Профіль

ruslanmakarov

ruslanmakarov

Україна, Судак

Рейтинг в розділі:

Важливі замітки

Судак: 1800 лет под солнцем.

  • 07.04.12, 23:26

Не так давно, на XVIII Международной туристической выставке UІTT 2012 «Украина - Путешествия и Туризм» был представлен официальный логотип Судака – курортного города расположенного на юго-восточном побережье Крыма. Команда, занимавшаяся разработкой концепции туристического бренда, избрала в качестве логотипа разноцветную лягушку. Выбор был не случайным, дело в том, что так с крымскотатарского языка переводится название горы Бакаташ, находящейся вблизи города, которая хорошо видна с въездной дороги. Один из её отрогов напоминает силуэт карабкающейся к верху лягушки, за что гора и получила своё название.

Традиционным символом города всегда считалась Генуэзская (Судакская) крепость и как утверждают авторы логотипа, они вовсе не стремились найти ему какую-то альтернативу как визитной карточке курорта. Однако учитывая, что новый туристический бренд направлен в первую очередь на отдыхающую молодежь, а главными средствами привлечения должны стать фестивали, культурно-развлекательные и тематические программы. Авторам хотелось отыскать нечто оригинальное и до сего момента никем не использованное, следствием чего и стало появление симпатичной разноцветной лягушки, которая ко всему прочему у русскоязычной части населения Земли ассоциируется с путешествием, благодаря, всем нам знакомой с детства сказке Всеволода Гаршина.

В то же время не случайно и само появление нового туристического бренда, оно приурочено к знаменательному событию в жизни города, в этом году Судак отмечает своё 1800-летие. По этой же причине слоганом для нового бренда стало словосочетание «Вам Судак, нам 1800». Разработан был и веб-ресурс http://vamsudak.com/ru/index.html.

В разные эпохи Судак был крупным торговым центром, военной крепостью, сегодня же Судак – известный на постсоветском пространстве туристический центр. Город ежегодно посещают свыше 250 тыс. туристов (преимущественно из Украины, России и Белоруссии). Именно туризм является основным источником дохода для большинства жителей города. В летний сезон чуть ли не каждый второй «местный» сдаёт жильё отдыхающим, занимается торговлей сувенирами или всем, что необходимо для комфортного отдыха на пляже. Безусловно, что каждый из них желает, чтобы ежегодный приток туристов в город сохранялся и увеличивался.

Однако в городе есть проблемы, которые производят весьма негативное впечатление на его гостей:

- проблемы с водоснабжением и качеством воды;

- проблемы со сбором и утилизацией мусора;

- дефицит обслуживания на высоком уровне;

- плохое состояние дорог и многое другое.

В этой связи, практически каждый житель Судака хоть раз в жизни задавался вопросом, как же поддерживать позитивный имидж города, в случаи, когда почти каждый его посетитель сталкивается с вышеперечисленным? При том, что названные проблемы невозможно решить в краткосрочной перспективе, без привлечения значительных материальных и финансовых ресурсов и столь же значительных усилий. Каждый же, кто задавался этим вопросом, безусловно, пытался найти некую изюминку, о которой он сам мог бы поведать миру и тем самым привлечь в город новых гостей.

Задался подобным вопросом и ваш покорный слуга. Взяв на вооружение методы авторов проекта «Vamsudak» я попытался создать собственные логотип и слоган курорта с 1800-летней историей.

Что же положительного смог отыскать я в родном городе, что могло бы прийтись по нраву моим молодым сверстникам и публике постарше и солиднее?    

В процессе поиска я понял, что главные изюминки Судака как и прежде на поверхности и нужно лишь вновь попытаться хорошо преподнести их.

1.  Красивые и раскованные девушки, безусловно, одна из визитных карточек Судака. Не так важно местные ли они жительницы или приехавшие на отдых, ради знакомства с ними в Судак ежегодно съезжается огромное множество мужчин, как со всего СНГ, так и из ближнего, а иногда и дальнего зарубежья. Как  известно образ привлекательной женщины использовался в рекламе с момента её появления, создатели рекламных постеров знали, что не так важна связь образа женщины с объектом самой рекламы, сколько его способность привлекать внимание. И пусть возможно я буду растерзан радикальными феминистками и освистан активистками «Фемен» за «стремление эксплуатировать образ женщины в коммерческих целях», но эта изюминка летнего Судака будет первым, о чём я упомяну, когда захочу поведать что-то о своём городе.

