еще одна притча о жизни и... жизни

Комфортно жилось личинкам на дне пруда. Там была им мягкая постель и вдоволь пищи, царил  мягкий полумрак и росли сады из водорослей. Они проводили своё время в возвышенных медитациях, и только время от времени одна из личинок поднималась к поверхности пруда, чтобы никогда не возвратиться в свой уютный мир. Только обломки домика, в котором жила личинка, сыпались на дно, удобряя  и так плодородный ил. Шли дни, долгие, как годы.

И вот однажды одна из личинок задумалась о том, что это за граница, из-за которой никогда не возвращаются её собратья, и что там, за этой поверхностью-границей. Смутно она представляла себе, что там что-то должно быть. Иначе как понять, что эта граница имеет разные оттенки в разное время дня, и что-то такое круглое перемещается каждый день по одной и той же дорожке на этой границе. Другие личинки не замечали этого, погружённые в свой сон наяву, а эта, любопытная, тщетно пыталась разгадать величайшую загадку, понятиями своего сумрачного мира пытаясь объяснить события в мире света.

И вот однажды на дно пруда опустилась старая черепаха. Любопытная личинка обратилась к ней с мучившими её вопросами, главным из которых был такой: “Куда уходят поднимающиеся с дна пруда личинки и почему они не возвращаются, чтобы рассказать нам о том, что происходит с ними в том, другом мире?” И черепаха ответила ей: “Там, наверху, блистающий мир, в котором вы, личинки, становитесь прекраснейшими существами. Эти радужные создания с огромными глазами и 2-мя парами крыльев, которые с огромной скоростью носятся в пространствах сверкающего мира, играют друг с другом,  зависают на одном месте, если это им нужно. В общем, вы – одни из самых прекрасных и приспособленных существ на земле, вы – стрекозы. А не возвращаетесь вы в этот пруд только потому, что после перехода поверхности вы получаете тело, которое не в состоянии жить под водой. Вот почему при всём желании они не могут рассказать вам о том, что происходит с ними”. Личинка сказала: “Как мне хотелось бы поверить тебе, черепаха, но в моём мире нет доказательств того, что такое возможно. В этом мире нет света, о котором ты говоришь, а значит, его нигде быть не может, нет существ радужной окраски и с крыльями, да и вообще, полёт – это что-то из области фантастики! Кто-то очень недобрый придумал так, что ни одна из нас не может остаться в нашем уютном мире навсегда!”

На этом их встреча закончилась, черепаха поплыла дальше по своим делам, грустно думая, что очередной её миссионерский порыв ни к чему не привел, что видно ещё не скоро личинки поймут  и примут  информацию о других мирах, с другими законами и понятиями. Но когда-нибудь они всё-таки узнают, что они созданы из грязного ила и блистающего света Солнца и Звёзд. Главное же, возвращаясь на дно своего пруда в виде новых личинок – потомков стрекоз, они уже будут помнить о своём опыте жизни в блистающем мире и в мире темноты прошедшего цикла. И это даст им возможность так прожить новый цикл жизни в грязи и мраке, чтобы вынести из него всё, что понадобится для счастливой жизни в мире света. Они должны, в конце концов, понять, что только в этом, заросшем тиной, пруду личинки могут получить всё необходимое, чтобы стать стрекозами. И остаться в этом пруду навсегда нельзя, можно или погибнуть, не получив материала для дальнейшего развития, остаться навсегда, но только в виде мусора, или вылететь, полностью развившись, в другой мир. “Пора, ой как пора, им сообразить всё это, – думала старая черепаха, – ведь мне уже скоро умирать, переселяться в свой блистающий мир, а миссия всё ещё не выполнена…”

Притча Дерево исполнения желаний

Путешествовал один человек по миру, да оказался случайно возле дерева исполнения желаний. Он очень устал в дороге и заснул в тени дерева.

Как проснулся человек, то почувствовал голод. Он сказал: «Я очень хочу есть. Хорошо бы еды какой-то», – и неожиданно появились вкусные лакомства. Человек не задумался о том, откуда взялась еда, а принялся есть.

Когда он наелся, то захотел пить. И неожиданно перед ним появился кувшин с чистой колодезной водой.

