Меч, обращенный острием вниз, в древние времена означал
сохранение Мудрости Богов и Предков, а также незыблемое следование
Небесным Законам, как это установлено Богом Сварогом для всех Чертогов
Сварожьего Круга.
Праздник в честь Бога Коляды приходится на
день зимнего Солнцестояния, этот праздник также называют Менари, т.е.
День Перемен. В праздник, ходили по дворам группы мужчин, облаченных в
щкуры различных зверей (ряженые), которых называли дружины Коляды. Они
пели гимны, прославляющие Коляду, и устраивали особые хороводы вокруг
больных людей, чтобы исцелить их.
КОЛЯДА
(Каледа, Колодий (серб.), Calenda (лат.), Калёнда, Кадм(перс)) —
Бог Коляда - Бог, давший Родам переселившимся в западные земли:
Календарь (Коляды дар) и свои Мудрые Веды. Бог-Покровитель землепашцев и
Чертога Ворона во Сварожьем Круге. "Шестый Коляда, ежу же праздник
прескверный бяше декабрия …" ("О идолах Владимировых" ППЯ) Коло-
древнейшее название солнца, круга (Кол также одно из народных названий
полярной звезды) и Коляда означает круглый . От колo-круга
произошли и такие слова как колесо, колач, колобок. Коляда-
древнейший бог Ас, который олицетворяет собой возрождение зимнего
солнца и природы , в Персии (Перуна сияние) его почитали под именем
Митра ( Мини –минимальное , т- то , Ра – сияние). Колядки празднуются с
дня зимнего солнцестояния, когда день "на воробьиный скок” прибыл и
начинает разгораться зимнее солнце, и до дня Велеса. А так как по
некоторым источникам считалось что Коляда сын Даждьбога то иначе
праздник Коляды ещё назывался Даждьбожий день (в это время также была и
самая длинная ночь поэтому она называлась ночью Карачуна т.е.
укороченой). Это был день пиршеств, еды, веселья, жертвоприношений :
«Уродился Коляда Накануне Рождества. За горою за крутою Да за речкою
быстрою Стоят леса дремучие, Во тех лесах огни горят, Огни горят
палюшие, Вокруг огней люди стоят, Люди стоят колядуют: - Ой, Коляда,
Коляда, Ты бываешь, Коляда, Накануне Рождества!» Всем известно, что
«колядовать» - петь праздничные песни, получая за это угощение и
подарки, принято на Рождество. И как-то принято считать, что колядки
связаны с Новым годом. Однако обычай этот куда более древний, чем
кажется. Еще в ту пору, когда Новый год славяне отмечали в сентябре,
они в декабре праздновали Рождество Коляды - рождение юного бога света и
тепла.
Происходило это на нынешний день солнцеворота (21-25 декабря),
когда начинает, пусть на воробьиный скок, удлиняться день. В это же
время чествовали щедрую богиню Ладу; не отсюда ли другое название
колядок - «щедровки»? Знаком Коляды было колесо с восьмью
раскрашенными в яркие цвета спицами - знак солнца, а в центре колеса
должен был гореть огонь - пук соломы, свеча или факел. Призывая Коляду
как можно скорее прислать на землю тепло, снег посыпали цветными
лоскутьями, втыкали в сугробы сухие цветы, заботливо сберегаемые с лета.
В печах в этот день гасили на некоторое время все очаги и разводили в
них новый огонь, называвшийся Колядин огонь. Поскольку Коляда был
богом Асом из рода бога Сварога, обычным воплощением которого в домах
считался большой сноп, то и Коляду изображал снопик или соломенная
кукла. Коляду почитали также как бога который подарил людям новый
кален- дарь (Коляды дар, а до этого пользовались круголетом
Числобога). Славянское Лето делилось на три времени года: Оусень,
Зима, Весна. В каждом времени года было по три месяца. Сейчас в
григорианском календаре 12 месяцев. У древних славян было 9 месяцев
(высшее простое число). До падения на землю луны Фаты все месяцы имели
продолжительность в 40 дней, а год составлял 360 дней.
