Фото Shutterstock
Сегодня документ планируется рассмотреть в комитетах, а завтра, 12 августа, он может быть принят парламентом. «Это впервые в истории Украины, когда мы как государство применяем санкции в отношении иностранных субъектов, которые совершают преступления против нашего государства», – заявил премьер-министр Украины Арсений Яценюк.
Санкции будут вынесены относительно 172 физических лиц и 65 юридических лиц, преимущественно – основанных российскими гражданами и организациями. Они вводятся решением СНБО на основании представлений, сделанных президентом, Кабмином, СБУ и Нацбанком. По состоянию на пятницу перечень таких компаний и физлиц доступен не был. «На мой взгляд, было бы разумно сделать повторение тех же лиц, которые значатся в списке ЕС и США, для того чтобы это были комплексные санкции со всех сторон. Такое решение напрашивается само собой», – отмечает Виктор Чумак, председатель комитета Верховной рады Украины по вопросам борьбы с организованной преступностью и коррупцией. «В целом компании и фамилии пересекаются со списком ЕС и США», – подтверждает Михаил Головко, заместитель главы комитета Верховной рады Украины по вопросам экономической политики.
Олег Мальский, партнер AstapovLawyers, напоминает, что списки лиц, против которых вводят санкции ЕС и США, уже публично доступны, и они намного короче предполагаемых по цифрам санкций Украины. «Соответственно, можно предугадать, что данные списки не являются калькой, и Украина намерена ввести санкции в отношении более широкого круга физлиц и компаний, чем введенные ЕС и США», – поясняет он.
Расширение украинского списка произошло за счет компаний, сотрудничающих в сфере обороны. «Мы сотрудничаем с гораздо большим количеством российских компаний, которым поставляем и комплектующие, и технологии. Здесь наш список может быть шире», – подчеркивает Чумак.
Особо опасны Санкции третьих стран в первую очередь коснулись российского финансового сектора. Под ограничения со стороны ЕС попали Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк, ВЭБ и Россельхозбанк. У НБУ в этом вопросе совещательный голос, но ведомство не спешит отдавать его за мораторий на работу росбанков в Украине. Взвешивать последствия введения ограничений заставляет большой объем российского капитала в банковской системе Украины – 32%.
Активы банков с российскими корнями в банковской системе занимают 18%. Более того – эти финучреждения продолжают заводить ликвидность. «Снятие депозитов в российских банках было в два раза выше, чем в других учреждениях. Но банки российского происхождения не взяли ни копейки рефинансирования у НБУ. Их материнские структуры выделяли финансирование в достаточном объеме, – констатирует председатель Национального Банка Украины Валерия Гонтарева. – Все банки с госсобственностью предоставили большие линии рефинансирования в Украину, и этими деньгам – через продажу валюты или свопы – банки рассчитываются с вкладчиками».
Гонтарева напоминает, что «клиенты, кредиты и пассивы» у российских банков в Украине – украинские. «Мы усилили мониторинг банков с российским государственным капиталом. Санкции принимаются не на уровне НБУ, но мы давали свои рекомендации по работе с такими учреждениями», – сказала Валерия Гонтарева, дав понять, что по крайней мере пока НБУ не рекомендует запрещать работу российских банков только из-за прописки.
«Беда в том, что филиалы российских банков имеют только название российское и уставный фонд в России. Но это юридические лица, которые легитимны в Украине, и налоги они платят Украине, – солидарен c ней Виктор Чумак. – Нужно смотреть, насколько сильным будет стресс для украинского банковского сектора».
В отношении других секторов, где санкции могут оказаться менее чувствительными для самой украинской стороны, госчиновники выступают более радикально. «Лугансктепловоз» – меры могут быть вплоть до конфискации», – объясняет Виктор Чумак.
По данным российского издания «Коммерсант», ограничительные меры также затронут поставки нефтегазового оборудования (трубы, насосы и компрессорное оборудование).
Указанный в перечне санкций запрет на пользование радиочастотным ресурсом ставит под угрозу работу телеком-операторов с российскими корнями. «Деятельность мобильных операторов должна быть пересмотрена», – уверен Михаил Головко. «Если это [приостановка деятельности] не будет вредить телекоммуникационным возможностям страны – на это надо идти, – поддерживает Чумак. – Это было бы логично, потому что операторы мобильной связи имеют доступ к базам данных людей. Это и локация местонахождения, и контроль переговоров, и смс».
Олег Мальский, оговариваясь, что на данном этапе достаточно сложно трактовать реальные последствия для разных секторов бизнеса, признает, что из формального чтения существующего текста законопроекта можно прийти к заключению, что возможен запрет работы российских телеком-операторов в Украине. «Нельзя исключить случаи, когда будут получены дополнительные рекомендации либо дополнительные разъяснения. Можно предположить, что технически необходимо будет продумать варианты сохранения (поддержания) связи на территории Украины, поскольку отключение услуг связи затронет не только интересы компании, но и удобство общения для граждан Украины», – говорит юрист.
