ВАВИЛОНСКАЯ БАШНЯ
День клонился к вечеру, и над горами сгущалась тьма. Заратустра с Виштаспой
сидели у небольшого костра и, подкладывая ветки в огонь, Заратустра обратился к ученику:
- Сегодня ты спросил меня, почему в разных краях земли люди живут по-разному, и я хочу
рассказать тебе одну историю.
Виштаспа согласно кивнул головой и приготовился слушать. Ветки, сгорая в огне,
трещали, рассыпая в воздухе рыжие искры. И языки пламени развевали сумерки.
- Смотри, Виштаспа, какая чудесная сила в этом огне! Разве можно подумать,
глядя на кусок сухого дерева, что в нем живет это чудо огня? И вот, одна
ветка отдает свой огонь, и я кладу на ее место другую. Так и люди: мой
огонь носит меня по всему свету, а когда я сгораю, на мое место приходит
другой. Знаешь ли ты, сколько народов прошло по всей этой земле до нас?
Они строили города, засевали земли, достигали расцвета и навсегда уходили
с этой земли. Им, как и нам, была дана свобода выбирать между добром и злом.
Блажен тот, кто выбирал дорогу добра, но даже и он мог ошибаться и совершать
злое. И не всем хватало сил смирить свою гордость и признать свое зло, чтобы
исправить его. От этого зло накапливалось в мире и рождало новое; люди теряли
любовь, а насилие стало заменять им душу. И не Бог разрушил эти царства, они
погибали от своего же собственного зла.
Наверное, ты знаешь, что наш народ пришел в эту землю из дальних стран,
разрушенных завистью, жадностью, насилием и грабежами. Наши предки пришли в
эти края и сказали: вот та земля, которая будет нас кормить и где не будет
места несправедливости. И так оно и было в самом начале.
Тогда на этой земле был один язык, и все понимали и уважали друг друга и
селились семьями каждый на своем месте. Это был золотой век, когда любую
беду и радость люди делили на всех поровну.
И однажды кто-то сказал: "Что нам жить, как дикарям, в хижинах? Не лучше
ли взять от земли глин, обжечь кирпичи и построить себе жилище, где не будет
ни зноя, ни холода?"
Так началось строительство великого города, первого на этой земле. С каждым
днем город рос, и дома его становились все выше и уютнее. Тогда люди посмотрели
на дела рук своих, и в их сердцах поселилась гордость.
- Вот, - сказали они. - Бог слепил нас из глины, но не дал нам ни крова, ни одежд.
Мы же своим трудом построили все это. Разве мы ниже, чем боги?"
И гордость проникала в их сердца все глубже, и когда они глядели на своих
земляков, оставшихся в хижинах, то стали насмехаться над ними. "- Вот, - смеялись
они, - мы, подобно богам, обладающим разумом, построили себе богатые жилища, а
эти дикари так и остались дикарями. Давайте же научим их, как надо жить.
Если сами они глупы, словно дикие звери, то пойдем и станем для них богами!"
Так началось разделение людей. Часть из тех, кто остался "диким" стали работать
на горожан за хлеб и тепло, а тех, кто противился, силой обращали в рабов. И в
сердцах людей поселялись обиды, а несправедливость рождала сопротивление. Хозяин
гордился своим положением, а слуга и раб узнали вкус зависти. Люди перестали
понимать один другого, хоть и говорили на одном языке.
Многие уходили в другие земли и там строили себе города. Другие же, уйдя с
насиженных мест, так и остались кочевниками, начав жить грабежом и набегами.
Теперь уже даже и сами языки тех народов изменились, и они, как заклятые враги,
не понимают один другого.
Заратустра вздохнул и пошевелил веткой угли костра, отчего огонь вспыхнул с
новой силой.
Вот так опять на земле разрастается зло, - подытожил он свой рассказ. - И теперь
кто может рассказать этим людям, что все они равны перед Богом и истиной? Что,
отнимая хлеб у другого, они насыщают живот, но теряют связь с Богом? Что,
отворачиваясь от чужой беды, они разрушают Единство и предают Любовь, а
значит, сами же разрушают тот мир, где живут? Кто расскажет им это, чтобы
они услышали и на эти земли вернулся Золотой Век?
19 Пророк и длинные ложки.
Один православный человек пришел к Илье-пророку. Его волновал один вопрос
об аде и рае, ведь в соответствии с этим он хотел пройти свой жизненный
путь. "Где ад и где рай?" С этими словами он приблизился к пророку, но
Илья не ответил. Он взял спрашивающего за руку и повел его через темные
переулки в какой-то дворец. Через железный портал вошли они в большой зал.
