Метания Жанны



Сбежав от своего жениха, Жанна вновь отправляется к Полю. У неё возникает чувство вины  перед ним и страх, что он её отвергнет. На какое-то короткое мгновение они вновь испытывают взаимное влечение, нежность и страсть. 

Но вдруг, Жанна замечает мертвую крысу на их постели, видимо Поль положил её специально, чтобы испугать Жанну. Весь ужас,  всё отвращение,  вся ненависть к жестокости Поля (а также вообще ко всем мужчинам которые когда либо обижали и, прежде всего, к собственному отцу) вскипают в её душе. 

Ей страшно, она предчувствует и боится издевательств Поля, его жестокости и непредсказуемости. Поль видит её страх, и  это вызывает в нём  усиливающееся  возбуждение. Ему хочется испугать её еще больше, как любой настоящий садист он испытывает наслаждение  от  паники и беспомощности жертвы. 

Возбуждает ощущение собственной власти над чувствами другого человека, его болью и страданиями. Ему нравиться управлять ужасом жертвы. Он словно хочет совладать с ужасом, который когда-то был в его собственной жизни.  Жанна порывается уйти, но, зачарованная доводами Поля, останавливается. 

При таких глубоких отношениях, какие у них сложились,  они буквально находятся в симбиотической  близости и большой взаимной потребности друг в друге. Парадокс таких отношений заключается в том, что такую пару обуревают очень сильные чувства взаимного притяжения и  одновременно взаимного отталкивания.

Как пишет С. Коэн «Пара не может комфортно существовать ни вместе, ни врозь. Ненависть подталкивает пару к разрыву; страх отделения и одиночества удерживает их вместе. Контроль, доминирование подчинение и возбуждение сильных аффектов посредством всемогущей манипуляции удерживает их рядом».



Пока Поль моет Жанну, она впервые за всё время их отношений выступает садистом по отношению к нему, рассказывая, что она занималась сексом с другим. Этим она выражает ему свою боль и обиду в ответ на его действия. Она научилась у него садизму, и это садистическое возбуждение сближает их. Почувствовав его растерянность, ей становиться его жалко. Опять в её душе переключаются чувства от ненависти и отвращения к любви и нежности. Она искренне говорит ему , что «человек, которого она любит» это он. И тут метаморфоза происходит с Полем. Он начинает испытывать сильное чувство вины. 

Это  чувство переполняет его  и становится непереносимым. То, что он не может с ним справиться и то, что ему  нужно это немедленно отреагировать еще раз  подтверждает пограничную организацию  его личности.

Ему хочется пережить наказание и унижение от неё. Он просит её  сделать над ним, как бы символическое изнасилование. В момент этого приступа мазохизма он переживает своё «Я» как очень ничтожное и переполненное грязью.

Мать Жанны



В этом эпизоде Жанна сообщает  матери о том, что выходит замуж. Но,  она делает это на ходу, выбегая из дома. Этот эпизод, как бусинка, нанизанная на бусы, которые представляют жизнь Жанны как  бесконечные попытки прикоснуться к чему то тёплому, живому и близкому. 

Она нигде не может найти понимания и близости, в результате и от матери она убегает, как убегает от Тома и Поля. Что же за отношения у неё с матерью? Кто же такая её мать? Она вдова, но очень ухожена, видно, что следит за собой. Она чтит память о своём покойном муже, даже фотографию его полуголой африканской любовницы оставляет на хранении в кармане мундира. 

Она расистка, делит людей на цивилизованных и варваров, удел которых быть слугами, считает, что дома должно быть оружие. Такое ощущение, что у  матери Жанны нет своего собственного Я,  что её устами говорит её полковник муж, и она повторяет  его слова и мысли. Становится понятным, что она прожила свою жизнь, находясь в тени своего мужа. Для сохранения брака с таким сильным и властным мужчиной каким, по всей видимости, был её муж она должна была не просто приспосабливаться к его взгляду на мир и порядок вещей, но и фактически его перенять. 

Мать, которая не имеет своего Я,  не могла дать своей дочери достаточной свободы и внутренней уверенности в взаимоотношениях с мужчинами. О. Кернберг пишет: «Если мать обесценивает себя как женщину, она будет обесценивать и дочь, и самооценка матери повлияет на самооценку дочери».  А.Лайне пишет «Самооценка девочки и её представления о себе связаны с тем, насколько мать ценит и воспринимает её как женщину». 

