Учитель.
- 08.08.13, 09:08
6 августа 1978 г. из СССР был выслан вместе с семьей выдающийся социальный философ Александр Александрович Зиновьев (1922—2006).
Александру Зиновьеву удалось сохранить научную честность и принципиальность и в эмиграции, дав глубокий и беспристрастный анализ современного западного общества, и после распада советского государства, который он оценил как социальную и культурную катастрофу.
Из книги Дмитрия Выдрина "Учитель":
"Учитель сказал за нас всю правду о самых бессмысленных и отвратительных чертах Советского Союза — лицемерии, номенклатурстве, лжи, жестокости. Когда за это «срока давали длинные». Или же высылали, как его, за границу, лишив диплома, наград, звания и, казалось, карьеры. Сказал за нас всю правду о Советском Союзе и спустя 30 лет — о социальном оптимизме, о пронзительном чувстве дружбы, о мучительном поиске равенства. И сказал это тогда, когда говорить что-либо доброе и теплое о Союзе было и немодно, и даже опасно — с точки зрения твоей экспертной или политической репутации.
Он рассказывал правду о процветающем демократическом Западе, когда можно было защитить диссертацию по философии, только лишь поливая Запад грязью. И он рассказывал правду о загнивающем бюрократическом Западе, когда можно было защитить диссертацию, только лишь поливая Запад елеем...
Мы все, будучи аспирантами, хотели походить на Зиновьева — и внешне, и внутренне. Но понимал, что это путь избранных и поэтому говорил нам, своим последователям: «Не делай как я. Это не для всех».
...Учитель как раз и говорил, что политическая надстройка в западных странах — это «кино». А реальность — всевластие банков и спасение банков в первую очередь, когда начинается большой пожар под названием «кризис». Именно их выносят сначала из горящего дома, а не детей, стариков и рядовых...
Он, например, хвалил Путина за то, за что либеральные критики обычно его ругают. И он же скептически относился к тому, за что приверженцы российского президента его обычно хвалят. Хвалил, что Путин, вопреки «демшизе», как раз и строит безупречный либеральный капитализм западного образца. Только, как «честный мент», отбрасывает ненужные, фальшивые, искусственные правозащитные детали и либеральное сюсюканье. А грустит Учитель потому, что человек с харизмой и волей президента России мог бы строить что-либо более пристойное; что тот впал в однолинейность и безальтернативность «одной системы», «одного образа жизни», «одной политэкономии».
О неизбежности государственной идеологии
«И в западных странах, и в современной России, которые считаются неидеологическими, на самом деле засилие идеологии не только не уступает таковому в Советском Союзе, но значительно превосходит его. В частности, она прививает людям идеализированные представления о западном социальном строе и всячески очерняет коммунистический строй».
О манипуляции массовым сознанием в интересах правящей элиты«Если, например, в языковых выражениях вроде «демократические свободы», «народовластие», «равенство», «личная инициатива» отражены некие положительные (с точки зрения некоторой категории людей) свойства данного общественного устройства, то обозначаемые этими выражениями общественные феномены рассматриваются исключительно как абсолютные социальные добродетели. Тот факт, что с этими добродетелями в реальности неизбежно связано какое-то зло, что в иных условиях это зло преобладает, игнорируется. А если в языковых выражениях вроде «диктатура», «неравенство», «ограничения демократических свобод» отражены некие отрицательные явления общественной жизни, то обозначаемые ими феномены рассматриваются как абсолютное зло всегда и при всех обстоятельствах».
«Если принимать за чистую монету бесконечные речи партийных вождей, парламентариев, президентов и прочих личностей, фигурирующих на сцене истории, то можно подумать, будто они ночи не спят, думая о благе народов. Но главным в их спектаклях является не стремление решать проблемы наилучшим образом в интересах тех, кого они касаются непосредственно, а стремление решать наилучшим для себя образом проблемы своего положения в ситуации, когда они вынуждены проявлять заботу о других».
«В паре «быть или слыть» вторая установка стала играть более важную роль для людей. Дураки стали выглядеть как мудрецы, моральные уроды — как образцы добродетелей, преступники — как опора законности. Безобразие — как красота. Мощнейшая система воспитания, образования и идеологического оболванивания создала вымышленный мир кажимостей, занявший в жизни людей более важное место, чем мир сущностей».
О сущности процесса вестернизации«Деньгам приписывают мистическую власть над людьми. Это — все равно как если бы мы приписали власть ружей, пушек, самолетов, танков и т. п. самим по себе над людьми. Власть денег есть власть людей, располагающих деньгами и распоряжающихся деньгами, а также условий жизни людей, в которых социальные отношения принимают форму денежных. Денежный фетишизм образуется, когда деньги вырываются в сознании людей из этой сети и наделяются самостоятельным бытием. Это — идеологический феномен. Его до известной степени культивируют специально, ибо это — средство манипулирования людьми».
«Сущность западнизации состоит в навязывании незападным народам и странам социального строя, экономики, политической системы, идеологии, культуры и образа жизни, подобных таковым (или имитирующих таковые) западных стран. Идеологически и в пропаганде это изображается как гуманная, бескорыстная и освободительная миссия Запада, который при этом изображается средоточием всех мыслимых добродетелей. Мы свободны, богаты и счастливы, — так или иначе внушает западная идеология и пропаганда западнизируемым народам, — и мы хотим помочь вам стать такими же свободными, богатыми и счастливыми, как мы. Но для этого вы должны сделать у себя, в своих странах, то, что мы вам посоветуем».
О причинах кризиса западной цивилизации«Печальный опыт Советского Союза после 1985 года может служить классическим примером того, что происходит со страной, если ее руководители в своей реформаторской деятельности не считаются с характером человеческого материала своей страны. Время от времени появляются тревожные сигналы того, что даже в нынешних западных странах все заметнее ощущается несоответствие наличного человеческого материала требованиям современной технологии и условиям деловой активности»."