Там толпилось много людей, бедных и богатых, закутанных в лохмотья и
украшенных драгоценными камнями. В центре зала на открытом огне стоял
большой горшок с бурлящим супом. По всему помещению распространялся
приятный аромат. Вокруг горшка толпились люди с худыми щеками и запавшими
глазами, каждый из которых пытался достать себе немного супа. Человек,
который пришел с Ильей-пророком, удивился, потому что ложки, которые были
у каждого из этих людей, были такого же размера, как и они сами. Только на
самом конце ложки были из дерева, а в остальной своей части, в которую
поместилось бы столько еды, что могло насытить человека, они были из
железа и поэтому раскаленными от горячего супа. С жадностью голодные
пытались ложками зачерпнуть себе еды. Но никому это не удавалось. С трудом
они вытаскивали свои тяжелые ложки из супа, но так как они были длинные,
то даже самому сильному было не донести ложку до рта. Самые быстрые
обжигали себе руки и лицо или выливали суп на плечи своих соседей. С
руганью они кидались друг на друга и дрались теми самыми ложками, с
помощью которых могли бы утолить свой голод. Илья-пророк взял своего
спутника за руку и сказал: "Это ад".
Они вышли из зала и адский крик стало не слышно. Пройдя через длинные
мрачные коридоры, они оказались еще в одном зале. Здесь тоже было много
народу. В середине зала тоже бурлил в котле суп. У каждого из
присутствующих в руке было по такой же громадной ложке, как и те, которые
Илья и его спутник видели в аду. Но люди здесь были упитанные, и в зале
слышен был только легкий, довольный гул голосов и шорох опускаемых в суп
ложек. Каждый раз у котла стояло по два человека. Один набирал ложкой суп
и кормил другого. Если для кого-то ложка была слишком тяжелой, то помогали
двое других, так что каждый мог спокойно поесть. Как только один утолял
голод, подходил следующий. Илья-пророк сказал спутнику: "Это рай!"
20 Счастье
Счастье бродило по свету и всем, кто ему встречался на пути, Счастье
исполняло желания, что ему и следует делать, как я полагаю. Однажды
Счастье по неосторожности провалилось в яму и не смогло выбраться. К яме
подходили люди и загадывали свои желания, а Счастье, естественно,
выполняло их. К яме подошёл молодой парень. Он посмотрел на Счастье, но не
стал ничего требовать, а спросил: "Тебе-то, Счастье, чего хочется?".
"Выбраться отсюда", - ответило Счастье. Парень помог ему выбраться и пошёл
своей дорогой. А Счастье побежало за ним.
21 Находчивый художник..
Некий царь был кривым. При нем находился искусный живописец.
Монарх почему-то невзлюбил его и искал повод, чтобы придраться.
- Напиши мой портрет, но такой, чтобы он был точь-в-точь похож на меня, -
приказал он однажды художнику.
- Вот и пришел мой конец, - сокрушенно подумал художник. - Если я нарисую
его кривым, он меня казнит. Если изображу его зрячим, скажет:
"Непохоже!", - и тоже отрубит голову".
Острая ситуация рождает находчивость. Живописец нарисовал оленя, а рядом
царя с ружьем в руках, один глаз, незрячий, прикрыл, будто царь целится. В
таком виде и поднес портрет повелителю.
Тот никак не мог придраться к живописцу, и жизнь его была спасена.
22 Притча о телохранителе
Великий Император призвал к себе Начальника Охраны и приказал найти
личного телохранителя для молодого Принца. Начальник Охраны подобрал трёх
молодых людей. Испытание было суровое: кандидатов ставили у стены, и отряд
воинов метал в них камни. Первый был столь ловок, что ни один камень не
попал в него. "Вот удивительный человек, разве можно превзойти его!", -
сказал Император. "Да, но мы посмотрим других", - сказал Начальник Охраны.
Второй не уворачивался, а грозно смотрел на стоящих напротив воинов. И ни
один из них не смог даже докинуть до него камень. "Вот удивительный
человек, его оружие всегда вместе с ним!", - сказал Император. Третий
стоял напротив воинов и улыбался. "Вот удивительный человек, ему не нужно
оружие!", - сказал Император. И последний стал телохранителем Принца.
23 Чувствительность.
Некий человек отправился в путь со своими сыновьями, и заблудились они
в пустыне. И пришлось им питаться травой, а после такой еды они испытывали
резкую боль в животе. Однажды пришел к нему один из его сыновей и с радостью
сказал: "Я ел эти травы, но никакой боли не чувствую!" Заплакал отец и сказал:
"Жаль мне тебя, дорогой мой сын! Пока мы чувствуем боль при такой еде, это нам
знак, что природа наша не изменилась. Ты же теперь уже ничего не чувствуешь, и
это знак, что твоя природа человеческая изменилась и ты приобрел природу
зверей полевых. Но если так, нет больше надежды, что выйдешь невредимым".
