского законодательства [23]...


...В начале 1682 г., кроме того, появился указ о создании Славяно-греческой академии, назначавший сожжения за многие виды религиозных преступлений [42]:

Из разных вер и ересей к нашей православной восточной вере приходящих и оную приемлющих, всех вписати в книги и отдати блюстителю училищ с учителями, дабы они их в хранении нашей православной веры и церковных преданий наблюдали, и кто из них како житие свое в ней препровождает, и крепко ли и цело ону и церковные предания содержит, известие имели. Аще же кто из новопросвещенных не цело храняй православную нашу веру и церковные предания явится, и такового в дальные наши грады, на Терек и в Сибирь ссылати. Аще же кто явится в держании своей прежней веры или ереси, из нее же пришел есть к православной вере, а нашей веры в хулении, и таковый да сожжется без всякого милосердия (пункт 13).

И о сем им блюстителю со учительми тщатися крепце еже бы всякого чина духовным и мирским людям, волшебных и чародейных и гадательных и всяких от церкви возбраняемых и богохульных и богоненавистных книг и писаний у себя никому весьма не держати и по оным не действовати, и иных тому не учити. А у них же таковые книги или писания ныне суть, и оным таковые книги и писания сожигати, и никаких бы волхвований и чародеяний и гаданий впредь не держати. Такожде и неученым людям свободных учений никому польских, и латинских, и немецких, и лютерских, и калвинских, и прочих еретических книг у себя в домах не держати и их, за неимением довольного рассуждения и ради в вере нашей усомнения, не читати, и нигде никому из оных еретических книг и их восточной нашей православной вере и церковным преданиям противных толкований состязаний не имети и подлогов не подлагати; зане обычай есть прелестникам, яко они, таковые подлоги подлагая, глаголют, еже они то творят не ради в вере и церковных преданиях усумнения, но чином наукотворного состязания (в порядке научного спора – Е. О. Ш.). И таковыя книги еретические сожигати или к блюстителю училищ и учителям приносити. Аще же кто сему нашему царскому повелению явится противен и отныне начнет кто от духовных и мирских всякого чина людей, волшебные и чародейные и гадательные и всякие от церкви возбраняемые и богохульные и богоненавистные книги и писания у себя коим ни буде образом держати и по оным действовати, и иных тому учити, или и без писания таковая богоненавистная дела творити, или таковыми злыми делами хвалитися, яко мощен он таковая творити, и таковый человек за достоверным свидетельством без всякого милосердия да сожжется. Аще же кто свободных учений неискусный имать польские, и латинские, и немецкие, и лютерские, и калвинские, и иные еретические книги в доме своем имети, и их читати, и из книг состязание имети, и подлоги на усумнения нашея восточныя веры и церковных преданий подлагати; и таковых предаяти казни, смотря по их вине, нещадно (пункт 14).

Аще кто от чуждоземцев и русских людей при пиршестве, или во ином каковом ни буди месте, при достодолжных свидетелях, православную нашу христианскую веру или церковные предания хулити и укорительная каковая словеса о ней глаголати имать, и таковаго на суд во оном деле отдавати блюстителю училищ со учителями. И аще кто в хулительстве нашея веры, или церковных преданий во укорительных словесах по суду явится, или во отрицании призывания святых в помощь, и святых икон поклонения и мощей святых почитания обличится, и таковый без всякого милосердия сожжен да будет (пункт 15).

Итак, указ о создании Академии обобщил все предыдущие законы о сожжениях вероотступников, держателей еретических книг, богохульников...

Вибори 2010

віддай свій голос в урну

Українська мова у XX сторіччі: історія лінгвоциду



Упорядники: Лариса Масенко, Віктор Кубайчук, Орися Демська-Кульчицька
Мова: українська
Формат: djvu
Кількість сторінок: 399

У збірнику вміщено документи і матеріали, що стосуються мовної політики радянського керівництва на теренах України. Вони проливають світло на підступне втручання у внутрішній розвиток української мови, спрямоване на штучне зближення її з російською і знищення як незалежного мовного утворення. Розкривається специфіка лексикографічної, термінологічної й правописної практик радянського періоду, метою яких, починаючи з 30-х років, було поступове вилучення питомих рис української лексики, фразеології і навіть деяких словотвірних та граматичних форм і заміна їх кальками з російської мови.

