Оппа, попадалово!
- 28.06.12, 23:39
Старинное село Млёво в Тверской области, прямо посередине между двумя столицами, брусничное, грибное, лисье и волчье… Во Млево, говорят, служит особенный батюшка…
Отец Владимир со своей матушкой встретил меня на пустой станции и привёл в гости к старушке, которую только что, в 6 утра, они помыли в своей бане. Для бабы Нины местный батюшка - и «скорая», и пожарная, и МЧС, и психологическая поддержка, и, когда надо, такси.
- Эй, девчонки! - первое, что услышали отец Владимир и матушка Алевтина, появившись на кривой млевской улочке 12 лет назад. «Мы ж оба в чёрном до пят, а глаз у местного жителя замутнён…»
От когда-то легендарных (ещё древнерусской княгини Ольги) времён во Млево остался редкий, «едва во всей России три таких наберётся», уступающий в размерах лишь храму Христа Спасителя Спасо-Георгиевский храм, в котором службы шли и во время татаро-монгольского ига, и в Великую Отечественную, не прерываясь ни на день. Оттуда, с колокольни храма, видна батюшкина «епархия»: изгиб сияющей реки, по берегам которой были да сгинули монастыри, место, где ушла под землю часовенка вместе с молящимися, и 18 полупустых, спивающихся, «бездетных» деревень, тающих на глазах: каждый год «уходит» по одному дому…
Сколько батюшек спешили отсюда, с бескормицы, на хлебные городские места. «Отец Владимир, а вы как же так тут застряли?» - часто спрашивают млевского батюшку. «Да на кого ж я бабушек своих кину? Да и храм жалко, - удивлённо отвечает он. - Ведь про него Иоанн Кронштадтский, отслуживший в начале века в его алтаре литургию и оставивший здесь своё облачение, шитое яркими цветами, сказал: «Стоять будет до второго пришествия».
Свою первую службу, 12 лет назад, отец Владимир Сафронов служил в облачении святого: денег не было на своё…
Когда-то он был радистом на флоте, летал в морской авиации, но в самые махровые советские времена в разрезе офицерской рубашки проглядывал неуставной крестик. Вышел на пенсию. Рукоположился.
- Этот храм выбрал меня сам.
Батюшка с матушкой - люди городские, а во Млево: кочерга, печка, ухват. Сначала поселились в сторожке на кладбище. «Долго сами топили, пока не пришёл татарин-печник и не сказал: «Ваш Бог есть: огонь уже давно стены за печкой лижет, вы едва не сгорели». Разве не чудо?»
Электричества в храме не было, во время службы чаша с водой замерзала, немели руки. Заболели воспалением лёгких.
- Лежим с температурой, денег - 10 рублей осталось, а хлеб тогда 5 стоил, вдруг люди из города приезжают. Я говорю им, сейчас пойду хлебушка куплю к столу, а то совсем подать нечего. Они: иди, иди. А сами за мной - и всю лавку скупили, я потом эти продукты всю зиму прихожанам раздавал. Скажете, не чудо? А теперь ты, матушка, про главное расскажи!
- Не было во что звонить, мы уже мечтали найти где-нибудь кислородный баллон, разрезать - и сделать из него колокол. И вдруг помер у нас здесь один мужчина, Пазухин…
- И я его соборовал, - подхватывает батюшка. - А потом приходит его сын и спрашивает, чем помочь. Я рассказал о своей мечте… Через 2 недели звонок: «Куда колокол сгружать?» Привезли! Подхожу к матушке, говорю, угадай, какое чудо произошло. Она: «Неужели машину подарили?» Я: «Бери выше: колокол!» Сидим оба плачем…Машина - подарок прихожанина из Москвы и предмет нареканий наезжающих дачников, которые священнический быт рассматривают сквозь призму столичных скандалов.
