Православный календарь 24 декабря (11 декабря ст.ст.)

Рождественский пост.
В этот день:

Притча Много званных, но мало избранных

Русская Православная Церковь отмечает память святых:

Преподобномученик Варсава Персидский, игуменПреподобный Даниил СтолпникСлава Иверии (Икона "Слава Грузинской Католикосской Церкви")

Мученика Варсаву Персского. (342)
Мученикоф  Акепсия и Аифала (354)
Преподобного  Даниила Столпника (489-490)
Мученик Миракса (не ранее 640)
Святого Никифора II Фока (969)
Преподобного  Луку, Нового Столпника (ок. 970-980)
Преподобныого Никона Сухого, Печерского, в Ближних пещерах (XII)
Преподобного Леонтия, монаха Монемвасийского (ок. 1450)
Сщмч. Феофана (Ильменского), еп. Соликамского и с ним убиенных (1918).
Священномученика Николая Виноградова, протоиерея (1937)
Преподобного Кукши (Величко) схиигумена Одесского (1964).
Всех грузинских святых — мучеников и преподобных (Груз.).
Священномученика Иоанна Богоявленскоо, иерея (1941).

Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Подробнее...

Православный календарь 23 декабря (10 декабря ст.ст.)

Рождественский пост.

В этот день:
Русская Православная Церковь отмечает память святых:

Святитель Иоасаф, епископ БелгородскийПреподобна Ангелина деспотица српска

Святые мученики Мины, Ермогена и Евграфа (ок. 313).
Мученицы Евлалии Меридской (304)
Святой  Гемелла Пафлагонянина (ок. 361).
Блж. Иоанна (1503), царя Сербского и родителей его: блж. Стефана  и блж. Ангелины Бранковичей (1520)
Святителя Иоасафа, еп. Белгородского (1754).
Святой  Фома Виика Иакова Шестакова, иерея (1918)
Священномученика Александра Шкляева, протоиерея (1918).
Священномученика Евграфа Плетнева, протоиерея (1918)
Священномученика Анатолия Правдолюбова, протоиерея (1937)
Священномученика Александра Туберовского, протоиерея (1937)
Священномученика Евгения Харькова, протоиерея (1937)
Священномученика Константина Бажанова, протоиерея (1937)
Священномученика Михаила Кобозева,  протоиерея (1937)
Священномученика Николая Карасева, иерея (1937)
Преподобномученика Сергия (Сорокина), иеромонаха (1937).
Мученика Григория Берденева (1937)
Мученика Дорофея Климашева (1937)
Мученика Евсевия Тряхова (1937)
Мученика Лаврентия Когтева (1937)
Мученика Михаила Якунькина (1937)
Мученика Петра Гришина (1937)
Мученицы Александры Устюхиной (1937)
Мученицы  Татианы Егоровы исп (1937).
Мученицы Евдокии Мартишкиной (1938)
Священномученика Алексия Введенского, протоиерея (1938)
Священномученика Николая Розова, протоиерея (1938)
Исповедницы Анны Ивашкиной (1948)
Исповедницы Татианы Бякиревой  (1948) и  Феклы Макушевой (1954)
Преподобноисповедницы Анны (Столяровой) (1958)

Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Подробнее...

Православный календарь 22 декабря (9 декабря ст.ст.)

Рождественский пост.

В этот день:
Русская Православная Церковь отмечает память святых:

Святая пророчица Анна, мать пророка Самуила

Зачатие праведной Анною Пресвятой Богородицы
Св. пророчицы Анны, матери прор. Самуила (1100 г. до Р.Х.).
Святителя Софрония, архиеп. Кипрского (VI).
Мученицы Валерии Аквитаинской (II).
Преподобного Стефана Новосиятеля (912)
Сщмч. Владимира Виноградова, священника (1919).
Священномученика Владимира пресвитера и мученицы Евфросинии  Джуринских (1920).
Священномученика Александра Буравцева, иерея (1937).
Священномученика Василия Ягодина, прот.(1937)
Иконы Божией Матери, именуемой «Нечаянная Радость».

Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Молитвы:

Зачатие праведной Анною Пресвятой Богородицы. Тропарь, глас 4.
Днесь безчадия узы разрешаются, / Иоакима бо и Анну услышав, Бог / паче надежды родити тем яве / обещавает Богоотроковицу, / из Неяже Сам родися Неописанный, Человек быв, / Ангелом повелев вопити Ей: / радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.

