хочу сюди!
 

Наташа

49 років, телець, познайомиться з хлопцем у віці 44-53 років

«Патриарх Филарет»: «Во имя единства Церкви я готов забыть все,

«Патриарх Филарет»: «Во имя единства Церкви я готов забыть все, что обо мне говорили в Московском Патриархате»

Филарет (Денисенко)

В нашей стране до сих пор нет собственной канонической православной церкви, хотя на всех уровнях почти три десятилетия говорится, что это одна из национальных целей. Известно, что Украинская православная церковь Московского патриархата — это автономная часть Русской православной церкви. А Киевский патриархат и Украинская автокефальная церковь пока не признаны Вселенским патриархатом, они считаются неканоническими.

17 апреля президент Порошенко заявил, что наша страна как никогда близка к созданию автокефальной поместной церкви (в православии поместная церковь — это религиозная община христиан в конкретной местности; автокефальная — имеет полное самоуправление и одновременно остается частью единой Вселенской православной церкви). Спустя пять дней стало известно, что Вселенский патриархат начал необходимые для предоставления автокефалии Украинской православной церкви процедуры. Томос (указ, декрет о некоторых вопросах церковного устройства) Вселенского патриарха может быть издан летом этого года — к 1030-летию крещения Руси, которое будет отмечаться 28 июля.

Войдёт ли Патриарх Варфоломей в историю второй раз

К чему приведёт инициатива создать единую поместную Церковь

Политические игры вокруг Единой поместной церкви в Украине

Порошенко и автокефалия

Президент Порошенко провел встречу с Предстоятелеми православных церквей Украины

«Украинец Юрий Долгорукий» и «московские комары»: автокефалия по-киевски

О грядущих переменах «ФАКТЫ» побеседовали с патриархом Киевским и всея Руси-Украины Филаретом (его в 1992 году по политическим мотивам Русская православная церковь лишила сана, а в 1997 году отлучила от церкви, предав анафеме), который много лет борется за появление в Украине Единой поместной православной церкви.

— Ваша святость, судя по всему, Украина стремительно приближается к созданию Единой поместной православной церкви. После недавней встречи президента Порошенко с Вселенским патриархом Варфоломеем появилась надежда, что может решиться проблема, волнующая миллионы верующих.

— Вообще-то, вопрос о томосе об автокефалии Украинской православной церкви не новый. В 1991 году Поместный собор Украинской православной церкви единогласно решил, что украинская церковь должна быть автокефальной, потому что образовалось суверенное государство.

Мы обратились к Московскому патриарху. Но Алексий II (с июня 1990 года по 5 декабря 2008 года — патриарх Московский и всея Руси. — Авт.) и епископат не хотели рассматривать этот вопрос и отложили его до Поместного собора. За четверть века прошел один Поместный собор (в 2009 году), но вопрос о нашей автокефалии там не звучал.

Теперь мы видим, что ждать от Москвы согласия на нашу независимость бесполезно. Поэтому обратились к Вселенскому патриарху как к первому среди патриархов и как к главе Церкви-Матери (ведь мы приняли Крещение от Константинополя). Тем более что патриарх считает Киевскую митрополию своей канонической территорией, хотя фактически с 1686 года украинская церковь находилась в составе Московского патриархата (она была позаимствована Москве во временное управление).

Сейчас за решение вопроса получения автокефалии активно взялся президент Украины, который не раз встречался с Вселенским патриархом. Порошенко прекрасно понимает, что автокефалия имеет большое значение для сохранения государственности Украины и для национальной безопасности.

— Ведь в гибридной войне Московский патриархат сыграл одну из ключевых ролей.

— Конечно.

— Многие помнят, как в мае 2015 года духовенство Московского патриархата во главе с митрополитом Онуфрием не встали в парламенте во время минуты молчания по погибшим на фронте.

— Скажу, что он сам не рад, что так поступил. Потому что натерпелся потом стыда.

— До сих пор никак не могли объединиться две украинские конфессии — Украинская православная церковь Киевского патриархата и Украинская автокефальная православная церковь. Если мы говорим о единой церкви, кто и как обеспечит ее единство?

— Вселенский патриарх на протяжении 25 лет ставил нам разные условия. Например, чтобы к нему обратились президент (это сделали все, кроме Януковича) и Верховная Рада. Потом — чтобы Киевский патриархат объединился с автокефальной церковью. Мы вели переговоры. Не раз готовы были созвать Собор и объединиться. Однако едва доходило до этого момента, Москва всячески влияла на главу автокефальной церкви, чтобы тот требовал невыполнимого от Киевского патриархата. Приходилось все начинать сначала.

Теперь условия Варфоломея такие: чтобы епископаты Киевского патриархата и Украинской православной автокефальной церкви снова обратились к нему с просьбой дать томос об автокефалии. Думаю, что и от Московского патриархата могут написать — кто желает. Епископаты Киевского патриархата и автокефальной церкви в полном составе подписали обращение в Константинополь, что свидетельствует о нашем общем стремлении. Не знаю, сделали ли это архиереи Московского патриархата. Но даже если нет, Вселенский патриарх все равно готов дать томос украинской церкви. Он уже образовал комиссию, которая изучила этот вопрос и работает с другими автокефальными церквями, чтобы те поддержали его решение.