Становиться понятным, почему Жанна  имеет такую низкую самооценку,  и готова отдавать себя в использование, чтобы быть любимой, и почему она так зависима. Очевидно, что Жанне присущ так называемый «моральный мазохизм».

сильные эмоции


Садомазохистские отношения – это отношения интенсивной любви и ненависти, когда существует потребность вовлечь партнера в близкие отношения, с помощью которых можно было бы спастись от чувства одиночества, утраты, невыносимой вины. 

Поскольку это нарушение считается нарушением на пограничном уровне, то очевидно, что люди с такими нарушениями страдают от слабости эго, наличия негативного объекта или отсутствия хорошего объекта, поэтому остро нуждаются в близком присутствии другого человека рядом, в идентификации с ним. Для этого используются агрессия и сексуализация отношений. На этом строятся эротизированные повторения. 

Разница между разными уровнями патологии состоит в способности к переживаниям этих чувств во внутрипсихическом пространстве у пациентов невротического уровня и неспособности к таким переживаниям у пациентов на уровне пограничных расстройств, как уже упоминалось выше. Одним из главных чувств  является сильное возбуждение, связанное со способностью к контролю над другими людьми путем вызывания у них сильных переживаний, разрешения  их конфликтов, «что можешь заставить другого почувствовать себя плохим,  виноватым,  слабым,  низшим, неполноценным. Захватывающее занятие – держать другого на ладони, доводить его до состояния потери контроля, нападая,  оставляя,  а затем вновь убеждаться, что этого не произойдет». 

 Между садистом и его жертвой существуют обычно сильные эмоциональные связи. Они остро нуждаются друг в друге  « … самые сильные переживания  человек испытывает в минуты крушения границ между Я и другим. Это происходит в моменты глубочайшей регрессии в экстатической любви и под воздействием чрезвычайно сильной боли. 

Интимность, возникающая между мучителем и тем, кого он мучает, и продолжительный эффект этого психического опыта для обоих участников возникает из самого примитивного, обычно диссоциированного или вытесняемого ощущения слияния “абсолютно плохих” отношений  между Я и объектом, представляющих собой другую сторону отщеплённого “абсолютно хорошего”  объекта на симбиотической стадиии развития». Это ещё одно из объяснений, почему Жанна не может уйти от Поля  после всей перенесённой боли и страдания.

В конце этого эпизода мы узнаём, что Жанна принесла проигрыватель, чтобы они могли слушать музыку. Ей хочется смягчить его жестокое сердце, находиться вместе с ним становиться для неё всё более тяжело. Здесь можно вспомнить о знаменитой сказке «Синяя борода» как символическом описании таких отношений между мужчиной и женщиной. Мужчины-садисты, агрессоры и насильники как «синяя борода», завлекают к себе как правило юных и наивных девушек, страдающих чувством своей женской неполноценности. Такие  девушки бессознательно считают, что они своей любовью спасут такого мужчину, они не хотят верить в то, что зло гораздо сильнее, и что никакое принесение себя, своей любви в жертву не спасет этого мужчину.

Здесь можно сделать предположение о супружеский жизни Пола, почему жена Поля изменяла ему и в итоге покончила собой. Поль создаёт вокруг себя невыносимую атмосферу для существования с ним. Его агрессивность, деструкция, психопатические выходки  вырываются из него, как из вулкана и разрушают все отношения с окружающими. Он слишком опасен, непредсказуем и жесток. В этом проявление его психопатичности. 

Женщины убегают от него в поисках тепла и нежности к другим мужчинам. Такое впечатление, что самоубийство жены выступило как месть по отношению к Полю. Его жена не выдержала отношений с ним. Как это сделала жена, так это делает и Жанна. Она убегает к Тому, более нежному, более тёплому. Но остаться с ним она не хочет. Том поглощён своей игрой в «великого» режиссёра,  и видит в Жанне совсем не ту, какой она является на самом деле. В этом  витании в облаках, он никак не может спуститься на землю, что бы понять Жанну. 

Он только и делает, что использует её для своего фильма и приглашает в свой фальшивый  мир, где Жанна с её страданиями, потребностью в душевном тепле и любви чувствует себя ещё более пусто. Каждый раз она прибегает к нему в надежде на тепло, близость и понимание и каждый раз убегает с пустотой, холодом и разочарованием. Как ни парадоксально, но жестокий садист Поль чувствует и понимает её намного лучше, чем идеальный романтик Том.

хороший образ отца


По мнению Ж.Шоссгет-Смиржель смысл перверсии в том, что перверт ненавидит мир таким, каким он устроен.  Его ненависть направлена на существующий порядок жизни, при котором ребёнку недоступно то, что доступно взрослому, что не все желания можно осуществить сразу. 

