Раньше я уже публиковал здесь статьи моего товарища с ником
Vizir
Помнится, многим пригодилась информация.
Потому - продолжу.
"САМООБОРОНА ОТ ВЛАСТИ" ПОСТ №5 Продолжим, а то что-то я завис с постами....(МНОГАБУКАВ!)
ПОДГОТОВКА К КОНТРОЛЬНОЙ ЗАКУПКЕ
Контрольная закупка, проводимая правоохранительными органами
Практически каждому в нашей стране знакомо словосочетание
"уголовное дело". Все сто процентов граждан могут, конечно, не знать, в
чем отличие парламентско-президентской формы правления от
президентско-парламентской применительно к нашему государству (и это
естественно). Но термин "уголовное дело" соотечественники знают отменно
(и это тоже естественно). Не каждый, правда, по результатам просмотра
сериалов "Менты" и "Бригада" знает, что под этим следует разуметь,
но... суть не в том. Речь идет вот о чем. Всем очевидно, что если в
офис пожаловал следователь в сопровождении неких загадочных личностей и
двух пугливых субъектов, называемых "понятыми", - значит, где-то и
кем-то возбуждено то самое уголовное дело. Собственно, это даже черным
по белому написано в бумажке, которую "главный", то бишь следователь,
норовит предъявить, называя ее "постановлением о производстве обыска".
В общем, ситуация ясная до предела. А все ли знают, должно ли быть
возбуждено некое дело, если упомянутые выше загадочные личности, уже
без следователя и понятых, купив определенный товар, предъявили
удостоверения работников налоговой милиции и грозно произнесли:
"Контрольная закупка! Деньги - назад, документы - на стол!"? Этот
вопрос, наверное, многих поставит в тупик. Цель данного раздела будет
достигнута хоть частично, если читатель задумается: "А действительно -
должно ли...?" И правильно! Подвергать сомнению каждое (казалось бы -
очевидное) действие отечественных "контролеров" можно, нужно и даже
полезно. Как для нас, так и для них. Хотя больше все же - для нас.
Поскольку вектор "взяткопотока" направлен от предпринимателя к
"контролеру", а не наоборот. И грамотность населения "контролеров"
очень расстраивает... Ответим сразу на приведенный выше вопрос: да,
должно, да - некое дело. Только не возбуждено, а заведено. И не
уголовное, а оперативно-розыскное. Вот, в общем-то, все... Хотя
понятно, что это - не "все", а только преамбула. Всеми материалами
данного ресурса мы пытаемся привить мысль о том, что любое вторжение
"контролеров" в сферу предпринимательской деятельности должно иметь
законные основания. И контрольная закупка - не исключение. Например,
преддверие праздника Хэллоуин и канун дня рождения жены не являются
законными основаниями для проведения милиционером "контрольной закупки"
на рынке. Теоретически. А практически закупки на подобных основаниях -
сплошь и рядом... Давайте же разберемся, имеют ли право милиционеры (в
т. ч. налоговые) проводить такие закупки? Мы ведь сами призвали
подвергать все сомнению. Откроем ст. 11 "Права милиции" Закона Украины
"О милиции" от 20.12.90 г. N 565-XII. В ней приведен перечень прав,
который может вызвать лишь зависть. Но словосочетания "контрольная
закупка" там нет. Оказывается, данным Законом не установлено право
милиции проводить такие закупки. Чтобы разобраться с правами налоговых
милиционеров (работников ГНС, а не органов внутренних дел), откроем
Закон Украины "О государственной налоговой службе в Украине" от
04.12.90 г. N 509-XII. В нем поиск искомых слов окончится тем же
нулевым результатом. "Так что, "налоговики" и милиция вообще не имеют
права проводить контрольные закупки?" Не будем делать скоропалительных
выводов. Есть у нас специальный Закон Украины "Об оперативно-розыскной
деятельности" от 18.02.92 г. N 2135-XII (далее - Закон "Об ОРД"), в ст.
8 которого и присутствует искомое словосочетание. Так, п. 2 ч. 1 ст. 8
установлено, что оперативным подразделениям (и только!) для выполнения
задач оперативно-розыскной деятельности при наличии предусмотренных ст.
