Боязнь эмоционального сближения

  В следующем эпизоде мы видим ее с распущенными и густо завитыми волосами. Она изменила свой облик, что означает для неё ознаменование нового этапа в жизни. Из скромной девушки она как бы  превращается в распутную, распущенную женщину. Ей нравиться чувствовать себя такой. Жанне кажется, что Поль очарован её женственностью и сексуальностью. Поэтому к своему бывшему приятелю она относится свысока. Он меркнет по сравнению с Полем. 

  Он гораздо слабее, чем Поль и  выглядит жалким. Он как личность, его режиссёрский замысел не завлекают ни её, ни зрителей. Поэтому по мере разворачивания эпизода съёмок её дома  и её детства и у Жанны  и у зрителей развивается ощущение пустоты и бессмысленности. Её приятель живёт в своём вымышленном мире и совсем ни чувствует и ни понимает её. И тем больше теряет в её глазах.

  Только Полю Жанна решается рассказать о своём отце. «Я боготворила его. Он был очень красив в форме». Она рассказывает об отце, как женщины рассказывают о любимом.  Видно, что она очень восхищалась своим отцом и переживания связанные с ним,  являются  очень важными для неё. Для неё отец  является образцом мужчины, и поэтому она рассказывает о нём   своему возлюбленному. Она рассказывает Полю о своем отце, потому что сравнивает с ним Поля.  Поль для нее прообраз отца. Сильный и жестокий.

  Принятие Жанны взрослым, опытным мужчиной, выступает  как  принятие её отцом. Поль выступает как вновь пришедший к ней отец, с которым она, может безопасно проиграть свои инцестуозные фантазии. В ее любви всегда присутствует поиск утерянного эдипова объекта и желание исправить эдипову травму.

  Любовь отца, его восприятие маленькой дочери как будущей женщины, принятие её генитальности способствует развитию её женского самовосприятия и гордости за собственную феминность. В этом основа её уважения к себе и представлений о взаимоотношениях с мужчинами. Если этого нет, то в жизни такие девушки  чувствуют в себе какой то изъян.

  По-видимому, Жанна не получила достаточного подтверждения своей женской ценности со стороны отца и она жаждет  этого подтверждения со стороны других мужчин. Она хочет утверждения и раскрытия себя как женщины. То, что для неё эти еще даже не начавшиеся отношения  уже сочетаются с унижением, объясняются характером ее взаимоотношений с отцом. 

  Наличие в кармане его военной формы фотографии обнаженной аборигенки и отношение к этому матери говорит нам о том, что матери приходилось терпеть открытые измены отца. Мать была унижена и дочери приходилось идентифицироваться с материнским унижением и принять роль жертвы. Это один из источников мазохистской позиции Жанны.

  По мнению О. Кернберга «У женщин бессознательная фантазия о предпочтении в качестве сексуального объекта могущественного, дистанцированного, потенциально угрожающего и в то же время соблазняющего отца, соединяется с искуплением вины благодаря принуждению, сексуальному унижению и оставлению».

  Поль не готов к душевным излияниям. Он боится эмоционального сближения и хочет использовать и Жанну и всю ситуацию для того, чтобы убежать и отгородиться от своей трагедии. Для него всё, что лежит за пределами этой комнаты «это дерьмо». Он защищается от своей трагедии грубым расщеплением на плохой мир снаружи и хороший в этой комнате.

   Им движет стремление  сохранить хоть что-то хорошее, что есть в нём, внутри себя. Для него  квартира, где он встречается с Жанной, символически означает частичку внутреннего мира, и он бережёт её, не давая возможности Жанне заполнить эту комнату внешним миром и историями жизни. Для него всё это слишком сильно связано с собственными  негативными чувствами – отчаянием, бессилием, яростью.

   Поль как ребёнок, находящийся  в шизоидно-параноидной позиции, защищается от непереносимости  ощущений от мира посредством расщепления. Он фактически говорит: «Я не хочу слышать о внешнем мире, я не хочу его знать, я с ним не могу справиться, я не могу его выносить, я его ненавижу, он плохой». 

  Это очень простое и очень примитивное использование механизма проективной идентификации. То, что внутри этой комнаты – это хорошо, то, что снаружи – это плохо. Именно поэтому он старался уединиться в углах квартиры.