Введенные санкции – не всегда приговор. Иногда они лишь начало борьбы. По закону, каждый человек/компания вправе требовать исключения из данного списка. В частности, такие процессы инициировали ряд украинских чиновников, представителей прошлой власти, и украинские бизнесмены. «В европейской практике известны случаи, когда такие действия обеспечивали результат, и удавалось исключить компании (человека) из похожих списков санкций. Но процедура оспаривания является достаточно сложной, необходимо доказывать целый ряд факторов. Хотя теоретически это возможно», – уверен Олег Мальский.
Санкции. Дорого Арсений Яценюк оценил потери для Украины от введенных санкций для украинской стороны и «агрессивной политики Кремля» в $7 млрд. По мнению экспертов, реальная цифра потерь с учетом разорванной кооперации, физического уничтожения предприятий на Донбассе, макроэкономических тенденций намного выше. «$7 млрд – это далеко не полная оценка потерь страны. Примерно в два раза больше будут потери от сокращения объемов производства ВВП (ожидается сокращение в 2014 году не менее чем на 7%), – говорит экс-представитель правительства Украины при Евразийской экономической комиссии Виктор Суслов. – Еще больше потеряют граждане Украины от более чем 50%-ной девальвации гривны и частичной утраты сбережений, а также вследствие инфляции и роста цен (прогноз инфляции на 2014 год – не менее 17%)».
Свой отдельный счет предъявит также война в Донбассе – разрушенные мосты и дороги, железнодорожные пути, взорванные предприятия и жилые дома, которые нужно будет восстанавливать. «Человеческие потери нельзя выразить в деньгах, но компенсации семьям погибших в АТО, лечение тысяч раненых и покалеченных, возмещение потерь уничтоженной военной техники, израсходованных боеприпасов и военных материалов потребует дополнительных миллиардов», – отмечает Суслов.
При этом Украина находится в худшем положении, чем РФ и ЕС, поскольку терпит ущерб дважды. «Санкции против ЕС косвенным образом постоянно бьют по украинской экономике», – говорит Олег Мальский. Украинская сторона рассчитывает, что в среднесрочной перспективе украинский бизнес сможет восстановить потери за счет рынков Белоруссии и стран СНГ, а также стран ЕС в рамках реализации соглашения об ассоциации.
Страны, которые ввели экономические санкции против России, попали под ответные ограничения – с 7 августа РФ ввела эмбарго на импорт продовольствия, мяса, рыбы, сыра, молока, овощей и фруктов, из государств – инициаторов санкций. Оценка потерь стран ЕС – $9-12 млрд.
Означают ли украинские санкции в отношении Москвы тотальный запрет на поставки продовольствия в РФ, как это уже произошло с ЕС и США? Эксперты подчеркивают – вероятность высока, но ограничения не вступят в силу автоматически. «В данном случае очень тяжело однозначно заявить, является ли одно действие результатом второго, потому что, учитывая напряженность ситуации, такую возможность исключить однозначно нельзя. С другой стороны, формально эти действия являются независимыми (то есть действия одной стороны фактически не являются следствием последствия другой)», – говорит Олег Мальский.
Виктор Чумак не сомневается – Россия ответит на украинские санкции еще более жесткими ограничениями. «Но нам не привыкать. Кроме того, главная санкция уже введена против нас – это отказ на поставки газа», – напоминает он.
Экономические санкции, которые США, ЕС и Украина вводят против России, и ответные российские санкции в отношении этих стран генерируют огромный взаимный ущерб. «При отказе от торговых отношений – все участники проигрывают. При этом страны со слабой, низкоконкурентной экономикой, такие, как Украина, проигрывают больше и оказываются в более тяжелой ситуации. Для таких стран потерю внешних рынков практически невозможно компенсировать», – констатирует Виктор Суслов. В случае продолжения торговых войн экономическое положение Украины, которая к тому же стала ареной прямого геополитического столкновения между Западом и Россией, скорее всего, станет катастрофическим, опасается он.
По мнению экономистов, конфликт уже вышел за пределы «Россия – Украина» и сейчас угрожает разрушением основ мирового хозяйства и международной торговли. «Под вопросом будущее Всемирной торговой организации. Будет падать роль МВФ и Всемирного банка. Безусловно, снижается роль ООН и Совета безопасности ООН в разрешении международных конфликтов, – перечисляет Суслов. – Обладание ядерным оружием и военная сила становятся решающим аргументом». Также прослеживается тенденция к усилению роли отдельных мировых и региональных экономических и военно-политических союзов – ярким примером этому становится БРИКС. «Мир перестает быть однополярным, но нарождающаяся многополярность, противостояние крупнейших ядерных держав и геополитических союзов, делают наш мир более непредсказуемым и более опасным», – уверен Виктор Суслов.
источник
Коментарі