Два мифа об СССР

Оригинал взят из ЖЖ у torin_kr в Моя жизнь в СССР -- про "секретные военные разработки"
В СССР было два самых массовых мифа -- миф о "закромах Родины", в которых все хранится на случай мировой войны или какой-либо иной катастрофы и миф о "секретных  военных разработках". Первый должен был как-то объяснить ту нищету, в которой мы все жили,  а второй -- скудость и убогость наших научно-технических разработок. Типа -- "пусть в магазинах ничего нет, но зато в случае войны у нас припрятаны запасы и никто голодать не будет". Или -- "это конечно, гроб на колёсиках, а не автомобиль, но уж для армии-то точно есть секретные разработки  и там все невероятно круто, просто нам не показывают, потому что СЕКРЕТНО"

С первым мифом мне столкнуться так и не пришлось, а вот со вторым я немного соприкоснулся... Как я уже писал вот в этом посту -- Моя жизнь в СССР -- служба в армии --  я таки служил в  армии, причем в спецсвязи, причем в "Отдельном полку связи при штабе округа". Нашей связью пользовались отцы-командиры в чине никак не ниже полковника и до самого маршала обороны включительно. Во всяком случае, ежели министру обороны вдруг приспичило бы позвонить куда-нить в Карпаты на полевой КП во время учений "Щит-85", ничем другим, кроме нашей связи он воспользоваться не мог. Казалось бы -- уж куда круче. Вот где должны быть те самые "секретные  военные разработки",  причем лучшее из лучших, ибо что может быть во время войны важнее связи?

Кто бы знал, с каким трепетом я, недоучившийся студент-радиофизик заходил первый раз в свою станцию... И как быстро этот трепет превратился в какое-то странное недоумение -- что, вот это и все? Вот это и есть "секретные  военные разработки"? Вот эта вот примитивная тропосферная радиорелейка -- это и есть наши самые передовые армейские ноу-хау? А вот этот вот штекерный кросс -- ему же лет 50 самое малое. Ну то есть не ему самому, а ПРИНЦИПУ его организации. А вот этот вот ящик -- знаменитый ЗАС (аппаратура ЗАСекречивания связи) , являющийся по сути слегка модифицированным инвентором Котельникова--  это тоже последнее достижение нашей научно-технической мысли? Развидьте мне все это, пожалуйста...

Через два месяца после начала службы я был сфотографирован у развернутого знамени части  и эта фотка с надписью "Лучшему р/механику части" до сих пор валяется где-то в матушкином фотоальбоме. Я не хвастаюсь -- я про другое. Это НИЧЕГО НЕ СТОИЛО. Любой студент с моего курса, даже самый последний двоечник, разобрался бы в этой станции за пару часов, ну за пару дней, если особо не напрягаясь... Король в очередной раз оказался голым.  Если и были где-то в армии разработки, прорывные для научно-технической мысли человечества, то явно не у нас, в спецсвязи... Но я думаю -- их просто не было. Все, как обычно в СССР, держалось на количестве солдат и постоянной готовности закидать врагов  их трупами. Что, кстати, наш провал в Афганистане и продемонстрировал....

Ну а через несколько лет куда-то делись и "закрома Родины". То ли были успешно приватизированы умными людьми, то ли их просто не оказалось...



===========================

+++ Поддерживаю!

По ссылке есть интересные комментарии в тему...

Украина сейчас, может быть, самая справедливая страна в мире.

На "Эхе Москвы" Артемий Троицкий делится своими впечатлениями о евро майдане в Киеве. Можно соглашаться или не соглашаться с его оценкой событий в Украине в ноябре-деабре 2013 г, но его стОит всем почитать, как сторонникам, так и противникам украинских майданов . Я привожу лишь часть интервью, остальное можно прочитать или прослушать по ссылке - http://echo.msk.ru/programs/personalno/1218615-echo/

*   *   *

С.КОРЗУН: Напомню, что сегодня в программе «Особое мнение» - Артемий Троицкий, который только что вернулся с Украины и до сих пор еще не может отойти от своих впечатлений. Кстати, многие из наших слушателей и зрителей на RTVi, очевидно, возможно и на Сетевизоре спорят с вами по поводу того, за кого Украина. Вот, Гас пишет: «Знакомая приехала из Киева. Киевляне в ужасе, 90% бунтарей с Запада». Есть вопросы «Были ли вы где-то? Вы кроме как на Майдане где-нибудь на Украине еще были?» Многие приводят данные о том, что, на самом деле, на Востоке дело обстоит совсем по-другому и нет не только... Ну, почти единодушно поддерживают выбор в сторону России, а не в Европу.

А.ТРОИЦКИЙ: Ну, дело в том, что писать можно что угодно. Я там был. На востоке Украины не был, но восток Украины – он скорее похож на Россию, то есть я так понимаю, что место довольно депрессивное и люди там сами толком не знают, что хотят, а пребывают так же, как и большинство россиян, в такой коматозности.

А Майдан – это место силы. И один Майдан – он сильнее, чем все эти восточные области, вместе взятые, потому что есть, скажем, нож, ну, или кулак, а есть желе. Вот, на востоке – желе, а это – нож. И пусть этого желе тонны, а нож всего один, но желе ему не соперник.

С.КОРЗУН: Нож без лидеров. В чьей руке, в чью руку вложен этот нож? Мы-то, в общем, знаем, что практически все революции, потом плоды их пожинаются совсем не теми людьми, которые их начинали и которые их проводили.

