В протекании любви выявляется два ярко отличающихся варианта, которые легко объясняются с биохимических позиций. В основе любви лежат изменения серотониново-допаминового баланса.
1. Допаминовая любовь.
По аналогии с официально признаными заболеваниями вид любви, связанный с изменением баланса допамина в головном мозге можно назвать "острым" (acute). Человека обуревает страсть, с которой невозможно совладать. Человек становится уязвим, он готов на все ради того, чтобы встретиться с возлюбленным (ной), совершает рискованные поступки. Сон сокращается иногда до трех часов в сутки. Больной теряет в весе. Конечная цель этого вида любви - секс. Секс снижает беспокойство, приносит колоссальное удовольствие, как психологически, так и физиологически.
Однако, это состояние довольно быстро проходит, т.к. цель его - родить (взрастить) ребенка. Есть два варианта протекания допаминовой любви - или пара месяцев, или три-четыре года. Люди, прошедшие через допаминовую любовь расстаются без особых эмоций, когда она заканчиваются. Они просто "перегорают".
Биохимические изменения в мозге (и симптомы) сходны с маниакально-депрессивным психозом. Потенциально недуг может лечиться при помощи антиконвульсантов, анти-психотических лекарств и, конечно, при помощи "стабилизаторов настроения", таких, как литиум, валпорат и др.
Пример заболевания - человек сел в самолет и полетел в другой город к возлюбленному. А уж потом стал думать, что сказать жене. В тот момент ему было все равно.
2. Серотониновая любовь.
Это долговременная привязанность. В ней нет страсти, однако возлюбленные всегда находят "о чем поговорить". В этой любви больше нежности, понимания, прощения.
Очень часто такую любовь не ценят и даже не рассматривают, как "любовь". Однако при разлуке серотониновый баланс нарушается, часто надолго и иногда безвозвратно. Серотониновая любовь требует не столько секса, сколько "наличия" возлюбленного. Может сохраняться на расстоянии -"Эпистолярная любовь" - явный пример серотониновой зависимости.
Биохимические изменения (и симптомы) серотониновой любви проявляются не на начальном, а на конечном этапе любви (смерть возлюбленного, переезд в другую страну, итд.) и сходны с клинической депрессией. Лечится это состояние антидепрессантами (паксил, прозак, итд).
Пример. Пожилые супруги прожили вместе тридцать лет. Поругивались, пили чай, копались на даче. Потом бабушка умерла. Дедушка затосковал и тоже умер.
3. Комбинации различных типов любви.
В идеале типы любви должны соответствовать друг другу. Если два допаминовых влюбленных встречаются вместе, то любовь протекает бурно, контрастно, с избытком эмоций. Затем "роман" заканчивается и они расстаются.
С другой стороны, два серотониновых возлюбленных могут десятилетиями жить вместе и быть резонно счастливыми.
Однако, самые тяжелые ситуации бывают, когда сталкиваются допаминовый и серотониновый возлюбленные.
Серотониновый возлюбленный никогда не пойдет на риск ради любви. И даже если ему кто-то очень нравится, ему бывает лень довести отношения до близости. Если же такому человеку встретится допаминовый любовник, то последний будет несчастен из-за того, что отношения недостаточно страстны. Д. постоянно обвиняет С. в черствости, ревнует и, либо устраивает скандалы, либо безмерно страдает молча. Чаще всего подобная связь заканчивается крахом в первые же месяцы. Д. страдает сильно, а С. воспринимает разрыв с облегчением.
Если же этой любви удается перейти через первый барьер (от одного-двух месяцев к трем-четырем годам), то С. вырабатывает зависимость и ему(ей) начинает казаться, что все встало на свои места. Д. не докучает больше с желаниями секса и приключений, наступает время тихой и спокойной жизни. В этот момент у Д. начинается новый маниакальный допаминовый приступ, но уже направленный на нового человека. Д. выбрасывает С. из рутинной жизни - все его (ее) внимание поглощено новой влюбленностью. Страдания С. очень длительны и серьезны, но он (она) все равно не может совершить никаких рискованных и неоправданных поступков.
4. Измена.
Изменяют как и серотониновые, так и допаминовые личности. Несомненно, что допаминовые делают это чаше и с большим разрушительным эффектом для семьи. Однако они могут "переболеть" и вернуться к своим прежним спутникам (со слезами раскаяния, драмами, итд.) Это, как правило, не спасает их от последующих измен.
Серотониновые супруги могут прожить без измен всю жизнь . Они часто желают изменить, но им мешает это сделать "лень". Если же они изменяют, то факт измены тщательно ими скрывается. Они нисколько не меняют свой образ жизни и ничем не выказывают свое возбуждение (его просто нет). Если Д.-любовь действует по принципу "замещения" - один любовник вытесняется другим, то С-любовь может развиваться параллельно с другими С-любовями. С. может практически одинаково любить жену и любовницу (или мужа и любовника). В некоторых случаях человек может вести такую двойную жизнь до двадцати лет и более.
5. Триггеры
Допаминовая любовь может возникнуть совершенно внезапно, а может находиться в дормантном состоянии довольно долго ( на уровне симпатии, интереса), а потом, получив некий толчок, "взорваться". Триггером часто является что-то необычное. Допаминовый шквал может быть спровоцирован необычной обстановкой. Внезапный и необузданный секс на работе, в лесу, в подъезде, в вагоне поезда - это явно допаминовое явление. Большое значение для Д-любви имеют такие раздражители, как акцентированные знаки внимания - цветы, неожиданные подарки, стихотворения и рисунки, посвященные Д-личности.
После первой Д-атаки мозг влюбленного перестает давать адекватную оценку предмету любви. Любовник кажется необычным, самым лучшим, уникальным. В этом, как никогда, проявляется сходство с маниакальным психозом.
С-любовь развивается постепенно, и уместнее говорить не о триггерах, а о закрепляющих факторах. Таковыми являются питание, аккуратность, беседы, совместные прогулки и в целом некая "симметрия" жизненного уклада. Нечастый, но регулярный секс закрепляет серотониновую зависимость.
6. Последствия
Как уже было сказано, допаминовая любовь опасна и рискована. Несчастные случаи, убийства и самоубийства в подавляющем большинстве случаев совершаются в состоянии допаминового аффекта. Также нельзя не указать, что "слепоту" допаминовых влюбленных используют в своих целях нечистоплотные люди всех сортов. Коварные обольстители искусно провоцируют допаминовую атаку и, четко рассчитав время действия, "получают свое" - в виде сексуальных услуг и, во многих случаях, материальной выгоды.
Серотониновая любовь практически безопасна во время своего протекания. Трезвое и даже критическое отношение к своему возлюбленному помогает С-личности избегать неправильных действий. Однако внезапная потеря спутника часто ведет к депрессии, снижению иммунитета и, вследствие этого, обострению хронических и развитию эндокринных и раковых заболеваний.
7. Заключение.
Каждый человек способен как на допаминовую, так и на серотониновую любовь. Однако в большинстве случаев черты какой-либо одной зависимости преобладают. Для смягчения негативных эффектов любви, необходимо проанализировать свою историю отношение с возлюбленными, определить характер своего баланса и быть готовым к тем изменениям, которые могут произойти с психикой во время влюбленности. Опыт показывает, что знание азов химизма любви может предотвратить трагические последствия.