Человек напился и задумался: «Откуда же взялись и еда и питье? Наверное, это злые духи смеются надо мной». И вокруг человека появились страшные духи.

Человек испугался: «Неужели? Они хотят убить меня!» – и духи убили этого человека...

Вторая притча о счастье

Жило-было три умных брата и четвертый – не-дурак. И ушли они как-то из дома – счастье искать. Шли по дороге, шли – и видят Счастье в яме сидит.

– Чего ты хочешь? - спрашивает Счастье у старшего.

– Хочу умным быть, - и дало ему Счастье книжек умных. 5 штук.

– А ты чего хочешь? – у второго спросило.

– Я сильным стать хочу, - и получил второй брат от Счастья маску, гирю и пистолет.

– А тебе чего? – у третьего поинтересовалось Счастье.

– Я хочу быть богатым, - и вручило Счастье третьему брату 300 гривен. Мелкими монетами.

– Ну, а ты чего хочешь? - спросило у четвертого Счастье.

– А ты чего хочешь? – спросил вместо ответа младший брат.

– Я хочу из ямы вылезти, - ответило Счастье.

Младший брат протянул руку Счастью, вытащил его из ямы да пошел по дороге дальше.

А Счастье за ним побежало…

притча о счастье

Слепил Бог из глины человека. И остался у него небольшой кусок глины. «Что тебе слепить из него?» – спросил у человека Бог. «Слепи мне счастье!» – ответил человек.

…И Бог положил кусок глины в руки человеку: «Слепи себе счастье!»

Развитие воображения и приемы эффективного запоминания

Итак, чтобы развить память, очень хорошо заняться воображением. Как? На 1 минуту положите перед собой небольшой предмет (например, спичечный коробок) и постарайтесь внимательно рассмотреть его. Через минуту закройте глаза и представьте себе этот предмет в мельчайших подробностях, мысленно покрутить его.

Вот мы и добрались до приёмов эффективного запоминания. И первый из них непосредственно связан с образным мышлением – когда вы запоминаете слова, то рисуете их на своем внутреннем экране. Старайтесь задействовать все органы чувств – увидеть и услышать, ощутить прикосновение, аромат, вкус. Измените что-то в предмете: его размер, цвет, соотношение частей. Чем удивительней будет представляемый вами предмет, тем на более долгий срок вы его запомните. Это может помочь как в запоминании списка покупок, так и в изучении слов иностранного языка. В последнем случае нужно найти, с чем ассоциируется у вас звучание иностранного слова. И представить соответствующий предмет или предметы около предмета-слова, значение которого вам нужно запомнить. Уже много лет помню пример: если запоминаете, что слово «стол» по-английски звучит «тэйбл», находите ассоциацию. «Тейбл» похоже на «таблетка». Вот и представляете стол, а на нем – таблетку. Для лучшего запоминания можно увеличить таблетку до размеров стола, представить ее вкус или «соорудить» стол с таблеткой вместо столешницы.

Запоминание таким способом – дело не только эффективное, но увлекательное. Хорошо работает при изучении иностранных языков, даже с детьми.

Немного о мнемонике. А у вас развито образное мышление?

Есть разные способы проверить уровень развития своей памяти. Но хорошая память значительно облегчает жизнь, особенно те ситуации, что связаны с учебой и работой. Давно не секрет, что готовясь к экзаменам или контрольной не нужно зубрить. Есть более эффективные методики. А какими способами запоминания вы пользуетесь?smile

Для начала – одна проверка. Приступите к ее выполнению, когда дочитаете текст. Только действительно попробуйте, не оставляйте на "когда-нибудь". Что у вас получится, а что нет - в этом испытании трудно предугадать, но просто проверить. Внимание! Не советую проходить его, если вы сейчас голодны.smile

Позаботьтесь о том, чтобы в ближайшие 5 минут вас ничего не отвлекало. Сядьте удобно, расслабьтесь и закройте глаза. Сделайте внутренний экран черным. А теперь – представьте небольшую яркую точку посередине. Приблизьтесь к ней. Это апельсин. Круглый, оранжевый. Возьмите его в руку и почувствуйте, какой он на ощупь. Теплый или холодный? Шершавый или гладкий? Тяжелый или легкий? Твердый или мягкий? Поднесите его к своему лицу. Чем он пахнет? Представьте себе, что вы чистите апельсин. Что чувствуют ваши руки? Нос? Какой звук вы слышите? Что видите? Чувствуете брызги сока на руках и лице? Попробуйте, какой на вкус этот апельсин… Наелись? Теперь возвращайтесь.