А.ТРОИЦКИЙ: В данном случае революция делается, реально делается народом, а не лидерами и даже не партиями, как, скажем, это было в России с большевиками. Это народная история, абсолютно народная, миллионная история.

Значит, я уже сказал, что разогнать Майдан невозможно. Я у них спрашивал «Ребята, а почему у вас всё время Майдан зимой? Вот, представляете себе, какой был бы кайф, если бы это еще и летом было». Мне говорят «Нет-нет-нет. Если бы это было летом, то это был бы бардак, это был бы рейв, это все бы кайфовали. Это было бы не то. А вот это вот серьезно. Мы мерзнем, семья нас сплачивает и мы просто тверже льда. И мне это говорили разные люди, совершенно не связанные друг с другом. Вот, ощущение именно такое.

Если им понадобится там стоять до Нового года, они будут там стоять совершенно спокойно, причем с удовольствием и с песнями, и молитвами, до нового года. И будет там, я думаю, лучшая в мире новогодняя вечеринка под открытым небом, куда, опять же, надо ехать, а не в австрийские Альпы.

Куда всё это дело выйдет? Значит, сейчас на Майдане очень популярна цифра «5». Я не мог понять, откуда эти пятерки. Оказывается, в украинской Конституции имеется пятая статья, в которой речь идет о верховной власти на Украине, и говорится там так: что верховную власть осуществляет там президент, Верховная Рада и другие формы государственного управления.

Поскольку есть вот эта оговорочка, то сейчас там очень серьезно рассматривается вопрос о том, чтобы Майдан стал, на самом деле, верховным органом народного волеизъявления в Украине. Соответственно, что Майдан скажет, то и будет. Значит, скажет Майдан Януковичу «К черту. Верховную Раду распустить и немедленно досрочные выборы», значит, так оно и будет. И они пошли так, очень серьезно по официальному пути, то есть обратились или вот-вот обратятся с этим в Конституционный суд Украины. И если Конституционный суд скажет «Да, в общем-то а почему бы нет?» (скорее всего, он так и скажет), то, в общем-то, вот это будет такой элегантнейшее, на самом деле, очень справедливое и сугубо ненасильственное решение всех проблем.

Что касается, кстати говоря, до России. Вот я тут слушал всю дорогу там какие-то разговоры по поводу помощи России Украине, какие-то транши, 20 миллиардов евро, цены на газ и прочее-прочее.

Совершенно не понимают у нас все вот эти политологи, экономисты и так далее, они не понимают, что тут речь вообще не о деньгах. Тут гораздо более высокие материи, несравненно более высокие материи.

Украинцы во всей этой торговле видят просто унижение для себя. Они видят, что Путин держит Россию... Тьфу. Да и Россию, кстати, тоже. Но в данном случае держит Украину просто за уличную девку, за проститутку, да? То есть ты ей платишь лаве, платишь денежки и имеешь ее как хочешь. То есть не идет речи ни о любви, ни о дружбе, ни даже о создании семьи, а просто на тебе деньги, заткнись и делай, что тебе говорят. Это крайне унизительно для любого гордого народа. Вот, украинцы доказали, что они люди гордые, что чувство собственного достоинства для них гораздо важнее.

Вот тут у меня есть образцы некоторых плакатиков. Вот, в частности, плакат с надписью «Так стремно дохнуть за лаве». Это о многом говорит.

С.КОРЗУН: Открыл статью 5-ю, читаю: «Украина является республикой. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Украине является народ, Народ осуществляет власть непосредственно и через органы государственной власти, и органы местного самоуправления. Право определять и изменять конституционный строй в Украине принадлежит исключительно народу и не может быть узурпирован государством, его органами или должностными лицами. Никто не может узурпировать государственную власть. Народ осуществляет власть непосредственно. Но мне всё равно очень интересно представить, как это будет в форме того же Новгородского Вече.

А.ТРОИЦКИЙ: Нет, ну там довольно много разговоров на эту тему.

С.КОРЗУН: Да найдутся люди. Артемий, найдутся люди, которые возьмут всё это.

А.ТРОИЦКИЙ: Найдутся – и слава богу.

С.КОРЗУН: Тимошенко выпустят на свободу, и Тимошенко править будет.

А.ТРОИЦКИЙ: Тимошенко не стоит на повестке дня вообще. Вот это тоже одна из вещей, которая меня слегка удивила, как бы. Ну, мне она всегда нравилась, в том числе и как знойная женщина. Но Тимошенко не игрок совершенно определенно.

Если какие-то люди найдутся, то будь то уже существующие лидеры политических партий, тот же Яценюк или Кличко, будь то какие-то новые харизматические выскочки, они все прекрасно знают, что сложилась уже в Украине такая история, что без Майдана, без вот этого самого народа они ничто. То есть народ их будет полностью контролировать. И если они вдруг начнут там чего-то не то делать, юлить, за спиной договариваться и так далее, им будет сказано «Геть!» И всё. И это очень круто. То есть я вообще считаю, что Украина сейчас, может быть, самая справедливая страна в мире. Вот, если брать, естественно, не восточные там все эти порабощенные части, а если взять Майдан, да? То есть это реальная свобода и народовластие. Это потрясающе, это гениально.

