Но, как всегда и бывает с подобными роковыми моментами, прошло оно почти незамеченным. По крайней мере, ни ОБСЕ, ни ЕС, ни США, ни даже местные дозорные всех рангов и типов не ударили по его поводу в колокола.
А событие, между тем, стряслось небывалое. Война элит вокруг президента Порошенко перешла из статуса холодной в статус войны на уничтожение. Такого Украина не знала и в самые дерзкие времена.
Сегодня заседание Специальной парламентской контрольной комиссии по вопросам приватизации посетил губернатор Днепропетровской области, украинский «Жуков без погон», человек, остановивший «русскую весну» на юге Украины, банкир и промышленник Игорь Коломойский.
Он буквально с порога сообщил опешившим депутатам, что хочет рассказать о том, как происходила приватизация самых лакомых кусков экономики во времена президента Кучмы, какие и за что он, Коломойский, выплачивал взятки зятю президента Виктору Пинчуку и самому президенту, каким образом получили свои активы другие олигархи и во сколько они обошлись им в реалиях.
Коломойским названы десятки коррупционно приватизированных крупнейших энергоконцернов, добывающих, обрабатывающих предприятий, но прежде всего вскрылась скандальная продажа «Укррудпрома» — одна из самых загадочных в истории приватизации Украины. Стоимость концерна оценивалась независимыми экспертами в начале 2000-х в 40-50 миллиардов долларов, а он был продан за 500 миллионов.
В этой истории, подводит итог «Украинская правда», замешаны все крупнейшие олигархи, которые за счет специально прописанных условий приватизационных конкурсов смогли обзавестись важными сырьевыми активами. Они стали основой для формирования, к примеру, крупнейшего в стране металлургического холдинга «Метинвест», который контролируется Ахметовым и Новинским.
Собственно говоря, показаниями Коломойского перед парламентской комиссией дезавуированы итоги приватизации практически всей сердцевины промышленности Украины.
Коломойский предложил парламенту отменить результаты этой коррупционной приватизации и вернуть во владение государства несправедливо приватизированные активы на многие десятки миллиардов долларов. В том числе и активы самого Коломойского.
Признания и предложения днепропетровского губернатора вызвали шок и ошеломление даже у самых либеральных депутатов парламента.
Вот цитата из стенограммы заседания:
«Лещенко: У меня нет сомнений, что мы с вами единомышленники в вопросе восстановления справедливости при реприватизации, но скажите – вы же тоже были бенефициаром. Вопрос по поводу 5 млн в месяц, которые вы платили Пинчуку в 2004 году – вы считаете, что это была взятка или нет? Если взятка, это явка с повинной с вашей стороны?
Коломойский: Мы же знаем, что тот, кто дал взятку и первый пришел, сказал об этом — ему ничего за это не будет. (Смех)
Л: То есть вы признаете, что за управление «Укрнафтой» давали 5 млн долларов в месяц?
К.: Да.
Л: Кому именно, на какие счета?
К.: Все предоставлено в английский суд, можем предоставить все сюда. Эти счета идентифицированы как счета Пинчука и Кучмы.
Л.: Оффшор?
К: Да. Но это не «Укррудпром», а «Укрнафта». Но это не только эти деньги. Мы платили эти деньги, а помимо этого платили дивиденды государству и налоги. Но за право получать свои дивиденды нас заставляли из своих дивидендов платить еще по 5 млн Пинчуку».
Таких вопиющих примеров Коломойским приведено множество.
Что будет дальше делать парламентская комиссия с этими признаниями — не знает пока никто. Даже ее председатель, друг Коломойского и замгубернатора Днепра Борис Филатов.
Взрывчатка, которая накалялась во время Донбасской войны в зарубежных судах, брошена в открытый костер в Киеве. (Информационной справедливости ради следует сказать, что конфликт вынес из подполья сам Пинчук. В Высоком суде Лондона он начал процесс, оспорив покупку Криворожского железорудного комбината. Виктор Пинчук требует от Игоря Коломойского и Геннадия Боголюбова признать его владельцем завода и компенсировать ему многолетние убытки.)
Но одно дело далекий Лондон и прения на английском, другое — прямые обвинения в Раде бывшего президента Украины в получении взяток и демонстрация доказательств. Особенно на фоне того, что Кучма является одним из реальных приводных ремней Минского движения перемирия.
К чему приведет открытая война бизнес-элит в стране, находящейся на грани банкротства и дезинтеграции? История не знает случаев, когда подобный конфликт приводил бы, мягко говоря, к усилению государства, к победе в войне или хотя бы к росту его авторитета среди союзников. Не думаю, что Украина станет первым исключением из этого правила.