хочу сюда!
 

Нэтали

41 год, скорпион, познакомится с парнем в возрасте 30-50 лет

Первый самостоятельный

  • 01.06.12, 21:44

 Каждый летчик помнит это примечательное  событие в своей летной практике,  первый самостоятельный полет.



 Отмотав положенные вывозные часы с шефом (инструктором)  лейтенантом Астановым дождался и я своего часа. Все начинается в классе предполетной подготовки, где шеф выдает предполетные задания на следующую летную смену. Завтра мне предстоит летать только по кругам. 2 полета с шефом, 2 с проверяющим (высокий чин в полку и позывной начинающийся с двух нулей), он дает добро на твой самостоятельный вылет, либо накидывает еще несколько вывозных полетов, если ты не готов  и в некоторых случаях списывает курсанта по нелетке. Это когда отлетав положенные часы ты не можешь посадить самолет, тебя списывают в связи с дальнейшей бесперспективностью обучения. А напоследок совершить 2 полета самому.Этого момента конечно ждешь, но он естественно получается неожиданным, как снег на голову. Так было и в этот раз, кажется. что рано, но записи полетов показывают - пора, брат, пора.



 И вот он, долгожданный день вылета. Подъем в 4 утра, летная смена начинается практически с восходом солнца. Традиционный завтрак в столовой, включающий в себя и стартовый завтрак - стартач (булка с маслом, яйцо и кофе с молоком) и предполетный медосмотр. Врач проверяет состояние курсантов,меряет кровяное давление,пульс и тестирует нюх, дав понюхать ватку, смоченную в неизвестной жидкости. В данном случае это был спиртlol . Давление и пульс в норме, получаю разрешение на вылет.
 Возле столовой стоит грузовик, который отвозит летную смену на аэродром, к самолетам. День сегодня солнечный, но малость ветренный. На аэродроме заходим еще в один класс по метеорологии. Метеоролог сообщает всем летчикам погодную обстановку (видимость, облачность, наличие ветра ). Все, можно идти к самолету. Сажусь в переднюю кабину реактивного  самолета чешского производства - Л-29 (Дельфин). Он зарекомендовал себя за долгую летную практику, как отличный самолет для обучения летного  персонала. Передняя кабина для курсанта, задняя - для инструктора. У задней кабины приоритет в управлении, но видимость оттуда хуже, поэтому не следует загораживать и без того слабый обзор шефу, особенно на посадке. Сегодня шеф в миролюбивом настроении, ждет очередного оперившегося курсанта, то бишь - меня. Видимо поэтому молчит на протяжении обеих полетов по кругу (до этого  такого от него ожидать не приходилось). Заруливаем на ЦЗ (центральная заправка), вылезаю из кабины и слушаю все замечания по полету. Сегодня их мало, советует не забывать о боковом ветре на посадке, самолет сносит с полосы, поэтому нужно компенсировать снос рулем направления.



  Ждем проверяющего. Подходит зам. комполка подполковник Девятарев, слушает сначала доклад шефа, потом мой и предлагает занять место в кабине, что я и выполняю. Пристегиваю парашют. Во всех самолетах летчики сидят на парашютах, за исключением гражданских (им парашюты не положены). Потом застегиваю ремни катапультного кресла. Далее следует подсоединить шлемофон и ларингофоны (ларинги). Ларинги - это 2 микрофона, вшитых в кожаный чехольчик, они пристегиваются на шею. С их помощью осуществляется радиообмен с землей и связь внутри самолета.Подъезжает машина АПА (аэродромный генератор, от него запускаются двигатели, дабы не гробить аккумулятор самолета) и в специальный разъем на фюзеляже подсоединяется фишка запуска, загорается зеленая лампочка - "Наземное питание подключено".  В кабине оператор дает по газам, можно запускать двигатель. Нажимаю кнопку запуска и открываю стоп-кран. Двигатель выходит на режим малого газа. Далее провожу опробывание двигателя на разных режимах работы, заодно проверяется гидросистема. Выпускаются закрылки во взлетное и посадочное положение и выпускаются и убираются  тормозные щитки. Техник жестами показывает : - Все в норме. Так же , жестом ему показываю:  - Убрать тормозные колодки. Осматриваюсь и начинаю движение к началу ВПП (взлетно-посадочная полоса). Взлетаю и делаю первый круг. Боковой ветер усилился и меня таки снесло, поэтому посадку совершаю левее оси ВПП. Проверяющий сидит в задней кабине, сложив руки, управления не касается. Если он вмешается в управление, это означает одно - самостоятельный полет он сегодня отменит - "зарубит". Но тот управления не коснулся, лишь буркнул по внутренней связи: - Ты недоучел боковой ветер, внимательнее. Второй взлет и второй круг, на глиссаде (предпосадочном снижении) стараюсь педалью компенсировать боковой ветер, но сильно перестарался, самолет приземляется правее оси. Но сзади ни звука. Заруливаю на ЦЗ и вылезаю из кабины за "пилюлями". Проверяющий тоже покидает свою кабину и подходит ко мне. Рапортую об окончании выполнения задания, а он мне в ответ: - Ну, рассказывай, какие ошибки совершил?  Рассказываю ему про проклятущий боковой ветер, который сносит самолет и про оплошность при второй посадке, когда я этот ветер переучел. Подполковник внимательно смотрит на меня и спрашивает, не отводя взгляда: - Ну, а сам то полетишь? Этот момент давно уже обыгрывался всеми курсантами, а старшекурсники учили: - Не вздумай стушеваться или замямлить, Поэтому отвечаю четко, без запинки: - Конечно полечу ! Проверяющий еще раз смотрит на меня оценивающе и дает команду: - Лети.
  Техник выбрасывает парашют из задней кабины и закрывает фонарь. Все, я остался один на один с самолетом. Испытываю легкий шок, все кажется, что не готов я еще к такому. Но, поздно Соня, пить боржоми, проверяющий уже ушел. Быстренько занимаю кабину и запускаю двигатель.
 Проверка режимов движка и гидросистемы проходит безупречно.Техник выдергивает предохранительные чеки из катапульты и закрывает фонарь. В свою очередь закрываю замки фонаря и герметизирую кабину. Тормозные колодки уже убраны, назад дороги нет.  Выруливаю к взлетке.