Без имен

  На следующей встрече с Полем, девушка в буквальном смысле вползает в квартиру на четвереньках, как кошка. В этом можно усмотреть некое символическое унижение и принятие той подчинённой роли, которую ей навязывает Поль. 
  
  Она чувствует, что ему будет приятно и делает это. Казалось бы, его равнодушие к ней и холодное прощание после случившегося секса должно оттолкнуть её от Поля, но как видно её это устраивает. Она вновь приходит на эту квартиру. Ей захотелось повторить то, что с ней произошло в прошлый раз, и она идет ради этого на унижение. Уже сейчас становится понятно, что в этих отношениях присутствует много садизма со стороны Поля и мазохистского подчинения и принятия этого садизма со стороны Жанны.

По мнению О. Кернберга у женщин с мазохизмом «… фантазии и активность связаны с унижением в результате демонстрации себя другим и изнасилования сильным, опасным, незнакомым мужчиной» . Ей понравилось подчиняться агрессивному мужчине, и она собирается продолжать такие отношения. Но, кроме того, она действительно нуждается в близости и любви. Любовь для неё означает то, что она нужна.

   Складывается впечатление, что она не различает насилие и любовь. Для неё любовь тесно связана с пренебрежением и насилием.

секс - заменитель отношений

  Теперь и вдовец

  А в это время мужчина слушает рассказ горничной о расследовании самоубийства его жены.  Становится понятно, почему этим утром он переживал страдания, и какую боль пытался  заглушить. В эту ночь его жена покончила собой. Сам он американец, сменивший множество профессий и мест жительства. В своей жизни он успел побывать боксёром, актёром, игроком в бонго, революционером в Южной Америке и журналистом в Японии. Он скитался повсюду, пока не встретил женщину с деньгами и не осел в Париже. 

  Романтические, брутальные профессии, которые он выбирает, экзотические страны, в которые стремится, и повторяющееся фиаско – всё это выглядит как бесконечное бегство и попытки самоутвердиться человека, не умеющего  найти себя в жизни. Возможно, эта женитьба давала ему надежду, что он, наконец-то остепениться, начнет жить сначала и более счастливо. Но и здесь он терпит очередное поражение в своей жизни. Такое впечатление, что его жизнь – это цепочка неудач. Сколько стоит за этим его разбитых иллюзий надежд и разочарований.

  Можно предположить, что Поль относится к тем людям, для которых частая смена профессий, переезд с места на место, является способом для обрыва устанавливающихся эмоциональных связей. Поддержание внешней и внутренней психической стабильности у таких людей вызывает определённые трудности. Одной из причин этого является их потребность в подтверждении собственной идентичности. По мнению Мелани Кляйн  потребность  иметь в себе хороший объект приводит к его идеализации и идентификации с ним. 

  У таких людей проекция на объект отщеплённых частей себя приводит к повторяющейся спутанности между собой и объектом. Смешение в объекте плохого и хорошего разрушает его идеализацию, вследствие чего объекты у таких людей часто меняются, так как они все время переживают в них разочарование, заставляющее их искать чего-то нового. Но и новые отношения со временем заканчиваются разочарованием. В каждом случае происходит одно и то же, и в результате жизнь человека представляет цепочку не сложившихся личных отношений и брошенных профессий.

Часто секс для таких людей становится заменителем подлинных человеческих отношений, которых они на самом деле боятся и избегают. Истинные отношения близости предполагают обладание многими психологическими качествами. Это прежде всего способность уважать себя и другого, а также умение вкладывать в партнёра определённую психическую энергию и получать её взаимно, умение давать право другому человеку быть самим собой. Очень часто люди чувствуют свою некомпетентность в близких отношениях. Они не могут доверить себя другому, или не хотят невольно повторить непереносимую травму отвержения, пережитую ими в прошлом. 

  Такие люди не хотят подвергать себя риску впасть в эмоциональную зависимость от кого-либо. Секс без отношений играет для них роль определённого компромисса – отношения есть, и в то же время их нет. Это ложная свобода и она вызвана страхом близости. Что бы чувствовать себя в безопасности такие люди вынуждены постоянно искать новых партнёров.

Отыгрывание внутренних конфликтов

  Оставим на время наших героев и не вникая в подробности рассмотрим причину конфликта, который часто происходит в любовных отношениях.

