Перчитывая Ямамото Цунэтомо.
25.12.07 10:49 в БОЯН
Вот решил поделиться особено яркими, как по мне, местами из заметок, мастераЦунэтомо.
Однажды, когда господин Мицусигэ был еще мальчиком, священник Кайон велел емучитать вслух что-то из книги. Тогда господин Мицусигэ позвал других детей ислуг и сказал им: - Пожалуйста, прийдите и слушайте. Трудно читать, когда никтоне слышит. Священник был тронут и сказал собравшимся: - Вот пример, как нужноделать всем.
Но есть также еще один этап, который важнее всех остальных. На этойстадии человек постигает бесконечность совершенствования на Пути и никогда несчитает, что прибыл. Он точно знает свои недостатки и никогда не думает, чтопреуспел. Он лишен гордости, и благодаря своему смирению постигает Путь доконца. Говорят, мастер Ягю однажды заметил: "Я не знаю, как побеждатьдругих; я знаю, как побеждать себя".
Подражание чужим традициям - это потворство. Один человек сказал священникуСюнгаку: - Традиции Секты Лотосовой Сутры плохи тем, что в ней принятозапугивать людей. - Именно благодаря запугиванию, - ответил Сюнгаку, - это иесть Секта Лотосовой Сутры. Если бы ее традиции были другими, это была бы ужекакая-то другая секта. Вот пример глубокомысленного суждения.
Во время собрания, на котором одного человека выдвигали на ответственнуюдолжность, было решено, что этот человек не достоин занять столь высокий постпотому, что когда-то во время пьяной пирушки он устроил дебош. Однако кто-товозразил: - Если мы откажемся от всех тех, кто однажды оступился, мы скореевсего не найдем нужного человека. Тот, кто совершил ошибку только один раз,будет более осмотрителен и принципиален, потому, что он раскаивается. Я считаю,что этот человек должен занять должность. - Вы за него ручаетесь? - спросилисобравшиеся. - Да, ручаюсь, - ответил выступавший. - Почему вы за негоручаетесь? - спросили другие. - Я ручаюсь за него потому, что этот человек одинраз ошибся. Тот, кто никогда де ошибался, опасен. После этого человека избралина должность.
Победа и поражение часто зависят от мимолетных обстоятельств. Но в любом случаеизбежать позора нетрудно - для этого достаточно умереть.
Нехорошо привязываться к одному набору представлений. Если ты приложил усилия,чтобы понять что-то, а затем довольствуешься достигнутым пониманием, тысовершаешь ошибку. Вначале нужно прилагать усилия, чтобы убедиться, что тыпонял главное, а затем претворять его в жизнь
Если ты можешь видеть хорошие и плохие стороны человека, ты всегда будешь веренсвоему идеалу.
К какому бы сословию человек ни принадлежал, если он делает то, что не долженделать, он рано или поздно совершит презренный или малодушный поступок.
Попав под дождь, ты можешь извлечь из этого полезный урок. Если дождьначинается неожиданно, ты не хочешь намокнуть и поэтому бежишь по улице ксвоему дому. Но, добежав до дома, ты замечаешь, что все равно промок. Если жеты с самого начала решишь не ускорять шаг, ты промокнешь, но зато не будешьсуетиться. Так же нужно действовать в других схожих обстоятельствах.
В Китае когда-то был человек, который любил драконов, и поэтому украсил своюодежду и мебель изображениями этих существ. Увлечение этого человека драконамипривлекло внимание драконьего бога, и вот однажды перед окном китайца появилсянастоящий дракон. Говорят, он тут же умер от страха. Должно быть, он был однимиз тех, кто говорят громкие слова, а на деле ведут себя по-другому.
Хорошо, если в твоих письмах чувствуется спокойная сила. Более того, не забывайто, что сказали священнику Рёдзану, когда он находился в области Камигата:"Когда пишешь письмо, пиши его так, чтобы его не стыдно было повесить настену".
Недаром говорится: "Если хочешь заглянуть в сердце человека,заболей". Ведь, когда ты болен или испытываешь затруднения, многие из тех,кто всегда дружил с тобой, предадут тебя.
О том, хорош человек или плох, можно судить по испытаниям, которые выпадают наего долю. Удача и неудача определяются нашей судьбой. Хорошие и плохие действия- это Путь человека. Воздаяние за добро или зло - это всего лишь поученияпроповедников.
Мастер Иттэй говорил: "Конфуций стал мудрецом потому, что стремился кучению с пятнадцатилетнего возраста, а не потому, что учился на старостилет". Это напоминает буддистское изречение: "Есть намерение, будет ипрозрение".
*Восстановлено*