Зачатие праведной Анною Пресвятой Богородицы. Кондак, глас 4.
Празднует днесь вселенная Аннино зачатие,/ бывшее от Бога,/ ибо та породи паче слова Слово Рождшую.

Иконы Богородицы «Нечаянная Радость». Тропарь, глас 4.
Днесь вернии людие / духовно торжествуем, / прославляюще Заступницу усердную рода христианскаго / и притекающе к пречистому Ея образу, взываем сице: / о, Премилостивая Владычице Богородице, / подаждь нам нечаянную радость, / обремененным грехи и скорбьми многими, / и избави нас от всякого зла, / молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего, спасти души наша.

Иконы Богородицы «Нечаянная Радость». Кондак, глас 6.
Не имамы иныя помощи,/ не имамы иныя надежды,/ разве Тебе,

Владычице./ Ты нам помози,/ на Тебе надеемся/ и Тобою хвалимся,/ Твои бо есмы раби,/ да не постыдимся.

Pages: 1 2 3

Православный календарь 21 декабря (8 декабря ст.ст.)

Рождественский пост.

В этот день:
Русская Православная Церковь отмечает память святых:

Преподобный Патапий Фивский (St. Patapios of Thebes)Преподобный Кирилл Челмский

Преподобного Патапия Фивского (VII)
Святителя Софрония, еп. Кипрского (VIII).
Прп. Кирилла Челмогорского (1367).
Апп. от 70-ти Сосфена, Аполлоса, Кифы, Тихика, Епафродита, Кесаря и Онисифора
Мучеников 62-х иереев и 300 мирян, в Африке от ариан пострадавших.
Священномученика Валериана, епископа Аббензы (457; зап., афр.)
Мученицы Анфисы в Риме (V).
Новосщмч. свящ. Иоанна (Кочурова) (1918).
Священномученика Сергия Орлова, иерея (1937).

Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Молитвы:

Прп. Патапия. Тропарь, глас 8:

В тебе, отче, известно спасеся еже по образу:/ приим бо крест, последовал еси Христу/ и, дея, учил еси презирати убо плоть, преходит бо,/ прилежати же о души, вещи безсмертней./ Темже и со Ангелы срадуется, преподобие Патапие, дух твой.

Прп. Патапия. Кондак, глас 3.

Храм твой, святе, духовное врачевство людие обретше,/ со тщанием к нему приходяще,/ цельбу недугов просят прийти,/ решение же в житий прегрешенных:/ ты бо всех сущих в нуждах предстатель явился еси,/ Патапие преподобие.

Прп. Кирилла Челмогорского. Тропарь, глас 4.

Днесь возсия нам пресветлая память твоя, славне/ яко солнце светозарное,/ лучами благодати озаряющи весь мир/ и тьму нощи злых духов и от нас отгоняющи./ Днесь Небесныя силы святых Ангел, и мирской народ,/ и души праведных мысленно торжествуют, радующеся,/ днесь и мы, грешнии, припадающе, молимся;/ отче преподобне Кирилле,/ Христа Бога моли непрестанно/ спасти град и люди,/ иже любезно тебе почитающия.

Прп. Кирилла Челмогорского. Кондак, глас 8.

От юности, преподобие, вся оставль житейская, красная же и лепотная,/и в пустыню вселився, усердно последовал еси Звавшему тебе, преблаженне,/ в трудех же и постех, отче, тело свое изнурил еси,/ отонюдуже тя пастыря Своим овцам добре устрояет всебогатый Господь,/ Кирилле чудодейственниче, моли Христа Бога/ о приходящих с верою и просящих своих согрешений оставление даровати,/ чтущим любовию святую память твою.

Pages: 1 2 3

Православный календарь 20 декабря (7 декабря ст.ст.)

Рождественский пост.

В этот день:
Русская Православная Церковь отмечает память святых:

Святитель Амвросий, епископ МедиоланскийМученица Филофея Румынская, Тырновская, АрджешскаяПреподобный Антоний Сийский