  Степень выраженности садистических и мазохистских компонентов личностной структуры обуславливают существующие образцы взаимодействий, а так же те препятствия и неудовлетворённость, которые возникают в становлении и построении межличностных отношений. В результате субъект вновь и вновь может реализовывать жизненный сценарий, в котором он осознанно или нет, совершает насилие над другими, либо сам оказывается в роли жертвы.

  Особенно часто это происходит в любовных отношениях. Ситуация существования неудовлетворённости в получении любви и трудностей в выражении любви, достаточно типична для многих  любовных пар. Иногда она приобретает формы отношений, при которых один из партнёров не может не причинять боль, а другой соглашается её терпеть. 

  
  Любовные отношения между мужчиной и женщиной являются уникальными, так как в них достигается особая степень личностной близости. Это обуславливает активацию ранних объектных отношений и эдипальных конфликтов. Кроме того, образование пары, является стремлением удовлетворить внутреннюю потребность во взаимном любовном наполнении.

   Удовлетворение потребности любить и быть любимым является наиважнейшей для нормального психического развития и определённой личностной успешности. Она проходит с неослабевающей интенсивностью от младенчества до старости и даёт глубинное чувство осознания собственной ценности. Понимание того, что младенец нуждается не просто в заботе, в ощущении себя любимым, приводит к пониманию связи между удовлетворением потребности в любви и дальнейшей способности принимать и давать любовь. 

  «Любовь, – по мнению Питера Куттера, – это в  большей или меньшей степени попытка наверстать другую любовь, упущенную в детстве» . Поэтому в каждой любви присутствует повторение отношений из прошлого и, одновременно, потенциал к творчеству и внутреннему росту. Это даёт самой личности и любовным отношениям в целом перспективу дальнейшего развития.

Если же опыт отношений в детстве был слишком травматичен, то повторные отношения во взрослой любви приведут к воспроизведению пережитых травм, и тогда индивид оказывается заложником своих бессознательных потребностей и периодически воспроизводит пережитые в своей жизни травмы. 

  В таком случае любовные отношения скорее являются  не пространством для личностного развития, а пространством для отыгрывания и совладения с внутренними конфликтами.



не слышно

Все-таки жаль немого кино. Какое удовольствие было видеть, как женщина открывает рот, а голоса не слышно.

                                                                 Чарлз Чаплин

кино

Люди приходят в кино, чтобы разделить одну и ту же мечту.

                                                   Бернардо Бертолуччи

вокзал не для двоих


  Грустная девушка отправляется на вокзал встречать своего парня. Но тот превращает их встречу в съёмку эпизода для фильма, который он делает вместе с товарищами. Ей неприятно, что он не спросил у неё разрешения на это, что он открывает на обозрение  интимность их отношений. Так же она не может понять проявляет ли он свои искренние  чувства или играет положенную по фильму роль. 

  Если она откликнется на них, то и её переживания  станут только игрой для фильма и тогда ее чувства будут использованы и обесценены. Ей же после утренней разочаровывающей встречи с незнакомцем нужно настоящее эмоциональное принятие. У героини возникает чувство обиды и негодования, она с яростью выражает их своему приятелю.

  Сцена на вокзале удивительным образом перекликается со встречей с  незнакомцем . И незнакомец, и её приятель – оба используют её для своих целей. Но со своим приятелем у нее есть отношения и определенные ожидания. Когда ее ожидания не выполняются, она впадает в ярость. Сегодня она уже была использована однажды. В тот раз она не получила никакого эмоционального отклика. Ее приятель должен по ее представлениям  компенсировать полученный эмоциональный ущерб. 

  Она ждет от него  участия, но он слишком захвачен своей новой ролью режиссера. Он ее не видит, он видит вместо нее образ, который ему нравится, который он хочет снимать. Это ранит ее, она впадает в ярость и ненависть. Это дает ей оправдание для продолжения отношений с таинственным незнакомцем в пустой квартире. 

  Чувствуя себя униженной неудовлетворительными отношениями с незнакомцем, она мстит за это своему приятелю. Она встает по отношению к нему в садистическую позицию.  Часто женщина однажды обиженная, неосознано мстит другим мужчинам, чувствуя себя оправданной.

смысл их отношений

По поведению мужчины видно, что через секс он хочет заглушить какие то свои сильные переживания. Но далеко не каждый может сделать это так, как это сделал он – без предварительного знакомства, решительно и ни о чём не спрашивая.

