хочу сюди!
 

Sveta

34 роки, телець, познайомиться з хлопцем у віці 29-39 років

Как бороться со страстями.

  • 05.02.11, 23:54
Страсти, подобно добродетелям, также связаны между собою, как «звенья
одной цепи» (Исаак Нитрийский), и одна порождает другую. Их
насчитывается восемь: в генетической последовательности это чревоугодие,
блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордость. В
патриотической аскетике главное внимание обращается не на внешнее
проявление греха, не на его отдельные случаи, а на их причину, т. е.
укоренившиеся в душе пороки и страсти, или болезнь души и скрытое
внутреннее состояние греха. Проф. Зарин предлагает нам в современных
терминах и понятиях учение Св. Отцов о психологии страсти и борьбе с
нею. Передадим это в кратких словах.

1. Помысел – исходный момент возникновения страсти, сосредоточение,
существенный центральный элемент этого психического состояния. Сущность
борьбы подвижника сводится к борьбе с помыслами. Св. Отцы-аскеты
насчитывают до 7 стадий развития или нарастания страсти. Первый толчок к
началу психического явления, которое может окончиться страстью,
называется «приражение», или «прилог».

Это есть представление какого-нибудь предмета или действия,
соответствующего одной из порочных наклонностей человека. Этот прилог
под действием внешних впечатлений, или связи с психической работой
памяти, или воображения по законам ассоциации входит в сферу сознания
человека.
Этот первый момент происходит помимо воли человека, вопреки его желанию,
без его участия, по законам психической их неизбежности
«самопроизвольно» и считается поэтому «невинным», или безстрастным и не
вменяется в грех, если не вызывается «блужданием» мысли, и если не
допущен сознательно и добровольно, и если человек не относится к нему
безпечно. Это пробный камень для испытания нашей воли, куда она
склонится, в сторону добродетели или порока. В этом выборе и проявляется
свобода человеческой воли.

2. На «прилог» откликается ЧУВСТВО, которое отвечает на вторгнувшееся в
сознание впечатление или представление: «любовью», или «ненавистью»
(сочувствием, или несочувствием). Это самый важный момент, от которого
зависит судьба помысла: остаться или уйти. Только появление помысла в
сознании не зависит от воли человека. Если же он не отвергнут и поэтому
задерживается, то это признак того, что в природе данного человека он
находит сродную почву, что уже выражается в СОЧУВСТВИИ человека к
помыслу. Сочувствие же привлекает ВНИМАНИЕ, и помысл растет и
раскрывается в целую мечтательную картину, заполняет всю сферу сознания,
вытесняя все другие впечатления и мысли.

Внимание потому медлит на помысле, что человек испытывает чувство
УДОВОЛЬСТВИЯ. Этот охарактеризованный нами 2-й момент называется
СОДРУЖЕНИЕ или СОЧЕТАНИЕ. Ефрем Сирин так определяет его: «Свободное
принятие помысла и как бы занятие им и соединенное с удовольствием
собеседование с ним».

На современном психологическом языке это означает, что 2-й момент
развития помысла заключается в следующем: внимание останавливается
исключительно на возникшем впечатлении или представлении, которое и
служит толчком или поводом к развитию целой ассоциации представлений,
доставляющих человеку чувство удовольствия от предвкушения наслаждения
предметом впечатления или представления.

Чтобы порвать нить этой ассоциации и освободить от нее сознание и
прекратить чувство наслаждения, необходимо ОТВЛЕЧЕНИЕ внимания
напряжением воли, – активная и твердая решимость человека оттолкнуться
от картины греха и более на ней не останавливаться и к ней не
возвращаться.

3. В противном случае, при отсутствии волевого оттолкновения, наступает
3-й момент, когда уже сама воля увлекается все более и более помыслом,
СКЛОНЯЕТСЯ к нему, в результате образуется решимость на самом деле
осуществить то, о чем говорит помысел, и удовольствие чего он уже с
наслаждением предвкушает.
Тогда равновесие духовной жизни уже окончательно нарушается, вся душа
всецело отдается помыслу и СТРЕМИТСЯ привести его в исполнение, с целью
пережить наслаждение еще более интенсивное. Таким образом, 3-й момент
характеризуется СКЛОНЕНИЕМ ВОЛИ к объекту помысла, СОГЛАСИЕМ и
РЕШИМОСТЬЮ от приятных мечтаний перейти к деятельности с намерением
осуществить их.

Следовательно, в 3-м моменте вся воля отдается помыслу, поступает в его
распоряжение для осуществления развившихся из его мечтаний планов. Этот
момент называется СОСЛОЖЕНИЕМ, СОИЗВОЛЕНИЕМ и есть ИЗЪЯВЛЕНИЕ СОГЛАСИЯ
на страсть, внушенную помыслом (Ефрем Сирин), или СОГЛАСИЕ ДУШИ с
представившимся помыслом, соединенное с услаждением (Иоанн Лествичник).
Это состояние уже «приближается к делу и уподобляется ему» (Ефрем
Сирии). Назревает волевая РЕШИМОСТЬ достигнуть осуществления объекта
страстного помысла всеми средствами, которые в распоряжении человека. В
принципе удовлетворение страсти решено. Грех в намерении уже совершен.
Остается только фактическое удовлетворение возникшего и созревшего
страстного греховного желания.

4. Но иногда перед тем, как состоялось окончательное решение человека
перейти к этому последнему моменту, а иногда даже и после такого
решения, человек переживает БОРЬБУ между страстным влечением и
противоположными наклонностями своей природы.

5. Впрочем, последний психический момент неустойчивого колебания воли
между противоположными влечениями имеет место только тогда, когда в душе
еще не успел образоваться «НАВЫК», именно «дурной навык», к помыслу,
пока греховная склонность еще не проникла глубоко в природу человека, не
сделалась свойством, постоянным качеством его характера, привычной
стихией его настроения, когда уже человек постоянно думает и мечтает о
предмете страстного позыва, пока еще не образовалась окончательно
страсть.

6. В страсти же человек или совсем без борьбы, или почти без борьбы,
бурно, стремительно, охотно отдается делу удовлетворения страсти. Он уже
утрачивает господствующую, руководящую и контролирующую власть волевой
способности над отдельными влечениями и потребностями волевой природы.
Уже не воля господствует над страстным влечением, а это последнее над
волею, насильственно увлекая за собою всю душу, заставляя всю ее
мыслительную и активную энергию сосредоточиться на предмете страсти. Это
состояние называется ПЛЕНЕНИЕМ. Это момент полного развития страсти,
состояние души совершенно окрепшее, раскрывающее всю свою энергию до
крайних пределов.
 «Учение Св. Отцов о психологии страсти и борьбе с нею».
2

Коментарі

16.02.11, 00:40

Всё это было актуально тысячу лет назад. Сейчас есть ясные и доступные понимания сути этих явлений, и соответственно - намного легче справляться. Дело в том, что каждая "страсть" - это живая энергия, которая чужда человеку. В силу отсутствия распознавания, люди считают их - своей природой, и тем самым невольно впускаю. Но если, зная, просто твёрдо сказать НЕТ, они отступают. Проверено. А со временем и вовсе человека оставляют. Хотя всегда где-то рядом. Нужна внимательность и сильное намерение. И всё.

    26.02.11, 00:51Відповідь на 1 від Eljibor

    В принципе тоже самое ,но другими словами.Благодарю за Ваше мнение