Анна Лацис «8 марта. Женский день утраченной памяти»
Клара Цеткин
В современном российском обществе «советский» праздник 8 марта все больше напоминает свадебного генерала, который по дороге успел забыть, куда и зачем его привели. Самый точный срез стереотипов о бывшем празднике трудящихся женщин дает поиск по новостям. «Мимоза в день 8 марта в России будет дефицитом»; «Больше половины россиян будут отмечать 8 марта в кругу семьи»; наконец, «8 марта столичные сотрудники ГАИ не будут штрафовать женщин за мелкие правонарушения». Семейный праздник, праздник «весны» и цветов, а еще праздник женственности в ее народном понимании – от тещи и жены до блондинки за рулем. Не так важно, что женщины по статистике более аккуратны, как водители: важно, что 8 марта ГАИ прощают им мифическую неаккуратность. Праздник любви и заботы о наших прекрасных спутницах жизни, мамах, сестрах, дочерях. Прекрасный весенний день заботы сильной половины человечества о его прекрасной половине.
Разрушение империи всегда сопровождается растаскиванием храмов на сувениры. Как прочесть культурный знак, когда он давно уже существует в отрыве от породившей его системы? Все, что остается новому поколению – объяснять советские коды в силу своего понимания.
Когда «большого государства» уже не существует, в ход идет самая простая механика власти. Мужчина – голова, женщина – шея. Сила и слабость. Серьезная работа и возня с детьми. Защитник отечества и весенняя красавица. Авторитарная власть в отдельно взятой семье.
Примитивная схема, уместная разве что в голливудских фильмах, розовым потоком льется с телеэкранов, со страниц журналов для девочек (как стать принцессой) и для взрослых женщин (обзор высокой моды, как приготовить ему обед, как удержать отношения). Именно ужесточение гендерных рамок и превратило гражданские праздники 8 марта и 23 февраля в однообразные подобия Дня Валентина.
само участие мужчины в уборке нередко подается как нелепость, нечто вроде маскарада.
У восьмого марта есть еще одна любопытная грань. В этот день мужчины традиционно принимают участие в домашнем хозяйстве. Я нашла об этом даже стихи в интернете. Бабуля, нынче — женский день, и отложи заботы в сторону. Нам, мужикам, не лень заботы ваши поделить сегодня поровну.
Мужикам, разумеется, не лень, но обратная ситуация при этом почему-то немыслима. В февральский день всех мужчин женщина не берет в руки шуруповерт, топор или винтовку. Она не идет защищать отечество, предлагая мужчинам отложить в сторону свою сложную работу. А если вдруг у нее уже есть подобные навыки, о них уместнее промолчать, скромно потупив взгляд.
Ира, 22 года: «Я не понимаю, для чего я должна поздравлять своих однокурсников с днем защитника отечества. Они все до одного откосили от армии. Моя бабушка, знаете ли, прошла всю войну. И имеет на этот день побольше права».
Женщина-пролетарка, овладевай авиационной техникой! Плакат начала 1930-х
Запрет на образ женщины с оружием, женщины-мастера, женщины- первоклассного специалиста сформировался, на самом деле, совсем недавно. Ведь именно такие, волевые и самостоятельные женщины были просто необходимы советской власти во время войны и в первые годы революции.
Собственно говоря, и сам праздник 8 марта – предложенный Кларой Цеткин сто лет назад «день трудящихся женщин» – так активно закрепился в нашей стране после огромной женской демонстрации 8 марта 1917 года (23 февраля по старому стилю). То, что женщины вышли на улицы, в очень большой степени определило начало Февральской революции. Женское движение в России к тому моменту уже имело долгую историю, и эта демонстрация стала поворотом к полному разрушению старого уклада.
Демонстрация суфражисток в Америке
Средства усилить самооорганизацию женщин были самыми разными. Коммунистические женские конференции, регулярные съезды делегаток, так называемые «женсоветы» при партии. А главное – женские журналы. «Работница», «Крестьянка», «Коммунистка» посвящали свои страницы не помаде, а политике и социальным вопросам. Корреспонденток они тоже набирали из простого народа. Начиная писать в редакцию о своей жизни, крестьянка легко становилась постоянным автором, а это уже влияло на ее желание учиться и включаться в политику или производство.
С 1921 года, когда 8 марта окончательно вошел в историю как «день работниц», он постоянно служил средством просвещения и пропаганды нового быта. Не стоит забывать, что женщины были необходимой для строительства социализма рабочей силой.
На документальных кадрах 1920-х годов недавние крестьянки кладут кирпичи, управляют трактором, стоят у станков. Создание отдельной мотивации для женщин было хорошей находкой довоенных лет. Право на аборт, уважение к матерям-одиночкам, женские квоты на производстве, критика традиционной семьи, создание домов-коммун, где быт распределялся равномерно. Все это стало реальностью. В вопросах гендерного равенства СССР далеко обогнал и Америку, и Европу.
Катя, 29 лет: «Интересно, как они отмечали в 1920-х. Неужели им и тогда дарили сковородки и духи?»