Эти события нашли отражение в легендах древнего Египта, куда
после катастрофы переселились с погибшей антлантиды рода антов
(современные украинцы): «Рхея (египетская Богиня земли) была женой
Гелиоса (солнца). В неё был влюблён Бог Хронос, на чувства которого она
ответила взаимностью. Когда Гелиос обнаружил неверность своей жены, он
разгневался и наложил на неё проклятье, говоря, что она не сможет
родить ребёнка ни в каком из дней существующего года. В расстроенных
чувствах Рхея обратилась за помощью к Богу Тоту, который тоже любил её
и он придумал хитрость, с помощью которой это проклятье можно было
обойти. Тот отправился к Селене, Богине Луны и предложил ей сыграть с
ним в игру, ставкой в которой со стороны Селены был её свет. Селена
поставила на кон семидесятую часть своего света от каждого своего
появления (в то время Фаты и Месяца) и… проиграла. Это привело к тому,
что сила её света уменьшилась (луна Фата была разрушена). Из света,
выигранного у Богини Луны, Тот создал пять дней, которые он добавил к
существующему году (год тогда состоял как мы видели из трёхсот
шестидесяти дней). И в эти пять дней Рхея родила пять детей. Озирис
родился в первый день, Хорис — во второй, Сет — на третий день, Изида
родилась на четвёртый день и Немфис — на пятый» (смысловой перевод). Мы
также знаем что по преданиям древний Египет создали девять Белых
Богов (так чернокожее население относилось к нашим предкам), четверо из
них пришли с севера, а пятеро с запада из земли, которая погрузилась
во глубину Великих Вод (земля родила после катастрофы пять детей). Так
же из приведённой легенды следует, что до описываемых событий в земном
году было триста шестьдесят дней (т.е. девять славянских месяцев по 40
дней). В результате планетарной катастрофы, которая случилась 13 016
лет назад, была уничтожена Луна Фата и её осколки упали на
Мидгард-Землю, и вызвали изменение наклона оси планеты.
Это хорошо известный факт. Но упавшие осколки Луны Фаты не только
изменили ось наклона, но изменили и скорость вращения самой
Мидгард-Земли. Луна Фата в то врем была ближайшей к Мидгард-Земле
луной, с периодом обращения в 13 дней. Поэтому она, в силу своей
близости, довольно сильно влияла своим притяжением на Мидгард-Землю.
После уничтожения Луны Фаты, её притяжение перестало влиять на
Мидгард-Землю. В результате этого Мидгард-Земля стала обращаться вокруг
своей оси несколько быстрее и поэтому число дней в году стало триста
шестьдесят пять, и в древнеславянский календарь пришлось внести
изменения (пять месяцев из 9 стали по 41 дню). Четные месяцы были
продолжительностью 40 дней, нечетные — 41. Каждое 16 лето объявлялось
Священным и все его месяцы были продолжительностью 41 день. Таким
образом продолжительность лета была 365,25 суток (реальная
продолжительность 365,2422).
Коляда кроме того что дал людям календарь считался и богом
который несет мир, он содействует жизни между народами в полном
согласии. Потому чествовали Коляду не только в привычный ему день 21-25
декабря, но и всякий раз, когда устанавливался мир после войн с
враждебными племенами. Имя Коляды и по сей день постоянно звучит в
колядках, которые содержат старинные магические заклятья: пожелания
благополучия дома и семье, требование подарков от хозяев - иначе скупым
предрекалось разорение. Иногда сами подарки: печенье, каравай -
назывались Колядой. Сопровождалось все это ряженьем в коня, козу,
корову, медведя и других животных, воплощавших плодородие.