Перверт отрицает генитальную сексуальность взрослых людей и родителей. Он выступает против необходимости постепенного развития и взросления. Он отказывается от идентификации с отцом для обретения собственного зрелого генитального пениса. Он отрицает признание того, что у отца есть атрибут, которого он лишён, как и лишен способности генитальной жизни с матерью.

При нормальном развитии  ребёнок проходит этап  неосознаваемой зависти  к пенису своего отца вместе с   желанием  гомосексуального воссоединения с ним для   интроекции его  сексуальных атрибутов. Получаемое  удовольствие от заботы  матери приводит к появлению у ребёнка новых форм удовлетворения, что помогает развиваться без сильной фиксации на какой-либо фазе. 

Благодаря этому он успешно достигает Эдипова комплекса и генитальной фазы развития. К отцу ребёнок испытывает одновременно чувство соперничества и обожания, что помогает  выбирать  отца в качестве модели для идентификации. В развитии маленького мальчика принятие существующей реальности означает необходимость ждать собственной половой  зрелости и признать тот факт, что он ещё не в состоянии удовлетворить взрослую женщину, и дать рождение её ребёнку. 

Если же мать не подкрепляет хороший образ отца, а, наоборот, подчёркивает его плохость, особенно когда  отец является отсутствующей фигурой в жизни семьи или ведёт себя жестоко и угрожающе, то ребёнок становится утешением и надеждой матери. Отец перестаёт обладать, как таковой ценностью и быть примером. 

Его половые органы не вызывают зависти и желание их обретения. На символическом уровне происходит отрицание генитальности отца, и у ребёнка появляется надежда, подкрепляемая бессознательными посылами матери, что он со своим детским пенисом  может занять его место. Ребёнок видит себя достойным партнёром матери и способным удовлетворить её потребности.

В результате  происходит  переворачивание внутренней шкалы ценностей ребёнка, где отрицается вся зрелая генитальность. Такое нарушение психосексуального развития  символически  равнозначно  переворачиванию порядка мира.   Прегенитальность начинает ставиться выше генитальности, а инфантильная сексуальность выше зрелой сексуальности. На символическом уровне это использование фекального пениса, который   всё загрязняет и разрушает вокруг себя. Сексуальность в таких условиях становиться орудием мести. Агрессия трансформируется в садизм и мазохизм.

насилие или любовь


Поль, судя по всему, давно её ждёт. После визита к любовнику покойной жены он ищет выхода своей ярости. Те пять лет, которые он провёл с женой, которые давали ему иллюзию стабильности и какого-то порядка, рассыпались,  как карточный домик от ветра. Его жена не просто имела любовника, она фактически жила на два дома, даже халаты она им дарила одинаковые.

Вся ценность семьи, как пространства близости и взаимного понимания разрушились для него. Он вновь потерпел неудачу. Он надеялся, что, наконец-то после стольких испытаний и странствий он обрёл семью, но оказалось, это была иллюзия. Поль охвачен разочарованием и яростью. Он не может вынести в себе переполняющие его чувства.

Для ребёнка в параноидно-шизоидной позиции характерна отсутствие интеграции своих переживаний – они либо хорошие, либо плохие. В это время ребёнок ещё не может контролировать агрессивно-разрушительные части своей личности от их нападок на хороший объект. Он переполнен завистью, ненавистью и стремлением разрушить хороший объект. Интеграция плохого и хорошего объекта в целостный происходит на депрессивной позиции. Это подразумевает обретение способности терпеть и принимать мать, а затем других людей целостно, с их достоинствами и недостатками. Терпеть неудовлетворённость и фрустрацию. 

Человек с пограничным уровнем патологии всё время «выпадает» на параноидно-шизоидный уровень, как это происходит с Полем. Для него непереносима тревога и овладевающие им импульсы. Сильные чувства для него слишком переполняющие, он не может справляться с аффектом внутри своей психики, и вынужден выплескивать его вовне. Что бы освободиться от причинённого ему  унижения и боли он в свою очередь должен унизить и причинить боль. Единственный, кто ему доступен и на ком он вымещает все свои чувства, это Жанна.