Мученика Афинодора (ок. 304).
Преподобного Павла Паригорийского Повинника (?)
Святителя Амвросия, епископа Медиоланского (397)
Преподобного Иоанна, постника Печерского, в Ближних пещерах (XII).
Мученицы Филофеи Румынской (1218)
Преподобного Нила Столобенского, Новгородского чудотворца (1554)
Преподобного Антония Сийского (1556).
Св. Амвросия исп. еп. Каменец-Подольского (1932).
Священномученика Сергия Голощапова, протоиерея (1937)
Преподобного Григория Сербского, безмолвника (1405; Греч.).
Св. Диума еп. Меркианского.
Священномученика Сергия (Гальковский), иеромонах (1917)
Преподобномученика Андроника (Барсукова), иеродиакона (1917)
Священномученика Антония Попова, иерея (1918)
Преподобномученика Гурия (Самойлова) иеромонаха (1937)
Священномученика Михаила Успенскиого, иерея (1937)
Священномученика Сергия Успенского, протоиерея (1937)
Священномученика Никифора Литвинова диакона (1937)
Преподобномученика Галактиона (Новикова), иеромонаха (1937)
Мученика Иоанна Демидова (1937).
Священномученика Василия Мирожина, протоиерея (1941)
Священномученика Петра Крестова, протоиерея (1941)
Селигерской-Владимирской иконы Божией Матери.

Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Подробнее...

Жизнь и деяния Святителя Христова Николы, великого Чудотворца

Икона "Николай Утешитель"

Икона «Николай Утешитель»
Германия. Мюнхен

Память 9 / 22 мая; 6/19 декабря

Сколь ни мудра рука зографа в искусстве подражать жизни и сколь ни изощрена воспроизводить образы предметов, слово сравнительно с изображением много искуснее показывает то, что ему угодно, и делает это наглядным, в более сильной степени побуждая к подражанию, подстрекая души к ревности и наставляя таким же деяниям.

Икона Св.Николай Чудотворец

Потому боголюбезная жизнь, отображаемая словом, многих может наставить к добродетели и внушить им ревность о том же. Житие божественного отца Николая, как едва ли какое другое, услаждает слух, радует душу и путеводит к добродеянию. Нам должно по мере своих сил пересказать его и представить словом (хотя оно известно большинству и знакомо) лишь одного ради, чтобы привести на память и тем усладить души, стремящиеся к добродетели.

Ефошкин Сергей. Св. Николай Чудотворец. Явление Ангелов Господних

Отчизна этого великого и пречудного отца — славный некогда ликийский город Патара, родители — люди благородные, достаточные, но не богатые, чуждые мирской славы и роскоши, прекраснейший для будущего их сына пример нестяжательности, ибо заботились только о добродетели и всячески к ней стремились. Они, посаженные при потоках благочестия, вовремя приносят плод 1 — святого Николая, и затем чрево матери заключает родовые муки, так что она остается впредь бесплодной и бесчадной, словно сама природа признает, что невозможно женщине этой родить другое подобное чадо. Мать, родивши этого своего первого и последнего благородного отпрыска, дала, однако, вместе с мужем обильный плод духу (ибо они благословенны были подлинным благочадием), сокровищницу добродетелей, я разумею пречудного того Николая. Отпрыск таких родителей, святой Николай, бесплодием своей матери явил свидетельство сродства с Крестителем, потому что тот рождением своим разрешил родильные муки матери, а этот навечно скончал. 2 Когда он был младенцем и лежал у материнской груди, Бог показал, каким будет Николай, достигнув разумного возраста. Ибо всю седмицу он, как младенец, сосал грудь, а по средам и пятницам вкушал молоко по разу в день, да и то лишь вечером, следуя еще до вступления в детский возраст святому правилу 3 и с самого начала показывая склонность к воздержанию.

Чтимые иконы святителя Николая, Мирликийского чудотворца, в Сибирском крае

Иже во святыхъ отца нашего Николая, архіепископа Мръ Ликійскихъ, чудотворца. С. В. Булгаковъ.

Сказание о перенесении мощей святителя Николая, архиепископа Мирликийского

Так он рос, усваивая добрые нравы частично от родителей, а частично, как тучная земля, сам порождал их и взращивал; когда же пришло время, его отдали учителю.