Бог Коляда также является родоначальником многих славянских
родов. Казаки например, считают его своим батькой. В сказе
опубликованном Ю.Миролюбовым (списанным как и «Велесова Книга» с
буковых дощечек) прямо указывается на божественную родословную
казаков: «Когда то, в седую старину породил небесный батька Коляда
(сын Тарха-Даждьбога и Златогорки, внук бога Перуна) с матерью
Даж-землею в час ночной грозы люд казачий, та и дал им землю от севера
до юга, от моря до моря, от восхода до захода от Дуная до Дона. Та и
заповедал не ходить с той земли никуда и ни кому её не отдавать и
дал брата своего Хорса на сторожу казачеству тому характерному, чтоб
берегли землю ту денно и нощно. А чтобы справны были да сгуртованы,
то докинув всем умений и мастерства своих казацких с неба, чтоб
через казачий круг благословение его получали и знали бы, в чем сила
их казацкая. И были бы от Батьки своего сторожами света, а увидев
черную ненависть безграничную и неправду то не допускали бы её разумом
меж товарищей своих, да до ворога лютые были бы. А от матери земли
грозовой любовь безудержную к людям земли своей имели бы, — такую
червонную, аж багряную, як сполох небесный».
1. А вот
что написано о Коляде М. Забылиным в 1880 году в книге «Русский
народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия».
«По
словам нашего знаменитого историка Карамзина, Коляда был бог пиршеств и
мира и хотя по созвучию можно производить Коляду от Римских коленд и
других, но римские праздники этого названия были празднуемы во всех
месяцах. ……Значение слова Коляды у разных народов различно: У Виндийцев
Коледа почитается за божество празднеств и также называются некоторые
церковные обряды, а koledowatи (колодовати) означает хождение детей по
разным домам с песнями и плясками.
У Чехов, Болгар и Сербов
Kolda, а также wanoenj pиsnиeky значит — святочная песнь, chodиtи po
Kolde, (ходить по коледу) значит поздравлять с новым годом и за это
получать подарки, от каждого, кто что может дать.
Коледа у
Словаков означает Благословение домов, какое у них бывает около
праздника трех царей, a koledowat - благословлять дома…..
Босняки,
Кроаты и другие славянские народы под Коледою разумеют подарок на
Новый год.... . Наконец от слова колядование произошло слово
"колдование".
Коляда не упоминается у Нестора, как божество в
числе богов Владимировых; но Св. Димитрий Туптала (митр. ростов.) в
своей Четьи Минеи упоминает о Коляде, как о шестом боге, боге
празднеств. ….
Коляда, в южной и западной Руси, собственно кануне
праздника Рождества Христова, который известен на северо-востоке
Poccии под именем Авсеня или Таусеня, а у Литовцев известна под именем
вечера колодок, или Блоккова, в котором почти везде в славянском мире
и в русском готовится из зернового хлеба — каша и из пшена и плодов
кутья, напоминающая индейский Перун-Цонгол и Угады, во время которых
по варению пшена угадывали жребий в наступающем году….
Профессор
Снегирев говорит (См. Русс.. Прост, празд. и суев. обряды. Вып. 11,
1837 г., стр. 29 ) что под Москвою был обычай называть сочельник
"коледою" и в ночь на Рождество возить в санях девушку, одетую поверх
всей теплой одежды в рубашку, которую и выдавали за Коледу; есть ли
такой обычай и по сейчас — не знаем.
Есть предположение, что как
празднование Коледы, так и ея имени перешло из Новгорода в Костромскую и
другие Великороссийския губернии в XV веках, чему свидетельствует
старинная песня, которую в некоторых местностях поют о святках так:
„Шла Коледа из Новогорода"-... и проч…..
Въ Великороссии святки,
кроме славления по домам, сопровождаются наряжанием в маски и костюмы
с целью не быть узнаваемыми, а также загадываниями. Как гадания, так
равно и наряжания в разные костюмы производятся вечером, а гадают часто
по ночам.