С.КОРЗУН: С Украины в Россию ближе к концу программы. 2,5 минуты остается. Сурикат-2000 пишет: «Артемий, после украинского Майдана ситуация в России не напоминает вам кладбище такое, безмолвное и бесконечное? И что делать?» Ну, мы же не только на Украине, как бы, некоторые борются. У нас в России еще есть. И тут как раз опрос был проведен Левана центром. За последние 6 лет интерес россиян к политике снизился. Доля тех, кому эта сфера совершенно не интересна, выросла с 18 до 26-ти. И другие тоже цифры есть (я не буду занимать время всё это). У нас-то что? У нас что?

А.ТРОИЦКИЙ: Власти могут радоваться, естественно, тому, что народ уже становится окончательно холопским. Там, кстати, был один отличный лозунг на Майдане: «Рабов в рай не пускают». Вот это вот про нас, россиян и меня в том числе. Я-то хоть еще шебуршусь, да? По крайней мере, я старался, как говорится в фильме «Пролетая над гнездом кукушки», а большинство даже и не стараются. То есть кто поумнее, сваливают. Кто менее умен, так вот, входит во всякие проценты, которые вообще вошли в состояние политических и социальных зомби, и превратились просто в каких-то нищающих потребителей.

Да, в общем-то, по сравнению с Украиной ситуация у нас абсолютно катастрофически кладбищенская, что, в общем, не означает, что мы все должны накрываться газеткой и ложиться в канавку. Нет. В общем, я считаю, что каждый на своем месте должен делать то, что ему совесть велит. Если таких людей постепенно будет становиться больше, а тварей дрожащих меньше, ну, может быть, и у нас когда-нибудь на массовом уровне вспомнят о чувстве собственного достоинства, чего, конечно, очень хотелось бы.

С.КОРЗУН: Артемий Троицкий в программе «Особое мнение». Спасибо, Артемий, за то, что пришли, доложили всю информацию как свидетель с Майдана. Удачи, успехов. Ни музыкальные, ни иные вопросы задать не успели. Но будем надеяться, в следующий раз.

А.ТРОИЦКИЙ: Спасибо, Сереж.


Спасибо Путину за то, что он объединил Украину ))

Опубликовано 11.12.2013 22:34



И
нтересный недавно эпизод наблюдал в Киеве: на площади Независимости корреспондент российского Первого канала пытался вечером записать репортаж. И у него ничего не получалось! Он-то старался вовсю, но писать звук и картинку – никак не выходило.

Журналиста окружили люди (деликатно не нарушая его персональное пространство, оставляя пространство радиусом метра два, не меньше, так что оператор вполне мог работать), но вот люди эти – говорили с корреспондентом Первого. Узнать его легко было по красному микрофону с характерной единичкой и фирменной, видимо, красной же одежке.

И то, ЧТО люди говорили, то, как они – кто возмущенно, кто язвительно – подавались к нему, вот это все никак не позволяло корреспонденту выполнить свою работу. Потому что люди говорили то, что они в той ситуации думали, видя значок Первого канала Российского телевидения. Они говорили:

– Не надо лгать!

И еще:

– Говорите правду! Не надо врать про то, что здесь происходит!

Вот почему-то так и говорили, при том что достоверно еще не было ясно, ЧТО именно будет корреспондент говорить для репортажа. Корреспондент-то, в сущности, в основном молчал – у него ведь из-за окружающих и их слов никак не получалось произнести в микрофон то, что он планировал, по-видимому, туда произнести. А какой-то мужичок протиснулся вперед и с хорошо скрываемым и хорошо читаемым сарказмом спросил корреспондента:

– А можно несколько слов Путину сказать? – и, не дожидаясь ответа, продолжил сразу: – Дорогой Владимир Владимирович! Спасибо вам большое за все то, что вы сделали для того, чтобы объединить Украину!

Посмотрел потом Первый – ничего этого не было в сюжете. Наверное, потому, что работа команды Первого состояла в тот вечер не в том, чтобы показать то,
В подаче материала Первый канал с Северной Кореей уже выровнялся
что ПРОИСХОДИЛО на Майдане, а в том, чтобы показать то, что они ХОТЕЛИ показать. Ну, или что им велели показывать – это, в сущности, почти одно и то же, когда речь идет о корреспондентах Первого. Прежде я видел, как в таком ключе работают корреспонденты из Северной Кореи (они покровительственно рассказывали, как в Нью-Йорке всех птиц съели голодающие американцы; ну, мы же знаем – американцы в Нью-Йорке преимущественно голодают! Для внутреннего употребления, может, и годится, но они же это зачем-то в Лондон прислали...) То есть в подаче материала Первый канал с Северной Кореей уже выровнялся.

И ладно бы – ну, подвирают и подвирают себе, с кем из прокремлевских корреспондентов не бывает! Я бы даже и времени на это тратить не стал. Но тут вот в воскресенье Первый передал, что на Майдан вышло "несколько сот человек" – это при том, что уже метров за 400 до Майдана на сходящихся к нему улицам пробиться вперед было трудно... Несколько сот ТЫСЯЧ там было – но Первый настойчиво повторял: "несколько СОТ человек". Н-да, видимо, не услышал корреспондент, что ему люди на площади Независимости за несколько дней до того говорили...

Игорь Сутягин – лондонский военно-политический эксперт. Бывший сотрудник Института США и Канады, в 2004 году осужден к 15 годам заключения за государственную измену. Приговор ставился под сомнение правозащитным сообществом и Европейским судом по правам человека. В 2010 году освобожден в результате обмена заключенными между Россией и США.