 

2. Что такое путешествие? Путешествие – это всегда дорога! Романтика дороги издавна привлекала многих людей, о ней сложено множество песен и, наверное, нет более романтичного транспорта, чем мотоцикл, ощущение скорости и свободы, которые связанны с этим видом транспорта, наверное, знакомы даже тем, кто обычно отдаёт предпочтение другим средствам передвижения. Недаром именно благодаря ему зародилось и движение байкеров – свободных  и сильных людей, не боящихся «ни Бога, ни черта», никакого риска, ни дождя, ни ветра, ни скорости, ни опасностей дальних дорог. В Судаке не раз проходили международные слёты байкеров, а, следовательно, символом дороги, ведущей в далёкий крымский город можно избрать именно байк, что будет посылом на романтику самого путешествия.

 

3. Естественно, что Генуэзская (Судакская) крепость не может быть обойдена стороной, ибо именно она и является самим воплощением столь долгой истории города и возможно, что к упомянутой знаменательной дате она будет включена в список материального наследия ЮНЕСКО.

 

4. Естественно, что Судак – это тёплое Чёрное море.

 

5. Ну и наконец, Судак – это наименьшее среди курортов Крыма количество пасмурных дней в году — 84 и наибольшее — ясных (91). Солнце – это то, чего так долго не хватает жителям северных регионов, ради которого они преодолевают тысячи километров и приезжают на крымское побережье. Как известно яркое и греющее солнце – это залог жизнерадостности и оптимизма жителей тёплых регионов Земли. Следовательно, солнце – символ надежды на лучшее будущее крымского курорта.

Именно по этой причине я и не смог придумать иного слогана как «Судак: 1800 лет под солнцем», ведь, как известно за место под солнцем борются, нам же повезло там родиться, а нашему городу стоять вот уже на протяжении столь долгого времени. Стремление донести эту мысль до как можно большего количества людей на планете основным языком слогана я выбрал «лингва франка» нашей современности – английский язык.           

Результатом суммирования всего вышеперечисленного стало приблизительно следующие:

Соборность или всё-таки единство?

30 декабря 2011 г. в списке государственных праздников Украины появился новый повод для официального торжества – «День Соборности и Свободы Украины», который будет отмечаться 22 января, согласно Указу президента Украины № 1209/2011 [1]

Следует напомнить, что раннее в этот день в Украине отмечался «День Соборности» – праздник установленный указом президента Л. Кучмы в 1999 г. [2]  

Также в Украине до 2011 г. отмечался «День Свободы Украины» 22 ноября, согласно указу президента В. Ющенко № 1619/2005.

Указ 30 декабря 2011 г. президента В. Януковича отменил, указы своих предшественников и отныне таких праздников в официальном календаре государства больше нет.

Празднование в Украине «Дня Соборности и Свободы» восходит к событиям 1919 г., когда произошло объединение Украинской Народной Республики созданной на территории 9 губерний Поднепровской Украины (за исключением Крыма) с Западно-Украинской Народной Республикой, которая была провозглашена на территории украинских земель, входивших в состав Австро-Венгрии. Сперва, в Фастове был подписан договор 1 декабря 1918 г. «Про маючу наступити злуку обох українських держав в одну державну одиницю» [3], а затем 22 января 1919 г. в день первой годовщины провозглашения Четвёртого Универсала Украинской Центральной Рады, провозглашавшего независимость Украинской Народной Республики, в Киеве был торжественно объявлен Акт Воссоединения (Злуки) УНР и ЗУНР.

С одной стороны это событие имело большое историческое значение, ибо впервые земли населённые людьми, осознающими свою общность, объединились в одно государство на, казалось бы, добровольных началах. С другой стороны это событие не привело к фактическому объединению украинских земель, так как ни УНР, ни ЗУНР не выстояли под ударами своих противников, на момент провозглашения Акта о Воссоединении, значительная часть территории Украины контролировалась большевиками, польскими войсками и франко-британскими интервентами. Многие жители Поднепровской Украины не признавали власти Директории УНР.