6 данного Закона оснований дается право проводить контрольную и
оперативную закупки и поставку товаров (косноязычно, но так прописали в
Законе народные депутаты) с целью выявления и документирования фактов
противоправных деяний. Такая формулировка данной нормы - с
употреблением термина "оперативная закупка" - появилась в Законе "Об
ОРД" только в 2001 году. До этого (в его старой редакции) в п. 2 ч. 1
ст. 8 присутствовал лишь термин "контрольная закупка". Не будем строить
предположения, почему народные депутаты посчитали нужным ввести еще
один новый термин в наше многострадальное законодательство. Как и о
том, почему весь пункт 2 выписан откровенно небрежно с точки зрения
юридической техники. Если дочитать указанный пункт до конца, можно,
конечно, сделать вывод, что авторы хотели закрепить этой нормой Закона
"Об ОРД" два новых термина - "оперативная закупка" и "контролируемая
поставка". Но со стилистикой не сложилось... Вернемся к теме. В целях
простоты и доступности материала будем пользоваться в изложении
термином, находящимся у всех "на слуху", - "контрольная закупка", хотя
правильнее было бы вести речь все же о закупке "оперативной". Итак,
контрольную закупку согласно Закону "Об ОРД" имеют право проводить не
все, кому вздумается, а только подразделения, осуществляющие
оперативно-розыскную деятельность. К ним относятся оперативные
подразделения МВД, СБУ, погранвойск, госохраны, налоговой милиции,
Госдепартамента по вопросам исполнения наказаний и разведывательного
органа Минобороны. Приведенный список - исчерпывающий (ст. 5 Закона "Об
ОРД"). Из норм ст. 8 этого же Закона следует, что основанием для
проведения контрольной закупки является не чувство голода отдельного
оперативника, а нечто иное, предусмотренное ст. 6 Закона "Об ОРД". В
ней приведен исчерпывающий перечень оснований, среди которых наиболее
близкими к сфере предпринимательства являются предусмотренные абз. 2 и
3 п. 1 ст. 6 Закона "Об ОРД". Это наличие достаточной информации,
полученной в установленном законом порядке и требующей проверки при
помощи оперативно-розыскных мер и средств, о: - преступлениях, которые
готовятся либо совершены неустановленными лицами; - лицах, готовящих
либо совершивших преступление. Итак, пора подвести промежуточный итог.
Контрольная закупка - это не банальное проверочное действие, как,
например, документальная проверка финансово-хозяйственной деятельности.
Контрольная закупка - это оперативно-розыскная мера, применимая только
в рамках проведения оперативно-розыскных мероприятий согласно Закону
"Об ОРД". И проводить таковые мероприятия при отсутствии оснований,
предусмотренных ст. 6 указанного Закона, запрещено, на что прямо
указывает ч. 3 данной статьи. Ее следует процитировать: "Запрещается
принимать решение о проведении оперативно-розыскных мероприятий при
отсутствии оснований, предусмотренных в данной статье". Наверное, для
многих читателей, не изучающих законодательство профессионально, такой
поворот событий окажется неожиданностью. Не исключаем, что это явится
откровением для работников оперативных подразделений органов МВД и
налоговой, которые могут заглянуть в этот ресурс. Более того, согласно
ст. 9 Закона "Об ОРД" в каждом случае наличия оснований для проведения
оперативно-розыскной деятельности заводится оперативно-розыскное дело.