Радио Свобода


Присоединяюсь: "Дорогой Владимир Владимирович! Спасибо вам большое за все то, что вы сделали для того, чтобы объединить Украину! "       

Н. Сванидзе -"... теперь мы Ленина припадочно полюбили..."))

Ленин с нами
09 декабря 2013, 20:48

Вот зачем киевские ребята стащили памятник Ильичу с постамента. То есть понятно зачем: он для них символ советской и москальской оккупации. Но могли бы и о нас подумать. Потому что теперь мы Ленина припадочно полюбили. То есть как родного. Потому что теперь Ленин - натуральный герой России, умученный от оранжевой оппозиции. И лежать ему на Красной Площади года эдак до 2024, как раз столетие кончины отметим.

И еще. Наконец появился повод во время парадов подниматься на мавзолей. И стоять там. И ласково махать нам рукой.

Николай Свнидзе

Эхо Москвы

Похоже, так и будет...        letsrock

Имперское - о давлении Путина на Украину + (Опрос)

Взято и ЖЖ в блоге современного русского писателя Бориса Акунина borisakunin 
   http://borisakunin.livejournal.com/117900.html

     На наших глазах в Украине разворачиваются драматические события, исход которых пока неясен, однако при любом повороте – выгонит ли Майдан Януковича или же Янукович задавит Майдан – ясно, что украинцы к России будут относиться хуже, наши страны отдалятся друг от друга. Ни украинская власть, ни украинский народ не простят России вмешательства (или попытки вмешательства) в свою жизнь.
     Но я хочу поговорить с вами не о тяжелой ошибке, которую совершил Путин. Меня занимает глубинная причина этой ошибки. Вот зачем нам всё это: чтобы соседи непременно занимали подчиненное положение? Почему для российского режима так важно любой ценой удержать их в зоне своего политического влияния? Почему страны, отказывающиеся повиноваться Москве, немедленно становятся нашими врагами и к ним применяются жесткие санкции? Только не надо про экономические выгоды имперского статуса. Эту сателлитность оплачиваем мы, из своего бюджета - льготами и поблажками.
     Совершенно из той же оперы все дипломатические дуэты с самыми отвратительными диктаторскими режимами, которые Россия упорно поддерживает и защищает от мирового сообщества.
     Причина такого поведения ясна: это фантомные боли имперского сознания, жалкие попытки собрать ошметки былого советского величия. Только ведь ни черта у наших правителей не выйдет кроме ущерба для российской экономики и репутации. Никакой империи они не восстановят.
     Знаете почему?
     Расскажу одну историю из времен моей юности. Вернее, перескажу содержание одного давнего разговора.
     В двадцать четыре что ли года у меня случилась памятная беседа с одним умным дядькой. Он заведовал управлением (или отделом, не помню) международных связей в министерстве, где я подрабатывал переводчиком. Разумеется, на такой должности он не мог не быть гебешником.[ Читать дальше ]

     А вот наши нынешние правители – они как раз из тех, кто отлично приспособился к реалиям капитализма. Тихой сапой, не забывая по дороге подкормиться, вскарабкались на самый верх, там подхарчились уже как следует,  на все катушку – и, сыто рыгнув, решили вспомнить про державу. Да только никакие они не жрецы, а если и жрецы, то исключительно от слова «жрать». Мистический огонь в их глазах не пылает, а без него империи не создаются. В конечном итоге, когда совсем уж припрет, верх возьмут прагматизм и соображения личной выгоды. (Скажу от всей души: «И слава богу!». "Ворюга" мне не намного милей, чем "кровопийца", но с ним все-таки можно договориться).
     Ладно, про Путина и его команду неинтересно. Интересно про вас, дорогие читатели - прежде всего российские.
     Для вас – лично для вас - важно, чтобы Россия была империей? Чтобы ближние страны нам повиновались, а дальние пускай нас и не любили бы, зато боялись? Чтобы мы, как прежде, были Великой Державой, даже если за это придется платить личными свободами и бедностью?


Опрос #1946458 Вопрос к российским читателям блога.
Открыт: Всем, подробные результаты видны: Всем, участников: 3748

Хотите ли вы, чтобы наша страна была империей?

Показать ответы
Да, и за ценой не постою.
396 (10.8%)
Да, если только за это не придется слишком дорого платить.
548 (15.0%)
Нет, это моей стране во вред.
2173 (59.5%)
Мне до этого нет никакого дела.
535 (14.6%)

Опрос пока не окончен, это промежуточный результат на момент копирования публикации, однако положительно то, что в современной России остались трезво мыслящие люди и их оказывается довольно много ... smoke

Дети крайне истощены, едят падаль...

Оригинал взят из ЖЖ у allin777 в "...Дети крайне истощены, едят падаль..."Сводка комиссии Зиновьевского райкома КП(Б)У Одесской области секретарю Зиновьевского горкома Еременко о голоде в районе

16.03.1932

По Вашему поручению мною была создана комиссия в составе коммунистов врачей — тт. Ерхуна, Рабиновича, зав. здравотделом т. Слипченко и председателя УЧХ т. Зайцмана. Обследованы были следующие села Зиновьевского р: 1. Козыривка, 2. Тарасовка, 3. Обозновка, 4. Екатериновка, 5. Компаниевка, 6. Суслово, 7. В-Байраки, 8. Сазоновка, 9. В-Мамайка, 10. Елизаветовка, 11. Поселок Лозоватка, 12. Вишняковка, 13. Аннинское.