Маски известны от глубокой древности, еще в оргиях
Бахусовыхъ надевали личины, чтобы избавить себя от чарования. Между
греками и латинами в средние века было мнение, будто, в продолжении 8
дней после Рождества Христова, дьяволы скитаются по земле и по
наступлении разрушения их царства, изгоняемые в тревоге и тоске рыскают
по улицам в мрачном и огнезрачном виде, терзая, муча и увлекая
встречных и поперечных. Переряженные или святочники, умышленно
представляют воплощенных дьяволов и история Тюрпеня называет их
личинами брадатыми, рогастыми и похожими на демонов. Один древний
писатель объясняет силу отвораживания масок тем, что oнe своим стройным
и нелепым видом удаляют очарование от самых лиц, которыя их носят. Но
так, как маски по объяснению Нантскаго собора — личины демонов и
оскверняют людей, посему те, кто рядился на святках, имели обыкновение
очищаться купаньем в реках в день Крещения Господня (вообще то на
праздник Коляды накладывается и более древний праздник, это когда
через врата междумирья Бог Перун проник в Пекло и освободил из плена
нищих пращуров, а с ними на землю попали и жители Пекла. Они
некоторое время бродили по земле и выпрашивали себе у людей
пропитание, пока Перун не отправил их обратно. Обычай наряжаться в
личины, это как раз проигрывание той ситуации).
В Новгороде Святки известны под именем Окрутников, которые со
второго дня праздника Рождества Христова до Богоявления ходили
ряженными по городу в те дома, где выставляемы были зажженныя свечи на
окнах и тешили хозяев шутками, карикатурными представлениями, песнями и
плясками.
В Тихвине о святках снаряжалась большая лодка, которая
ставится на несколько саней и возится несколькими лошадьми по городу.
Верхом на лошадях, везущих лодку сидели окрутники. Те же окрутннки и
святочники сидели в лодке, украшенной разноцветными флагами. Все эти
поезжане бывали в костюмах и масках.
В Тихвине ряженные назывались то окрутниками, то кудесниками, то куликами, то щеголями.
Во
время поезда они пели, играли на разных инструментах, и выкидывали
разные штуки. Разумеется, ряженых сопровождали толпы народа, а
зажиточные граждане подчивали этих ряженых вином и кушаньем.
В
Новгородской и Вологодской губерниях святки до сих пор называются
Кудесами, так как в летописях чародеи, колдуны, арби, кудесниками и
кобниками, которые гадали и вероятно кудесили, как колдуны, кобенились,
как шаманы.
В Торопце Псковской губернии святки слывут
"Субботками". Тогда незамужние дочери обывателей этого городка
собираются у бедныхъ вдов, которыя делают к тому нужныя приготовления:
для посетительниц делают скамьи уступами от полу до потолка в виде
амфитеатра, потом среди комнаты к потолку подвешивается большой фонарь
из цветной бумаги, украшенный лентами и множеством свеч. По сторонам
этой же горницы ставятся скамейки для мужчин.
Девушки как
богатые, так и бедные непременно считают долгом быть на этих вечеринках
или субботках и для сего одеваются как можно чисто, сообразно своему
состоянию. Когда девушки собрались все до одной из числа приглашённых,
тогда ворота до сих пор запертые, отворяются и начинается прибытие
холостых молодых людей. Прибытие каждого молодого гостя девушки
величают песнями, которые изстари поются на субботках. За эту честь
каждый гость должен платить деньгами, которыя потом отдаются в пользу
хозяйки дома, небогатой вдовы. Сюда женатые и замужние не допускаются.
Русская
история указывает, что и царь Иван Васильевич Грозный с своими
опричниками маскировался подобно скоморохам и даже казнил К. Репнина за
то, что тот не надел личины (Карамз, И.Г.Р.т.9, 2 издание)
Петр
любил, святочные игрища, в которых сам принимал, участие, как было
выше нами замечено. В его время святочный игры бывали не только в
городах и в сельских приютах, но и в царских теремах, где Царевны
святочничали с верховыми сенными девушками и боярынями.
Гадание. В
состав святочных обрядов входить гадание, где по каким либо особенным
знакам искусственным или естественным стараются пред узнать
человеческий жребий, свое будущее.
В язычестве гадание составляло
одно из главных обрядов богослужения: но когда язычники стали
переходить в христианство то гадание стало преследоваться под видом
ворожбы и если гадание и осталось в народе, как сила привычки по праву
давности, то как народная забава ….. Святочными гаданиями вообще
занимаются вечером, или ночью.»
Благославенны Боги Светлы и Многомудры Предки наша Ныне и присно и от Круга до Круга! И велику Славу речем им, тако бысть,
тако еси, тако буди, до скончания жизни Миров, кои сотвориша
Род-Породитель.
