хочу сюди!
 

Лилия

41 рік, скорпіон, познайомиться з хлопцем у віці 35-50 років

Поученіе. Святой Іоаннъ Дамаскинъ

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Уроки изъ его жизни: а) въ жизни своей онъ являлъ то, чему училъ другихъ словомъ; б) въ дух христіанской мудрости онъ не только училъ, но и жилъ

Icon of St. John Damascene

I. Прославляемый нын св. Іоаннъ Дамаскинъ былъ сынъ правителя города Дамаска и получилъ превосходное образованіе подъ руководствомъ ученаго инока Космы святоградца, который извстенъ своими канонами на великіе праздники.

Іоаннъ, пристрастившійся къ наукамъ и чтенію божественныхъ книгъ, думалъ посвятить всю свою жизнь ученымъ занятіямъ. Но ему вскор пришлось пожертвовать своимъ желаніемъ для блага другихъ. Отецъ его умеръ и калифъ сарацинскій поставилъ его правителемъ города Дамаска.

Въ это время императоромъ греческимъ былъ Левъ Исаврянинъ, жестоко гнавшій почитателей святыхъ иконъ. Отъ этого происходили смуты и волненія между христіанами. Святые учители церкви наставляли ихъ, изъясняя значеніе иконъ. Іоаннъ посланіями, или письмами, увщевалъ христіанъ не смущаться гоненіями и ложными толками и твердо держаться постановленій церкви. Эти письма, полныя пламенной вры и живого краснорчія, сильно дйствовали на христіанъ; но они дошли до царя и возбудили въ немъ ужасный гнвъ. Левъ ршился погубить Іоанна. Онъ оклеветалъ его передъ княземъ сарацинскимъ, послалъ сему послднему поддльное письмо, въ которомъ будто бы Іоаннъ предлагалъ ему Дамаскъ. Князь, повривъ письму и не выслушавъ оправданій Іоанна, жестоко наказалъ его, именно — приказалъ отрубить правую его руку и лишилъ должности. Однако вскор невинность Іоанна открылась чрезъ чудесное, помощію Богоматери, исцленіе его руки; — и князь, раскаявшись, что такъ легко поврилъ клевет, возвратилъ Іоанну довріе свое и пожелалъ сдлать правителемъ всей области.

Но давно уже Іоаннъ тяготился властью и богатствомъ; давно желалъ удалиться отъ міра, чтобы въ нищет и труд служить Господу. Онъ упросилъ князя отпустить его; и тотъ наконецъ согласился,

Тогда Іоаннъ раздалъ бднымъ все свое имущество, пошелъ вмст съ своимъ наставникомъ инокомъ Космой въ Іерусалимъ, чтобы поклониться гробу Господню, и оттуда въ лавру святаго Саввы, основанную недалеко отъ Іерусалима. Пришедши туда, онъ сталъ просить игумена принять его въ число иноковъ и научить его правиламъ иноческой жизни. Имя Іоанна давно было извстно въ лавр, потому что онъ считался замчательнйшимъ и ученйшимъ мужемъ того времени; никто изъ монаховъ не соглашался принять его къ себ ученикомъ, всякій считая его несравненно выше себя. Наконецъ одинъ старецъ, уважаемый въ обители за простоту нрава и добродтельную жизнь, ршился быть наставникомъ Іоанну въ монашескомъ житіи.

Старецъ, справедливо почитая смиренномудріе первымъ основаніемъ христіанской добродтели и опасаясь, вроятно, чтобы высокія достоинства Іоанна не вселили въ немъ гордости, налагалъ и требовалъ отъ него полнаго отреченія отъ собственной воли. Онъ назначалъ ему и тлесные труды, но требовалъ, чтобы вся его дятельность, какъ тлесная, такъ и умственная, была вполн подчинена строгому закону послушанія. Онъ поучалъ его отклоняться отъ мечтаній мірскихъ, направлять вс помыслы къ Богу и совершенно отречься самого себя ради любви къ Господу. Іоаннъ долженъ былъ такъ овладть волею своею и всми мыслями своими, чтобы подчинить ихъ совершенно вол руководителя. Для возведенія его на такую высоту самоотверженнаго послушанія старецъ наложилъ на него трудныя испытанія; онъ, между прочимъ, запретилъ своему ученику какъ писать что бы то ни было, такъ даже и говорить кому что-либо относящееся къ той или другой наук. Іоаннъ нелицемрно и безпрекословно повиновался повелніямъ старца, не человку угождая, но всецло покорясь Христу.

Однажды старецъ, желая испытать смиреніе Іоанна, послалъ его въ Дамаскъ, чтобы тамъ, на торжищ, продать въ пользу монастыря корзинки, которыя плели монахи. Іоаннъ охотно исполнилъ это порученіе, и, одтый въ рубище, явился смиреннымъ служителемъ въ томъ самомъ город, которымъ онъ нкогда управлялъ въ богатств и величіи. Такой подвигъ не былъ тягостенъ для Іоанна. Предавшись Богу всею душою, онъ не могъ дорожить земнымъ блескомъ и величіемъ и потому никакое состояніе не считалъ для себя унизительнымъ,

Гораздо трудне была для него та совершенная покорность ума и мысли, которая отъ него требовалась. Отказаться, по приказанію старца, отъ наслажденій умственной дятельности — вотъ что было для человка, столь богато одареннаго умственными способностями, высочайшимъ подвигомъ смиренія. Въ этомъ подвиг трудне было ему выдержать искушеніе, и вотъ что случилось.