Официально обследование проводилось с целью выяснения состояния общественного питания и детских яслей.

Для получения необходимых материалов и для ведения переговоров, необходимых для выполнения порученной задачи, на местах привлекались исключительно члены партии: секретари партийных ячеек и председатели сельсоветов. Программа, по которой проводилось обследование, состояла в следующем:

1. Смертность на селе. 2. Проверка действительности слухов о приеме в пищу падали. 3. Определение действительности голодных отеков. 4. Материальное состояние красноармейских семей. 5. Процент пустых покинутых дворов. 6. Политическое настроение на селе. 7. Помощь, оказываемая на месте голодающим. Метод проверки состоял в том, что основные факты, которые вытекали из проверки на местах, констатировались личной проверкой членов комиссии.

Козыривка: с 1 февраля 1932 г. по 12 марта умерших 12 чел.; дворов было в 1931 г. 365; на 1 января 1932 г. дворов жилых осталось 200; на день проверки осталось 100, остальные пустуют. Значительная часть пустующих дворов разрушается, оконные, дверные рамы вынимаются и идут как топливо. Проверка семей голодающих была произведена мною лично по указанию предсельсовета т. Лободы.

1. Семья Мироненко Ивана Семеновича состоит из 7 человек, трое детей школьного возраста, имеет 700 трудодней, питаются исключительно падалью. При мне в печи в котлах варилась кожа палой лошади. Через два часа я вновь зашел в эту хату. Кожа была уже изрезана на мелкие части, и семья обедала. Кусочки кожи запивались желтой вонючей жидкостью, отваром. Дети измождены. Мать отечна. 2. [Семья] Коваль Марии Семеновны, четверо малых детей. 300 трудодней. При мне варили кости палой лошади. На мой вопрос, где Вы достали падаль, девочка ответила: «Принесла с балки ноги коняки». Старуха измождена, не подымается, просит дать лекарство, чтоб скорей умереть. 3. Семья Черного Емельяна Михайловича, 5 малых детей, жена истощена и уже не поднимается. При мне едят шкурки буряка. В комнате вонь падали. Едят падаль. Имеют 200 трудодней. Дети отечны. 4. Семья Ткаченко Якова Трифоновича, 4 малых детей. Трут просеянную полову и пекут лепешки. Дети отечны.

По заявлению председателя сельсовета таких семей в селе до 20 %. Запасов в колхозе нет никаких. Имеется 600 пуд. картофеля, семенной запас, 10 кадушек капусты и 4 ц подсолнечного масла. На заседании правления колхоза было внесено предложение избрать делегацию для посылки в город.

Село Тарасовка: в 1931 г. жилых дворов было 400, в настоящее время — 200. Большинство пустующих дворов разрушено, оконные, дверные рамы вытащены. Точного учета населения нет. С 1 января 1932 г. по день обследования умерло, по свидетельству секретаря партячейки т. Ищенко, до 30 человек, с 1 марта 1932 г. по день обследования умерло 15 человек. Бывают дни, когда умирают по три человека, трупы нередко лежат по три-четыре дня, т.к. некому хоронить. Из взрослого населения в селе, по преимуществу, остались женщины и старики, а также дети. Имеет место случай, когда смертность просто не регистрируется, чтобы не подымать «шуму». Настроение колхозников характеризуется основным заявлением, «что мы скоро все умрем». На колхозном собрании были выступления с такого рода заявлениями: «Вы у меня колхозом жизнь отняли», «мы умираем», «нам и пуля не страшна». Накануне обследования вытащенные 6 дохлых лошадей в течение часа были колхозниками изрублены и растащены по домам. По свидетельству секретаря партячейки, он сам видел, как на дохлую лошадь человек десять набросились с остервенением и растащили ее в течение нескольких минут. В школе, в младших группах, процент отечных детей достигает — % (неразб.). Фондов в колхозе нет никаких. Мною лично была проведена проверка состояния следующих семей:

1. Колесник Филипп Арсентьевич — 6 малых детей, мать и дети отечные. Отец, по заявлению семьи, тоже отечный. Дома его в момент проверки не было. Едят шелуху. Семья имеет 500 трудодней. 2. Хаврюта Иван Прокофьевич, отец — бригадир, 4 малых детей, все дети изможденные и отечные, двухлетний отечный ребенок умирающий, питается только шелухой. Семья имеет 420 трудодней. Отец желтый, изможденный, едва держится на ногах. 3. Чумаченко Макар Игнатьевич, отец красноармейца, 330 трудодней. Отец изможден и не подымается. Когда я вошел в комнату, он стал просить кушать. Письмо сына красноармейца мною изъято. Процент семей, находящихся в таком состоянии, достигает 15.

Село Обозновка: заколоченных хат — 150. Красноармейских семей — 3. Никакой помощи не получают. Обследованы были семьи следующие:

1. Ярошенко Трофим. Четверо детей. Один ребенок отечный, остальные дети истощены. Едят падаль. 2. Ищенко Афанасий — двое детей, имеет 500 трудодней, едят падаль. 3. Кононенко Федосья — 6 детей, активистка, в колхозе с 1929 г., в прошлом году имела 1240 трудодней. Семья ест падаль. 4. Кононенко Митрофан — 9 детей, в колхозе с 1929 г. Дети крайне истощены, едят падаль. 5. Дыбенко Владимир — 2 детей, едят падаль. 6. Грабенко Михаил, имеет 300 трудодней, 6 детей, едят падаль.