  В том, что мужчина находит выход своим непереносимым чувствам через активное насильственное действие и  использование героини, можно усмотреть агрессивный характер такого секса. То, что именно таким образом он получил удовлетворение, говорит о его садистическом отношении к ней. Сама по себе она ему глубоко безразлична. 

  Он не проявляет по отношению к ней ни ласки, ни нежности, ни даже благодарности. Это подтверждается его расставанием с ней – с улыбкой на лице он открывает дверь и выходит, не пропустив вперед героиню и уходит, не прощаясь и не взглянув на неё. Эта сцена является характерной, в ней заключена сама завязка фильма, вся патология героев и весь смысл их отношений.

Безличный секс

  Поведение девушек, с легкостью вступающей в сексуальные отношения с незнакомым мужчиной довольно распространено. Ими движет сильная и неосознанная потребность получить  подтверждение своей личностной и женской ценности

  Как правило, они испытывают сильное бессознательное сомнение в том, что их можно уважать и любить. В их представлении, единственно ценное, чем они обладают, это их собственное  тело. Сексуальное желание другого для них выступает как подтверждение их ценности. Они идут на сексуальные отношения с надеждой получить эмоциональное принятие и поддержку, поэтому соблазнение мужчин является важной частью их поведения. Так Жанна  ищет поддержки у Поля.

  В формировании представлений о собственной ценности очень важную роль играют особенности развития в младенческом возрасте. По мнению М. Кляйн  в период вскармливания грудью младенец строит внутреннюю психическую реальность, частью которой являются его образы и переживания от взаимодействий с частями материнского тела. Первым объектом, с которым младенец начинает выстраивать отношения является материнская грудь. Способность матери с любовью и заботой откликаться на потребности ребёнка определяет особенности характера  его фантазийных представлений о «хорошести» и  «плохости» груди матери и его самого. Грудь матери, выступает как пресимволический   внешний объект в формируемой психической реальности. «Интроецированная» внутрь грудь  даёт начало внутреннему объекту в ребенке. 

  В дальнейшем при благоприятном развитии образ матери усложнется, наполняется и становится некоторым представлением о матери как о целостном человеке, находящемся во взаимоотношениях с ребенком. Из отношения к себе этого обьекта паралелльно формируется образ собственного Я ребенка. Он полностью зависит от характера взаимоотношений с матерью.

  Можно предположить, что сомнение в своей личностной ценности является свидетельством  недостаточно сформированного «хорошего» внутреннего объекта в детстве. Поэтому подтверждение  своей ценности извне приобретает для такой личности особую значимость в последующей жизни. Именно поэтому девушка с такой легкостью идет на сексуальные отношения с незнакомым мужчиной. 

  Ей не важно кто он и как он к ней относится. Ей достаточно того, что она ему нужна, и он её хочет. Для неё это значит, что она для него обладает ценностью. Преимущественно такой мотив лежит в  основе основе  садомазохистских отношений. 

  Но произошедшая сексуальная близость между Жанной и Полем не приводит их, к какому-либо  личностному сближению личностному сближению , им даже нечего друг другу  сказать , словно они испытывают какую-то неловкость за то, что между ними произошло. В их сексе нет согласия, и каких-то обязательств по отношению друг другу. Они вместе и в то же время каждый сам по себе.

Несвобода выбора

Развитие христианской цивилизации привело нас к идее свободы выбора человека, идее о том, что человек сам решает и сам выбирает свою судьбу. Проблема свободы выбора представлена в современных психоаналитических взглядах как определенный детерминизм в том самом смысле, какой Фрейд вкладывал в свое понимание поведения царя Эдипа. Идея психоаналитических взглядов на свободу состоит в том, что  человек  по природе своей несвободен в силу разнообразных комплексов и структуры психологических защит, формирующих его характер. Его свобода «свободна» до той степени, до которой он свободен от своих внутренних конфликтов, которые в значительной степени определяют его   решения и поступки.

В этой связи можно вспомнить мнение Ж.П. Сартра, считавшего человека ответственным за свое бессознательное. Эти две точки зрения на природу человеческой свободы в значительной степени определили парадокс современного человека: ответственного и в то же время безответственного за себя и свою жизнь. Это важный момент для понимания  
фильма.