В нашей стране есть особый гражданин – вернее, гражданка. Скажите, вот если бы в отношении вас было принято решение о задержании, встали бы на вашу защиту, вызывая на ковер Генпрокурора, послы европейских государств? Встали бы, будь вы Юлией Тимошенко.
Вообще, в Украине нет никакой официальной должности под названием «лидер оппозиции». Нет у нас и никакой объединенной оппозиции – чрезвычайно редко сотрудничают между собой «Батькивщина» Тимошенко, «Фронт перемен» Яценюка, «Свобода» Тягныбока, «Гражданская позиция» Гриценко. Оппозиционность «УДАРа» Виталия Кличю – под большим вопросом. В силу интеллектуальной ограниченности своих идеологов, эти политические силы не в силах слезть с упавшей в придорожную канаву телеги украинского этнокультурного национализма, и поэтому оттаптывают друг другу ноги в общей политической нише. Соответственно, нет у нас и лидера объединенной оппозиции.
Юлия Тимошенко даже не является членом парламента.
Но вовсю пользуется старыми связями.
Эх, жаль, что в Европейской народной партии не знают (забыли, не обратили внимания, не сочли важным), под каким флагом шел БЮТ на парламентские выборы 2006 года.
По собственным словам Юлии Тимошенко – «И поэтому уже много лет наша политическая команда изучает доктрину, которая, наверное, пока не имела мощных внедрений в жизнь. Это солидаризм, который родился в начале двадцатого столетия во Франции.» (ехреrt.ua).
Ныне уже экс-посол Украины в Беларуси, а тогда целый председатель политсовета «Народного союза «Наша Украина» Роман Безсмертный на вопросы о его отношении к Ю. Тимошенко заявил, что «никогда не поддерживал носителей идеологий, которые граничат с радикальными движениями». По его словам, солидаризм, который провозгласила Тимошенко, в свое время стал основанием для фашистских идеологий.
К сожалению, Безсмертный недалек от истины.
Так уж была искренна Тимошенко, признаваясь в любви к «сечевым стрельцам»? Днем старающиеся забыть русский язык, не выводят ли ночами на Туровской «Из Румынии походом шел Дроздовский славный полк» и «Смело вперед, за Отчизну Святую»?
Ради справедливости отметим – светлые и наивные идеи солидаризма о социальном партнерстве, гармонии своим опытом строительства корпоративистского государства изрядно замазали южноевропейские режимы.
Реальная политика тоталитарного режима в Италии и авторитарных – в Испании и Португалии, позднее – в Греции, довольно далеко отстояла от солидаризма. Но не дальше, чем идеология «Батькивщины», тоже в свое время подхватившей красивое название и идею, скорее всего, чтобы понравиться германским христианским демократам. Однако, в ЕНП, кроме христианских демократов, входят и правящие консервативно-праволиберальные партии, например, венгерский FIDESZ. Которые вряд ли придут в восхищение, если напомнить им о солидаристских похождениях Юлии Владимировны, видевшей в этой идее (отрытой в архиве кем-то из небесталанных советников, впоследствии покинувших ее по причине растущей несносности «вождини») лишь обоснование для безудержного популизма. По крайней мере, пусть респектабельные европейские консерваторы задумаются о том, во что их втравливают отдельные господа, поднаторевшие в доходной игре «разделяй и властвуй» на территории Украины.
И все же, почему они защищают Тимошенко?
Внешне – и с точки зрения политики ЕС по укреплению институтов демократии (единства институциональной системы с ЕС) на территориях, входящих в союзную зону влияния – для сохранения здесь политического баланса.
Однако, здесь следует уточнить следующее – с полным пониманием того, что Тимошенко способна попортить немало крови – наше государство (не только следствие) сделало себя уязвимым для критики. Нельзя было давать оппонентам столько времени и поводов для организации кампании поддержки Юлии Владимировны в Европе. За исключением газового соглашения, выдвинутые против нее обвинения не способны стимулировать в обществе проправительственные настроения. К сожалению, создав – возможно, неосознанно, – важный прецедент преследования высших экс-чиновников, власть не решилась идти дальше. Заметим, что законодательство у нас выписано так, чтобы поменьше раздражать коррупционеров. К налоговой декларации Тимошенко, как видим, вопросов не возникает – слишком опасный прецедент, не так ли? А наполовину быть беременной нельзя.
Другой мотив ЕС такой – в пакете с политикой прямой финансовой поддержки своих эмиссаров в зоне влияния, которую проанализировал Алексей Попов – показать, что он уже аннексирует часть суверенитета Украины, считая себя вправе вмешиваться в ход громких расследований в отношении ключевых фигур. Попутно Брюссель демонстрирует, что не до конца уверен в лояльности нынешней власти курсу на евроинтеграцию, и что желает сохранять и других потенциальных переговорщиков в игре – сейчас эта линия усилена истерикой чешского депутата в ЕП Зузаны Ройтовой. Заимевшая на Украину зуб Чехия с удовольствием согласилась играть роль «плохого следователя».
Тимошенко в этом отношении фигура одновременно и удобная, и неудобная. Неудобная, поскольку слишком замаранная. Видимо, ей не достичь былых рейтинговых высот, но даже если такой шанс есть – в нашей стране действует Конституция, существенно изменившая политическую систему, обнулив институт постоянного парламентского большинства, чрезвычайно ослабив институт правительства и премьер-министра. Так что же, «заморозить» Тимошенко до 2015 года? Это нереально.
Удобна же Юлия Владимировна тем, что обладает аматорски-абсурдными взглядами на то, как функционирует экономика, и тем, что запомнилась беззастенчивой сдачей национальных интересов. Кроме того, она падка на лесть и способна проводить любую политику в обмен на сиюминутную иллюзию популярности. Впрочем, на ее месте «еврозапаски» мог и может впоследствии оказаться кто-нибудь другой.
Вся эта история – еще и своеобразный «иезуитский» тест Брюсселя: как только власть проявит себя «меньшим европейцем», нежели оппозиция – штепсель от дела Тимошенко будет втыкаться в розетку. Кажется, союзным чиновникам даже доставляет определенное удовольствие разыгрывать такие комбинации в стране, чья политическая элита не имеет достаточной воли по-настоящему покончить с упадком нравов (если обобщить явления коррупции, характера ведения дел и прочие злоупотребления и несправедливость) и поэтому неспособна обеспечить иммунитет против подобных вмешательств.
Насколько важна эта резолюция Европейского парламента?
Во-первых, нельзя не заметить иронии в отношении количества присутствовавших евродепутатов – менее 4%. Другое дело, что у присутствовавших были делегированные права, так что с технической стороны эта резолюция такая же, как и любая другая. Но сам факт показателен – шоу с показательной поркой Украины организовать не удалось.
Во-вторых, сам текст трудно охарактеризовать как судейский свист.
В-третьих, это сигнал об очередном расширении влияния ЕС на Украину – хотя, по большому счету, если исключить напоминания об интеграции, такую резолюцию ЕП мог принять и в отношении страны, максимально удаленной от своих границ. Наконец, украинским властям необходимо бороться за повышение компетентности в своей работе по обеспечению национальных интересов и проводить заметную, реальную модернизацию – не посредством дорогих фантазий из стекла и стали, а начав, скажем с правоохранительных органов и судебной системы.
Тогда особых граждан в нашей стране будет становиться меньше, а с ними – и уязвимых мест в украинской – пока украинской – внешней политике.
http://2000.net.ua/2000/forum/mnenie/74228