Во Славе ходияше Боги Светлы и Многомудры Предки наша. И учили Праотцы наша угодны земли орати яко заповедал нам Бог Коляда , и злаки сеяти яко заповедал нам Бог Коляда,
и жати солому на полях страдных яко заповедал нам Бог Коляда, и ставити
Хлебный Сноп во жилище своем и Свято чтить Его, яко заповедал нам Бог
Коляда.
А превыше всего чтить Рода Небесного и Роды свои и Предков своих, яко заповедал нам Бог Коляда И перемены сотворяша ко Свету отвратяшася от Тьмы и Славу Божичу речем - Слава Коляде, Богу нашему. V (Знамение Славы) Во Славу Бозех Светлых и Многомудрых Предков наша да возрадуются все Души наша переменам грядущим, кои указаша Коляда - вельми Славний Богъ.
Он дароваша нам Свет свой и Мудрые Веды, Дар хлебосеянья и во жатве победы.
Он День прибавляша и Ночь уменьшаша, и Свет от Ярилы-Солнца день и ночь Прославляша.
И речем мы Слава Коляде - Богу нашему и Слава Всем деяниям Светлым его. Тако восславим же Коляду, Бога нашего, в начале светлого Дня Перемен наших.
славиша светлый День Коляды, и вознесеша Славу всем Бозем и
Предкам наша, и воспомним все их деяния добры, все их деяния славны, да
во Славу Рода Небесного и всех Родов наша, и всех Кланов наша.
И речем мы во истину, полагаясь на чистую Совесть нашу, во всех жилищах и хоромах наша, во Капищах и во Святилищах наша Слава всем Вышним Богам наша.
Да
не оскудеет помощь от Богов наша зело Великая и вельми Духовная. И да
буди мы достойны Их, чистотой помыслов наша, и да всеми свершаемыми
деяниями праведными наша.
И восславим всех Пращуров, нас породивших, и сохранивших Природу Мидгарда. Они наблюдаша за
нами
из Сварги, даруя нам помощь в деяниях славных, во благо Родов, во
величье Отчизны, и отвращают от деяний вельми непристойных, что в Пекло
безмерное Врата отворяют. И в день сей, трижды Славу вознесем Перуну, Богу нашему! Слава Перуну, Вышнему Богу наша
Он, по отчей воле Вышнего Бога Сварога, воспиташа млад Коляду по
Законам Рода Небесного, соразмеряясь со своей чистой Совестью и
соблюдаша все Небесные Законы Сварги Пречистой.
И славим мы Перуна, Бога нашего,
вседневно от сердца чистого! Ибо спас Он Души Предков наша, коих
обманом великим и темною силою завлекли в Пекло Безмерное. И отворяше
наш Бозе Перуне многоравныя Врата Междумирья, ведущие во темный Мир
Пекельный. И сражашася Он со вразями вельми сильными и зело темными, и
освобождаша Он из полона безправнаго всех стадальцев и мучеников из Расы
Великой и потомков Рода Небесного, а тако же всех полоненных существ
из многих Светлых Миров, что вельми наполняют Сваргу Пречистую.
И сопроводиша их на Мидгард-Землю стезею правой из Мира Пекельного, во родные Земли их, ко родным очагам Родов их.
И
завалиша Вход-Врата те горами Кавказскими, дабы не вхожи на
Мидгард-Землю были силы из Мира Пекельного, ведомые Кощеями темными.
И
воеваша Перуне Тьму весьма сильную, по всей Мидгард-Земле, и идяше Он
путями свастичными, очищаша Мир Земной от нечисти всяческой, неся
чистую Радость во все проживающие на Мидгард-Земле Роды Расы Великой.
И победита злые силы, вонзил в землю Сияющий Меч Бог Перун.
И воссияша Меч светом весьма чистым, и осветиша светом пречистым все
Души человеческие, до самых глубин, принеся Счастье и Радость в каждую
Душу. И восславим Перуна в День Коляды за деяния славны, да во Славу
всех Родов Сварги Пречистой!
Коментарі