1. В 1911 году «Мона Лиза» была украдена из Лувра. Одним из главных подозреваемых был лидер авангардистов Пабло Пикассо, который считал, что первобытные художники были предшественниками кубистов, а музеи – гробницами искусства, в которых оно спрятано от настоящей жизни. Его приятель, секретарь поэта Гийома Аполлинера, своровал из Лувра две древние каменные статуэтки, и полиция решила, что банда авангардистов вошла во вкус. Главарем этой «мафии» был «назначен» Аполлинер, который даже был ненадолго арестован по делу «Моны Лизы», но полиция быстро отказалась от этой версии преступления. Нашлась картина более, чем через два года после кражи. Стащил ее из музея итальянец Винченцо Перуджа, который объяснял свою кражу желанием вернуть картину Италии. На суде все оказалось намного проще – Перуджа долго размышлял, что ему стянуть из Лувра – или Тициана, или Рафаэля, но потом решил, что Джоконда будет подороже, выбрал именно ее, и два года хранил «Мону Лизу» под матрасом на своей кровати, ежевечернее укладываясь спать на шедевр.
2. В 1956 году в картину плеснули кислотой, чуть позже, в том же году в нее кинули камень, а в 1974 году в Токио в нее плеснули краской. И тем не менее, картина находится в очень хорошем состоянии, что подтвердило совместное исследование канадских и французских ученых, осуществивших трехмерное сканирование полотна. Для картины, возраст который уже перевалил за пять сотен лет – это отличные новости.
Кстати, когда в «Мону Лизу» кинули камень, Сальвадор Дали взял обидчика картины под свою защиту. Он заявил, что хулигана спровоцировал сам Да Винчи, поскольку он полюбил Джоконду, как мать, а потом понял, что та над ним насмехается. Ну, и не удержался, запустил в нахалку камнем. С той поры у левого локтя «Моны Лизы» есть едва видимая отметина.
3. Удивительно, но единственная картина в Лувре, которая не застрахована - это именно «Мона Лиза», как говорят в Лувре: «Потому что она бесценна». Но, с другой стороны, в книге рекордов Гинесса «Мона Лиза» указана, как картина, которую могли застраховать на самую большую сумму. В 1962 году перед выставкой в США ее оценили в 100 миллионов долларов – именно с этой суммы и должна была быть рассчитана страховка. Но Лувр предпочел потратить деньги на охрану картины, а не на ее страхование. С учетом инфляции сейчас эта сумма составила бы почти 700 миллионов долларов.
4. Есть несколько теорий о причине отсутствия у Моны Лизы бровей и ресниц. Некоторые ученые считают, это было модно у благородных дам того времени. Другие же полагают, что Леонардо просто-напросто не дописал картину, поскольку у него немало незаконченных работ. Есть версия, что брови и ресницы были смыты во время одной из первых реставраций картины и не восстановлены до сих пор. Один из самых странных вариантов – Мона Лиза страдала алопецией (выпадением волос) и даже нарисована в парике. Кстати, Джорджио Вазари, (1511-1574), написавший биографию Леонардо и описавший его картины, дает подробное описание ныне отсутствующих на картине бровей, хотя, считается, что сам картину не видел. Так что загадка их нынешнего отсутствия на портрете пока не разгадана.
5. Японцы – самые страстные поклонники «Моны Лизы». Рекорд посещения ее выставки в Токио в 1974 году – 1, 5 миллиона посетителей - до сих пор не побит. После того, как в нее на этой выставке был брошен пузырек с краской, от которого картина не пострадала – спасло защитное стекло, «Мону Лизу» поместили в специальный ящик из пуленепробиваемого стекла. Он заполнен гелием, и это создает идеальную атмосферу для хранения картины, которую вживую могут увидеть только реставраторы – и всего раз в году.
6. Использовав соответствующее программное обеспечение, сотрудники Амстердамского Университета провели исследования эмоций, выражаемых Моной Лизой на портрете. Оказалось, что с вероятностью 83% ее лицо имеет счастливое выражение лица, 9% она испытывает к чему-то отвращение, 6% - Мона Лиза испугана, и 2% - она сердита. Конечно же, это исследование – не более, чем шутка. Но то, что спустя пять веков после написания «Мона Лиза» является самым известным произведением искусства планеты Земля – это серьезно.
Коментарі
Гість: NoTaRь
127.06.11, 23:42
тьотка як тьотка Ажіотаж довкола Мони Лізи розкручений по більшості штучно, як розкручують довкола полотен Пікассо і Матісса.
Panya
227.06.11, 23:50
Пикассо самый плодовитый художник, если не изменяет память, намалевал за свою жизнь больше 10 000 картин
Гість: NoTaRь
327.06.11, 23:52Відповідь на 2 від Panya
і 50 тис. принтів
Panya
427.06.11, 23:55Відповідь на 3 від Гість: NoTaRь
могет быть
niyole
527.06.11, 23:57Відповідь на 2 від Panya
Да, считается одним из плодовитых художников. Но, я читала порядка 20 тысяч работ.
Panya
628.06.11, 00:00Відповідь на 5 від niyole
цифры плавают , от 10 до 20
niyole
728.06.11, 00:02Відповідь на 1 від Гість: NoTaRь
А может эта история с похищением в 1911 году вызвала интерес к картине, о ней заговорили
niyole
828.06.11, 00:04Відповідь на 6 від Panya
Все равно много У него стили по периодам - "голубой", "розовый" - представляет циркачей и бродяг, "кубизм"(чего я никогда не понимала)
Гість: NoTaRь
928.06.11, 00:08
ммм...
гляньте - десь до 1520-30 художники не тяглися до портретної подоби - це ідеалізований образ, є портретні риси, але вони вписані в ідеали філософії і моди того часу.
У Мони Лізи немає брів і високий лоб. Є чіткі пропорції між очима , носом, ротом ( а в спражніх італок то не так).
niyole
1028.06.11, 00:11Відповідь на 9 від Гість: NoTaRь
Была версия даже, что это автопортрет художника) http://www.blik.ua/content/view/40057/