Часто приходится слышать от противников ТС и сторонников ЕС - нельзя рассуждать о выгодности ТС, т.к. нет конкретных данных (чуть ли не по видам продукции) о структуре товарных потоков. Решил восполнить этот пробел и привести те самые данные, которых не хватает моим оппонентам для адекватной оценки необходимости Украине работать в рамках ТС.
Пошло третье десятилетие самостоятельной государственности. И какую же картину, возьмем в кавычки, «постиндустриальной» Украины мы видим в обозримом будущем, учитывая тенденции, легко прослеживаемые из цифр, характеризующих торговлю Украины с основными партнерами — Россией и ЕС? (Притом что все показатели приведены по факту за прошедший период, т. е. без учета грядущего Соглашения о зоне свободной торговли с ЕС.)
Оценим перспективу отраслей, структурируя показатели экспорта и импорта по основным товарным группам, дающим «наполнение» итогового показателя.
Начнем с АПК. Позитивное сальдо с ЕС 0,8 млрд.долл. 89%(!) нашего экспорта — 2,8 млрд. долл. — в страны ЕС обеспечивают лишь четыре товарные группы — зерно, семена подсолнуха, жиры и масла животного или растительного происхождения, остатки и отходы пищевой промышленности.
В то же время конфеты, товарная группа 18 («какао и продукты из него») составляют «аж» 18,8 млн. долл. А товарная группа 22 («алкогольные и безалкогольные напитки») — 12,2 млн. долл. «Смешные» цифры при общем объеме экспорта продукции АПК в ЕС в 3,2 млрд. долл.!
Позиция «масло сливочное, сыры» в мало-мальски серьезных объемах вообще не наблюдается. Это при том, что, к примеру, экспорт в Россию данной товарной группы, которой в последнее время уделено столь большое внимание наших СМИ, в 2011 г. составил без малого 400 млн. долл., конфет — 427 млн., алкогольной продукции — 180 млн. С Россией позитивное сальдо по этой группе 1,3млрд.долл.
Как говорится, no comment!
А что же импорт? Первые по объему четыре позиции из ЕС: товарная группа 21 («разные пищевые продукты») — 256 млн. долл.; группа 02 («мясо и съедобные субпродукты») — 179 млн.; 22 («алкогольные и безалкогольные продукты») — 173 млн.; 10 («зерновые культуры») — 141 млн.
Что мы имеем в таком важном секторе, как машиностроение? Первое, что, конечно же, обращает на себя внимание, — позитивное сальдо в торговле этой продукцией с Россией — 4,2 млрд. долл. и негативное с ЕС — 6,1 млрд.
Чтобы развеять миф о закупке современного высокотехнологичного оборудования, проанализируем эти статьи более внимательно.
Первые четыре позиции нашего экспорта в ЕС: товарная группа 85 («электрические машины») — 1547 млн. долл., 84 («реакторы ядерные, котлы, машины») — 374 млн., «железнодорожные локомотивы» — 70 млн. и суда — 21 млн. в сумме составляют 95% закупаемой ЕС продукции машиностроения.
Теперь первые четыре позиции импорта из ЕС: товарная группа 84 («реакторы ядерные, котлы, машины») — 3,8 млрд. долл.; группа 87 («средства наземного транспорта, кроме железнодорожного», т. е. автомобили) — 2,5 млрд.; 85 («электрические машины», читай — электробытовая техника) — 2,4 млрд.; 86 («железнодорожные локомотивы») — 72 млн. Таким образом, Украина в прошлом году купила европейских автомобилей и бытовой техники почти на 5 млрд. долл.!
Очень показательно на этом фоне выглядит структура экспорта нашей продукции машиностроения в Россию. Железнодорожные вагоны — 2,6 млрд. долл., запчасти к ним — 320 млн., двигатели турбореактивные — 547 млн., тракторы и автомобили — 413 млн., насосы — 400 млн., трансформаторы — 283 млн. и т. д.
Надеюсь, и здесь комментарии излишни.
Пару слов о металлургии. Имеем позитивное сальдо как с ЕС (+4,3млрд.), так и с Россией (+2,0 млрд.). 96% экспорта и в ЕС, и в Россию — такое удивительное совпадение — составляют две только товарные группы: 72 и 73 — «черные металлы» и «изделия из черных металлов».
И, наконец, химическая отрасль. Сразу бросается в глаза колоссальная разница в сальдо. Хотя оно у Украины негативное как с Россией, так и с ЕС, но с Россией оно составляет 0,65 млрд. долл., а с ЕС — 5,4 млрд.! И вторая очевидная разница — качественное отличие структуры товаропотоков.
В украинском экспорте в ЕС первые четыре составляют товарные группы: 28 («продукты неорганической химии») — 348 млн. долл., 29 («органические химические соединения») — 247 млн., «удобрения» — 150 млн., 32 (экстракты дубильные, т. е. — неорганика, органика и удобрения).
В импорте из ЕС первые по объему четыре товарные группы — это 30 (фармацевтическая продукция) — 2 млрд. долл.; 39 (пластмассы, полимерные материалы) — 1,8 млрд.; «разнообразная химическая продукция» — 845 млн.; 33 (эфирные масла) — 520 млн. Тут, как говорится, почувствуйте разницу!
В то же время в украинском экспорте в Россию основные позиции: корунд искусственный — 530 млн. долл., пластмассы и изделия из них — 465 млн., краски и красители — 81 млн., каучук и резиновые изделия — 54 млн., мыло и моющие средства — 52 млн. То есть в основном это готовая конечная продукция, а не сырье или полуфабрикаты.
По итогу нерадостный вывод: при дальнейшем даже вялотекущем дрейфе в сторону Евросоюза и совершенно естественном при этом постепенном сужении украинского сегмента на рынке России и других стран Таможенного союза (а также в целом СНГ) лет через 10—15, а может, и меньше Украина из индустриальной страны имеет все шансы окончательно стать сугубо сельскохозяйственной.
Любому здравомыслящему экономисту должно быть понятно, что при таком раскладе машиностроение и химическая отрасль окончательно «отомрут» за ненадобностью. А металлургия еще какое-то время будет существовать, но до того момента, пока окончательно не исчерпает ресурс нынешнее оборудование металлургических заводов, доставшихся из далекого социалистического прошлого. Опять же, не надо забывать, что металлургия — это вредное и неэкологичное производство. А это серьезный дополнительный фактор для заинтересованных участников процесса.
Агропромышленный комплекс останется. Но его первостепенной задачей будет поставка сырья, в т. ч. в страны ЕС.
Спрашивается, хотят ли украинские граждане такую Украину? Тогда зачем мы ее такой делаем?
Наша внешняя политика уподобилась «Конкордии», которую несет на скалы. А мы с маниакальным упорством, достойным лучшего применения, пытаемся понравиться кому-то в красивой вилле «на европейском берегу».
Но пора делать следующий — решительный — шаг. Позиции сторон прозрачны как никогда.
Замдиректора департамента торгово-экономическогосотрудничества со странами СНГ и РФМинэкономразвития Украины
Владимир Шевченко.