Ипатовский чудотворный образ Святителя Николая

Чудотворный образ святителя Николая в селе Самсоново, Тобольской епархии

Вследствие своих природных дарований и остроты ума в краткое время Николай превзошел большинство наук; всяческую же суету презирал и сторонился недостойных сборищ и бесед, уклонялся вступать в разговор с женщинами и даже не смотрел на них, заботясь лишь об истинно разумном. Он простился с мирскими делами и все время проводил в домах Божиих, приуготовляя себя к тому, чтобы стать достойным домом Господним. Так как святой много потрудился для ведения Святого писания и разумения божественных догматов, был украшен множеством добрых качеств и неукоснительно соблюдал подобающую иереям неукоризненность жизни, а также и потому, что нрав у него и до того, как он стал стар, был спокойный и рассудительный, его хотят удостоить пресвитерского сана. Попечением дяди, заменявшего ему отца, тогдашний предстоятель церкви в Мирах рукополагает его во пресвитеры 3; так, Богом дарованный родителям, по их молитве он возвращается Богу. А этот архиерей Мир, 4 удостоенный божественного духа, видя, что душа юноши цветет добродетелями, предрек грядущее преизобилие у него благодати, сказав, что он будет благим утешителем печалящихся, добрым пастырем душ, подателем спасения тем, кто в опасности, и призовет заблудших на нивы благочестия. Дальнейший рассказ покажет, что это в дальнейшем исполнилось.

Фрагмент стихеры святителю Николаю

Фрагмент стихеры «Доброго пастыря, единоревнителя (единомышленника) пастырям Христовой Церкви, сошедшеся на праздник, восхвалим. В недугах — врача, в бедах — избавителя, грешные — заступника, нищии — сокровище, спутника — путешественники, находящиеся в море — правителя (указывающего безопасный путь). Всегда с любовью, с теплотой встречающего великого святителя, восхваляя, так скажем: пресвятыи Николае, предвари

Что сказать о том, сколь велика была его ревность о подвигах после рукоположения, как он предавался бдению, постам и молитве, стремясь наблюдать бестелесную жизнь в смертном теле? Многих это заставляло весьма дивиться на него. Когда же упомянутый дядя его — тоже Николай — увидел, что отрок стяжал столь великую добродетель, он поручает ему попечение о храме Божием, который воздвиг во имя святого Сиона для основанного им монастыря, а в помощники дает тех, кого он знал как сподвижников его по добродетели, чтобы вместе с ним они несли эти заботы и прилежали в подобных трудах. Однажды пречудный этот Николай отправился в Палестину, чтобы поклониться животворящему Гробу Господню и спасительному Крестному древу, а сподвижники его, заменяя Николая, столь ревностно пеклись о храме, как если бы он сам был тут. Но об этом позднее. Когда родители его скончали жизнь свою и он стал наследником их достояния, Николай выказал то, что полагается любящему сыну после смерти добрых родителей,— не стал тотчас подсчитывать наследство и нимало не заботился о том, чтобы преумножать его и сохранить. Ведь он давно был далек от всяческих мирских соблазнов и стремился последующими деяниями своими явить праведные основы жизни и все дальнейшие поступки свои привести в соответствие с этим началом. Поэтому, все поручив Богу, он сказал: “Укажи мне, Господь, путь, по которому мне идти, ибо к тебе возношу я душу мою” 5 — и: “Научи меня исполнять волю твою, потому что ты Бог мой”, 6 ибо “на тебя оставлен я от утробы; от чрева матери моей ты — Бог мой”. 7 Он слышал и такие слова божественного Давида: “Когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца”, 8 а также слова Соломона: “Милость и истина да не оставляют тебя”. 9 И Николай неустанно творил благодеяния, и рука его не уставала подавать просящим, и даяния текли обильным и мерным потоком. Но пора уже по отдельности рассказать о добродеяниях Николая, чтобы яснее представить преизобильную доброту его.

Молитвы:

Акафист, Святителю Николаю Чудотворцу

Канон святителю Николаю, Архиепископу Мир Ликийскому

Молитвы Святителю Николаю, Архиепископу Мир Ликийскому

Некий муж, из славного став бесславным и нищим из богатого, так как терпел нужду во всем, даже в самом насущном — увы, вот до чего может дойти нужда,— решил трех своих дочерей, отличавшихся чудной красотой, отдавать за мзду похоти желающих и на выручаемые деньги себе и детям своим доставлять пропитание. Ибо выдать их замуж он не мог, так как по крайней их бедности девушками сразу стали гнушаться. Вот в такой-то этот человек был беде, и такое ужасное дело замыслил, и уже принялся, жалкий, его устраивать. Но ты, Господи, благой источник всяческого блага, человеколюбиво призирающий на наши нужды, устрояешь так, что это доходит до ушей святого Николая, и посылаешь его как доброго ангела-заступника к тому мужу, вот-вот готовому взять грех на душу, дабы облегчить его бедность и спасти от зла еще горшей бедности.