Въ лавр умеръ одинъ монахъ; у этого монаха былъ братъ, который неутшно плакалъ о покойник. Напрасно Іоаннъ старался утшить его. Сиротствующій просилъ у Іоанна одного — сочинить по умершемъ надгробный плачъ. Іоаннъ отказывался, боясь нарушить заповдь старца; но тотъ продолжалъ неотступно умолять его. «Если бы ты видлъ меня больнымъ», говорилъ онъ, «неужели бы ты не постарался помочь мн? Нын я страдаю душевно, въ твоей власти облегчить печаль мою; неужели ты мн не поможешь?» Долго Іоаннъ колебался между желаніемъ помочь страждущему брату и обязанностію безпрекословно повиноваться вол старца. Но наконецъ, тронутый слезами несчастнаго, онъ написалъ ему въ утшеніе надгробныя псни, которыя и досел поются у насъ при погребеніи: «кая житейская сладость, человцы, что всуе мятемся? Вся суета человческая» и проч.

Стующій удалился, поблагодаривъ Іоанна; а Іоаннъ, оставшись одинъ въ келліи, плъ про себя сочиненную пснь. Старецъ, услышавъ его пніе, спросилъ, что это значитъ. Іоаннъ разсказалъ ему о случившемся. Тогда старецъ сталъ строго упрекать его за непослушаніе и, не смотря на слезы и мольбы Іоанна, изгналъ его изъ келліи, запретивъ возвращаться къ нему. Старецъ съ прискорбіемъ и негодованіемъ видлъ, что Іоаннъ не выдержалъ назначеннаго ему послушанія. Самъ Іоаннъ глубоко чувствовалъ это, потому что, изгнанный отъ своего руководителя, онъ, какъ говоритъ его жизнеописаніе, рыдалъ предъ келліей старца, воспоминая изгнаніе Адама изъ рая за непослушаніе. Но напрасно онъ рыдалъ, скорблъ; напрасно и другіе иноки, любившіе его, умоляли старца простить ему: старецъ былъ непреклоненъ.

Наконецъ, уже посл нсколькихъ дней, старецъ смягчился, возложилъ на Іоанна, въ вид епитиміи, тяжкую и даже, по вншности, унизительную работу: онъ веллъ очистить Іоанну вс нечистоты монастыря, Но никакое послушаніе не могло казаться тяжкимъ Іоанну, — такъ глубоко сознавалъ онъ вину свою, такъ искренно каялся въ ней, Онъ съ живйшей радостью сталъ исполнять повелнное; и тогда старецъ, обнявъ дивнаго послушника своего, лобызалъ его голову, плечи и руки, восклицая радостно: «о какого страдальца во Христ я породилъ! О каковъ истинный свтъ божественнаго послушанія!» Принятый въ келлію своего отца-старца, Іоаннъ столько радовался, какъ будто въ самый рай былъ возвращенъ, и сталъ жить въ единомысліи со старцемъ по прежнему.

Спустя нсколько времени, старцу было во сн видніе. Ему явилась Богоматерь и сказала: «зачмъ загородилъ ты источникъ, изъ котораго должна истекать вода сладкая и изобильная, вода, которой искалъ пить Давидъ, которую Христосъ общалъ самарянк? Дай ей течь и она напоитъ вселенную, и покроетъ море ересей, и претворитъ ихъ въ чудную сладость, и жаждущіе пойдутъ къ ней. Іоаннъ приметъ пророческія гусли, Давидовъ псалтирь, и воспоетъ псни новыя Господу Богу!»

Старецъ, проснувшись, тотчасъ призвалъ Іоанна и сказалъ ему: «отверзи уста свои, чадо послушанія Христова, и что Духъ Святый написалъ теб въ сердц, повдай вселенной. Взойди на Синай боговднія и познанія божественныхъ тайнъ и восхвали въ громкихъ псняхъ славу Божію. Великое о теб сказала мн Пресвятая Богоматерь. Мн же прости, — прибавилъ смиренный старецъ, — что, по грубости моей и невднію, я до сихъ поръ препятствовалъ теб».

Съ этихъ поръ Іоаннъ сталъ усердно заниматься сочиненіемъ духовныхъ книгъ и церковныхъ псней. Онъ составилъ церковный октоихъ, или осмогласникъ, написалъ житія многихъ святыхъ, опровергалъ ложныя ученія, изъяснялъ догматы вры и сложилъ почти вс праздничные тропари. Ему мы обязаны пасхальными пснями, въ которыхъ дышитъ такое пламенное вдохновеніе.

Онъ первый изъ всхъ христіанскихъ учителей изложилъ догматы вры научнымъ порядкомъ въ книгахъ о православной вр.

Новыя гоненія противъ почитателей святыхъ иконъ вызвали его въ Константинополь, гд онъ смло обличалъ заблужденія иконоборцевъ. Онъ скончался въ преклонныхъ лтахъ, въ сан пресвитера, въ лавр святаго Саввы, въ 776-мъ году.

Страницы: 1 2

1

Коментарі