— Каким может быть расклад при голосовании на Синоде Константинопольской церкви? Точно известно, кто против украинской автокефалии. А кто — за?

— Не знаю. В Синоде есть сторонники Москвы. Однако голос патриарха очень весомый. Надеюсь, большинство архиереев будут солидарны с ним.

— Эксперты не исключают, что Московский патриархат пойдет на все, в том числе и на подкуп, задействовав «газпромовские» деньги. Такие стимулы могут быть использованы?

— Разумеется. И деньги, и давление. Например, они могут объявить прекращение молитвенного общения с Вселенским патриархом.

— Что это значит?

— То есть архиереи и духовенство Московского патриархата не станут служить с архиереями и Константинопольским патриархом. Это аналогично разрыву дипломатических отношений между государствами. На такое Москва может пойти. Думаю, патриарх знает, что подобное возможно. Он видел поведение Московского патриархата во время подготовки к Всеправославному Собору. Договорились о созыве Собора в 2016 году, согласовали документы, но в последний момент Москва убедила своих сателлитов (болгарскую, антиохийскую, грузинскую церковь), чтобы те не участвовали в Соборе. А потом объявила: поскольку будут не все, то и мы не поедем. Это был своеобразный демарш. Но Собор состоялся, решения приняты (хотя Москва их не признает) и действуют.

В общем, я лично уверен, что шантаж Москвы не повлияет на Вселенского патриарха. Томос будет.

— Что последует после принятия такого решения?

— Томос будет получен один — на Киевский патриархат и автокефальную церковь, что будет означать объединение этих церквей. А Московскому патриархату придется решать, присоединяться ли к уже канонической Украинской православной церкви (они же до сих пор обвиняют, что мы не каноническая церковь), признанной Вселенским патриархом и другими. Не желающих это делать заставлять силой никто не станет. Однако им следует иметь в виду, что тогда они не вправе называться Украинской православной церковью, что это будет лишь митрополия или экзархат Русской православной церкви в Украине.

— Логический вопрос: готовы ли в Киевском патриархате «сотрудничать» со священниками Московского патриархата?

— Готовы. Потому что хотим, чтобы христианская любовь, о которой проповедуем, проявлялась на деле. Господь грехи нам прощает? Прощает и не вспоминает о них. Так и мы должны забыть все и создать единую церковь.

— Но ведь многие из них приветствовали «русский мир»!

— Знаю, поскольку Донбасс — моя Родина (Михаил Антонович Денисенко (имя патриарха в миру) родился 29 января 1929 года в селе Благодатное Амвросиевского района Донецкой области, которое сейчас временно контролируют боевики так называемой «ДНР». — Авт.). Но если мы хотим создать единую церковь, значит должны относиться друг к другу как братья — забыть былые разногласия и объединиться. Это возможно. Я, например, готов забыть все, что мне делали и что обо мне говорили в Московском патриархате, и во имя единства церкви пойти на такой шаг.

— Священники Московского патриархата много всякого нелицеприятного об Украине внушали прихожанам, особенно в последние годы. Вряд ли идея объединения церкви придется по душе сторонникам патриарха Кирилла. Возможен ли раскол в нашем обществе?

— Возможен. Возможно и существование в Украине российского экзархата, в который войдут те, кто не воспринимает украинскую церковь. Но мы с ними должны построить толерантные отношения. Мы же до сего дня находим общий язык во Всеукраинском совете церквей, где представлены все — римокатолики, грекокатолики, протестанты, православные, мусульмане, иудеи и так далее.

— С другой стороны, создание единой церкви может послужить объединению общества…

— Обязательно. Потому уже сейчас, согласно социологическим исследованиям центра имени Разумкова, статистика такова: Московский патриархат поддерживают 12 процентов украинцев, а единую поместную церковь — свыше 40 процентов. Наших сторонников будет еще больше.

— Ваша святость, чувствуется, что вы очень воодушевлены.

— Уверен — и томос будет, и автокефалия будет. Я в это верил еще в 1992 году, когда казалось, что такое невозможно.

Само существование единой украинской церкви является объединяющим началом для украинского общества, в том числе и политических партий. Мы будем поддерживать те партии, которые за украинское государство, за украинский народ.

— На словах они все патриоты…

— Мы знаем, кто настоящий патриот, а кто — нет.

— Допустим, все получилось. Кто будет возглавлять единую церковь? Вы будете претендовать на место предстоятеля?

— Буду. Я должен оставаться, потому что надо завершить нелегкое дело объединения церкви. Не стоит думать, что подписали бумаги — и все как по щучьему велению. Надо трудиться и молиться…

Метки: автокефалияУПЦУПЦ КПФиларет (Денисенко)

Pages: 1 2

0

Коментарі