Село Екатериновка: работоспособных мужчин осталось 20 человек, красноармейских семей — 2, помощи не получают никакой. Обследованы были следующие семьи:

1. Смирницкий Андрей — в колхозе с 1929 г., семья ест падаль. 2. Запорощенко Екатерина, в колхозе с 1929 г., член сельсовета, едят падаль. 3. Смирницкий Логвин — 4 детей, едят падаль. При обследовании указанных семей по этим двум селам в некоторых семьях были обнаружены запасы падали.

По селам Компаниевка и Суслово было проведено обследование 25 семей колхозников. Большой процент колхозников выбыл. В Суслове свыше 40 %, в Компаниевке выбыло до 60 %. Было хозяйств 714, осталось 283. Остались преимущественно старики, женщины и дети. Состояние колхозников тяжелое. Большинство обследуемых страдают голодными отеками. Голодают также и красноармейские семьи.

1. Колтунов Григорий имеет вместе с женой 480 трудодней, 4 отечных детей. 2. Николенко, бригадир, имеет 600 трудодней. 3. Мамыга — 4 детей, сын красноармейца, [учится] в авиационной школе в г. Борисоглебске. 4. Николенко — 1000 трудодней. Косой Василий — 400 трудодней, 4 детей. Все обследованные семьи в большинстве едят падаль.

Была обследована салотопка в с. Компаниевка. На месте салотопки найдено много трупов дохлых лошадей и человек 12 колхозников, режущих падаль. В школах на почве крайнего истощения имеют место частые случаи обмороков. Например, последние дни были обмороки у следующих детей: Карасюка из 4-й группы, Полудня из 5-й группы и Шателя из 5-й группы. Настроение обследованных колхозников подавленное. Жалобы носят лишь характер мольбы: «Дайте кушать». Лишь в Суслове группа колхозников 10 марта пыталась организованно требовать возвращения своих коров. В Суслове и Компаниевке никаких фондов нет.

По Вишняковке и Аннинскому обследованием также установлено, что значительный процент колхозников из сел выезжает. Путем личной проверки членом комиссии было установлено, что около 20 семей питаются исключительно падалью. Есть голодные отеки. Красноармейские семьи помощи не получают.

Район В[елико]-Байракского сельсовета с селами Велико-Мамаевка и Сазоновка представляют относительное благополучие. Обследованием не было установлено приема пищи падали, хотя слухи об этом имеют место. По преимуществу предметом питания является макуха, шелуха, буряк.

Некоторые замечания по обследованию. 1) Отмечается, что представители власти на местах, председатели сельсоветов, секретари ячеек, даже уполномоченные партийного комитета пытаются случаев голода не замечать и о них никому не говорить. Более того, в некоторых случаях пытаются скрыть смертность (Тарасовка). 2) Наш район в смысле инфекционных заболеваний является благополучным. 3) В подавляющем большинстве обследованных сел точного учета населения нет. 4) Употребление падали в пищу в обследованных селах стало массовым явлением. 5) Умирают в большинстве люди преклонного возраста и дети. 6) В большинстве обследованных колхозов собственных фондов никаких нет. 7) Подавляющему большинству голодающих красноармейских семей помощи никакой не оказывают. 8) Настроение колхозников подавленное. Однако жалоб никаких нет, а имеют лишь место просьбы о помощи. 9) В настроении колхозников господствует основной мотив «умрем от голода».


Члены комиссии: Кондратов, Ерхун, Зайцман, Рабинович, Слипченко

Голодомор 1932–1933 років в Україні: злочин влади — трагедія народу: Док. i матеріали. К.: Генеза, 2008. С. 37–40.

Пепел советского крематория



Донской монастырь
Донской монастырь


Опубликовано 19.11.2013 03:19

Почти каждая страница этой книги словно усеяна пеплом. Пеплом живым, теплым, искрящимся как зола из печки. Пеплом человеческих тел, мозгов, костей, волос, мяса – сырьем для советского крематория. Об истории "огненного погребения" в Советском Союзе, о тех, кто работал у печей, и тех, кто в этих печах горел, рассказывает книга Лидии Головковой "Где ты?". Она выпущена московским историко-литературным обществом "Возвращение", известным своими публикациями по истории ГУЛАГа.

Одна из страничек этой истории посвящена "делу коммунистической кремации". Началось "дело" сразу после Октябрьской революции, один из первых декретов Советской власти был посвящен не живым, а мертвым – декрет "о предании тел огню". По личному распоряжению Свердлова в железной бочке во дворе Кремля сожгли тело эсерки Фанни Каплан, стрелявшей в Ленина, "завещать свои трупы на сожжение" призывал соратников Лев Троцкий. Для сознательных граждан были выпущены праздничные открытки с видом дымящегося крематория...



В 1920 году на территории Александро-Невской Лавры было возведено неприметное здание "цвета мокрого бетона" по проекту, одобренному академиком Бенуа, с мощной печью "Металлург" внутри. Для каждой кремации требовалось до 350 килограммов березовых дров. Ради экономии бережливые большевики решили заменить дрова мусором. Удивительное зловоние растекалось по округе. В числе первых сожженных оказался красноармеец Малышев, 19 лет от роду, за ним последовал старик-нищий Иван Седякин.