- Первые годы мы с матушкой - а она у меня и певчая, и казначей, и пономарь - пешком ходили по деревням, по избам служить. В одну рождественскую неделю нужно было обойти все деревни моей «епархии», а это 200 км на своих двоих. Бредём, всю утварь на себе тащим, 30 градусов мороза, однажды у матушки колготки к ногам прилипли… Я ей говорю: «А ну марш босиком!» Она прошла километр, ноги отогрелись, пошли дальше…
- Ходили, - вторым голосом ведёт матушка Алевтина, - с батюшкой по домам, просили на храм: нам почти не подавали, сквернословили. Да что там: даже те, кто хотел бы пойти на службу, боялись в храм зайти: предыдущий батюшка без крестика внутрь не пускал, с сумками не пускал, строгий был…
А при отце Владимире так стало:
- Вижу, пьяный идёт ко мне, говорит: «Есть хочу». Что ж я ему скажу: «Иди в церковь, молись?» Я ему скажу: «Заходи, дам картошечки…»
Такие чудеса… Иконы мироточат во Млево. В храме и у батюшки дома. И распятие. Говорят, люди исцеляются от рака у могилы Марфы-посадницы, что в трёх метрах от кладбищенской сторожки. «Сам храм молитвенную силу имеет огромную. Женщина из Удомли бесплодная до сорока лет была, приехала к нам - сейчас 5 лет сыну». Ангелы поют в храме. «Мужской хор - на греческом языке… Я сначала боялся говорить: скажут ещё, у батюшки белая горячка, но потом и сами прихожане стали подтверждать: видят в закрытом храме горящий свет и чудные голоса слышат».
И нет к млевскому храму очереди, как к храму Христа Спасителя, когда в него привезли православную святыню и перекрыли весь центр Москвы. И почему-то от этого во млевские чудеса веришь больше: они такие обыденные, близкие, руку протяни - и можно потрогать каплю масла, стекающую по ноге Спасителя на кресте, и никто за это не поругает. Здесь, во Млево, где поют ангелы и пьют горькую, так легко верить батюшке, когда он произносит как будто прописные истины как будто высоким штилем:
- Мы с матушкой несколько лет назад в аварию попали, так меня на 7-й день из больницы выгнали: люди ко мне всё шли и шли, кто с бедой, кто за советом. А я умирать буду - должен им служить. Я же клятву давал, для этого и поставлен был…
За 12 лет служения отца Владимира, в начале которых и воду местные жители не давали Сафроновым брать из колодца («А я речку перекрещу и из неё ведром черпаю»), и, бывало, воровали из огорода картошку, научились уважать его тяжёлый труд и тихую веру, его скромный быт и проникнутое чудесами бытие. Помогают ремонтировать храм, на праздники в нём бывает по нескольку сотен человек…
- Но что помогают, что проклинают, а в церковь ведь по- настоящему всё равно не идут!.. Один мне говорит: «А ведь я теперь как: на ночь с вами разговариваю. «Спокойной ночи, батюшка, спокойной ночи, матушка!» - говорю». Да разве со мной говорить надо?!
Как силы не покидают - если всё напрасно?
- Старцы говорят: «Спасёшься сам, около тебя спасутся сотни...»Я складываю ладони лодочкой, подходя на прощание под благословение, - и лодочка моя неправильная. Отец Владимир молча поправляет: кладёт правую ладонь поверх левой - молчит. И я вижу, какие ласковые у него глаза. Он спасётся.
Полина Иванушкина.
Послушайте пение Ангелов в Афонском монастыре записанное на магнитофон случайно одним из прихожан.