В этом трагическом эпизоде Поль по садистски насилует Жанну, несмотря на  просьбы оставить её и плач от боли. Он наслаждается её болью и её унижением. Насилуя её, он выражает всю свою ненависть к миру, где он сам столько страдал и был обманут. Поэтому он заставляет её повторять за собой слова – отречение от всего добродетельного и нравственного в мире.  Поль разуверился в добродетели и презирает её. Атакуя её тело, он хочет символически разрушить его, как злой ребёнок стремиться разрушить материнскую  грудь, кусая её.

У пограничной патологии есть разные аспекты, связанные с различной природой травм, полученных в ходе жизни. Особенностью патологии Поля является его перверзность и психопатичность. При садомазохистской перверсии индивид насильно навязывает свои фантазии и действия другому, который не желает быть в них вовлечённым. 

Он равнодушен к потребностям и желаниям другого человека, который первертом низводится до функции объекта. Это уровень примитивных объектных отношений. В которых, по словам М. Балинта, «только одному партнёру даётся право выдвигать требования, к другому же относятся как к объекту, хотя и как к объекту инстинкта или любви». Генитальные отношения в отличие от прегенитальных, обладают той сексуальностью, которая предполагает отношение к партнёру прежде всего, как к  равноправному, обладающему собственными личностными и сексуальными интересами.

трудности в получении удовольствия



Жанна в очередной раз приходит на квартиру, на встречу о которой они не договаривались. Её мазохистская природа тянет Жанну  к своему мучителю, как бабочку на огонь. Настолько сильно, что она сама удивляется этому. В её душе уже поселилась ненависть к Полю, но одновременно живёт и любовь. Она находится в зависимости от него, такого сильного и властного. И как она боготворила отца, она боготворит Поля. Что движет Жанной?

Мазохизм или мазохистичность является одним из наиболее широко распространенных паттернов или сценариев человеческого поведения. Это та цена, которую приходится платить каждому человеку за интеграцию нормальных функций Супер-Эго. А именно, предрасположенностью к бессознательному чувству вины. Часто можно встретить поведение, направленное на подавление инфантильных влечений или на то, что человек может бессознательно оценивать как бессознательный эдипов триумф, т.е. победу над родителем противоположного пола. Однако здесь можно говорить о большей или меньшей степени патологии.       

В современной психоаналитической литературе существуют описания определенной патологии невротического уровня, получившие название «депрессивно-мазохистского  характера». О.Кернберг отмечает следующие отличительные признаки таких людей:

наличие жесткого Супер-Эго, очень большую потребность в зависимости от любви, принятия  и поддержки от другого человека, а также частые эпизоды пассивно-агрессивного поведения.

Как правило, у таких людей возникают трудности в получении удовольствия от жизни (получать удовольствие – значит изменить привычным семейным стереотипам страдания отца или матери как способам восприятия и поведения в жизни). Такие люди как правило, имеют низкую самооценку, не уверены в себе, жаждут подтверждения своей ценности, имеют бессознательные фантазии о том, что в любовных отношениях они могут получить любовь только если принесут себя в жертву, дадут себя использовать. Х. Мэйерс пишет о них: «Бессознательно он (мазохист) убеждён, что получит любовь, если подчинится боли и унижению, и что потеряет свои объекты, если перестанет страдать».


Это очень напоминает нам  образ  Жанны. Она ищет понимания, принятия, готова на жертвы ради любви, но не чувствует, что ею просто грубо пользуются.

Немного о зависти и ненависти.



В основе психической патологии пограничного уровня большую роль играет такие чувства, как ненависть и зависть. М. Кляйн пишет: «Хорошая грудь, которая питает и кладет начало любовным отношениям с матерью, представляет собой инстинкт жизни и ощущается как первое проявление творческого начала… если человеку удается сохранить идентификацию с хорошим и дающим жизнь интернализованным объектом, это становится побудительным стимулом к творчеству… 

способность давать и сохранять жизнь ощущается как величайший дар, поэтому творческая способность вызывает наибольшую зависть… тот, кому завидуют, как это чувствует завистник, обладает тем, что в глубине души наиболее ценно и желанно – хорошим объектом, подразумевающим наличие хорошего характера и психического здоровья»

...перед ее лицом



По всей видимости, он всю жизнь и во всём хотел превзойти сложившийся у него образ отца. В таких ситуациях, когда процессы нормального развития ребенка нарушаются, формирование зрелого эдипова комплекса оказывается невозможным, фигура отца чаще всего демонизируется; он предстает угрожающим кастрацией всесильным противником. Такой образ рождает много массированных страхов и агрессии. Поэтому Поль выбирал мужественные и романтические профессии, где агрессивное поведние является частью выживания. Поль активно борется за новую жизнь, он хочет все забыть и все зачеркнуть. Но для успешной самореализации ему необходимо проработать свой эдипов комплекс.

