хочу сюди!
 

Ліда

50 років, водолій, познайомиться з хлопцем у віці 46-56 років

Крестовый поход 1938-го. Ревиндикация на западноукраинских земля



Изображение
Свято-Воскресенский Троицкий Корецкий ставропигиальный женский монастырь


С самого начала межвоенного периода отношения между властью ІІ Речи Посполитой и православной церковью были, мягко говоря, не очень дружескими.

Польская власть рассматривала православие как одно из препятствий к ассимиляции украинцев и пыталась подчинить эту церковь себе, а при возможности — и ликвидировать. Кампания, получившая название «ревиндикации» (с польского — «возврат имущества»), достигла своего апогея в конце 1930-х гг., когда на Холмщине, Южном Подляшье и в пограничных районах Волыни начали разрушать православные храмы и принудительно обращать православных в католичество…

Одним из результатов ассимиляторской политики Варшавы (как и жестоких «пацификаций» в начале 1930-х годов) стало окончательное отчуждение украинцев от Польского государства. Ярослав Грицак писал: «Вместо того, чтобы найти общий язык с украинцами, наглядно демонстрируя преимущества демократии и побуждать их к активной творческой роли в государственной жизни, польское правительство постоянно применяло репрессии». По мнению многих украинских исследователей причины кровавого противостояния украинцев и поляков на Волыни в 1943-1944 годах надо искать, в первую очередь, именно в этих акциях правительственных кругов II Речи Посполитой в 1930-е годы. Польский публицист Збигнев Залусский писал: «Никогда межвоенная Польша не была интегрированной страной. Всегда в ней была Польша «А» и Польша «Б».

Два подхода

В начале 1920-х годов православное духовенство на западноукраинских землях в составе Польши оказалось под двойным давлением. С одной стороны, пророссийски настроенные иерархи вызывали подозрение у государственной власти, воспринимавшей их как потенциальную «пятую колонну» (первые послевоенные годы православная церковь на тех землях находилась в подчинении Московского патриархата). С другой — в среде самих верующих началось движение за украинизацию православной церкви — введение богослужений на украинском языке, допуск мирян к участию в управлении церковью и т.п. Сначала польская власть поддерживала такие требования, поскольку это давало ей возможность держать под контролем пророссийскую церковную верхушку и отвлекать украинцев от политической борьбы. В частности, такое отношение было характерно для Волыни, где в 1928 г. воеводой стал бывший соратник Симона Петлюры Генрик Юзевский. Благодаря его содействию движение за украинизацию православной церкви достигло определенных успехов: по состоянию на ноябрь 1935 года в 423 из 678 приходов богослужения полностью или частично проводилось на украинском языке, а в октябре 1934-го Волынская консистория признала украинский как язык епархиального управления.

Далее
1

Коментарі