Кремль и его дракон
- 07.04.13, 07:57
Пресс-секретарь главы Чечни заявил, что у Рамзана Кадырова нет личной охраны и ко всякого рода пыткам люди из его окружения причастными быть не могут. В Следственном комитете России назвали бастующих офицеров ФСБ "вымышленными персонажами"... Власти дружно опровергли информацию, обнародованную в статье "Новой газеты" "Москва-юрт", где рассказывалось о том, что из под стражи выпущены "охранники Кадырова", похитившие и пытавшие человека. BigCaucasus задался вопросом, почему в последнее время имя главы Чечни все чаще упоминается в контексте всякого рода скандалов.
"У Кадырова нет охранников. Люди из окружения Кадырова никогда никого не пытали, не похищали и подобного преступления не совершали", - сказал пресс-секретарь главы Чечни Альви Каримов в эфире телеканала "Дождь". "Некие офицеры ФСБ, обратившиеся в газету, - вымышленные персонажи автора статьи", - заверил в свою очередь руководитель управления взаимодействия со СМИ Следственного комитета РФ Владимир Маркин. "Оперативное сопровождение по этому делу полностью осуществляли и до сих пор осуществляют исключительно оперативники МВД", - приводит слова Маркина официальный сайт СКР.
Кто больше заслуживает доверия, "Новая газета" или чиновники, - каждый волен выбирать сам. Мы же хотим обратить внимание на то, что глава Чечни слишком уж часто стал попадать в эпицентр различных скандалов. Если бы политика была компьютерной игрой, Кадыров за последние две недели истратил бы несколько жизней. Впрочем, та легкость, с которой он идет на виртуальные "жертвы", заставляет задуматься, а не бессмертен ли Кадыров в этой игре?
Кому еще взбредет в голову перекраивать границы двух республик в одностороннем порядке? Кто еще, кроме Кадырова, может позволить себе кричать в матюгальник на футбольного рефери "судья продажная... козел", а затем бравировать высказываниями, типа: "извиняюсь перед всем футбольным миром, но не перед арбитром"? И в то же время у какого еще политика так заискивающе просят прощения религиозные деятели за "неправильно истолкованные слова", сказанные в его адрес в эфире радиостанции, как это делал заместитель главы Совета муфтиев России Дамир Мухетдинов?
Заметим, что Кадыров при этом не получил ни одного замечания со стороны своего непосредственного руководства. Даже "за козла" ответил не глава Чечни, а ФК "Терек" и болельщики команды - нашлась там какая-то подходящая статья в регламенте.
То, что в нашей стране есть "юпитеры", которым позволено все, и "быки", которым не позволено ничего, - давно не новость. Вопрос в том, в каких случаях эта вседозволенность ограничивается эпатажными выходками, вроде назначения никому не известного "инстаграмщика" на пост министра, а в каких - перерастает в угрозу государственности. И отделимо ли в принципе одно от другого?
Есть ощущение, что сегодня мы наблюдаем становление нового Кадырова. Он пока еще дает рекордное количество голосов на выборах "за кого надо", но уже позволяет себе аккуратно "троллить" премьер-министра: мол, развитие сельского хозяйства - это хорошо, но для начала неплохо бы разминировать земли. Он пока еще во всем поддерживает курс руководства страны, но, возобновив территориальные споры с главой Ингушетии Юнус-Беком Евкуровым, как бы демонстрирует, что боксерскими командами "брэйк, стоп" полпреда президента РФ в СКФО Александра Хлопонина его уже не остановить. По сути, своими поступками Кадыров дает понять, что впредь в Российской Федерации он готов считаться только с один человеком.
В этой связи пауза Кремля неудивительна. Сигнал там приняли, но как на него реагировать, еще не знают. Именно поэтому пока с одной стороны - никакой критики в адрес Кадырова, с другой - никаких делегаций с участием "первых лиц" на десятилетие Конституции Чеченской Республики.
С точки зрения государственности настораживает то, что, говоря футбольным языком, инициативой сейчас владеет не Кремль. Кадыров прекрасно понимает, что близость сочинской Олимпиады заставит Центр идти на всякого рода уступки. Этим и объясняется на первый взгляд неожиданная актуализация вопроса спорных территорий. Однако, судя по всему, возвращение Сунженского района - не сама цель. Пользуясь вынужденным молчанием Москвы, Кадыров намерен добиться для себя особого статуса. Каждое его громкое заявление напоминает вызов: я сказал, что район будет нашим, значит так оно и будет; да, это я назвал судью "козлом", и что?
Но Чечня без того находится в привилегированном положении, и если ее лидер претендует на что-то большее, возникает закономерный вопрос: кем в итоге он хочет себя видеть? Пожалуй, на этот вопрос сегодня не сможет ответить и сам Кадыров. Очевидно, республика ему становится мала, а на федеральную орбиту никто его допускать не собирается. Долгое время не обращая внимание на выходки самого успешного строителя региональной вертикали, руководство страны не заметило, как вырастило дракона. Со временем "ящер" пресытился данью, и теперь в нетерпении бьет хвостом о землю. Москва раздумывает, чем еще ублажить змия, - дракон не знает, чего бы этакого потребовать.
Коментарі