Проповеди:

Слово в день святителя Николая. Митрополит Николай (Ярушевич)

Проповедь свт. Николая Сербского в день памяти свт. Николая

Проповедь митрополита Сурожского Антония

Поученіе въ праздникъ перенесенія мощей святителя Николая, 9 мая.Еп. Виссаріонъ (Нечаевъ)

Поученіе. Перенесеніе честныхъ мощей святителя и чудотворца Николая. Прот. Григорій Дьяченко

Слово на память пренесенія честныхъ мощей Святителя и Чудотворца Николая изъ Мръ-Ликійскихъ въ Баръ градъ, произнесенное въ Николаевской церкви села Привороты, по случаю храмоваго праздника, Мая 9 дня 1836 года. Архіеп. Кириллъ Богословскій-Платоновъ

Слово въ день Святителя Николая и тезоименитства Государя Императора, произнесенное въ Казанскомъ каедральномъ собор 6 декабря 1895 года

Слово в день памяти Святителя Николая Чудотворца. Архимандрит Кирилл (Павлов)

Смотри, каковы сострадательность святого и ведение им сердца человеческого! Он не подошел к тому мужу и даже слова не сказал ему, не дал увидеть благодетельствующую руку, а таково ведь обычно милосердие малодушных. Ибо знал, что подобное поведение огорчает людей, из богатства и славы впавших в бедность, смущает их души и будит воспоминание о прежнем благоденствии. Но, словно стремясь превзойти евангельскую заповедь о том, чтобы левой руке не доверять то, что свершаешь, 10 он даже самого благодетельствуемого не желал делать свидетелем своего доброго дела. Столь далек он был от того, чтобы искать мирской славы, что старался утаить свои добрые дела тщательнее, чем другие свои злодеяния. И вот, взяв тяжелый узелок с золотом, он поздней ночью идет к дому бедняка и, вметнув узелок через окошко внутрь, тотчас поспешает домой, словно боясь, что его при этом увидят.

Картины: Ефошкин Сергей, художник, часть 3

Встав поутру, тот человек нашел золото. Развязав узелок, он поразился и почел себя обманутым, так как опасался, что золото это не настоящее. Откуда же мог он его ждать, когда благодетель не пожелал, чтобы благодетельствуемый был свидетелем его поступка? Бедняк потер пальцем золото, внимательно разглядел и, убедившись, что это подлинно золото, радовался, дивился, недоумевал и от счастья плакал. Когда же по долгом размышлении не нашел никого, кому мог бы приписать случившееся, подумал, что это дар Божий и заплакал слезами благодарности. И, разумеется, прежде всего он поспешил исправить то, что послужило причиной его прегрешения перед Богом, и тотчас же выдал замуж старшую из своих дочерей, дав ей хорошее приданое — полученное им золото. Когда это стало известно пречудному Николаю и он узнал, что бедняк исполнил его волю (ведь сам он как раз желал браком уничтожить причину зла), принял решение сделать то же и для второй дочери. Ночью, тайно ото всех, он вметнул через окошко такой же узелок с золотом. Утром человек тот встает и опять находит золото и, как в первый раз, удивляется. Он падает ниц, с горячими слезами говоря: “Господи, творящий милосердие, Спаситель мой, некогда вследствие ослушания моего воплотившийся 11 и ныне исхитивший меня и моих дочерей из сетей диавола, открой мне исполняющего волю Твою, ангела среди людей, подражателя Твоей благости, покажи, кто избавил меня от тягот бедности и освободил от злых намерений. Ибо вот я по милости Твоей законному мужу отдаю свою вторую дочь, не ставшую добычей диавола и не принесшую мне прибытка, злейшего, увы, урона”. Так он сказал и, не медля, свершил брак второй дочери, уже воспрянув духом и питая добрые надежды, что и для третьей дочери найдется муж. Ибо он был спокоен, что за приданым ее дело не станет, заключая это, как естественно, из примера двух первых своих дочерей. А потому он был начеку и все ночи проводил без сна, опасаясь, как бы добрый податель богатства не пришел незамеченным, и решив, если он снова появится, обеими руками удержать его и спросить, кто он и откуда у него столько золота.