Утверждение, что «отцом» современной водки является Менделеев, не более чем миф, - говорит Борис РОДИОНОВ, историк водки, автор книг «Правда и ложь о русской водке» и «История русской водки от полугара до наших дней». - Но ещё большим заблуждением являются разговоры о том, что водка - традиционный русский напиток. Национальные традиции, в том числе питейные, формируются веками. А значит, любой человек, принадлежащий к той или иной нации, может при желании изготовить тот или иной традиционный продукт. Любой шотландец из ячменя при помощи простейшего самогонного аппарата выгонит, как бы у нас сказали, самогон, зальёт его в дубовую бочку и через три года получит виски. Любой чех в состоянии изготовить сливовицу, венгр - палинку, мексиканец -текилу и т. д. И только русский человек не может в домашних условиях приготовить свой «национальный» напиток - водку, которая представляет собой примитивную смесь спирта с водой. Сколько бы вы ни перегоняли путём дистилляции самогон - всё равно это будет самогон, а не водка. Всё дело в том, что ректификованный спирт - основу для водки - делают в ректификационных колоннах высотой как минимум в 3 этажа. Эта технология появилась в Европе в середине XIX в. Получаемый этим путём спирт использовался исключительно в промышленных целях. Никому в мире в голову не приходило смешивать его с водой и пить. Но в конце XIX в. технология дошла до России. И 1 января 1895 г., когда железной волей министра финансов Витте была введена винная монополия, началась эпоха водки в её нынешнем виде. Так мы потеряли целый пласт нашей алкогольной культуры - хлебные вина, полугары, настойки и пр.
Эта алкогольная революция была проведена исключительно ради экономической выгоды государства, хотя всё это прикрывалось заботой о здоровье нации. Была развернута мощная кампания: настоящие национальные алкогольные напитки, полученные путём дистилляции, крайне вредны для здоровья, поскольку содержат массу примесей - эфирные, сивушные масла и прочее. А очищенный, ректификованный спирт менее вреден. Этот миф жив до сих пор. Но возьмите, к примеру,виски, коньяк или любой другой дистиллированный напиток - каждый имеет свой неповторимый вкус, аромат именно благодаря примесям. И что, ирландцы, французы, шотландцы и прочие народы, употребляющие свои традиционные «грязные» напитки, больше страдают от отравлений и алкоголизма?! Более того, современные исследования в этой области доказывают обратное! Профессор Владимир Нужный, возглавлявший лабораторию токсикологии, рассказывал об экспериментах, в которых крысам выдавали одинаковые дозы виски, коньяка и водки. Отравление и симптомы были одинаковыми после употребления всех напитков. Однако у крыс, которым давали водку, быстрее вырабатывалась зависимость. Другими словами, преимущественное потребление водки приводит к более быстрому возникновению алкоголизма. Причина кроется как раз в её чистоте. Аналог - героин. Очищенный опиум вызывает необратимую зависимость после одного, максимум - двух приёмов. Аналогия с героином оправданна, так как этиловый спирт согласно ГОСТу 1972 года относится «... к сильнодействующим наркотикам, вызывающим сначала возбуждение, а затем паралич нервной системы». Сегодня есть все основания предполагать, что водка - алкогольный героин. Не принимать это во внимание - преступление против собственного народа. Вполне возможно, русский народ с конца XIX в. принудительно посажен на алкогольный героин. Наша страна вышла на первые строчки в рейтинге наиболее пьющих стран лишь начиная с 50-х гг. ХХ в. До этого, например, к 90-м гг. XIX в. по потреблению абсолютного алкоголя Россия была всего лишь на предпоследнем месте (меньше пила только Норвегия).
Современная водка с момента своего создания делалась из того, что дешевле. Чистый спирт - это химический элемент, и нет совершенно никакой разницы, из какого сырья он добыт. Примерно до 50-х гг. ХХ в. в производстве водки преобладал картофель. После наступил период, когда цена зерна стала ниже, чем цена на картофель, - соответственно, в производстве спирта увеличилась доля пшеницы. Сегодня согласно ГОСТу в спирте «Экстра»допускается 60% картофеля, а в спирте класса «Люкс» - 35%. Соблюдается ли эта пропорция - никто вам чётко не скажет, поскольку проверить довольно трудно. Даже самый профессиональный дегустатор не в состоянии определить, что преобладало в производстве того или иного спирта - зерно, нефть или опилки (по некоторым данным, именно из опилок производили водку в годы войны). А спирт, сделанный из нефти (синтетический), чуть было не узаконили для производства водки. И никто бы не заметил разницы... Не сделали этого по причинам чисто этического характера.