 Перед полосой стоит проверяющий техник, он контролирует визуально, все ли лючки закрыты, нет ли следов подтекания горючего и прочих жидкостей из самолета. Все в порядке. Он поворачивается ко мне, улыбается и подмигивает. Дескать - не боись, все в норме.Этот нехитрый жест почему-то придает мне уверенности и я, запросив разрешения по УКВ-связи, занимаю стартовую позицию на полосе. Запрашиваю разрешение на взлет и получив его довожу обороты двигателя до максимума, удерживая самолет при этом тормозами. Отпускаю тормозной рычаг и начинаю разбег. Взлет на самоле,  не самая сложная штука. Здесь главное, удержать направление и своевременно поднять переднее колесо, чтобы самолет вовремя оторвался от земли. Так что сложностей на этом этапе полета не испытываем. Дальше нужно убрать шасси на высоте около 25 м и не перепутать с закрылками, которые убираются на высоте 100 м. Перепутать конечно сложно, но Серега Васильев из нашего экипажа это сделать один раз умудрился. Шеф был просто в ауте. Он спросил только одну вещь на предполетной подготовке: - Васильев, ты траву рассмотрел? Нет? А я рассмотрел... Все таки профессия инструктора - самая мужественная профессия по моему личному мнению.
 Далее следует совмещенный первый и второй разворот с набором высоты до 500 м (на этой высоте выполняют круг все самолеты). Следуем к точке выпуска шасси. Их нужно выпустить в определенной месте, на траверзе начала полосы. После следует третий разворот, выпуск закрылок в посадочное положение и финальный, четвертый разворот, после которого самолет идет в точку посадки по посадочной траектории именуемой глиссадой. На мое счастье боковой ветер стих и глиссада получилась четкой. Сажаю самолет точно по центру полосы слушая подсказки РП (руководителя полетов)  с земли. Переднее колесо опускается и касается земли. Перевожу закрылки во взлетное положение и запрашиваю взлет конвейером (т.е. без захода на заправку). Получив разрешение снова перевожу обороты двигателя на максимальные и провожу взлет. Второй круг проходит так же, без неожиданностей. Приземлив самолет, убираю закрылки в нейтральное положение и шурую на ЦЗ.



 Шеф уже там, стоит. улыбается. Покидаю кабину и рапортую об успешно выполненном самостоятельном вылете. Он жмет руку и поздравляет с началом летной практики. Теперь я уже хоть и молодой и неопытный, но летчик. По устоявшейся летной традиции даю ему пачку хороших папирос с моей подписью и благодарностью за обучение. Таких пачек нужно иметь шесть. Шефу, командиру звена, комэске, РП, проверяющему и одну на раскурку всем желающим.Подходят ребята, поздравлять и за папироской - традиция.
 Но один почему-то сидит у взлетки и не желает присоединяться. Подхожу к нему и вижу - это Вовка Дмитриев из соседнего экипажа. Он сидит и плачет, слезы катятся по щекам.  Сегодня ему зарубили самостоятельный в последний раз. Дальше летать ему уже не суждено. Присаживаюсь рядом, советовать что-либо в этом плане бессмысленно, утешать - тоже. Так и сидим рядом. Горе и радость всегда неподалеку...


                                                                                                                                                      Андрей Ключенко
                                                                                 
                                                                                                                                                           01.06.2012 г.
44

Комментарии

Гость: Альбион

11.06.12, 21:56

    Гость: Итить

    21.06.12, 21:56

      31.06.12, 21:59

      Все подробности до мелочей помнишь! Значит, впечатлило!

        41.06.12, 22:05

        Ну ты даешь, все помнишь???

          51.06.12, 22:07

          Такие яркие впечатления! Все в деталях, как сама полетала. А Вовку Дмитриева жалко...

            Гость: Забанилигады

            61.06.12, 22:21

              71.06.12, 22:26

                81.06.12, 22:28

                  Гость: skovk

                  91.06.12, 22:32

                    101.06.12, 22:44Ответ на 5 от Frau Zau

                    Такие яркие впечатления! Все в деталях, как сама полетала. А Вовку Дмитриева жалко...Около половины поступивших списывается

                      Страницы:
                      1
                      2
                      3
                      4
                      5
                      6
                      7
                      9
                      предыдущая
                      следующая