Иконография

Икона Святой Николай Чудотворец архиепископ Мир Ликийских в Ликии

Иконография Святителя Николая. Н. Квливидзе

Икона Николая Чудотворца Зарайская

Святой Никола Можайский

Так он бодрствовал в ожидании своего благодетеля. Глубокой ночью слуга Христов Николай неслышно приходит в третий раз и, дойдя до обычного места, снова через то же окошко мечет такой же узелок золота и тотчас удаляется. А отец дочерей, услышав стук упавшего на пол золота и поняв, что пришел его благодетель, со всех ног бросился ему вслед. Догнав своего благодетеля и увидев, кто он — ибо по своей добродетели и знатности святой был всем известен,— бедняк падает к ногам Николая, называя его своим освободителем, заступником и спасителем душ на краю их погибели. “Если бы,— говорил он,— великий в милости своей Господь не послал мне твоих благодеяний, я бы, злосчастный отец, увы мне, давно погиб вместе с тремя дочерьми. Но через тебя Он ныне спас нас и избавил от страшного греха, „из праха поднимает бедного, из брения возвышает нищего"”.12 Так говорил он святому и со слезами радости и с горячей верой припал к его блаженным стопам. А Николай, поняв, что узнан этим человеком, поднял его и заклинал во всю жизнь не говорить о том, что произошло, чтобы сострадательность его сохранилась в тайне. Вот одно из деяний святого, самое славное и знаменитое. А о том, как каждодневно он подавал нуждающимся милостыню, насыщал нищих хлебом и питал их в голод, и “души алчущие исполнял благами”,13 невозможно рассказать даже кратко. Когда Николай достиг совершенной добродетели и более приблизился к Богу, его охватывает любовь к молчанию, и он решает уйти от людей, так как иначе не может осуществить это свое желание. “Остановитесь и познайте”,14 как сказано. Потому он решил уйти далеко и, по словам пророка, “оставаться в пустыне”.15

Видео:

Чудотворец

Величание святому Николаю Чудотворцу

Как-то Николай задумал посетить Палестину, чтобы увидеть святые места, где пострадавший за нас Господь свершал свое земное житие. Взойдя на египетский корабль, он прибывает в Палестину, ища там любезного ему уединения и подвигнутый, как я сказал, желанием побывать в святых местах. Но несколько отложим рассказ об этом, чтобы нам остановиться на самом плавании. Николай поплыл прямым путем в Египет. Моряки не подозревали о том, что им грозит, а он возвещает им бурю и сильный ветер. Ибо, по его словам, он видел, как диавол взошел на корабль и ножом разрезал канаты на мачте и на кормиле, обнял весь корабль и, закружив, хотел потопить в волнах вместе со всеми людьми. Едва святой смолк, словно по какому-то невидимому знаку, сильный вихрь с неба столбами вздымает морские воды. Не менее были взволнованы души всех, кто был на корабле, и люди, окружив Николая, молились Богу и просили святого защитить их, терпящих страшное бедствие и не видящих избавления от зла, и надеялись на его помощь, ибо слышали пророчество. Он ободрил их и обещал скорое избавление от бедствий. И действительно, все ужасы нежданно кончились — море успокоилось, и настала великая тишь, и люди, забыв о недавних слезах, стали веселы, благодарили Бога и его слугу, и дивились вещим словам и помощи Николая.

Поэзия: Микола. Сергей Есенин

Pages: 1 2 3 4 5

Житие преподобного Саввы Освященного

Преподобный Савва Освященный

Память 5/18 декабря.

Преподобный Савва родился в тридцать первый год царствования греческого императора Феодосия Младшего1, в стране Каппадокийской, в селе, называвшемся Муталаска, которое зависело от Кесарии2; оно сначала было неизвестно, но впоследствии рождением в нем Саввы прославилось больше Армафема, в котором вырос Божественный пророк Самуил (1Цар.1:1 и далее).

Родителями блаженного Саввы были Иоанн и София, люди благородные и благочестивые. Когда ребенку минуло пять лет, они отправились в Александрию3, ибо Иоанн находился на службе царской и имел высокий воинский сан. По Божию провидению, Савва был оставлен вместе с родительским имением у брата его матери Ермии.

Но так как жена у Ермия была злая и сварливая, то отрок много терпел и, наконец, ушел к брату своего отца Григорию, жившему в другом селе, называвшемся Сканда4. Вследствие сего возникла вражда между дядями Саввы. Родители его долго оставались в Александрии, а Ермий с Григорием ссорились между собою, и каждый из них хотел не столько иметь у себя отрока, сколько попользоваться имуществом его отца. Блаженный отрок. еще с юного возраста отличавшийся зрелым разумом, видя раздоры и свары своих дядей, отказался от всего имущества и, удалившись в монастырь Флавианов5, отстоявший от Муталаски на три с половиной версты, принял на себя Ангельский образ восьми лет от роду; живя там, он вскоре изучил псалтирь и прочие книги Священного Писания, преуспевал в добрых делах и во всем следовал иноческому уставу. Немного времени спустя, дяди блаженного Гаввы помирились между собой, пришли к нему в монастырь и начали соблазнять его, советуя уйти из-за стен святой обители и, взяв себе жену, жить в отцовском имении. Но он, желая оставаться в доме Божием, а не жить в селениях грешников6, и любя монастырскую жизнь более мирской, не послушался своих дядей и отверг их соблазнительное предложение:

Преподобный Савва Освященный

— Как от змей, — говорил он, — убегаю я от тех, которые советуют мне сойти с пути Божия, ибо худые сообщества развращают добрые нравы (1Кор.15:33), и боюсь навлечь на себя проклятие, которым Пророк проклинает уклоняющихся в разврат: «проклятых, уклоняющихся от заповедей Твоих» (ср. Псалом 118:21). С такими словами он отослал от себя дядей своих ни с чем, а сам стал подвизаться еще с большим усердием, умерщвляя свое тело трудами и воздержанием и порабощая его духу.

Проповеди: Поученіе. Преподобный Савва Освященный

Видео:

18 декабря, память преподобного Саввы Освященного

18 декабря, память прп. Саввы Освященного

Когда был побежден сей змий, который имением и женитьбою соблазнял его уйти из обители, как из райского селения, — другой искуситель стал искушать святого — бес чревообъядения. Однажды, работая в монастырском саду, Савва увидел прекрасное яблоко, висящее на дереве; не утерпел он, сорвал яблоко и хотел съесть его раньше положенного времени и обычного благословения. Но, вспомнив, что сим плодом змий в раю ввел в грех первого человека (Быт., гл. 3), Савва удержался, не стал есть его и осуждал сам себя, говоря:

— Красив был для взора и приятен для вкуса и тот плод, который умертвил Адама.

И, бросив яблоко на землю, он растоптал его ногами, попирая с ним вместе и помысл свой и, более того, сокрушая главу бесу чревообъядения, — и дал себе обет не есть яблок всю жизнь. С тех пор он всякое плотское вожделение побеждал воздержанием, мало ел, мало спал, постоянно пребывал в трудах, и руки его простирались только на молитву, или на работу.

И вскоре святой, не смотря на свою юность, сравнялся добродетелью со всеми старцами, бывшими в том монастыре.

Случилось некогда одному из тамошней братии, который имел послушание печь хлебы, — промокнуть от дождя; а так как время было зимнее, солнце не светило, и ему негде было просушить одежду, то он положил ее в хлебную печь на дрова и забыл о ней. Немного времени спустя, братия собрались печь хлебы и затопили печь, не зная, что пекарь положил туда посушить одежду. Когда дрова уже сильно разгорелись, пекарь вспомнил о своей одежде и очень горевал о ней. Был тут и блаженный Савва: увидев печаль брата, он не подумал о себе и, осенив себя крестным знамением, вошел в топившуюся печь. И, о чудо! как некогда отроки в печи вавилонской не сгорели (Дан., гл. 3) по своей вере, так и отрок Савва за свою любовь к брату вышел из печи невредимым с нетронутой огнем одеждой брата в руках, и его собственная одежда также осталась неопаленной.

Братия, увидав сие чудо, ужаснулись, и говорили друг другу:

— Каков будет этот отрок в будущем, если он от юности уже сподобился от Бога такой благодати!

В том монастыре блаженный пробыл десять лет, восходя от силы в силу и от славы в славу. Потом захотелось ему пойти в Иерусалим поклониться святым местам и посетить отцов, живших там в окрестной пустыне, воспользоваться их беседою и найти там и себе место для пустынножительства. Он обратился к архимандриту с просьбой отпустить его в святой град с молитвой и благословением. Но тот не хотел его отпустить, говоря:

— Нехорошо тебе, такому юному, странствовать, лучше побудь на одном месте.

Но Бог, все устрояющий на пользу, повелел архимандриту не удерживать Савву.

— Отпусти Савву послужить Мне в пустыне", — открыл Он архимандриту в видении.