Без его заведения проведение оперативно-розыскных мероприятий
запрещается, кроме случаев проверки лиц в связи с их допуском к
государственной тайне, работе на ядерных установках и с ядерными
материалами (что к предпринимательской деятельности имеет весьма
косвенное, отдаленное отношение). Вот и выкристаллизовался
окончательный вывод из проведенного анализа - без заведения
оперативно-розыскного дела проведение контрольной закупки является
неправомерным. Теперь - к практике. При устоявшейся бесконтрольности и
безнаказанности современных оперативников контрольные закупки из них не
пытается проводить только ленивый. Особо от этой напасти страдают
мелкие и средние предприятия торговли, что и естественно - они не
могут/не хотят/не умеют "дать сдачи". А таких очень "любят". И это
сочетание бессилия одних с безнаказанностью других является благодатной
почвой для массовых злоупотреблений, особенно работников МВД и ГНС. Из
проводимой в стране ежедневно массы "контрольных закупок" на законных
основаниях проводится мизерный их процент. Посему ознакомившийся с
данным материалом предприниматель должен четко осознавать - практически
наверняка люди, гордо трясущие удостоверениями оперативников после
контрольной закупки, не имели никаких законных оснований на ее
проведение, а оперативно-розыскного дела нет и в помине. Только в
редких случаях в отношении работников фирмы действительно ведутся
оперативно-розыскные мероприятия в связи с проверкой полученной
информации о готовящемся либо совершенном преступлении (именно о
преступлении, предусмотренном Уголовным кодексом, а не административном
проступке). Исходя из данного, кажущегося циничным, но навеянного
реалиями и практикой, соотношения законного и незаконного в нашей
жизни, рекомендуем занять нижеизложенную принципиальную позицию,
которой, собственно, не видим альтернативы (альтернативой может быть
только покорный допуск гостей в закрома, в чем мы никогда не
усматривали варианта, достойного рассмотрения). Следует мягко и вежливо
проявить свою осведомленность в том, что проведение контрольной закупки
свидетельствует о ведении оперативно-розыскной деятельности в отношении
работников предприятия. А поскольку Вы не уверены, что такая
деятельность ведется на основаниях, предусмотренных Законом, то
немедленно садитесь за написание двух жалоб. Одна (и об этом Вы
говорите посетителям) направляется в Управление по борьбе с коррупцией
ГНА (в случае появления "налоговиков") либо в Управление внутренней
безопасности - УВБ (в случае прихода сотрудников органов внутренних
дел, как правило, ГСБЭП). Вторая направляется в органы прокуратуры. В
обеих жалобах, описав происшедшее и дав самостоятельный правовой анализ
ситуации, следует просить дать правовую оценку действиям оперативных
работников, пытавшихся провести оперативно-розыскные мероприятия в
отношении сотрудников фирмы (вариантов формулировок может быть масса,
нужно отталкиваться от конкретной ситуации). Вот, в общем-то, все.
После сделанного в этом ключе мягкого устного заявления (которое может
быть подкреплено письмом начальнику посетителей) нужно быть готовым
услышать угрозы и надрывные требования предоставить все документы
немедленно. Естественно - теперь "гостям" нужно срочно найти хоть
какие-то нарушения, чтобы "задним числом" оправдать свой визит,
учитывая намечающееся для них служебное расследование после Вашего
предупреждения. Однако любую агрессию и давление нужно пытаться вежливо
"гасить" фразой: "Я очень хочу предоставить Вам все требуемые
документы. И обязательно это сделаю, как только получу ответы из двух
упомянутых уважаемых инстанций о законности проводимых Вами
мероприятий". Практика применения данного метода противодействия после
проведения контрольных закупок может быть сгруппирована следующим
образом: 1. Полное молчание Управления по борьбе с коррупцией (либо
УВБ) и прокуратуры. Исчезновение из поля зрения оперативников (чего,
собственно, и добивались). 2. Ответы из Управления по борьбе с
коррупцией (либо УВБ) и прокуратуры о том, что по направленным жалобам
ведется проверка изложенных в них фактов. И молчание не появляющихся
более оперативников (что тоже, собственно, результат положительный). 3.
Ответ прокуратуры о законности проводимых мероприятий. Хотя
оперативников впоследствии можно и не увидеть - данное предприятие уже
может быть не интересно. Но в этом случае следует серьезно задуматься
над ответом прокуратуры, наладить постоянную связь с юристом и быть
готовыми к продолжению... Вот тот необходимый минимум, который следует
знать для выработки правильного отношения к оперативным работникам,
проводящим контрольную (оперативную) закупку. Самое важное повторим еще
раз: контрольная закупка - это не ординарное, проводящееся мимоходом в
целях профилактики, проверочное действие. Это - оперативно-розыскная
мера (п. 2 ч. 1 ст. 8 Закона "Об ОРД"), основания для применения
которой строжайше установлены ст. 6 указанного Закона и применять
которую без заведения оперативно-розыскного дела запрещается (ч. 3 ст.