Чекист Борис КаплунЧекист Борис Каплун
Любоваться "огненными церемониями" после изысканного ужина у чекиста Каплуна ездили литераторы, художники, артисты революционной эпохи: Гумилев, Анненков, Чуковский, Белый, балерина Спесивцева. Это занятие считалось прогрессивным, как поход в экспериментальный театр Мейерхольда. Корней Чуковский посещал крематорий вместе с 13-летней дочерью: "Мы по очереди заглядывали в щелочку и с аппетитом говорили друг другу: "раскололся череп", " голубые огоньки пошли, горит мозг!", "загорелись легкие", – вежливо уступая дамам место... В углу я нашел свалку человеческих костей…". По воспоминаниям современников, одну из костей Чуковский забрал с собой, но потом не знал, что с ней делать…

В Москве крематорий был размещен в Серафимовском храме Донского монастыря. Для лучшего устройства печей были вызваны специалисты из немецкой фирмы "Топф и сыновья". Именно эта фирма чуть позже устанавливала печи в Освенциме и других лагерях уничтожения. Но еще раньше надежное немецкое оборудование пригодилось в сталинской России. В годы массовых репрессий печи крематория полыхали днем и ночью, выполняя и перевыполняя план. Для срочной кремации поступали замученные на допросах и расстрелянные в подвалах НКВД. Иногда привозили еще живых и стреляли тут же, в подвале крематория. Так был убит царский генерал Миллер, похищенный чекистами в Париже. В 37-м "тройка" Особого Совещания подписывала до тысячи смертных приговоров в сутки, уже не отдельными листами, а целыми альбомами со списком фамилий. Как говорил рядовым сотрудникам нарком Ежов: "Если во время операции будет расстреляна лишняя тысяча людей, беды в этом никакой нет!"
Орган крематория в Донском монастыреОрган крематория в Донском монастыре


Сохранились воспоминания исполнителя смертных приговоров: "Осужденных раздевали догола и ставили к стенке, где были прикреплены доски, во избежание рикошета. Для стекания крови были установлены специальные желоба, но иногда кровь все-таки просачивалась на улицу и пачкала снег". Исполнителям приговоров полагалась водка без ограничения, ее можно было черпать ковшом из ведра. После смерти жертв пьяных до смерти чекистов развозили по домам. Одним из самых известных палачей того времени был Петр Магго. По воспоминаниям "коллег" по убойному делу, на его личном счету было около 10 тысяч казненных.

Мертвецов до крематория перевозили в фургонах с надписями "Хлеб", "Молоко" и даже "Советское шампанское". Процедура доставки "человеческого материала" была рационализована чекистом Бергом, после рационализации осужденных стали уничтожать прямо в фургонах, направив выхлопную трубу внутрь. Работникам крематория оставалось только вынуть тела и бросить их в печь. Не только нацисты были экономными хозяевами, коммунисты тоже отличались рачительностью. Человеческую золу собирали и раздавали подмосковным сельхозпредприятиям в качестве калийного удобрения... Знали ли колхозники и колхозницы, передовики производства, что разбрасывали по полям?

Наверное, нет.

Палач Петр МаггоПалач Петр Магго
Крестьяне Третьего Рейха, чьи поля и фермы находились по соседству с лагерями уничтожения, тоже пребывали в неведении. До сих пор в точности неизвестно, где развеян прах Мейерхольда, Кольцова, Бабеля, Якира, Тухачевского и других. Они стали дымом Отечества в буквальном смысле.
Лидия Головкова: "Близкие люди искали убиенных годами, десятилетиями. И, даже получив справку о смерти, продолжали надеяться на чудо. И каждый, в тысячный раз обращался к своему близкому, канувшему в небытие человеку: "ГДЕ ТЫ?".

Вот одно из стихотворений Семена Виленского, давшее название этой книге:

Звон колокольный дальний,
В камеру вместе с рассветом,
Колокол слышу печальный,
"Где ты? – доносится. – Где ты?"


Семен Виленский был узником пыточной Сухановской тюрьмы в Москве, где тоже в печах сжигали людей.

Московский храм-крематорий Донского монастыря сейчас снова стал храмом, помещение освятили и почистили, продув специальным пылесосом. Выдували спекшийся человеческий прах или, как шутили сотрудники крематория, "человечество во взвешенном состоянии". На месте злачном священник отслужил литургию, вместо жара печей и вони сжигаемой человеческой плоти теперь легкий огонек лампадок и сладкий аромат ладана. На этом месте нет мемориальной доски. Ничего нет.

Как будто ничего и не было...

Екатерина Лушникова

[email protected]


----------------------------------------

А ведь и сегодня очень многие россияне ностальгируют по СССР и не хотят знать цену тех "успехов и достижений", которую заплатили миллионы наших соотечественников в те страшные времена...

Относиться серьезно к детям - о едином учебнике рос. истории

По поводу концепции единого учебника истории размышляет старший научный сотрудник  Института российской истории РАН, кандидат исторических наук Игорь Александрович Курляндский

Игорь Курляндский, фото: "БезФормата"

Игорь Курляндский, фото: «БезФормата»

Концепция единого учебника, которая была представлена президенту на подпись,  вызывает к себе неоднозначное отношение у многих. В том числе и у меня, как у историка. С одной стороны нельзя  сбрасывать со счета, что в ее создании принимали участие видные ученые — историки из нашего института, уважаемые мной. И потому разные фрагменты концепции  более тщательно научно проработаны, чем это было в предыдущих документах, которые давались прежде Министерством образования.