Поскольку женщинам довоенной эпохи доставалась самая тяжелая и малооплачиваемая работа наравне с мужчинами, не было и разговора о том, чтобы 8 марта ассоциировался с романтикой и розовыми сердечками.
Официальные поздравления были построены как гражданский призыв, а не умиление по поводу «ласковых хозяюшек». Женщины получили свою свободу, почувствовали, что могут ее требовать, и «освобождение от бытового рабства» стало официальным лозунгом.
Слава первопроходцам пятилеток! Плакат
И все же окончательное равноправие в домашней работе и воспитании детей было заморожено. Это произошло с переломом семейной политики: в сталинское время женщина снова надела оковы пожизненного материнства. Началась эра подпольных абортов и гонка за статус «матери-героини», образцовой жены рабочего-стахановца. Но слово «героиня» было только игрой в продолжение реформы. Обеспечение быта и роды снова стали восприниматься как «естественная женственность», а совсем не как труд на благо страны. Схема двойной нагрузки (стирка, уборка, готовка после полного рабочего дня) полностью легла на плечи женщины.
Марина, 26 лет: «8 марта еще часто совпадает с Масленицей, и женщине приходится готовить вдвое больше, как, например, делает моя бабушка. Я уверена, что сейчас она пришла с работы и уже начала печь блины».
"Мужскую силу - на помощь женщине". Ироничный плакат 1960-х гг наглядно отражает степени дискриминации советской домохозяйки
Недавно в «Часкоре» была напечатана статья о женщинах на фронте. Увы, после войны последовал второй виток консервативного отката. Отношение к идеалу 20-х становилось все более насмешливым. Начальница, специалист своего дела, а тем более политически грамотная женщина из полного сил романтического образа превращалась в «скучную» и одетую «не по моде» тетку, лишенную предела мечтаний – «женского счастья». Под фильмами в духе «Служебного романа» или «Москва слезам не верит» подвела жирную черту Алла Пугачева: «Крикну – а в ответ тишина, снова я останусь одна; сильная женщина плачет у окна». 8 марта превратился в дежурный выпивон, в подготовке к которому героини праздника выстаивали очереди в магазины и брели домой, нагруженные сумками. На открытках 60-80-х – безлично- галантерейные букеты на фоне хрусталя и мебели из ДСП, напоминающие венок на гроб эмансипации.
Казалось бы, при чем здесь Клара Цеткин.
Некоторые страны соцлагеря выбрали вариант «дня материнства и красоты». Тут женщине доставались «умильные» картинки с медвежатами, подписанные внуком или сыном. Осторожно и невзначай интересы женщин как бы отождествились с детскими интересами: погруженная в мир зайчиков и котят, она была окончательно отстранена от политики и загнана в семью.
Праздник 8 марта – в том виде, в котором он существует сейчас в России – пропагандирует то, что феминистки называют оберегающим поведением». Восприятие женщины как более слабого человека имеет свою теневую сторону. Та, которой подают пальто, которой заботливо открывают дверь и вытирают слезы, чтобы не повредить косметику, оказывается в глазах «защитника» неспособна на самостоятельные и серьезные решения.
Вечно юные и прекрасные «Девушки» и всегда мрачные, серьезные и зрелые «Мужчины» живут не просто в разных мирах, а еще и на разных планетах – Марс и Венера. Этим пластиковым людям нечего обсудить друг с другом, они не задумываются о жизни и смерти, их не интересует общество, природа или наука. Все, чем они заняты – это потребление товаров для «настоящих мужчин» и «настоящих женщин». Единственное, чем они могут обменяться, это корпоративные подарки. «День мужского дезодоранта» 23 февраля, «день мести за мужской дезодорант» – 8 марта.
Навязывая с детского возраста «мечту о женском счастье», глянцевый гендер ставит женщину в полную зависимость от отношений и критикует любые ее самостоятельные интересы. В итоге «Женским праздником» объявляется только тот день, когда всегда далекий, недоступный мужчина гарантированно уделяет ей внимание.
Это совсем не тот день, когда мы можем подумать о проблеме абортов, о недоступном предохранении, о разнице в зарплате мужчин и женщин. Это тот день, когда мы ждем, что нас поощрят за наше молчание. Женственность в России – все более ужесточающийся канон. На рекламах все больше косметики, все больше оголенного тела, все больше требований «стать сексуальной». Женственность – настоящая социальная проблема. Пресса, наводненная образами молодых полуголых красавиц, создает неверный и искаженный образ российских женщин, а главное – игнорирует тех, которые и сейчас продолжают работать в больницах, на заводах, в школах, в социальных службах.
Но нам стоит знать историю своего праздника, чтобы снова начать уважать себя, свой труд и свое тело.
(с)
здесь есть о чем почитать ;) http://ravnopravka.ru/2011/03/%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%B0-%D0%BB%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%81-8-%D0%BC%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B0-%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9-%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D1%8C-%D1%83%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%87%D0%B5/