Великая неопределенност ь
- 24.09.07, 11:29
Законы природы… Каждый кто посещал школу если и не вспомнит сами эти законы, то вспомнит, что когда-то он их помнил. Дело совершенно понятное: у природы есть свои законы, находятся умники, которые эти законы открывают, а уж мы их зазубриваем.
А как по-вашему, природа знает, что у нее есть законы? Вопрос может показаться диким для современного человека. Но вот до 17 века понятие «закон» использовалось почти исключительно в юридическом смысле, и когда Ньютон выступил со своими законами, многие поначалу восприняли это дело с большим недоумением: как это у природы, дескать, могут быть законы?! Ладно, дело прошлое, смысл слов меняется, значение расширяется. Однако и сам Ньютон воспринимал свои законы не так, как это делаем мы. Для него законы физики были законами логики. Он пытался постигнуть логику ТОГО, кто дал природе такие законы. Ньютон полагал, что логично, если яблоко падает на Землю, и было бы нелогично, если бы Земля вдруг упала бы на яблоко! В школе не делают акцент на том, что большинство работ Ньютона написаны не по физике, не по оптике, а по теологии. Да и свою главную работу – «Математические начала натуральной философии» – он завершает примерно таким пассажем: «Только теперь, Господи, я осознал твое величие!»
Опять таки, дело прошлое, что нам до Ньютона! Но, рассказывая о законах природы, хоть один учитель потрудился объяснить, что вообще означает понятие «закон» применительно к природе? Уверен, что нет. Открою «страшную» тайну: этого никто не знает! Мы кое-как кое-что можем описать, но мы не знаем, «почему оно работает». Создается забавная картина. В школе человек может думать, что он хорошо знает, к примеру, физику. В вузе он понимает, что многие школьные знания были, мягко говоря, не вполне адекватными, и он, оказывается, многое еще не знает. Если же этот человек попадет в большую науку, только тогда он осознает масштабы своего невежества. Например, несмотря на все успехи квантовой теории, многие физики испытывают к ней весьма противоречивые чувства, а знаменитый ученый Ричард Фейнман даже как-то заметил, что квантовую теорию не понимает никто! Аналогичная ситуация в других областях знания. Мы это можем измерять и даже использовать в своих целях, но мы не знаем, как это может быть.
Я вовсе не хочу сказать, что познание невозможно или оно дает неадекватные результаты. Напротив, я восхищаюсь достижениями научной мысли, понимая, что некоторым ученым удается совершить просто невозможное в своей области. Моя заметка о другом. Я хотел лишь отметить, что в своих самых фундаментальных допусках наше знание, какой бы высокой пробы оно ни было, упирается в сферу принципиально неразрешимых проблем – в Великую Неопределенность…