С другой стороны, многие трактовки советского периода, вызывают обоснованную критику исследователей: этот период наиболее непрост для общественного осознания.

В концепции представление репрессий получается несколько размытым. И вообще там нет понятия государственного террора, который реально существовал в Советском Союзе. Это не какая-то эмоциональная оценка, а установленный историками факт. Был государственный террор, когда уничтожались люди, граждане своей страны. Под словом «уничтожались» имеются в виду не только бесчисленные смертные казни. Людей отправляли в ссылки, в лагеря — по социальному, религиозному принципу; зачисляли в отряды так называемых лишенцев, когда люди теряли там не только избирательное право, но и право на какую-то нормальную жизнь. Право на жилье, на образование…

Миллионы людей попали в такую мясорубку. Это было связано с господством жесткой государственной идеологии: марксистской, как декларировалось, но большевики марксизм извратили, не говоря уже о Сталине, который дал уже совершенно вульгарную его версию. Всех дрессировали в этой идеологии, вдалбливали в головы ложь. Эта идеология не основывалась на глубоком знании, на подлинной науке, в ее основании было стремление обеспечить господство узкого круга вождей, партийной номенклатуры и так далее.

Об этом нужно думать в том числе, разрабатывая учебники истории.

Относиться серьезно к детям

К детям надо относиться серьезно. И стараться давать им максимум правды,  честно подходить к отечественной истории. Не прятать какие-то факты, не стараться что-то лакировать. Важно говорить и о трагедиях, и преступлениях, и о достижениях. Всю правду, какая есть, какую мы знаем. Это особенно касается советского периода.

Важно растить поколение не циников, сторонников культа государства, а нравственных, культурных, просвещенных людей, а для этого следует исходить из христианского отношения к людям, из любви к ним. Нужно, чтобы изучая прошлое, ученики стремились встать на позицию жертв, а не палачей, если говорить о терроре, о репрессиях, о разных преследованиях.

То есть в нравственной оценке прошлого стараться следовать традициям великой русской литературы, смотреть на  это прошлое с точки зрения униженной и оскорбленной стороны. А не с той точки зрения государственной целесообразности, когда у государства  есть цель, и для ее реализации мы берем и уничтожаем один миллион человек, другой миллион человек… И люди для нас  — это мусор или трава, их не жалко выбросить для устройства будущего  справедливого общества, какого-то гипотетического рая на Земле.

Николай Богданов-Бельский, "Дети на уроке

Николай Богданов-Бельский, «Дети на уроке»

Вот в концепции учебника,  в советском разделе я этого не увидел. Да, уже хорошо, что  не умолчали о репрессиях, что нет там термина «эффективный менеджер», но в тоже время Сталин не назван кровавым тираном, каким он в действительности был. Не сказано, что и первые лидеры большевиков — Ленин, Троцкий,  Бухарин и так далее — были преступны, потому что они попирали нормы права и человечности во имя умозрительных целей реализации марксистской утопии.

Нет точных, правильных нравственных оценок послеоктябрьскому режиму там. И преступники не названы преступниками, палачи не названы палачами, а все представляется в виде такой бесконечной борьбы разных сил в обществе.

И я опасаюсь, что в этом едином учебнике тема репрессий может утонуть в теме достижений. Что Советский Союз будет представлен неким прекрасным и идеалистическим мифологизированным проектом.

Учебник должен быть не один

Мне кажется неправильной сама установка на единый учебник. Не должно быть какого-то общего для всех  канонического текста, потому что, скажем, в девяностые годы были прекрасные авторские учебники. И в нулевые годы тоже.

А что мы видим сейчас? Если утвердятся тексты единого учебника, все учителя, какие бы они ни были хорошими, обязаны будут требовать, чтобы ученики готовились именно по нему. Они, конечно, могут что-то рекомендовать, но это рекомендованное будет лишь  как дополнение к этому самому единому и обязательному курсу.

А учитывая ту сложность, которую представляет наша история, все свести к какому-то единому тексту, пусть даже его напишут какие-то блестящие специалисты, пусть они его напишут прекрасным, грамотным языком, — все равно будет неправильно. Единства в этом вопросе быть не должно.

Я не говорю, что надо все подавать в каком-то  темном цвете. Например, эпоха застоя. Да, руководство страны вело курс на заморозки, на лукавый неосталинизм, когда Сталина не прославляли, но многие методы его использовались, например, осуществлялось жестокое и планомерное подавление инакомыслия. С другой стороны, под этой ледяной корой  пульсировала очень многообразная  жизнь. Дело даже не в том, что там рождались дети, было у людей свое какое-то счастье. В обществе были разные течения, очень интересная история диссидентского движения; история советского инакомыслия. Об этом тоже нужно рассказывать детям.

Если бы концепция было просто общим рекомендательным текстом для разных учебников, то это бы не было такой бедой. То есть, существовал бы стандарт, и -  разные учебники.

Не нравится мне в стандарте и то, что не расставлены акценты в смысле этически-нравственных норм. Все-таки история — гуманитарная наука и когда говорят, что история — одно, а нравственность -  другое, -  это глубоко неправильно.

13 ноября, 2013

Игорь Курляндский

ПРАВМИР


Об авторе
Игорь Курляндский,  историк , живёт в Москве, окончил с отличием Московский государственный историко-архивный институт, по окончании аспирантуры защитил диссертацию в РГГУ (научный руководитель Б.С. Илизаров). В настоящее время работает в Институте российской истории РАН (Центр истории религии и Церкви).