На базі корпусу документів і матеріалів укладено реєстр репресованої лексики.

Працю призначено гуманітаріям – філологам, історикам, політологам, викладачам відповідних дисциплін, студентам, аспірантам і всім тим, кому не байдужа доля рідної мови.

Завантажити:
fileshare.in.ua
rapidshare.com

Сьогодні

Сьогоднішній день був чудовий, як і всі дні мого життя

Празднование Рождества (рос.)

Празднование Рождества

Рождество Христово (современное полное название в Русской православной Церкви - Еже по плоти Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа; у старообрядцев - Рожество) - один из главных христианских праздников, установленный в честь рождения во плоти (воплощения, вочеловечения) Иисуса Христа.

История появления праздника


В ранней церкви, вплоть до IV века н.э., события Рождества вспоминались в день Богоявления, 6 января ( об этом упоминает Климент Александрийский около 200-го года н.э.) Первые сообщения о появлении отдельного праздника Рождества и праздновании его 25 декабря относятся к середине IV века.

Римско-католическая Церковь и большинство протестантских церквей отмечают Рождество Христово по григорианскому календарю - в ночь с 24 на 25 декабря.

Большинство православных церквей - включая Константинопольскую (кроме Афона), Антиохийскую, Александрийскую, Кипрскую, Болгарскую, Румынскую и Греческую - отмечают Рождество по новоюлианскому календарю, который до 2800 года будет совпадать с григорианским.

Русская православная церковь, Иерусалимская православная церковь и Сербская православная церковь, а также древневосточные и восточно-католические церкви отмечают Рождество по юлианскому календарю, что в XX и XXI веках соответствует 7 января.

В Армянской Церкви Рождество, как в древней Церкви, празднуется в один день с Крещением Господним по старому календарю - 6 января.

Вот что говорится о рождении Иисуса Христа в евангелие от Луки (Гл.2, 4-20) " Пошел Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице.."

Причиной, по которой Мария и Иосиф пошли в Вифлеем, стала перепись населения, проводившаяся в правление императора Августа. Согласно указу императора, каждый житель Римской империи, для облегчения ведения переписи, должен был приехать "в свой город". Так как Иосиф был потомком Давида, он направился в Вифлеем.

Согласно этим источникам, из-за отсутствия места в гостинице Иосиф и Мария были вынуждены были переночевать в пещере, которая использовалась в качестве хлева для укрытия скота от непогоды.

Когда Мария почувствовала наступление родов, Иосиф пошёл искать повитуху, но когда возвратился с ней к пещере, то роды уже произошли, а в пещере засиял такой свет, что они не могли вынести его, а немного времени спустя свет исчез и явился младенец, вышел и взял грудь матери своей Марии. По утверждению Киприана Карфагенского, Мария "не нуждалась ни в каких услугах со стороны бабки, но Сама была и родительницей, и рождению служительницей, и поэтому воздаёт Младенцу Своему благоговейное попечение". Упоминаемая в апокрифах Саломея-повитуха засвидетельствовала чудо сохранения девственности Богородицы, и её образ вошёл в иконографию Рождества Христова и в народные обычаи, связанные с родами.

После рождения Иисуса, первыми из людей пришли поклониться ему пастухи, извещённые об этом событии явлением ангела. Согласно евангелисту Матфею, на небе была явлена чудесная звезда (Звезда Вифлеема), которая привела к младенцу Иисусу трёх волхвов (мудрецов). Они преподнесли Христу дары - золото, ладан и смирну. Узнав о рождении Христа, царь Иудеи Ирод приказал убить всех младенцев в возрасте до 2 лет, но Христос был чудесно спасён от смерти. Однако, семья Иосифа была вынуждена бежать в Египет и находилась там до смерти царя Ирода.