Смысл притчи: Святой, благословен Он, укоренил в сердце Исраэля природную
Л юбовь к Торе и мудрости и поступкам прямым. И привнесено в нашу душу чувство,
сколь дурным является беззаконие и непрямота, так что нестерпима для нас
нечистота любая. И вот в нынешнем нашем положении, когда при столкновении со
злом душа наша к нему не лежит, есть надежда, что сохранится у нас чистота
души и ее природное чувство, как сказано: "Любящие Господа, ненавидьте зло"
(Псалмы 97,10). Когда же мы творим зло, не испытывая боли душевной от сознания
нашей нечистоты, это знак и симптом, что душа наша ущербна, увечна. И это есть
"ибо сыта злодеяниями моя душа", т.е. душа моя их приемлет, и, значит, "жизнь
моя преисподней достигла" (Псалмы 88,4).
24 Любознательный император.
Жил был один китайский император. Он не так давно взошел на
престол, был молод и любознателен. Он уже знал очень многое, но
ему хотелось узнать еще больше, но книг в дворцовой библиотеке
было очень много, и он осознавал, что не сможет их прочитать.
Однажды он позвал придворного мудреца и приказал ему написать всю
историю человечества.
Долго трудился мудрец. Проходили годы и десятилетия и вот,
наконец, слуги внесли пятьсот книг где была описана вся история ч
еловечества. Немало подивился этому император. Хотя он был уже не
молод - тяга к знаниям не покинула его. Но он не мог тратить годы
на прочтения этих книг и попросил сократить повествование, ставив
только самое важное..
И снова годы трудился мудрец, и в один из дней слуги вкатили к
императору тележку с пятьюдесятью книгами. Император уже совсем
состарился. Он понимал, что не успеет прочитать эти книги и
попросил он мудреца оставить только самое-самое главное.
И снова трудился мудрец и спустя некоторое время он сумел свести
все только в одну книгу, но когда он принес ее - император лежал
на смертном одре и был настолько слаб, что даже не смог раскрыть
ее. И тогда он попросил выразить все еще короче прямо сейчас,
пока он не успел отправиться в мир иной - и мудрец написал на
обрывке всего лишь одну фразу -
ЧЕЛОВЕК РОЖДАЕТСЯ, СТРАДАЕТ И УМИРАЕТ...
25 Счастье или горе?
В деревне жил старик, очень бедный, но даже короли завидовали
ему, так как у него был прекрасный белый конь. Короли предлагали
ему невиданную цену за коня, но старик всегда говорил:
- Этот конь - не конь для меня. Он личность. А как я могу продать
личность, продать друга?
Старик был беден, но не продавал коня.
Однажды он обнаружил, что коня нет в стойле. Собралась вся
деревня, и люди сказали:
- Ты старый дурак! Мы знали, что однажды коня не окажется на
месте. Было бы лучше продать его. Вот несчастье.
- Не заходите слишком далеко, говоря так. Просто скажите, что
коня нет на месте, - отвечал им старик. - Таков факт, остальное
суждение. Что бы ни было, несчастье или благословение, я не знаю,
потому, что это только фрагмент. Кто знает, что последует?
Люди смеялись над стариком. Они всегда знали, что он немного ч
окнутый.
Но через 15 дней, однажды ночью, конь вернулся. Он не был
украден, он просто убежал на волю. И это было еще не все. Он
привел с собой дюжину лошадей.
Опять люди собрались и сказали:
- Старик прав. Это не несчастье. Теперь ясно, что это было
благословение.
- Опять вы заходите далеко. Просто скажите, что конь вернулся ...
кто знает - благословение это или нет? - спокойно отвечал старик.
- Это только фрагмент. Вы прочли одно слово в выражении - как Вы
можете судить целую книгу?
В этот раз люди много не говорили, но внутри себя решили, что он
неправ - двенадцать прекрасных лошадей!
У старика был единственный сын, который стал объезжать этих
лошадей. Всего через неделю он упал с лошади и сломал обе ноги.
Люди собрались вновь и опять судили:
- Ты опять доказал свою правоту! Это несчастье. Твой единственный
сын потерял ноги, а в твоем преклонном возрасте он твоя
единственная опора. Теперь ты еще беднее, чем был.
- Вы одержимы суждением. Не заходите так далеко. Скажите только,
что сын сломал ноги. Никто не знает несчастье это или
благословение. Жизнь приходит кусочками, а большего нам не дано.
Так случилось, что через несколько недель страна вступила в
войну, и все юноши пошли в армию. Остался только сын старика,
потому что он был калека.
Вся деревня кричала и плакала, потому что это было решающее
сражение, и они знали, что большинство молодых людей не вернется.
Они пришли к старику и сказали:
- Ты был прав, старик, теперь это очевидно, что это было
благословение. Что ж, твой сын калека, но зато он с тобой. Наши
сыновья ушли навсегда.
Старик вновь сказал:
- Вы продолжаете судить. Никто этого не знает! Только скажите, ч
то ваши сыновья годны для армии, а мой сын - нет. Только Бог
знает несчастье это или благословение.
Суждение означает застывшее состояние ума. Ум всегда стремится
судить потому, что находиться в процессе развития опасно и
дискомфортно. Будьте очень мужественны, не прекращайте свой рост.
Не останавливайтесь, живите в моменте, просто находитесь в потоке
жизни. Жизнь есть бесконечное путешествие!