Молодому украинскому государству, появившемуся в 1991 г. были необходимы свои символы и традиции, поэтому во многом они были позаимствованы у Украинской Народной Республики, как то гимн, флаг и герб. Собственно и сам праздник «День Соборности» был нужен для того, чтобы и у весьма разобщённого украинского общества, появился свой символ единения, который бы впоследствии стал прочно укоренившейся традицией.   

К сожалению, на данный момент этого не произошло, о чём свидетельствует не только отсутствие массовых и ярких торжественных мероприятий, особенно в регионах, но и высказывания видных политических деятелей современности. Так, 20 января 2012 г. во время своей пресс-конференции, глава Харьковской облгосадминистрации Михаил Добкин заявил: «Есть праздники, которые лежат глубоко в сердце каждого. Это религиозные праздники, праздники, связанные с историей народа. День Победы - это всенародный праздник. Я думаю, когда мы ближе подойдем к процессам объединения всех граждан, проживающих в этом государстве, когда мы искренне будем уважать традиции людей, которые проживают за тысячу километров от нас, когда мы не будем навязывать свою точку зрения на какие-то процессы, когда мы будем толерантнее, тогда этот праздник станет действительно всенародным» [4].

Слова харьковского губернатора вызвали бурную полемику в интернет-сообществе. Тем не менее, необходимо признать, что Михаил Добкин прав. Праздник так и остался непонятной для большинства жителей страны формальностью, не имеющей своих самобытных черт, каких не лишены другие праздники.

Почему же так случилось?

Ответ на этот вопрос, как, на мой взгляд, вполне очевиден.

Прежде всего, стоит отметить, что понятие соборность восходит к православному христианскому вероучению, как характеризующее церковное единство, кафоличность правосланой церкви, единство христиан в вере.

В ХIX в. это понятие получило несколько иное значение, так славянофилы с подачи философа Алексея Хомякова, развили идею соборности, как идею о едином укладе жизни и комплексе морально-этических норм внутри славянского (русского) сообщества. При этом индивидуальная обособленность противоречила идеи соборности и потому осуждалась, как противопоставление себя общности единоверцев и стремление к самоотчуждению, что само по себе противоречило природе русского человека, как полагали славянофилы.

Что же касается присутствия слова соборность в определении украинской государственности, согласно Акту Воссоединения и в названии праздника, то оно должно было указывать на то, что украинец сам по себе ничто, если он не часть единой украинской общности, он не способен добиться ни прав, ни свобод, ни благополучия, если он не откажется от своего индивидуального жизненного пути во имя общего.

Таким образом, понятие «соборность» предполагает строгое следование императиву и отрицание индивидуализма.

Однако в противостоянии коллективизма и индивидуализма, которое было одной из отличительных черт ХХ в. последний одержал убедительную победу и сегодня всякое его отрицание не может найти поддержку у масс.

При этом следует отметить, что в концепции праздника, понятие соборность отождествляется с понятием единство, но в действительности эти понятия не тождественны.

Единство – понятие более широкое, оно может быть обеспечено общими целями или идеями, но не обязательно отрицать право на самоопределение, тех, кто в этом единстве состоит, в отличие от  соборности.

Поэтому именно понятие национальное единство, а не соборность должно лечь в основу праздника, и должно указывать на стремление к достижению общей цели – построению сильного и процветающего украинского государства общими усилиями. Но, при этом, в котором каждый человек имел бы право быть самим собой и идти по собственному жизненному пути, даже если он не вписывается в общий фон, при условии, что его жизненный путь не будет противоречить общей цели.

Так же непопулярность праздника связана с не совсем удачным выбором даты и исторического события, которое, как уже было сказано, не оказало столь существенного влияния на дальнейший ход истории Украины и не имеет прямой связи с современной действительностью, а имеет лишь символическое значение. Поэтому, не исключено, что праздничный абгрейд украинского календаря ещё не раз повторится.

Наконец, как уже было также отмечено, праздник не получил своих отличительных, оказывающих сильное впечатление черт, как то другие праздники, пользующиеся всенародным признанием и любовью.

1. http://www.president.gov.ua/documents/14356.html
4. http://www.ukrinform.ua/rus/order/?id=1122628