Только к XII в. в церквях стали записывать дни рождения и крещения прихожан. Люди получили право отмечать дни рождения. Поначалу этой привилегией пользовалась только знать, постепенно традиция стала распространяться и на простых смертных, включая женщин и детей. Первой страной, проявившей демократичный подход в этом вопросе, стала Германия, позже ее примеру последовали и другие страны Европы.
В современном мире каждая страна имеет свои обычаи, связанные с празднованием Дня рождения. Примечательно, что отношение к этому празднику у разных народов может существенно отличаться.
Согласно языческим верованиям, день рождения ежегодно символизирует переход из мира предков в мир живых. В это время человек может подвергаться опасности, болеть, а его душу могут украсть. Поэтому необходимо иметь рядом близких людей, которые своими ритуальными подношениями и добрыми пожеланиями отгоняют злых духов. Так что праздничный торт со свечами и загадыванием желаний – это вообще-то алтарь в честь языческих богов, к которым обращались в день рождения.
В России именины начали праздновать в XVII веке - это самое позднее начало в истории. Накануне праздника семья именинника варила пиво, пекла именинные калачи, пироги и караваи. И, вообще-то, песенку про каравай изначально пели взрослые.
В Украине же когда-то был обычай в день рождения выводить детей в поле и там пороть у межи, чтобы ребенок точно знал, где межа проведена. Кстати, по этой же причине на день рождения дергают за уши, в Англии подбрасывают и роняют на пол, а в Испании – щелкают по лбу.
Итак откуда взялась эта традиция? Раньше дергание за уши часто сопровождалось разными приговорками вроде "...расти большой и не будь лапшой", причем дергали (тянули) за уши преимущественно мальчиков, объясняя тем что именно им надо вырасти высокими. Так или иначе, но этот обычай был очень известным, возможно даже во всем мире.
То, что воспринимается сейчас как детская по содержанию забава, в древности было очень важным и ответственным моментом в юридической практике купли-продажи земельных участков.
Для лучшего понимания серьёзности проблемы вначале кратко опишу процедуру купли-продажи в старину различного движимого имущества (любая перемещаемая вещь, в том числе и домашний скот). Сделка как правило проходила на рыночной площади и стороны, достигнув соглашения по цене, брались руками за предмет купли-продажи (например коня, коровы и т.д.) и громко во всеуслышание говорили (кричали) по очереди: "Я такой-то продал такому-то за такую-то сумму своего коня" и "Я такой-то купил у такого-то его коня за такую-то сумму", после третьего повтора бывший хозяин отпускал коня (убирал руку) и с этого момента происходила смена собственника коня, который далее считался собственником уже в силу самого владения конем без каких-либо дополнительных бумаг.
В римском праве этот обычай называется манципация от слова “manu”-рука (кстати отсюда манускрипт, мануал, мануальный и термин эмансипация, который исторически по большей части связывается с "освобождением женщин", хотя законодательно закреплен за процедурой получения полной дееспособности несовершеннолетними в определенных случаях).
В отличие от движимого имущества с его относительно небольшими сроками эксплуатации (до 7-10 лет) земельные участки были гораздо более важным и "долгоиграющим" объектом, который к тому же невозможно продать по правилам рынка, да вдобавок непосредственное владение землей возможно только для придомовых участков.
И тем не менее, землю продавали все по тем же правилам рынка. Для этого подбирали 12 свидетелей, которые трижды обходили по периметру земельный участок вместе с продавцом и покупателем, а последние как и на рынке повторяли "Я продал..." и "Я купил...", показывая рукой на тот самый участок земли. Из 12 свидетелей, которые должны были потом при необходимости подтвердить факт и содержание сделки, 6 были взрослыми мужчинами, а 6 - мальчиками в возрасте 7-12 лет в расчете на отдаленное будущее, так сказать "на вырост".
Вот этих-то самых мальчиков и шпыняли взрослые дяди - дергали за уши, щипали, стегали прутьями и всячески доводили до слез со словами примерно такого смысла: "Вот вырастешь - вспомнишь где и почему тебя били, чтобы запомнил кто и кому продал землю". А как еще иначе актуализировать такое скучное событие у детей?
От такого безобразия детей спасла геометрия (земле-измерение), появление большого числа обученных землемеров и вообще внедрение в массовую практику средств и способов картографирования и геодезической съемки, но увы только со второй половины 19 века.
Так какие же границы обходили продавец и покупатель, откуда они их знали? На земле использовалась такая штука как межевые знаки - камни с отметками (многие из них потом по незнанию попали в разряд таинственно-мистических), деревья и т.п., вот эти знаки в числе прочего и должны были запомнить мальчики-свидетели. Интересно, что важнейшие (княжеские например) межевые знаки изготавливались антропоморфными в виде вырезанного из деревянного ствола-столба (вот откуда "застолбить") идола (от лат idos - образ), изображающего господина-собственника, вот мол его двойник стоит и охраняет, то есть он лично присутствует, значит непосредственно владеет землей. Именно поэтому все упоминания как один князь порушил идолов своего предшественника надо рассматривать не с точки зрения каких-то иллюзорных религиозных, языческих мотивов, а с совершенно практичной точки зрения - порушили пограничные, межевые столбы, произошел захват земли и смена владельца.
Вообще простым людям за порчу межевых знаков полагалось суровое наказание вплоть до смертной казни, да и межевые споры были одними из самых кровавых споров. В масштабах государств - это войны, а в деревнях стенка на стенку и кровная вражда.
В древнем Риме за границы отвечал специальный бог с очень знакомым именем Термин (край, предел) от него и пошли слова терминал, терминальное состояние и пр.
Коментарі