Ответьте для себя, насколько легко было вам увидеть картинку? Была ли она цветной и детальной? А услышать звук? Почувствовать прикосновение? Аромат? Вкус?

Какое отношение это имеет к памяти? Исследования показали, что люди с развитым образным мышлением (а именно это определяло предыдущее погружение в мир фантазии) легче запоминают, когда пользуются своим воображением.

Что такое календарик-пинарик

Когда определены цели, прописаны планы, кажется, что достичь легко.
Но часто, к сожалению бывает так, что написанное продолжает пылится в
ящике стола, а человек занимается мелочами, и годы жизни уходят в
никуда.
В замечательной книге по неклассическому тайм-менеджменту Глеба

Архангельского описан нестандартный способ мотивировать себя. Приятно в
нем то, что времени это занимает меньше минуты в день.
Нужно составить в Excel и рапечатать или нарисовать-написать от руки табличку. Состоит табличка из трех частей: наверху - прожитые вами годы, внизу - те, которые вы еще собираетесь прожить. Посередине на 12 строк расписан текущий год. Каждая строка содержит название месяца и клеточки по количеству дней в нем с датами. Пример, к сожалению, в блог не влащит - его можно увидеть на моей страничке http://psycholog.lviv.ua/

Дальше - закрашиваем - обязательно вручную! -  все прожитые годы, месяцы и дни. На обратной стороне листочка (или на нижней грани, если делаете пирамиду) пишутся цели ближайшего года.

Календарик-пинарик готов. Поставьте или приклейте его в удобное место, где он будет часто у вас на глазах. И каждое утро закрашивайте первую половинку клеточки с соответствующей датой, а вечером - вторую.
Вот и все. Попробуйте, это простое действие для многих дало удивительные результаты: когда течение времени можно реально увидеть, отношение ко нему меняется.

Насыщенных вам дней!

О планировании и стратегических точках

Продолжу тему постановки и достижения целей. О том, как правильно их формулировать, я уже писала в предыдущей статье. Всегда хочется, чтобы было что вспомнить  из года прошедшего - и чтобы год приходящий был эффективнее, неплохо запланировать основные цели на этот год.

Прежде всего, цели на год определяются вашей глобальной целью. То есть, нужно определить большую цель (если не цель всей жизни, то хотя бы цель на 5-10 лет) и равномерно распределить на каждый год. Приблизительно так: если сейчас я учусь в 11 классе, а хочу стать хорошим стоматологом, то достичь этого я могу через 12 лет. Еще год в школе, потом поступление и 6 лет учебы, 2 года интернатуры и еще 3 практики в клинике. Это означает, что в этом году мне нужно быть готовым к поступлению на 75%.В январе я узнаю, куда могу поступить учиться и какие экзамены нужно будет сдать; планирую более детально, когда, к чему и как готовлюсь. Возможно, для некоторых предметов понадобятся курсы репетиторы, тогда планирую, где взять на это средства.

Как становится понятно из примера, цель ставится на год, потом ее достижение разбивается на полугодия; кварталы первого полугодия; месяцы первого квартала, а первый месяц обычно расписывается по неделям.

Чтобы понять, насколько успешно достигается цель, в план ставятся так называемые стратегические точки. Это несколько часов-день, выделенные для проверки того, насколько удается придерживаться плана и что в нем стоит изменить-отредактировать. Такие точки точно должны быть по несколько часов раз в 1-2 месяца и на день - раз в полгода.

Важно понимать, что ваш план на год может и должен меняться, как меняетесь вы в течение года. Кроме того, планирование - штука индивидуальная, и кому-то удобнее расписать по дням и часам, когда и сколько времени он уделит воплощению запланированного; а кому-то проще поставить задачу в план на неделю, и он найдет ей время.

А чего вы хотите достичь в этом году?