Повторение травматического события сопровождается появлением агрессии, взаимосвязанной  с защитной  эротизацией от травматического события или вызванной им тревогой. Это  будет вызывать  мазохистское  или садистическое удовлетворение от воспроизведения травмы. Как пишет Дж. Гленн, «Садистический компонент появляется тогда, когда идентификация с агрессором стала эротизированной» . Но при  наличии сильного Cупер-Эго или воздействия окружения    садизм  может стать неприемлем  и трансформироваться в мазохизм. Когда таких травм слишком много, то основным переживанием являются ярость, ненависть, чувство собственной беспомощности и желание причинить боль другим людям, чтобы освободиться от собственной боли и посмотреть как они справляются с этой болью. 

По мнению О. Кернберга; в развитии эмоциональных отношений это проявляет себя так: «Бессознательное желание исправить доминирующие патогенные отношения прошлого и соблазн воспроизвести их для воплощения нереализованных агрессивных и мстительных  потребностей имеют результатом проигрывание их в отношениях с любимым объектом. С помощью проективной идентификации каждый партнёр стремится вызвать в другом особенности прошлого эдипова и/или доэдипова объекта, с которым они находились в  конфликте».

Эпизод с арестом матери Поля, выступает, как травма и один из истоков того отношения к женщине который подталкивает «взять» «дразнящую» его Жанну, в первый день их встречи. Видеть, как голую мать силой ведут мужчины, это слишком травматическое возбуждение для подростка. Оно оставило отпечаток на всё его поведение в сексуальных отношениях с женщинами, с которыми  он воспроизводит это насилие.

Кроме того отношения Поля с матерью, которая была утончённой алкоголичкой и учила любить природу, при отстранённом отце, носили явно возбуждающий и фрустрирующий характер, противоречивые чувства по отношению к ней нанесли вред «формировавнию эротической привязанности, идеализации и доверию к женщине, которую он любит».   

Неспособность контролировать свою ярость и постоянное желание причинять боль другому, неспобность поддерживать стабильные жизненные человеческие отношения – все это говорит о серьезном садомазохистском расстройстве личности Поля. Подтверждение этому мы видим в дальнейшем разворачивании сюжета.

Жанна рассказывает ему о себе, и мы видим контраст между его и её воспоминаниями. В её воспоминаниях есть, что-то ценное, в то время, как в его воспоминаниях ценного  ничего нет. Он поддразнивает её, а она злится и регрессирует до уровня маленькой девочки. Обидевшись, она решила отвергнуть его, показать, что может без него обойтись, и начала демонстративно мастурбировать на его глазах. Эта сцена даёт нам пищу для фантазий о возможных отношениях Жанны и её отца. Видимо он тоже дразнил,  унижал, и в то же время вызывал в ней возбуждение. Это могло рождать в неё чувства одиночества и отчаяния,  с которыми Жанна справлялась с  помощью мастурбации.

Но Полю в этот момент не до неё, он слишком ушёл в себя в своё полное обид детство. Глядя на Жанну, напоминающую обиженного ребёнка, он ещё больше начинает вспоминать себя. Это приходит в резонанс с его внутренним травмированным ребёнком. Ему становится очень больно и горько за себя, за то, что он столько перенёс обид и унижений, и он не может удержать своего плача.

Маленький эпизод в ванной комнате: Жанна так хочет услышать от Поля что-нибудь близкое и личное, и в конце он дарит её эту радость говоря, что чувствует себя с ней счастливым. Жанна бурно выражает  свой восторг, она так этого хотела, но в следующем кадре, когда они собираются выходить из квартиры, Поль демонстративно захлопывает перед её лицом дверь.

Он явно хочет обидеть её и причинить ей боль. Почему с ним  произошёл такой переход? Ответом может быть то, что когда Поль сказал Жанне, что счастлив с ней, и увидел её такой радостной, то он тем самым, как бы поделился тем немногим хорошим и ценным, что было в нем, и  что он  дал ей. 

Он сразу почувствовал, что «опустел» и ему стало жалко и завидно. Поль не может удержаться от того, чтобы не разрушить, не испортить ту радость, которая есть у неё. Это происходит потому, что у него самого нет внутри хорошего объекта, а значит и отсутствует крепкая самость. Ввиду этого, он пытается идентифицироваться с хорошим объектом, ему приятно находиться рядом с юной, наивной и искренне влюблённой в него девушкой. 