При употреблении водки в основном работают не органолептические органы, а мозг, точнее, заложенная в него информация. Чтобы в этом убедиться, достаточно провести «слепую» дегустацию. Если человеку налить водку нескольких марок и попросить на вкус, запах, послевкусие определить среди них «любимую», большинство этого сделать не сможет. Так что в этом смысле вся водка действительно одинаковая. Насколько мне известно, cебестоимость содержимого любой бутылки нашей горькой составляет около 10-15 (!) рублей. Покупая дорогую водку, вы платите в основном за раскрученную марку, упаковку, рекламу и пр.
В Тбилиси, в возрасте 55 лет сегодня скончался выдающийся футболист, бывший нападающий тбилисского "Динамо" и сборной СССР Рамаз Шенгелия. Об этом проинформировала всех Федерация футбола Грузии. "Грузинский футбол осиротел, Грузия осталась еще без одного великого игрока", - сказано в сообщении ФФГ.
Главный тренер тбилисцев просто усадил молодого форварда на скамейку запасных, несмотря на обожание болельщиков и критику прессы - из-за ачавшейся звездной болезни. Получивший шанс Реваз Челебадзе стал забивать в составе
заслуженный тренер Грузии Герман Зонин, у которого Шенгелия играл. – В те времена, когда я принял тбилисскую команду, у Рамаза уже были проблемы с сердцем. Нагружать его на все 90 минут было нельзя. Я его спрашивал, что лучше: выходить в стартовом составе или на замену? Шенгелия рвался в бой с первыхминут, но прислушивался к моим доводам. Ведь эффективнее для команды будет, если ты выйдешь, когда защитники соперников уже подустанут.
Рамаз по своему стилю был нападающим, зависимым от хорошего паса. К счастью, и вВ «Динамо» (Тбилиси) он играл в 1977-1988 годах, провел 283 матча, забил 120 голов.
Он завершил карьеру играми за шведский «Холмсунд» в 1989 году, сыграв 13 матчей и забив два гола.
В 1978 и 1981 годах Рамаз Шенгелия признавался лучшим футболистом СССР.
Он – обладатель европейского Кубка Кубков – 1981.
Сострадание и смирение — вторая и третья определяющие черты православного мирочувствования. О естественном православии русского народа в повести "Мешок с золотом" (из цикла «Мечты и жизнь») пишет Николай Полевой: «Пойдем в церковь их, простую, благолепную, посмотрим на ряды крестьян, вглядимся, как тихо, внимательно слушают они слово божие, как усердно, в простоте сердца, кладут земные поклоны. Святость религии живо почувствуете вы только в сельской церкви, где ум покорен вере, где жизнь безвестная, начинаясь крещением в храме, кончится в нем же, и скромный крест дедовской могилы виден юному внуку из окон хижины его»
А вот фрагмент из повести "Живописец" — мастер-иконописец дает уроки главному герою: «Бог неизобразим... Лицо его... яко солнце, и ризы его белы, яко снег, — да где же я возьму красок, дитя мое? В мире их нет! И могу ли изобразить сияние бога, если один луч солнечный, упавший на сияние, мною изображенное, темнит его! (...) Видал я немецкие и итальянские картинки, которые католики называют образами, но это грубые портреты мужей и жен красивых — человеческие, а не божественные изображения. Сын мой! Будь прежде всего смиренномудр — не ищи того, что не дано человеку, или — горе тебе!»
Православие в силу своей «косности» и консервативности всегда считалось реакционным у "передовой", "прогрессивной", либеральной российско-советской общественности. А именно она всегда была законодателем мод, определителем мейнстрима. Православие в ее среде из-за своей нелиберальности, непрогрессивности всегда было немодным. И те из русских писателей, в ком православный взгляд на мир проявлялся особенно полно, как правило, задвигались во второй и третий ряд.
