хочу сюди!
 

Алиса

41 рік, діва, познайомиться з хлопцем у віці 32-52 років

Отечественные чиновники всех уровней раз в неделю ездят в Москву

  • 24.09.10, 14:42
В головах чиновников Украины и России продолжается процесс зачатия совместного предприятия, в состав которого внесли бы часть своих активов ОАО "Газпром" и НАК "Нефтегаз Украины". Отечественные чиновники всех уровней раз в неделю ездят в Москву "обсуждать формат будущего СП".

Председатель правления "Газпрома" Алексей Миллер стремится, чтобы Украина внесла в этот проект газотранспортную систему и добывающие активы, стоимостью ориентировочно $25 млрд. "Газпром", в свою очередь, должен внести месторождение на такую же сумму, и с запасами почти в 1 триллион кубометров. Такое СП должно было бы поставлять собственный газ в Украину, реэкспортировать его, а также транспортировать все российское голубое топливо.

Зачем на самом деле россиянам ГТС?

В прессе циркулирует две противоположные гипотезы относительно нашей газотранспортной системы: она либо крайне необходима россиянам, либо совсем неинтересна. Конечно же, оба эти суждения относительны. А факт заключается в том, что даже после построения всех возможных газопроводов в обход Украины отечественная ГТС будет оставаться мощной и дешевой магистралью. Пропускная способность ГТС составляет 290 млрд. кубометров газа на входе, и 178 - на выходе, из которых 142 - в направлении стран Европы, а остальные транзит по территории Украины до южных областей России. Об этом свидетельствуют данные "Мастер-плана модернизации и реконструкции приоритетных объектов газотранспортной системы Украины", обнародованного Юлией Тимошенко в 2009 году.

Повысить пропускную способность при помощи сравнительно незначительных сумм можно на 60 млрд. кубометров: правительство Юлии Тимошенко предлагало европейцам сделать это за $5,5 млрд. Суммарная мощность подземных газохранилищ составляет 31 млрд. куб. м. И ни один "Южный поток" не сможет в зимний период обеспечить Европу таким количеством газа, которое ежегодно поднимается из этих хранилищ. И это все - при самой низкой в Европе ставке на транзит.

Следовательно, по сравнению с нашим "мастодонтом", все обходные "трубы" нерентабельны, и их строят только благодаря железной воле "Газпрома" и лоббистской поддержке его партнеров, в частности, итальянского концерна Eni. По словам независимого энергетического эксперта Александра Нарбута, "если "Южный поток" все-таки будет построен, это будет означать победу европейской чиновничьей коррупции над здравым рыночным смыслом".

Даже если это произойдет, "Газпром" все равно не откажется от услуг украинской ГТС. Просто возникнет избыток пропускной способности в западном направлении, и россияне смогут перераспределять объемы газа, заставляя транзитеров соглашаться на мизерные условия, чтобы только оставить у себя хотя бы часть старых объемов прокачки.

Большинство соседних государств уже пустили "Газпром" в свои газотранспортные сети. В этом году была завершена сделка по продаже россиянам 50% "Белтрансгаза". Россияне являются владельцами по 51% в армянской "АрмГазПром" и "Молдоватрансгазе", 34% - в литовской Lietuvos dujos, 20,7% - в латвийской Latvijas Gaze и 37% - в эстонской Eesti Gaas. Кроме того, контролируют 50% компании EuRoPol Gaz - оператора газопровода "Ямал-Европа" в Польше.

Наиболее печально история сдачи трубных активов "Газпрому" закончилась для белорусов: через несколько месяцев после завершения сделки между двумя "братскими народами" Москва устроила Минску "газовую войну", которой доказала, что даже и речи не может быть о дешевом газе. Даже для народа, с которым "в одних окопах гнили", как выразился белорусский президент Александр Лукашенко.

В случае Украины, которая несколько дальше, чем другие постсоветские страны, продвинулась на пути к либерализации газового рынка по европейскому образцу, контроль "Газпрома" над ГТС - это еще и метод сохранить статус-кво относительно газовых схем, законсервировать монопольное влияние на поставки газа.

Большинство соседних государств уже пустили "Газпром" в свои газотранспортные сети

Напомним, европейские нормы предусматривают независимость транзитеров газа от поставщиков и право любой компании прокачать любые объемы газа в любом направлении. Россиянам такое, конечно, не нравится. Недаром вице-спикер Госдумы России Валерий Язев днях отметил: "Если Украина имплементирует европейское законодательство в чистом виде, то она закроет дорогу к интеграции с Россией".

Другими словами, русские хотят единолично определять, кто и куда качает газ по территории Украины. Вот, например, построит наше правительство за бешеные деньги терминал по регазификации сжиженного природного газа и захочет часть топлива закупать у Азербайджана. А совместное украинско-российское предприятие установит для этого топлива непомерные тарифы на прокачку. И все, эксплуатация терминала становится нерентабельной. Более того, ни один иностранный инвестор даже не приблизится к такому проекту, если будет знать, что "Газпром" начинается с первого сантиметра трубы, подведенной к терминалу.

