Маршал Шапошников — мозг армии
- 01.03.11, 20:54
Маршал Шапошников — мозг армии
ШАПОШНИКОВ Борис Михайлович (1882-1945). Маршал Советского Союза (1940). С конца 1930-х годов — один из главных советников Сталина по военным вопросам. Родился в Златоусте. Отец Михаил Петрович служил по частному найму, мать Пелагея Кузьминична работала учительницей. Окончил реальное училище в Перми, Московское пехотное (Алексеевское) училище (1903) и Академию Генерального штаба (1910). Участник Первой мировой войны, полковник. После Февральской революции — командир Мингрельского полка, в декабре 1917 г. на съезде делегатов военно-революционных комитетов был избран начальником Кавказской гренадерской дивизии. Вступил в Красную Армию в 1918 г. В гражданскую войну в Высшем военном совете и Полевом штабе Реввоенсовета республики. В 1920-е годы командовал войсками ряда военных округов. В 1928-1931 гг. — начальник штаба РККА. В 1932-1935 гг. — начальник Военной академии им. М.В. Фрунзе. В 1937-1940 гг. и в июле 1941 — мае 1942 г. — начальник Генерального штаба, одновременно в 1937-1943 гг. — заместитель наркома обороны СССР. В 1943—1945 гг. — начальник Военной академии Генштаба. Кандидат в члены ЦК ВКП(б) с 1939 г.
Шапошников — автор военно-исторических и военно-теоретических трудов. Книгу «Мозг армии» посвятил Сталину. Один из немногих офицеров царской армии, переживших «чистки». Единственный человек из ближайшего окружения Сталина, к которому генсек обращался по имени и отчеству. После разгрома Сталиным командных кадров Красной Армии в конце 1930-х годов в окружении Гитлера Шапошникова считали единственным заслуживающим внимания военным теоретиком в советском высшем командовании.
Маршал Советского Союза Шапошников награжден тремя орденами Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденом Суворова I степени, двумя орденами Красной Звезды, медалями. Похоронен у Кремлевской стены. Жена Шапошникова — Мария Александровна, сын — Игорь (генерал-лейтенант инженерных войск).
«Нельзя обойти вниманием влияние предвоенных репрессий на деятельность Генерального штаба. Если провалы в кадровой политике на высшем оперативном уровне удалось хоть как-то заполнить (со всей остротой "голод" на высших командиров ощущался в войсках до второй половины 1942 г.), то отношение к руководящим сотрудникам Генерального штаба, как к мелкой разменной монете в большой политической игре, привело к последствиям поистине ужасающим, исправлять которые пришлось усилиями всего народа и на фронте, и в тылу в течение всей войны.
Генштаб — это мозг армии. А как с ним поступало высшее политическое руководство страны во главе со Сталиным. В 1937 г. был расстрелян начальник Генштаба Маршал Советского Союза А.И. Егоров... После него никто не мог надолго задержаться в кресле начальника Генштаба. В течение года перед войной в нем последовательно сменили друг друга три человека — маршал Шапошников, генералы армии Мерецков и Жуков. Последним выпало руководить главным штабом РККА примерно пять месяцев. За это время они не только не сумели решить никаких стратегических проблем, но даже в обстановку Генштаба не смогли вжиться. Где уж там понять его место и роль в стратегическом управлении Вооруженными Силами.
Немало чехарды было и внутри самого Генерального штаба. Основным генератором идей в Генштабе было оперативное управление (до 13 октября 1939 г. — оперативный отдел). Так вот, за шесть предвоенных лет в этом управлении поработали семь начальников! Аналогичных примеров много и по другим управлениям и отделам. Разумеется, такое положение не могло не сказаться на руководстве войсками. Какая уж тут подготовка к агрессии...
Сейчас много спорят о том, один ли Сталин был виноват в катастрофе 1941-1942 гг., или ответственность должны разделить с ним Шапошников, Жуков как начальник Генштаба и другие военачальники. Часть вины за неподготовленность Красной Армии к оборонительным боям, безусловно, лежит на высшем военном руководстве. Вместе с тем, нельзя забывать и того, что Жуков, Василевский и другие пришли на самые высокие армейские должности совсем недавно. Ошибки в их деятельности были неизбежным следствием отсутствия опыта руководства войсками в масштабах страны. Кроме того, над каждым высшим командиром незримо висела тень террора. Помня об этом, даже такие люди, как Шапошников, не решались спорить со Сталиным по принципиальным вопросам, ибо в то время дорога из кабинета начальника Генштаба до подвала Лубянки была совсем короткой» (Горькое Ю. Кремль. Ставка. Генштаб. Тверь, 1995. С. 17, 51).
Использованы материалы кн.: Торчинов В.А., Леонтюк А.М. Вокруг Сталина. Историко-биографический справочник. Санкт-Петербург, 2000
Литература:
Баландин Р.К. Маршал Шапошников. Военный советник вождя. М., "Вече", 2005.
Коментарі