Ему нужно её душевное тепло, её восторг им,  её любовь. Конечно, как может, он возвращает ей в ответ своё тепло, но тут же ощущает острую зависть к ней за это. Потому что в нём, как ему кажется, ничего не остаётся хорошего, и он опять пустой и мёртвый внутри. Что бы выплеснуть своё разочарование и ярость от этого,  он хлопает дверью перед её лицом. Жанна обижается на него, но свою обиду гневно  выражает  на приятеля при встрече с ним.

Детские травмы

Поль не может вспомнить ничего хорошего о своём детстве. Его воспоминания содержат только страдания и унижения. Из того, что мы узнаём можно сделать вывод, что в детстве над ним было совершено много насилия. Его родители были алкоголиками. Эпизод, когда его мать арестовывает полиция – один из самых запоминающихся из всего периода его жизни с родителями. Можно себе только представить, что такое для  ребёнка, когда его голую мать насильно уводят мужчины. Какое чувство беспомощности и стыда он пережил. Как возбуждающе выглядит для подростка голая мать, доступная для унижений и насилия в окружении чужих мужчин. То, что по прошествии стольких лет Поль рассказывает именно об этом эпизоде, говорит о сильных травматических переживаниях, с ним связанных. Эта сцена как бы до сих пор стоит у него перед глазами. Для него произошедшее  в детстве было психической травмой.

Подобные ситуации, вызывают у ребёнка столько  чувств, что его ещё не окончательно сформировавшаяся психика не может с ними справиться. Подавляющие эмоциональные аффекты так сильны, что, образно говоря, затопляют детскую  психику. Перенесённые  травматические события  становятся той частью психического опыта, которая не может быть интегрирована. Она изолируется, сохраняя  в себе, согласно экономической парадигме психоанализа, аффективный заряд, и любые похожие жизненные события выступают как «спусковые крючки», в результате чего они могут быть предрасположены к последующей чрезмерной реакции на какие-либо невинные ситуации в виде неконтролируемых аффектов.     Когда травма слишком велика, а возможности  психики ограниченны, психика пытается справиться с травмой путём расщепления, то есть, изолирует или локализует переживания,  чтобы защитить от разрушения ими всю личность и психику в целом.

Если в отношениях родителей к ребенку периодически возникают моменты жестокого обращения, то ребёнок сталкивается с необходимостью принимать от одного и того же лица и боль и заботу. Его зависимость от родителей и потребность во взаимной любви с ними, вынуждают его как-то справляться с испытываемыми им чувствами ненависти и любви к ним. Что бы как-то сохранить любовь, ребёнок раскалывает свой мир. Удаляя в сторону ненависть за причиняемую ему боль и стыд за свою беспомощность. Ребенок стремится сохранить хороший объект, т.е. любовь к родителям и, соответственно, хорошие представления о себе. В противном случае ему грозит тотальная дезинтеграция и психоз.

Последствия подобного расщепления сохраняются на всю жизнь. И переживания, связанные с  травмой, легко активизируются и легко всплывают на поверхность.

Ещё одним механизмом, который используется психикой для интеграции, т.е. переработки психических переживаний, является  воссоздание похожих травматических событий под контролем индивида, используя перестановку посредством идентификации с агрессором. Воплощая агрессора, принимая его атрибуты или имитируя его агрессию, ребёнок преображается из того, кому угрожают, в того, кто угрожает.

Отец, как известно, является символом индивидуации для ребенка. Для этого ему надо каким-то образом с ним идентифицироваться, что в случае с Полем невозможно. Чтобы идентифицироваться, необходимо любить и уважать. Отец продолжал унижать его, даже  когда Поль стал встречаться с девушками. Поль сносил эти унижения. Он боялся отца, который был дебоширом, алкоголиком и бабником. Он не смог выразить ему свой протест. Он ненавидит и презирает своего отца. Но трагизм его ситуации состоит в том, что он  не может пройти путь нормального психического и личностного развития, не может освободиться от своих детских травм.

не стремится понять

 Русский человек, не знаю почему, не стремится понять то, что он видит. Он не задает вопросов с тем, чтобы овладеть предметом, чего никогда не допустит иностранец. Иностранец никогда не удержится от вопроса. Бывали у меня одновременно и русские, и иностранцы. И в то время, как русский поддакивает, на самом деле не понимая, иностранец непременно допытывается до корня дела. И это проходит насквозь красной нитью через все.

                                        И.П.  Павлов, русский физиолог.

И.П. Павлов
Об уме вообще, о русском уме в частности