Кто не платит — тот заказывает.
- 20.05.11, 20:47
Юго-Восток: Донецкая, Днепропетровская, Запорожская, Луганская, Николаевская, Одесская, Херсонская, Харьковская обл., Автономная Республика Крым и Севастополь. Эти регионы имеют общее историческое название, сегодня, к сожалению, выведенное из обращения, — Новороссия. Возникло оно на рубеже XVIII—XIX вв., когда после покорения Крымского ханства огромные территории причерноморских степей стали использоваться для оседлой жизни и хозяйственного развития. Российская империя реализовала грандиозную программу освоения этих земель, сюда приглашались и переселялись миллионы людей не только со всей империи, но и из-за рубежа. Понятно, что особенно много было переселенцев из близлежащей Украины.
Центр:Винницкая,Житомирская, Киевская, Кировоградская, Полтавская, Сумская, Хмельницкая, Черкасская и Черниговская обл. Территория этого «суперрегиона» примерно совпадает с границами Украинского Гетманства XVI—XVIII вв., которое принято считать предшественником современного украинского государства.
Запад: Волынская, Закарпатская, Ивано-Франковская, Львовская, Ровенская, Тернопольская, Черновицкая обл. При определенных различиях между ними общим является то, что все эти области вошли в состав СССР и Украины в 1939—1945 гг. и ранее, за исключением Волынской и Ровенской обл., никогда не являлись частью Российского государства.
Киев. Столицу нашей державы выделим в отдельный «суперрегион» исходя в первую очередь из экономических соображений.
Для оценки вклада каждого региона в общую копилку и получаемой оттуда доли общего пирога используем такие показатели, как валовой внутренний региональный продукт и реальные доходы населения. Для расчетов использованы соответствующие данные по каждому из админрегионов с официального сайта Госкомстата. Цифры относятся к 2006 г. — последнему, по которому на сайте есть вся необходимая информация. Очевидно, что за последующие годы существующие пропорции не претерпели принципиальных изменений.
Справедливость же существующего распределения оценим по «коэффициенту потребления», определяемому как соотношение располагаемого дохода и ВВП на душу населения по каждому региону (см. табл.).
Сразу же бросается в глаза «аномально» высокий вклад Киева в суммарный национальный продукт — составляя 5,96% населения, жители столицы дают 17,51% ее ВВП. Впрочем, такой феномен присущ не только Украине и объясняется, естественно, не особыми талантами столичных обитателей, а исключительно спецификой постсоветской экономики, завернувшей в столицу основные финансовые потоки всей страны. Особенно выпукло феномен столичного «экономического чуда» проявился в, как принято теперь говорить, соседней державе, которую еще в 90-е неофициально разделили в экономическом плане на Москву и «Россию за МКАД». Поэтому при сравнении регионов Киев мы пока вынесем за скобки.
Доминирующая роль Юго-Востока в экономике страны очевидна. При численности населения, составляющей 47,34% населения Украины и примерно равной суммарному населению Центра и Запада (46,61%, напомню — без Киева, но с Киевской обл.), Юго-Восток производит 49,41% всеукраинского ВВП против 30,21% у двух регионов. Особенно «пасущими задних» выглядят западные области, при 20,28% населения Украины дающие лишь 12,7% ВВП.
Конечно, уровень доходов и потребления также различается по регионам, однако тут диспропорции не столь велики, понятно, за счет перераспределения ресурсов от экономически сильных регионов к слабым. И тут стоит обратить внимание на выведенный коэффициент потребления. Если среднестатистический житель Юго-Востока получает в виде реальных доходов 64% стоимости произведенного им продукта, то для жителя Центра этот показатель — 82%, а для «западенця» — 89%! Фактически западные области ничего не вносят в общенациональную копилку!
Впрочем, объем регионального ВВП, определяемого как рыночная стоимость всех товаров и услуг, произведенных во всех отраслях экономики, нельзя считать наиболее объективным критерием вклада региона в общенациональную экономику. Если финансовые ресурсы из регионов-доноров путем административного регулирования перебрасываются в депрессивные, то они и создают там весомую часть производимого ВВП.
На эти средства строятся дороги, больницы, школы, подрядчики закупают стройматериалы, работники задействованных в освоении средств предприятий тратят зарплату в местных магазинах (так же, как и получающие за счет центральных субвенций зарплаты и пенсии бюджетники и пенсионеры), делая им выручку и покупая товары местных же производителей.
То же самое относится и к процветающей столице. Деньги делают деньги и привлекают новые деньги! Приходящие из регионов средства «обналичиваются» через официальные и «не очень» доходы огромной армии политиков и чиновников, которые затем их реализуют в киевских магазинах, салонах, новостройках (а есть спрос на недвижимость — появляется и предложение, то есть дополнительные инвестиции извне), и все это — дополнительные рабочие места, налоги в местный бюджет (наглядный пример "Каравай" - производит в регионах, зарегистрирован в Киеве). Но, повторимся — процветание столицы возможно лишь до тех пор, пока через нее проходят финансовые потоки, создаваемые в провинции. Функция управления, безусловно, важна и необходима, но «платежеспособный спрос» на нее есть только тогда, когда есть кем и чем (финансами) управлять.
Более показательным критерием выглядит объем экспорта товаров и услуг из каждого региона. Ни одно государство не может существовать в условиях полной автаркии, производить все необходимые для достойного существования промышленные товары, и тем более — ни одно государство не располагает всем «ассортиментом» природных ресурсов. А как говорил кот Матроскин: «Чтобы что-нибудь купить, нужно что-нибудь продать!». Именно экспорт — локомотив экономики любого государства — обеспечивает его существование.
