С момента пропажи рейса MH370 прошло уже больше пяти суток, однако поиски авиалайнера пока не дали положительного результата.
Эта одна из самых загадочных авиакатастроф нашего времени снова привлекла внимание к проблеме слежения за пассажирскими самолетами.
Авиалайнер Boeing 777-200ER компании Malaysia Airlines исчез с радаров диспетчеров приблизительно в 01.20 по местному времени в воскресенье, через час после вылета из Куала-Лумпура рейсом в Пекин.
Высказываются различные теории по поводу причин исчезновения самолета: от саботажа до катастрофического падения давления в кабине, которое привело к дезориентации членов экипажа и пассажиров.
Пассажирские самолеты связаны с наземными службами слежения и управления сразу несколькими системами. В данном случае не сработали все они.
Такой автоматический передатчик посылает каждые несколько секунд закодированный четырехзначный радиосигнал в ответ на полученный радарный импульс.
Этот уникальный код определяет тип самолета и его принадлежность, а наземные радарные системы следят за положением и скоростью самолета. Данные поступают на мониторы авиадиспетчеров.
Первичные радарные системы , основанные на самых ранних устройствах, разработанных еще в 1930-е годы, в настоящее время используются в качестве средств поддержки и резервных систем. Они способны только определять положение самолета в воздухе и не рассчитаны на его опознавание.
По мере удаления самолета на расстояние более 240 км в сторону моря радарное обнаружение перестает действовать, и экипаж самолета поддерживает связь с авиадиспетчерами по радио в высокочастотном диапазоне.
Рейс MH370 исчез с экранов авиадиспетчеров после прекращения работы транспондера на его борту. Последняя по времени надежная фиксация на экране радара указывала, что самолет летит в северо-восточном направлении над Таиландским заливом.
Последний радиосигнал, полученный авиадиспетчерами, состоял из стандартного отзыва - "вас понял" и указывает, что на борту было все в порядке.
Разве у самолетов нет системы GPS?Современные самолеты оснащены системой глобального спутникового позиционирования (GPS), однако ее данные предназначены для облегчения ориентации пилотов по карте и обычно не передаются авиадиспетчерам.
Некоторые из самых современных самолетов способны передавать данные GPS на спутниковые системы слежения, однако такие системы должны справляться с огромными объемами данных и являются дорогостоящими. Обычно такие системы используются в отделенных районах, где отсутствует радарное покрытие.
В течение предстоящих десяти лет службы слежения и управления полетами по всему миру должны перейти на новый стандарт ADS-B (Automatic Dependent Surveillance-Broadcast) - систему радиовещательного зависимого наблюдения, которая использует данные спутниковой навигации для определения положения самолета и передает их наземным службам и другим самолетам.
Однако, как и в случае вторичного радарного слежения, покрытие таких систем не распространяется на океаны и моря.
Стандарт ADS-B используется многими сайтами, следящими за полетами гражданской авиации, но эти сайты перестали видеть рейс малазийского самолета одновременно с авиадиспетчерами.
Что можно сделать?Исчезновение рейса MH370 снова поставило вопрос, что можно сделать для повышения эффективности систем слежения.
Когда в 2009 году авиалайнер компании Air France рухнул в воды Атлантики, имевшаяся на его борту адресно-отчетная система авиационной связи (ACARS) предоставила экспертам первые данные о том, что происходило на борту самолета и что стало причиной катастрофы.
Система ACARS является радиопротоколом, который позволяет бортовым компьютерам передавать телеметрическую информации о работе самолетных систем наземным компьютерам.
Эти данные передаются по радио или по цифровым каналам связи со спутников и могут включать массу параметров - от работы двигателей до неисправностей в туалетах самолета.
Это позволяет экипажу обращаться к диагностической информации, что ускоряет ремонтные работы и техническое обслуживание самолета.
В случае рейса 447 компании Air France данные системы ACARS указывали на ложные показания приборов, фиксирующих скорость самолета, что привело к дезориентации экипажа.
Как сообщила газета Wall Street Journal, американские эксперты пришли к заключению, что компания Boeing получала данные с системы ACARS в течение нескольких часов после исчезновения малазийского авиалайнера.
Однако малазийские власти опровергают это сообщение, утверждая, что последний сигнал системы ACARS поступил всего через полчаса после взлета.
Последняя надежда - на черные ящикиЧерный ящик может оказаться единственным ответом на загадку
Загадка рейса MH370 будет разгадана только после обнаружения "черных ящиков" или бортовых записывающих устройств.
Однако в случаях падения самолета в море до таких устройств добраться оказывается нелегко.
В ходе расследования катастрофы рейса 447 компании Air France на это потребовалось два года.
Оказавшись под водой, такие устройства переключаются на подачу сигналов в ультразвуковом диапазоне, но такие сигналы имеют очень ограниченный радиус распространения, и спасатели могут засечь их, только оказавшись поблизости от места падения.
"Черные ящики", которые многие эксперты считают самыми анахроничными устройствами в авиатехнике, в настоящее время не оснащены передатчиками стандарта ГСП.
http://www.bbc.co.uk/russian/international/2014/03/140313_malaysia_plane_tracking_systems.shtml
Коментарі
OnikS75
15.04.14, 17:42
ясно