С начала строительства Международной космической станции участникам программы пришлось столкнуться с не одним крупным инцидентом, каждый из которых приводил к серьёзным затруднениям в дальнейшей работе космонавтов.
2001 — Сбой компьютеров в американском сегменте станции
25 апреля 2001 года вышли из строя все три бортовых компьютера американского сегмента станции, нарушилась связь с центром управления полётом в Хьюстоне. Были остановлены все работы с канадским роботом-манипулятором «Canadarm-2». Авария не затронула центральный компьютер российского сегмента станции, поэтому подготовка к старту российского пилотируемого космического корабля «Союз ТМ-32» продолжалась в штатном порядке.
Как выяснилось впоследствии, поломка случилась в устройстве хранения информации, где были повреждены файлы на жёстких дисках. В настоящее время вместо жёстких дисков применяются запоминающие устройства на твердотельных накопителях.
2003 — Катастрофа «Колумбии»
1 февраля 2003 года шаттл «Колумбия» взорвался при входе в атмосферу во время схода с орбиты. США приостановили полёты многоразовых кораблей «Спейс шаттл» на два с половиной года. Затем, после первой миссии по программе «Возвращение к полётам», последовал ещё один годичный перерыв в полётах шаттлов. Все эти паузы привели к тому, что появилась неуверенность относительно будущего МКС. Смена экипажей между февралём 2003 года и июлем 2006 года шла исключительно силами российских кораблей «Союз», (миссия STS-114 в июле 2005 лишь доставила необходимые грузы на борт станции и забрала накопившиеся материалы). Начиная с МКС-7, долговременные экипажи станции состояли из двух космонавтов вместо трёх, как это было до катастрофы «Колумбии». Так как станцию перестали посещать шаттлы, на МКС стало накапливаться большее, чем обычно, количество отходов, что стало особенно проблематичным в 2004 году. Однако российские грузовые корабли «Прогресс» и миссия STS-114 справились с этой проблемой.
2006 — Проблема задымления
18 сентября 2006 года на борту станции сработали датчики задымления. Экипаж МКС-13 почувствовал неприятный запах, а затем увидел дым, который оказался на самом деле испарениями гидроксида калия. Гидроксид калия запаха не имеет, поэтому бортинженер Джеффри Уильямс сделал предположение, что источником запаха был перегретый резиновый шланг системы регенерации воздуха «Электрон».
Так или иначе, все вентиляционные системы станции были отключены, чтобы предотвратить распространение дыма и загрязнителей. До конца работ по очищению воздуха космонавты носили защитные очки и респираторы.
2 ноября 2006 грузовой корабль «Прогресс М-58» доставил запчасти, необходимые для починки системы «Электрон».
2007 — Сбои в работе компьютеров российского модуля
Происшествие случилось 14 июня 2007 года, во время пребывания на станции экспедиции МКС-15 и визита STS-117. Сбой компьютера в российском сегменте в 06:30 UTC оставил станцию без нормальной работы двигателей ориентации, оборудования для генерации кислорода, поглощения углекислого газа и других систем жизнеобеспечения; это послужило причиной снижения температуры воздуха на станции. Успешная перезагрузка компьютера привела к ложной пожарной тревоге, которая разбудила экипаж в 11:43 UTC.
В сложившейся критической ситуации генеральный конструктор РКК «Энергия» Николай Севастьянов создал группу по анализу ситуации и разработке технических мероприятий по её устранению. В группу были включены: Николай Брюханов, Сергей Крикалёв и другие специалисты. Благодаря напряжённой работе этой группы на Земле и космонавтов на борту МКС, была определена причина сбоя — выход из строя вторичных источников электропитания компьютеров в результате воздействия на них электромагнитных помех — и способы решения проблемы.
15 июня четыре из шести компьютеров российского сегмента были подключены по нештатной схеме электропитания. Два резервных компьютера оставались отключёнными, работы по их восстановлению продолжались.НАСА сообщило, что без обеспечения компьютерами контроля за уровнем кислорода станция могла бы работать ещё 56 дней.
Вечером 16 июня, менеджер программы МКС в Космическом центре им. Джонсона в Хьюстоне Майк Саффредини подтвердил, что все шесть компьютеров ориентации и управления, включая два компьютера, на которых произошёл сбой, снова включены, и будут тестироваться в течение следующих нескольких дней. Первой была подключена система охлаждения.
Дальнейшее исследование причин неисправности показало, что корень проблемы лежит в образовании конденсата на электрических контактах. Конденсат стал причиной короткого замыкания, которое привело к отправке команды отключения питания на все три дублирующих компьютера. Это вызвало определённое беспокойство, потому что ЕКА использует такие же вычислительные машины в модуле «Коламбус» и космических кораблях ATV. После того как стали поняты причины сбоя, началось внедрение планов, позволяющих избежать этой проблемы в будущем.
2007 — Отказ главного командно-контрольного компьютера американского сегмента станции
11 августа в 23:30 по московскому времени, примерно через 3 часа, после того как американские астронавты Рик Мастраккио и Давид Уильямс вышли в открытый космос, отказал главный командно-контрольный компьютер американского сегмента станции. Его функции были переданы дублирующему оборудованию.
Отказ компьютера не создал какой-либо угрозы ни для работавших за бортом астронавтов, ни для находящихся на МКС людей. Первоначально возможные причины поломки, которые в НАСА назвали «таинственной», озвучены не были.
