Когда этот старик умер в доме престарелых в маленьком австралийском городке, все считали, что он ушел из жизни, не оставив в ней никакого следа.
Позже, когда медсестры разбирали его скудные пожитки, они обнаружили это стихотворение. Его смысл и содержание настолько впечатлили сотрудников дома престарелых, что копии быстро разошлись по всем работникам учреждения. Одна медсестра взяла копию в Мельбурн.
Единственное завещание старика с тех пор появлялось под Рождество в журналах по всей стране, а также в изданиях для психологов. Этот старый человек, который ушел из жизни в богом забытом городке в Австралии, поразил людей во всем мире глубиной своей души.
Что вы видите, врачи, что вы видите,
Смотря на меня? О чем вы думаете?
«Ой, этот капризный старик, не умудренный годами,
С непонятной жизнью и отсутствующими глазами»?
Который сидит над тарелкой и молчит,
Когда сестра в исступлении кричит — ешь!
Который не замечает ваших стараний
И постоянно все теряет: то туфли, то носки.
Который, сопротивляясь или нет,
Позволит сделать с ним все, что нужно.
День которого больше нечем заполнить,
Кроме как искупать с утра и накормить в обед.
Об этом вы думаете? Это видите вы?
Тогда откройте глаза, врачи. Ведь вы не смотрите на меня.
Но, уж коли сижу здесь тихо я,
Подчиняясь вашим порядкам и выполняя желания,
Расскажу вам немного о себе и о том, кем я сам чувствую себя.
Я — десятилетний мальчик, живущий с папой, мамой,
Братьями и сестрами, и наша семья — самая любящая на свете.
Я — окрыленный подросток шестнадцати лет,
Мечтающий встретить любовь,
И я — жених, которому двадцать. От клятвы, которую я только что дал,
У меня выпрыгивает сердце.
Вот мне уже двадцать пять, и у меня есть малыш,
Ему нужны забота, охрана, дом и семья.
Он растет очень быстро, и в свои тридцать
Я понимаю, что семейные узы крепко связали нас навсегда.
В сорок моя женщина не дала мне совсем загрустить,
Когда сыновья покинули дом,
А в пятьдесят у моих ног играли малыши,
Мы опять были с детьми, моя любимая и я.
Но вот надо мной висит черная туча: моя жена мертва.
Я с ужасом смотрю в будущее, содрогаясь от того, что ждет там меня.
Теперь я живу для детей и их детей.
Я думаю о прошедших годах, о любви, которая у меня была.
Теперь я старик... и жизнь, жестокая вещь,
Заставляет меня выглядеть глупо.
Мое тело разваливается, сила исчезает,
На том месте, где когда-то было сердце, теперь камень.
Но внутри этой дряхлой оболочки все еще живет молодой человек
С сердцем, которое все еще бьется, как будто на батарейках.
Я помню все: и радость, и боль.
Я люблю эту жизнь и живу ею, как прежде.
Времени было так мало, и пролетело оно так быстро,
И я знаю: ничто в этом мире не вечно.
Так откройте глаза ваши, люди!
Откройте и посмотрите на «капризного старика».
Взгляните внимательней! И увидьте меня...
«Кое-что никогда не меняется». Микаэла Галлахер.
Автор: Анри Матисс
Высота: 183 см
цена: $48,8 млн
Место, время: Christie's, ноябрь 2010 года
Эксперты называют бронзовый барельеф "Обнаженная женская фигура со спины IV" самым ярким из четырех произведений серии "Стоящая спиной к зрителю", а всю серию – величайшим творением модернистской скульптуры ХХ века.
До 2010 года ни одна из скульптур этого цикла на торги не выставлялась, хотя барельеф, проданный на Christie's, не единственный: слепок из гипса для каждой серии отливался сразу в 12 экземплярах. Высота одной фигуры составляет 183 см, вес – более 270 кг. Сейчас полные серии "Стоящей спиной к зрителю" хранятся в девяти ведущих музеях мира, в том числе в Музее современного искусства в Нью-Йорке, в галерее Tate в Лондоне и в Центре Помпиду в Париже. В частных коллекциях оставалось всего два экземпляра, один из которых и был продан с молотка.
"Обнаженная женская фигура со спины IV" изначально оценивалась в $25-35 млн, и заплаченная за нее сумма стала рекордной для произведений Матисса, когда-либо проданных на аукционе.