Новий рік - нові плани

Розпочався новий рік. І щоб отримати максимум від нього, варто визначити, а чого хочеться отримати в новому році. Дійсно, в кінці року зручно підводити підсумки і планувати наступний рік. Тим більше, що часу на канікулах для цього досить.  

Отже, трошки про планування і тайм-менеджмент. І спершу, про те, як ставити мету. Щоб чогось досягти, потрібно поставити мету. Для цього треба зрозуміти, чого хочеться досягти в житті. Або хоч би в найближчі 10 років. Про велику мету говорять: якщо хочеш прожити 200 років, постав на меті стати безсмертним.

І правильно це бажання або мрію сформулювати. Щоб зробити мрію метою, у формулюванні її потрібно дотримуватися наступних вимог:      
* мета формулюється від першої особи, тобто має бути присутнім слово "Я";     
* немає слова "не" - міняйте пропозицію, щоб знайти позитивне формулювання;     
* це одне, досить коротка пропозиція;     
* пропозиція в майбутньому здійсненому часі: Я буду або я досягну;     
* бажано вказати період часу, через який ви хочете досягти своєї мети.  


Наприклад, "В серпні 2010 року я проведу відпустку на Середзеному морі".  
А якщо мета неконкретна - припустимо, вивчити англійський - то потрібно ще й прописати для себе критерії її досягнення. Наприклад, перекласти 5 спеціальних текстів з англійського без словника або 10 хвилин без запинок говорити на одну з 20 тем.  

Дуже важливо, щоб мета була реалістичною і щоб ви самі вірили в можливість її досягнення.

Як по-різному ми вирішуємо конфлікти

У психології виділяють всього 5 узагальнених способів виходу з конфліктів. Але для чого проце знайти не психологам, а звичайній людині? Цікаво, що кожній людині найчастіше властиві 1 або 2 способи, рештою вона майже не користується. І шкода. Бо кожний з варіантів має свої переваги - звичайно, тільки для визначених ситуацій. І якщо володіти усіма способами і вдало їх використовувати, життя перетворюється на успішну партію у шахи...

1. Наполегливість (примус) – задоволення власних інтересів через примус інших прийняти вашу точку зору. Ця страгтегія може бути ефективною, якщо:

· ситуація вимагає миттєвого реагування,

· ви маєте авторитет або опвноваження для прийняття цього рішення,

· результат для вас надзвичайно важливий.

2. Пристосування (поступливість) означає готовність відмовитися від власних інтересів заради збереження стосунків. Вона ефективна, якщо:

· стосунки набагато важливіші за причину конфлікту,

· результат для іншої людини важливіший, ніж для вас,

· вас не дуже хвилює ця ситуація,

· у вас замало шансів для перемоги,

· ви не праві.

3. Відхід (уникнення) – це стратегія “страуса”, який не розвязує проблему. Вона також може бути корисною, якщо:

· у вас недостатньо аргументів чи влади для бажаного вирішення конфлікту,

· вам потрібно виграти час,

· результат для вас не важливий і не варто витрачати сили,

· спроба вирішити ситуацію вже може загострити конфлікт,

· ситуація з часом може вирішитися сама.

4. Компроміс – стратегія, за допомогою якої учасники конфлікту доходять згоди через взаємні поступки і задовольня.ть свої інтереси тільки частково. Її варто використовувати, якщо:

· учасники мають протилежні інтереси і рівні шанси виграти конфлікт,

· вас задовольняє тимчасове рішення,

· в даній ситуації краще отримати хоч щось і зберегти нормальні стосунки,

· ви можете дещо змінити для себе початкову мету.

5. Співробітництво має на меті задовольнити інтереси всіх учасників конфліктної сиуації, але може потребувати багато часу для вирішення проблеми. Ефективність цієї стратегії проявляється, якщо:

· розвязання проблеми і задаволення інтересів важливе для всіх сторін,

· стосунки між учасниками конфлікту тривалі і тісні,

· є час для роботи над проблемою,

· учасники можуть пояснити свої інтереси і вислухати інших,

· всі учасники можуть і хочуть вирішувати проблему “на рівних”.

Якщо з першого погляду не вдалося визначити, якої стратегії найчастіше дотримуєтеся ви, у цьому можуть допомогти відповідні тести.