Позднее, из текста радиопереговоров российских космонавтов с ЦУПом, стало известно, что один из американских астронавтов выключил ТБУ и все розетки, так как хотел пофотографировать в полной темноте, но огни на приборной панели мешали ему, и он выключил всё, что светится, что и было случайно обнаружено одним из российских космонавтов.
2007 — Разрыв солнечной батареи
Скотт Паразински ремонтирует солнечную батарею.
Событие произошло 30 октября 2007 года, в это время на борту станции присутствовали долговременный экипаж МКС-16 и экспедиция посещения STS-120. Во время выхода в открытый космос были установлены панели солнечной батареи сегмента P6 МКС. При развёртывании одна панель солнечной батареи развернулась нормально, но когда другая панель развернулась приблизительно на 80 %, космонавты с помощью камер наружного наблюдения обнаружили на ней разрыв длиной около 75 сантиметров. Развёртывание было остановлено, и после внимательного осмотра космонавты нашли второй, меньший по размерам разрыв.
Несколько дней до починки руководство и технические специалисты НАСА тщательно разрабатывали план предстоящих работ, усложнявшихся тем, что для доставки астронавта к месту поломки использовался кран-манипулятор, а также опасностью проведения работ рядом с устройствами, находящимися под напряжением. 3 ноября астронавт Скотт Паразински и ассистировавший ему Дуглас Уилок починили батарею, наложив на неё изготовленные из подручных материалов алюминиевые шины.
2008 — Поломка санузла станции
21 мая 2008 года сломался единственный санузел. Сначала отказал двигатель вентилятора. Из-за этого часть оборудования, отвечающая за сбор жидкости, работала с перебоями. Остальное оборудование функционировало нормально. Всё это время космонавты пользовались резервным туалетом, который находится на пилотируемом корабле «Союз ТМА-12». Однако его ресурс был крайне ограничен, поэтому экипаж станции соорудил временную систему сбора продуктов жизнедеятельности с использованием сменных ёмкостей. Ситуация была настолько серьёзной, что в ЦУП даже рассматривалась возможность экстренной эвакуации экипажа. 2 июня на борту шаттла «Дискавери» на станцию была доставлена новая помпа, которую успешно установил вместо вышедшей из строя Олег Кононенко. После этой поломки и в связи с тем, что в скором времени экипаж станции увеличится вдвое, в NASA собираются доставить на МКС второй санузел. Поломка повторилась 9 октября 2008 года, незадолго до пристыковки к станции пилотируемого корабля «Союз ТМА-13» с экипажем, но уже через сутки была устранена.
Коментарі
Гість: Ром@н_Сергеич
111.09.11, 23:08
Пешком по земле безопасней.
Гість: Dиззззз
211.09.11, 23:10
мой вывод: не в том беда, чьи модули и сегменты выходили из строя, а в огласке СМИ. Мы не знали как и что делалось на советской станции - и это хорошо Меньше бы СМИ трепалось, лучше бы дела шли.
arpo
311.09.11, 23:10Відповідь на 1 від Гість: Ром@н_Сергеич
Я бы сгонял.
arpo
411.09.11, 23:11Відповідь на 2 від Гість: Dиззззз
Я не для этого её выложил Тут был спор по поводу, если самолёты могут взлетать и садится сами, зачем лётчики?
Гість: Dиззззз
511.09.11, 23:20Відповідь на 4 від arpo
пффф... коню понятно - самолеты на автопилоте только в экстренных случаях будут садить и то врдли .... я с летчиком истребителем говорил на эту тему еще лет 5 назад - РП по любому лучше уведет машину в безлюдное место, чем станет рисковать полосой и стоянкой самолетов... как раз тот случай: теоретически возможно, практически неприемлемо...
тут могут путать с темой беспилотников - так то другой компот
arpo
611.09.11, 23:24Відповідь на 5 від Гість: Dиззззз
Я написал: ...я сомневаюсь, что много кто захочет сесть в самолёт без пилота.
Гість: Dиззззз
711.09.11, 23:26Відповідь на 6 від arpo
та гражданский - то ваще пипец... а прикинь вариант с захватом террористами или внештатная ситуация, не предусмотренная заложенной программой....
arpo
811.09.11, 23:27Відповідь на 7 від Гість: Dиззззз
Хэ...
Даже пилот экстра-класса не посадит боинг 747 без радио (и вербального) наведения с земли на ВПП.
У них давно на пассажирских самолётах стоят "перехватывающие" управление устройства.
Если в кабину залезает террорист (очень серьёзное если, ибо туда пролезть крайне сложно), то управление в кабине просто отрубается - и самолётом управляют с земли, направляя его куда надо и сажая куда надо без участия пилотов и террористов.
А тут, видишь ли, не сработало.
Или сработало - я даже не знаю....с
Гість: Dиззззз
911.09.11, 23:36Відповідь на 8 від arpo
"""Даже пилот экстра-класса не посадит боинг 747 без радио (и вербального) наведения с земли на ВПП."""
... это основной вопрос котрый меня мучит в ситуации с башнями близнецами 11/9.... я не верю в этих террористов и не верю, что недоучки без практики могли так лихо воткнуться в два небоскреба
arpo
1011.09.11, 23:39Відповідь на 9 від Гість: Dиззззз
Я не лётчик