И вот, наконец, в определенных либеральных кругах — мода на православие! Но очень легко назваться православным, гораздо труднее им стать. Вот и получается, что многие «неофиты» норовят наложить на православие свой либеральный опыт. И как результат — необязательность, приблизительность, грубый схематизм.
Наши храмы полнятся неофитами только по великим праздникам, когда там можно незатруднительно взять — освятить свое питье, еду, дары земли, самому "почиститься". И, увы, крайне малолюдны в повседневье, когда нужно отдавать — часть своей души, сердца, времени, наконец материальных пожертвований на богоугодные промыслы. Воистину, обернись двуличие медицинским диагнозом — получим повальную эпидемию! Особенно в родимых "верхах", соорудивших для себя, любимых, эдакий райский междусобойчик, оставляя "любимому электорату"... соблазнительные картинки-фантики от собственного земного Эдема.
Вот кабы духовное очищение начали с себя украинские "гетманы". Скажем, отдали бы на народные нужды личную "хатынку" в Альпах, убедили бы дочь продать шикарный особняк в Лондоне для пополнения тощей украинской казны, перепрофилировали бы свое крутое поместье в Карпатах под детский санаторий, переселились бы в рядовые городские квартиры, оставив свои виллы ветеранам. Глядь, и подзависимая чиновная рать волей-неволей вынуждена была бы избегать скверны богопротивного стяжательства. Подхваченные же нарастающей лавиной реального доброчестия, всенародные "любимцы"-олигархи, мучимые совестью от излишества персональных «трудовых доходов», пустили бы их на модернизацию хиреющих предприятий, а не в офшорные заначки. Ну как тут и простому люду не внести свой посильный вклад в возрождение «неньки», закатав рукава и взявшись реализовывать разрекламированные реформы?!
Может, тогда и снизойдет на наши грешные души второе пришествие Христа. Пока же приходится напомнить многочисленным землякам-"водоносам" (это о приходящих в храм по большим праздникам - воду освятить, отметиться, так сказать, "для галочки" о проведенном мероприятии - посещении церкви. А потом с упоением рассказывающих своим знакомым какие они прилежные прихожане), как зачинатель сего сугубо церковного обряда Иоанн Предтеча дал от ворот поворот духовным наставникам нынешних псевдохристиан — фарисеям и саддукеям, пожелавшим за так очиститься от грехов: "Явите вначале плоды вашего покаяния: у кого две рубашки, пусть отдаст одну тому, у кого нет ни одной, и тот, у кого есть пища, пусть сделает то же самое". Не правда ли, очень современно звучит двухтысячелетней давности условие приобщения к милости Носителя Высшей Справедливости, самым употребляемым определением Которого в адрес и коварных противников-книжников, и слабодухих друзей-учеников было жестко прямолинейное — "лицемеры!".
Как тут не вспомнить мудрую мысль видного ученого-религиеведа Павла Флоренского: "Духовная сфера — не магазин, где заплатил деньги и получил желаемое. Нужны неустанный труд на ниве добрых дел и действенная молитва". По примеру, скажем, всеевропейски известного старца протоиерея Николая Гурьянова, около полувека прослужившего в скромной церкви острова Залит на Псковском озере. Вокруг его неприхотливой обители, осиротевшей после ухода батюшки в мир иной, вырос целый поселок из... духовно и физически исцеленных выходцев со всех уголков бывшего Союза! Силы же для подвижничества праведнику дало само Небо, уберегшее его — единственного из партии политических заключенных, строивших по пояс в ледяной воде железнодорожный мост возле Воркуты. А согревала в самый лютый мороз... искренняя Иисусова молитва: "Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго". Помилуй же и нас, суетных, своекорыстных, лукавых...