Также пропадает возможность использования газотранспортной системы в частичном реверсном режиме для того, чтобы закупать дешевый спотовый газ по европейским рынкам. Эта идея все чаще обсуждается экспертами: мол, если загрузка ГТС после пуска всех "потоков" станет минимальной, то часть труб можно будет вернуть в реверс, и хотя бы западные области перевести на европейское топливо. В случае контроля России над ГТС это, конечно, будет невозможно: оператор найдет тысячу технических причин против реверса.

В той же Беларуси подобных проблем бы не возникло: несмотря на то, что половина "Белтрансгаза" принадлежит россиянам, эта компания четко выполняла указания Лукашенко относительно перекрытия газа россиянам.

"У нас ситуация была бы совсем другой. Достаточно вспомнить прецедент, когда президент Украины Ющенко не мог получить от НАК подписанное газовое соглашение. Председатель правления "Нефтегаза" письменно уведомлял, что без согласия "Газпрома" не может этого сделать, то есть Украинское государство, на 100% контролируя "Нефтегаз", практически не имело суверенитета в нефтегазовом секторе", - комментирует директор энергетических программ центра "Номос" Михаил Гончар.

Действительно, никакого сомнения нет в том, что руководителем созданного совместного предприятия будет назначен лояльный к "Газпрому" менеджер, который в случае серьезных конфликтов будет отстаивать интересы именно российской стороны.

Желто-голубое топливо?

В итоге необходимо понимать, какие выгоды получит Украина от активов, которые предлагает внести в будущее совместное предприятие Россия. Во-первых, в РФ просто нет "свободного", полностью "газпромовского" месторождения с запасами в 1 триллион кубометров газа. Близким по объему является только Юго-Русское месторождение, которым российская монополия владеет на пополам с немецким концерном BASF, а также Южно-Тамбейское с запасами 1300 миллиардов кубометров, которое контролируется концерном "Новатэк".

Но даже если соответствующий актив будет найден, то окажется, что газа из него недостаточно для удовлетворения потребностей Украины. Юго-Русское производит, например, только 25 млрд. кубометров в год, да и другие месторождения такого объема вряд ли будут давать значительно больше. А Украина планирует импортировать в 2010 году 36,5 млрд. кубометров. А до кризиса импортировала все 52. Следовательно, часть газа все равно придется покупать по ценам "Газпрома".

Более того, даже из собственного месторождения газ не так просто будет доставить до Украины. Во-первых, неизвестно, сможет ли в реальности украино-российское СП управлять российской добывающей компанией. Подобная ситуация уже была с компанией "Татнефтепром", 74% акций которой были внесены в уставной капитала украино-российской компании "Укртатнафта", которая владела Кременчугским нефтеперерабатывающим заводом.

За все годы своего существования в виде СП "Укртатнафта" не получила от этого добытчика ни капли нефти, ни дивидендов: особенности российского законодательства сделали невозможным реальный контроль над "Татнефтепромом". И нет никаких гарантий, что аналогичная история не повторится в случае газового СП.

У Украины могут также возникнуть проблемы с доставкой газа на свою территорию. Ведь газопроводы от большинства новых российских месторождений ориентированы не в Украину, а на Балтийское море, а на строительство новых у "Нефтегаза" вряд ли найдутся средства.

Наконец, сомнительным кажется и то, что будущий украинский добытчик российского газа сможет обойти российский закон о едином экспортном канале газа. Этот закон запрещает любой добывающей компании самостоятельно экспортировать газ, а обязывает ее только продавать "Газпрому". Поэтому украинскому потребителю все равно придется иметь дело с "Газпромом", который самостоятельно определять и цену закупки газа у добывающей компании, и цену, по которой продавать Украине.

Впрочем, украинские чиновники пока не осмеливаются так откровенно говорить о планах по внесению ГТС в совместное предприятие. Так, директор Департамента газовой, нефтяной и нефтеперерабатывающей промышленности Минтопэнерго Константин Бородин рассказывает, что в его ведомстве хотят начать сотрудничество между "Нефтегазом" и "Газпромом" с малого.

"Сейчас создание СП обсуждается в контексте, в частности, разработки нефтегазоносной площади Палласа на Прикерченском участке шельфа Черного моря, которая расположена как на территории России, так и на территории Украины. Согласно международным конвенциям, ни одна сторона не может разрабатывать это месторождение самостоятельно", - подчеркнул он.

Передачу ГТС на баланс СП чиновник называет лишь теоретически возможной. А вице-премьер Сергей Тигипко вообще клятвенно пообещал, что решение об объединении активов с Россией может быть принято только после консультаций с европейскими партнерами.

Тем и утешимся.

3

Коментарі