9 Закона "Об ОРД"). Из вышеизложенного следуют алгоритмы действий
работников предприятия, на котором только что была проведена
контрольная закупка.
Контрольная закупка, проводимая органами Госпотребстандарта
Теперь все вышеизложенное нужно забыть, поскольку относилось оно
к оперативным подразделениям ряда правоохранительных органов,
являющихся субъектами оперативно-розыскной деятельности согласно ст. 5
Закона Украины "Об ОРД". Нам предстоит определить, какие в принципе еще
органы имеют право проводить контрольные закупки, кроме уже
рассмотренных. Из контролирующих органов, не являющихся субъектами
оперативно-розыскной деятельности, проводить контрольные закупки имеют
право только органы Госпотребстандарта, которые согласно Закону Украины
"О защите прав потребителей" от 12.05.91 г. N 1023-XII вправе проводить
контрольные проверки правильности расчетов с потребителями за оказанные
услуги и реализованные товары. Никакие иные контролирующие органы права
на проведение контрольных закупок не имеют. Словосочетания "контрольная
закупка" в Законе "О защите прав потребителей" нет. Есть "контрольная
проверка" (п. 4 ч. 1 ст. 26 Закона Украины "О защите прав
потребителей"). Искомое словосочетание присутствует в подзаконном акте
- постановлении Кабинета Министров Украины от 02.04.94 г. N 215 "О
реализации отдельных положений Закона Украины "О защите прав
потребителей". Данным постановлением утвержден Порядок проведения
контрольной проверки правильности расчета с потребителями за оказанные
услуги и реализованные товары, в котором можно найти термин
"контрольная закупка" в следующем контексте: "Контрольная проверка
проводится с целью установления соответствия полученной продавцом
(исполнителем) платы за реализованный потребителю товар (заказанную,
оказанную услугу) настоящей его стоимости, как правило, путем негласной
контрольной закупки товара (заказа, оказания услуги)" (п. 4 Порядка
проведения контрольной проверки правильности расчета с потребителями за
оказанные услуги и реализованные товары, утвержденного постановлением
Кабинета Министров Украины от 02.04.94 г. N 215 (далее - Порядок N
215)). Итак, из вышеизложенного следует, что контрольная закупка,
проводимая представителями Госпотребстандарта, - это всего лишь метод
реализации права проводить контрольные проверки, а не отдельное
проверочное действие. С этого только начинается контрольная проверка, и
это - лишь ее элемент. Объявление о контрольной проверке сразу после
негласно проведенной контрольной закупки - своеобразное "здравствуйте"
представителей Госпотребстандарта. Ни о чем не подозревая, находясь в
приподнятом настроении, Вы продавали товар благопристойной публике, а
тут вдруг обслуживаемые покупатели, заплатив и понаблюдав за выдачей
расчетного документа, произносят приветствие: "Контрольная проверка!" и
предъявляют служебные удостоверения представителей Госпотребстандарта.
Конечно, приятнее было б услышать все-таки "здравствуйте", но такое
начало проверки не предусмотрено Порядком N 215, в п. 5 которого
сказано: объявление о контрольной проверке проводится служебным лицом
сразу после передачи (оформления, оказания) продавцом (исполнителем)
товара (услуги), проведения денежного расчета и выдачи расчетного
документа установленной формы, удостоверяющего факт продажи товара
(заказа, оказания услуги). Про "здравствуйте" там - ни слова. Так что
будем снисходительны к "контролерам". Однако после такого приветствия
(объявления о проверке) рекомендуем поздороваться, после чего найти
спрятанную под прилавком заветную папку с прописанными алгоритмами
встречи всех проверяющих (коих у нас великое множество, и держать в
памяти все их безумные полномочия в принципе невозможно - что их и
радует). Там найти соответствующий материал, и действовать по алгоритму
встречи этой категории "контролеров" (защитников прав потребителей),
описанной в соответствующем разделе .
http://drevo.uaportal.com/object/1086812