хочу сюди!
 

Тетяна

43 роки, рак, познайомиться з хлопцем у віці 38-45 років

М.Н. Белгородский Человек и бог в философии Несмелова

  • 22.02.11, 23:33

М.Н. Белгородский Человек и бог в философии Несмелова


«Что же такое человек? Положительная наука, на основании всех своих опытов и экспериментов, не может решить этой великой загадки-философии. Она может говорить только о костях и жилах, о мускулах и нервах, т.е. ... рассматривать человека лишь в качестве добычи для могильных червей. Ведь теперь уж так и дело поставлено, что даже сама психология, в пределах естественнонаучного метода, не считает себя вправе говорить человеку о духе, потому что никому из ученых пока еще не удалось подцепить душу на острие ножа и посадить ее в реторту химика. Следовательно, жгучие вопросы о том, чего следует желать человеку во имя его человечности, и как ему следует жить по истине его человечности, в пределах положительной науки не могут даже и ставиться... И все-таки серьезные люди всегда говорили о конечных вопросах мысли и жизни, ставили и решали эти вопросы и деятельно создавали философию как специальную науку о человеке»1.

Такими драгоценными словами русский философ Виктор Иванович Несмелов (1863–1937) очертил главную проблему философской антропологии – учения о природе (сущности) человека. Копилка этого учения с древнейших времен раз за разом пополнялась вкладами мыслителей, но лишь Несмелову на рубеже веков довелось сделать решающие открытия в науке о человеке. К несчастью, вскоре «нашу родину буря сожгла» (Пастернак), и эти открытия вместе с другими пластами культуры скрыл от взоров современников нанесенный бурею хлам.

Страны, избежавшие инквизиторской гарроты тоталитаризма, давно добыли ценнейшую информацию, занявшись комплексным изучением человека. Советская же гуманитарная наука осталась в

_______
1 Несмелов В.И. Наука о человеке. Т. 1. Опыт психологической истории и критики основных вопросов жизни. 3-е, испр. и доп. изд. – Казань, 1905. – 418. IV с. – С. 13.

арьергарде мирового знания о человеке: «Человека, как такового, нет. Есть более или менее смутные о нем представления, если угодно – легенда, передаваемая из уст в уста»1 . Лишь с возрождением этнологии, парапсихологии, религиоведения и других отраслей знания о человеке стало уясняться, что звеном, связующим зти частные науки, служит философская антропология Тогда-то и начали все чаще вспоминать имя Несмелова2.

Он был сыном священника, служившего в Саратовской губернии. Его дореволюционная жизнь протекала без каких-либо эксцессов. Незаурядное трудолюбие, пытливость и бесстрашие ума и выдающиеся способности обеспечили ему ровное движение по ступеням научной, преподавательской и чиновной карьеры
3, к которой он, впрочем, специально не стремился и принимал ее как естественное приложение к своей исследовательской деятельности. Стезя Несмелова-философа оказалась предопределена, ког да он, окончив в 1883 г. Саратовскую духовную семинарию, приехал в Казань и поступил на богословское отделение Казанской духовной академии. В стенах этой академии и прошли все творческие годы Виктора Ивановича. Здесь сосредоточились могучие интеллектуальные и духовные силы, а в 1895–1900 гг. ректором академии был высланный из Петербурга и временно опальный архимандрит

_______
1 Джангиров К. Дом, в котором живут мысли // Кн. обозрение. – 1991. – № 21.
2 См., напр.: Можно ли реформировать Православную Церковь: Неизвестное интервью Александра Меня // Независимая газ. – 1991. – 10 сент.; Филиппов Б. Всплывшее в памяти. – London: Overseas Publications Interchange Ltd, 1990. – С. 133.
3 Он дослужился до чина действительного статского советника и до звания заслуженного ординарного профессора. Хронология присвоения Несмелову званий и чинов изложена в хорошо документированной работе, автор которой работал в казанских архивах: Константин (Горянов), архимандрит. Жизнь и творчество Виктора Несмелова. Ч. 1. Жизнь // Вестн. Белорус. Экзархата. – Минск, 1990. – № 5. – С. 32-37.

 (с 1897 г. – епископ) Антоний (Храповицкий; 1863–1936), выдающийся церковный деятель, высоко ценивший беседы с Несмеловым. В 1917 г. владыка Антоний был возведен в сан митрополита, эмигрировал, деятельно участвовал в создании Рус ской Православной Церкви Зарубежья и в 1921 г. возглавил ее.

далее см. http://ser99198384.ya.ru/replies.xml?item_no=4223

 

 



1

Коментарі

Гість: Алчі

123.02.11, 00:14

- В 1895 году Несмелов прочел публичную лекцию в Казанской городской Думе «Вопрос о смысле жизни в Новозаветном откровении»
- "Профессора обвиняют в создании религиозной организации «Истинно-Православная церковь». Особым совещанием коллегии ОГПУ осужден по статье 58.11. Приговор - 3 года ссылки в Казахстан. Реабилитирован в 1992 году. Судя по протоколам допросов, профессор не скрывал своих убеждений от допрашивавших его следователей. Отвечал резко: «С теорией материализма не согласен... Маркса и Ленина философами не считаю. Мероприятия советской общественности по уничтожению церквей одобрить не могу. Считаю, что духовенство новой властью притесняется»."