Попытки установить год рождения Христа по датам сопутствующих событий (годов правления императоров, царей, консулов и т. п.) не привели к какой-либо конкретной дате. В различных современных исследованиях даты рождения Иисуса находятся в интервале между 12 г. до н.э. (момент прохождения кометы Галлея, которая могла быть Вифлеемской звездой), - до 7 г. н.э., когда проводилась единственная известная перепись населения в описываемый период. Однако, даты после 4 г. до н.э. маловероятны по двум причинам.

Во-первых, по евангелическим и апокрифическим данным, Иисус родился во времена Ирода Великого, а тот умер в 4 г. до н.э.

А во-вторых, если принять поздние даты, то получается, что ко времени своей проповеди и казни Иисус был бы слишком молод. По-видимому, исторический Иисус родился между 7-5 годами до н. э. Дата - 25 декабря, впервые указана Секстом Юлием Африканом в его летописи, написанной в 221 году.

Установление даты празднования Рождества


Первые христиане были евреями и не отмечали Рождество, (по иудейскому вероучению рождение человека - "начало скорбей и болей", хотя, например, иудейский царь Ирод отмечал день своего рождения). Поэтому, в первые годы существования христианства никто не интересовался датой рождения Христа. Гораздо важнее для первых христиан, с вероучительной точки зрения, был праздник Воскресения Христова, который ныне известен как Пасха. После того, как в христианские общины вошли греки (и другие эллинистические народы), под воздействием эллинистических обычаев было начато празднование и Рождества Христова.

По-видимому, единой даты Рождества не было, каждая община выбирала свою дату.

Часто датой Рождества выбиралось 6 января (шестой день года, так как Христос - это новый Адам, а Адам согласно ветхому завету был создан в 6-й день творения). Причем, этот праздник идейно совмещал и Рождество, и Крещение (Богоявление), ставшие впоследствии разными праздниками.

День 24 декабря (у католиков) и 6 января (у православных христиан) носит название Рождественский сочельник.

Во многих странах в этот день верующие соблюдают строгий пост. Литургические песнопения вечерней и ночной службы отличаются большой торжественностью. По традиции, в ходе службы, священник кладёт в рождественский вертеп фигурку Младенца, олицетворяя рождение младенца Христа.

Празднование Рождества продолжается восемь дней - с 25декабря по 1 января (у католиков); с 7 января вплоть до праздника Богоявления и Крещения Господня - 19 января. Всё рождественское время духовенство на литургии облачается в одеяния белого, праздничного цвета.

В светской культуре Рождество связывают прежде всего с ёлкой, дарением подарков и загадыванием желаний. В Советском Союзе, где были отменены все религиозные праздники, большинство рождественских обычаев (ёлка, подарки) перешло на празднование Нового Года, который до сих пор остаётся очень популярным праздником на территории стран СНГ.

Во многих странах Европы, в т.ч. в Украине, России, Рождество является государственным праздником и этот день объявлен выходным днем.


Література

1. Супруненко В.П. Народини : Витоки нації; символи, верування, звичаї та побут українців.-Запоріжжя,1993.-136c.

2. Календарно - обрядові пісни. - К .: Дніпро, 1987.- 392c.

3. Большая книга Рождества, составленная Натальей Будур и Иваном Палковым. - М.: ОЛМА - ПРЕСС, 1999. -863с.

4. Рождество. - М.: Книга, 1990. - 15 c.

5. Кашук Ю. Месяцеслов. Слово о русской зиме. Обряды, предания, Фольклор. - Владивосток.: Книжное издательство, 1987. - 137с.

6. Панчук Оксана Композиційна структура щедрівок/ О. Панчук//Слово і час.-2005.-№ 12.-С.49 - 56.

7. Різдво//Іст. України.-2007.-№ 1.-С.2 - 4.

8. Следь Н.Новый год в библиотеке начался с приятных подарков/ Н. Следь//Донецк. политех.-2007.-№№ 3/4.-С.1.

9. Вакарчук І.Навчальний рік розпочався організовано / І. Вакарчук//Освіта України.-2008.-№№ 67/68.-С.6.

10. Святкування Нового року в різних країнах світу//Вода і водоочисні технологіїВода і водоочисні технол.-2004.-№ 4.-С.76 - 78.

11. Традиції святкування Нового року//Іст. України.-2008.-№ 1.-С.1 - 4.

Датировка Рождества (рос.)