Тогда, призвав блаженного, архимандрит дал ему благословение и отпустил его с молитвою в путь. Он же, направляемый десницею Всевышнего, пришел в Иерусалим на восемнадцатом году от роду, в конце царствование Маркиана7 и патриаршества Ювеналия во святом граде. Он прибыл в монастырь святого Пассариона в зимнее время, был принят архимандритом Елпидием и поручен руководительству некоего старца Каппадокийского. У него Савва провел зиму, мечтая о безмолвной жизни пустынника, к чему давно стремился душою. Услышав о Евфимии великом8, сияющем добродетелью и чудесами в пустыне, находящейся на восток от Иерусалима, Савва захотел видеть его. Испросив у начальствующих благословение, он отправился в путь и, прибыв в Лавру великого Евфимия, пробыл там несколько дней, ожидая, когда можно будет увидеть его, так как преподобный не всегда приходил в собор, а один или два раза в неделю и в известные дни. Когда наступила суббота, Савва увидел преподобного Евфимия, шедшего в церковь, и припал к нему с усердной просьбой принять его в свою Лавру. Но Евфимий, видя его юность, отослал его в монастырь, находившийся еще далее от Иерусалима, под начало к блаженному Феоктисту9, повелевая ему заботиться о сем юном монахе, — и пророчествовал о нем, что он в скором времени, благодатью Христовой, просияет в иноческом житии более многих других, будет славным образцом для всех палестинских отшельников и воздвигнет лавру большую, чем все лавры в той стране.

Принятой Феоктистом в монастырь, Савва весь предался Богу и исполнял все монастырские службы безропотно и послушно, со смирением и усердием. Будучи способен и весьма ревностен к совершению Божественного служения, он прежде всех входил в церковь и выходил из нее после всех. При великих душевных силах, он и телом был велик и силен, — почему, когда все монахи рубили в пустыне только по одной связке прутьев для корзин и носили в киновию, то Савва рубил и носил по три. Сверх сего, иногда носил он и воду, и дрова, и, таким образом, старался всем услужить. Был он довольно долгое время смотрителем над лошаками, исправлял и другие различные должности, и всё сие исполнял неукоризненно и беспорочно, так что отцы киновии удивлялись столь великому усердию и услужливости юного Саввы.

Тогда диавол, желая воспрепятствовать ему, измыслил следующее. Был в том монастыре один брат, родом из Александрии, по имени Иоанн. Сей брат получил известие о смерти своих родителей. И вот диавол внушил ему неподобающую для инока мысль позаботиться об устройстве оставшегося после родителей имения, и он докучал игумену Феоктисту частыми просьбами отпустить его в Александрию и, кроме того, отпустить о ним и Савву, потому что он, как человек сильный телом, мог ему оказать большую помощь в дороге. Феоктист уступил настойчивым просьбам инока и отпустил его на родину, а с ним отпустил согласно его просьбе и Савву, и так они отправились. Когда они прибыли в Александрию и стали хлопотать по устройству оставшегося после умерших имения, родители блаженного Саввы, Иоанн и София, случайно бывшие там (ибо отец Саввы по своей военной должности часто бывал посылаем в Александрию по царскому повелению), узнали его. Тогда блаженному Савве представился новый подвиг и явилась борьба больше первой, когда дяди его влекли из монастыря в мир, от монашества к женитьбе: родители Саввы то слезными просьбами, то ласковыми и заманчивыми словами еще более склоняли его снять чёрные одежды и надеть светлые, жить по их примеру и поступить в военную службу. Блаженный же, поняв, что он встретился с родителями и был узнан ими по вражескому наваждению, упорно сопротивлялся своему природному чувству. Он сдержал в себе естественную любовь к родителям, отверг их настойчивые мольбы и слёзы и, непоколебимый в своем добром решении, отвечал родителям:

— Боюсь Сказавшего: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня» (Мф. 10:37-38). Как же я могу предпочесть вас Богу, суетную вашу жизнь — кресту своему, военную службу мирскую — воинству духовному? Если и земные цари карают воинов, убежавших из полков, то тем более Царь Небесный не пощадит тех, которые вписались в Его славное воинство и потом убегают из избранного полка.

В заключение блаженный Савва прибавил еще:

— Если вы будете продолжать уговаривать меня покинуть прекрасное воинствование Христово, то я не буду более называть вас своими родителями.

Тогда Иоанн и София, увидев, что сердце сына их непреклонно, перестали его уговаривать и с горькими рыданиями, скрепя сердце, отпустили его, а при расставании просили его взять с собою на дорогу, что только ему ни потребуется, и давали сорок золотых монет; он же ничего не хотел брать, однако, чтобы не оскорбить совсем своих родителей, взял только три монеты, и те, возвратившись, отдал в руки игумену Феоктисту.

Pages: 1 2 3 4