Экспортируемые товары и услуги являются конкурентоспособными, поскольку нашли своего потребителя, готового платить за них на мировом рынке. Объемы экспорта-импорта товаров и услуг по регионам за одиннадцать месяцев 2008 г. приведены в таблице.
Вновь привлекает внимание «выдающаяся» роль Киева, особенно в экспорте услуг, и вновь приходится констатировать, что такой успех обусловлен лишь столичным статусом. Характерно, что экспорт товаров из Киева составил $7861,3 млн., что при среднем курсе за рассматриваемый период около пяти гривен составляет порядка 39306 млн. грн., а весь объем реализованной киевскими предприятиями продукции за соответствующий период составил 24 454 млн. грн. (www.gorstat. kiev.ua). Очевидно, что Госкомстат лишь фиксирует экспорт, прошедший таможенное оформление в Киеве, но реально произведенный в других регионах Украины.
С учетом «киевского фактора» можно констатировать, что Юго-Восток обеспечивает не менее 3/4 экспортных поступлений Украины. Лишь 11,12% выручки от экспорта товаров и 2,98% от экспорта услуг обеспечивает Центральный регион (из них около трети одна область — Полтавская) и совсем уж лептой вдовицы выглядит вклад западных регионов — при 20,28% населения страны — 6,24% экспорта товаров и 2,83% экспорта услуг.
Конечно, могут возразить, что все мерить экспортом нельзя, есть и внутреннее разделение труда — товары и услуги, произведенные на западе и в центре Украины (включая Киев), занимают значительное место на нашем рынке, включая и Юго-Восточный регион. Так-то оно так, но внутренний рынок всегда, в той или иной степени, защищен таможенными барьерами. Иначе говоря — если экспортируемый продукт конкурентоспособен по определению, то конкурентоспособность и объемы реализации товара на внутреннем рынке зачастую определяются протекционистскими мерами правительства.
Будем называть вещи своими именами — если бы гипотетически, в экономическом плане юго-восток получил независимость, то это означало бы лишь избавление от висящего на его ногах балласта. Критического сокращения рынков сбыта для юго-восточных предприятий не произошло бы. Зато прекратился бы идущий по многим каналам переток ресурсов в депрессивные западные регионы (а «функцию» управления и перераспределения с огромным удовольствием возьмет любой из мегаполисов Юго-Востока). Речь идет не только о прямых многомиллиардных субвенциях из госбюджета, формируемого за счет регионов-доноров, но и о привилегированном доступе товаров с запада на юго-восточные рынки. А вот у потребителей юго-востока появилось бы куда больше возможностей выбора наиболее приемлемой и по цене, и по качеству продукции!
Итак, государство Украина существует исключительно благодаря труду и за счет жителей Юго-Востока.
Одни работают — другие управляютДумаю, и без подсказки знают, интересы и чаяния жителей каких регионов отражает проводимый центральной украинской властью курс (причем на протяжении 20 лет независимости, при всех президентах), какие идеи доминируют в центральных СМИ и навязываются всей страны. Мало того, наследники бандеровцев, превратившие Украину в свою вотчину, позволяют себе оскорбительные выпады в адрес жителей Юго-Востока, строят памятники шухевичам и бандерам — и в киевской «политтусовке» (наполовину состоящей из выходцев из Галиции) слово «донецкий» носит исключительно уничижительный, пренебрежительный смысл.
У «свидомой» публики начинается истерика при одном слове «федерализация», хотя десятки государств успешно существуют и развиваются в рамках федеративного устройства. Куда проще вопить об «угрозе целостности» страны в случае федерализации.
Увы, и нынешнее руководство страны, те самые «донецкие», пришедшие к власти благодаря голосам жителей Юго-Востока, не нашли ничего лучшего, чем заигрывать с западноукраинскими националистами в надежде «купить» их лояльность к нынешней власти. Категорически отвергнута федерализация, а в добавление ко всему прочему именно нынешняя власть выдвинула и начала продвигать проект «Олимпиады во Львове», официально закамуфлированный под «Игры в Карпатах» (чтобы название идейного центра бандеровщины на первых порах не произносить вслух).
Вице-премьер Борис Колесников признал: «Украину ждет жесточайшая борьба за зимнюю Олимпиаду. Только для полноценного участия в конкурсе половину объектов нужно построить уже в ближайшее время, к 2014 г. Колесников назвал и приблизительную цифру: «На подготовку к Олимпиаде-2022 стране необходимо будет тратить 1 миллиард долларов ежегодно».
Т. е. получит ли Украина Игры — еще большой вопрос (точнее — шансы почти нулевые, особенно после львовского шабаша), а денежки (914 млн. долларов уже в текущем году) на развитие Львова вынь да положь. Заметим, что эта сумма составляет примерно половину всех расходов на оборону Украины в нынешнем году!
Утверждают, что, подписывая манифест об отмене крепостного права, Александр II заявил: «Я освобождаю крестьян «сверху»,пока они не освободились «снизу». Замечательный пример государственной мудрости, над которым стоит задуматься не только нынешней власти как таковой, но и всей украинской политической элите. Ведь как показывает мировой опыт, если «федерализация» начнется снизу, то федерализацией она уже наверняка не ограничится!
http://2000.net.ua/2000/forum/mnenie/73675
Должен заметить, что не все киевляне реагируют на "донецких" как бык на тряпку - я вот общался с Белой Алисой (киевлянка), так она уверяет, что большинству киевлян пофигу эти ярлыки. Это радует.