Датировка Рождества Христова

Говорить о дне, месяце и годе рождения Иисуса Христа как о доподлинно известных невозможно, поскольку ни Священное Писание, ни Священное Предание не говорят нам о действительной дате рождения Иисуса Христа. Опираясь на данные евангелистов и совокупность исторических, хронологических, археологических и астрономических данных, можно лишь с известной долей вероятности вычислить предполагаемую дату Христова рождества.

Большинство исследователей считает, что нижняя граница возможного года рождения Иисуса Христа - это 7-й год до н.э., а наиболее вероятный - 5-й год до н.э. Точно можно сказать, что Господь родился незадолго до 750 года от основания Рима (4 год до н.э.)

Среди данных, на которые опираются при вычислении даты Рождества Христова, можно выделить следующие указания из Евангелия:

1) служение священника Захарии - отца Иоанна Предтечи и благовестие ему Ангела; 2) правление царя Ирода во время рождения Христа; 3) появление на небе звезды, которую увидели волхвы; 4) перепись Квириния; 5) начало проповеди Иоанна Предтечи и, вероятно, Господа в 15 год Тиберия; 6) примерный возраст Христа при начале служения; 7) слова иудеев о возрасте Христа;

Работавший в IV веке н. э. по поручению папы Юлия над составлением пасхальных таблиц, выдающийся богослов, астроном и математик тех времен монах Дионисий Малый выбрал 25 декабря 753 года от основания Рима как гипотетическую дату Рождества Христова. С конца IV века празднование Рождества Христова установлено Церковью 25 декабря (по юлианскому календарю). И хотя невозможно точно сказать, что Господь родился именно 25 декабря, послушание церковной традиции лишает этот хронологический вопрос всякой остроты и полемичности.

История праздника Рождества Христова.

Первоначально праздник Христова Рождества не праздновался совсем, что видимо, связано с обычаем иудеев не праздновать свои дни рождения. Первые известные попытки установить дату Рождества Христова и отмечать ее как один из главных христианских праздников относятся ко второму-третьему векам. Как отдельный праздник Рождество сформировался не сразу.Для искоренения еретических заблуждений гностиков, христиане вслед им стали праздновать Крещение Христа, именуя праздник вторым названием -Богоявлением, подчеркивая, что Христос в Крещении не получил, а явил миру Свою Божественность. Вскоре к воспоминанию Крещения христиане присоединили и празднование Рождества Христа. Оба события: Боговоплощение и Богоявление отмечались в один день - 6 января по старому стилю под одним названием Богоявления. Первая известная дата празднования Рождества Христова была принята египетской Церковью в Александрии и его можно противопоставить древнеегипетскому празднику возрождающегося солнца, зимнего солнцестояния, которое отмечалось в Египте в те времена 6 января. Празднование Рождества Христова вместе с Богоявлением в некоторых восточных Церквах продолжалось до конца IV века, в иных - до V и даже до VI века. Памятником древнего соединения праздников Рождества Христова и Богоявления доныне в Православной Церкви служит совершенное сходство в отправлении этих праздников. Впервые праздник Рождества Христова был отделен от праздника Крещения в Римской церкви в первой половине IV века, по преданию, при папе Юлии. Днем празднования было установлено 25 декабря, когда народы Римской империи праздновали "рождение солнца". Церковь же прославила родившегося на земле Христа - Солнце правды, дающего истинный Свет, Солнце бессмертное и не боящееся тьмы.Наиболее раннее известие об этом празднике относится к 354 году. Затем празднование Рождества Христова 25 декабря отдельно от Крещения было принято и восточной Церковью (об этом свидетельствуют свт. Иоанн Златоуст в Антиохии, свт. Василий Великий в Кесарии, и свт. Григорий Богослов в Константинополе) Праздник Рождества Христова был узаконен на Эфесском соборе в 431 году. На Русь праздник Рождества пришел в 10 веке с принятием христианства. Хотя с 1918 года по настоящее время в России действует григорианский календарь, Русская Православная Церковь продолжает пользоваться юлианским календарем, 25-е декабря которого соответствует 7-му января григорианского календаря. (до 2100 года)

джерело