Часть 2.
Часть 1. Миротворцы ООН: как это работает
В 2014 году телекомпания BBC взяла интервью у жителя Центральноафриканской республики, который совершил публичный акт каннибализма. Мусульманские боевики убили его беременную жену и несколько других членов семьи, и он, в качестве мести, принял участие в групповом убийстве другого случайного человека, облил бензином и поджег тело врага, затем отрезал его ногу и ел ее.
Много лет противоборствующие группировки «Селека» и «Антибалака» пытались разнять миротворцы Африканского союза, и в 2014 году, уже после бегства президента и премьер-министра, в ЦАР были введены миротворцы ООН. Это – типичная история вмешательства ООН в тяжелейшие этнические, религиозные и экономические конфликты в Африке. На попытки урегулировать их уходят миллиарды долларов - большая часть миротворческого бюджета ООН.
В случае введения миротворцев на Донбасс Украина окажется в компании Судана и Южного Судана, Демократической республики Конго, Центральноафриканской республики, сепаратистов Мали и подобных, а также продолжающегося больше 70 лет конфликта вокруг Израиля на Ближнем Востоке, фактически разделенного на 2 части Кипра, наполовину признанного государства Косово…
Годами и даже десятилетиями ООН пытается решить проблемы в странах, охваченных войной.
Судан и его бунтующие регионы. Южный Судан
Самым затратным для ООН является охваченный войной Судан. Конфликт там возник на этнической и религиозной почве, а также за доступ к нефтяным месторождениям и плодородной земле. Здесь ООН реализовывает 3 различных миссии, которые в прошлом году обошлись Объединенным нациями в почти $1,8 млрд.
Самой дорогой условно можно считать Миссию ООН в Южном Судане – $1.07 млрд. и 17 тысяч военного и полицейского персонала.
Гражданские столкновения в Судане началась вскоре после деколонизации в середине прошлого века и были основаны на попытках ввести законы шариата на всей территории страны, хотя компактно арабо-исламское население проживает на севере. Эти попытки вызвали сопротивление христиан и язычников на юге. За период 1983-2001 гг. жертвами боевых действий и геноцида стали около 2 млн человек (данные ООН), и мирные переговоры и политические компромиссы давали только временную передышку.
В 2011 году Южный Судан провозгласил независимость и она была признана как мировым сообществом, так и самим Суданом. Однако внутри самого Южного Судана теперь происходят кровавые столкновения между двумя основными этническими группами, борющимися за политическое доминирование и экономическое влияние - контроль за нефтепромыслами и плодородные почвы.
В $486 млн только в прошлом году обошлась ООН смешанная операция Африканского союза и Организации Объединенных Наций в Дарфуре.
Дарфур – это западная провинция Судана, населенная преимущественно мусульманами -африканцами и арабами, и между ними также в течение последних 30 лет происходили столкновения на этнической почве. Но в кровавую бойню они превратились после обнаружения масштабных запасов нефти и на фоне противостояния Судана с Южным Суданом. Здесь миротворцы присутствуют с 2007 года, контингент – около 11 тыс военных и 3 тыс полицейских задействованы в операции.
Во время активной войны и после разделения Судана и Южного Судана между ними осталась спорная территория – регион Абьей, в который также в 2011 году введены миротворцы. Именно здесь добывают около 25% нефти Судана и на поддержание мира Объединенные нации в прошлом году здесь потратили еще почти $266 млн на текущий год, в контингенте около 5 тыс человек.
Количество погибших в конфликтах в Судане исчисляется сотнями тысяч, а беженцев всех этнических групп и религий – миллионами. В трех миротворческих миссиях в Судане и Южном Судане задействованы около 40 тысяч военных, полицейских и гражданских сотрудников ООН. При этом ситуация в регионе оценивается ООН ка катастрофическая, миллионам людей угрожает голод, и отдельные миротворцы ООН скомпрометировали себя недопустимым поведением.
Демократическая республика Конго и эхо геноцида в Руанде
Больше 20,5 тыс. военных и полицейских в миротворческом контингенте, $1,14 млрд в год и уже 5 лет подряд. Пожалуй, эти цифры достаточно показательно описывают гуманитарную ситуацию в Демократической республике Конго (ДРК, до 1997 года называлась Заир).
ДРК до сих пор пожинает плоды геноцида в Руанде, который перерос в континентальную войну, в которой участвовали большинство африканских стран. ДКР – одна из самых бедных стран на африканском континенте, и, соответственно, чем беднее – тем хуже обстоят дела с кровавыми противоречиями по любому поводу.
Здесь также около половины населения составляют хуту и тутси (в 1994 году в Руанде первые уничтожили не менее 800 тыс. вторых), и многие из участвовавших в геноциде в Руанде бежали в ДРК. Восстание против новоприбывших хуту начали местные тутси, которые были движимы идеей мести и первой на территорию ДРК свои войска ввела Руанда и Уганда, где у власти находились те же тутси. Дальше все было предсказуемо.
Миссия ООН получила мандат на работу в ДРК после обострения конфликта между властями и группировкой тутси «М23». Также противостояние между хуту и тутси привело к гражданской войне в соседней Бурунди, где миссия ООН работала 2004-2006 гг; в 1993 году здесь также был геноцид тутси, признанный ООН. Миротворцы ООН присутствуют на территории ДРК в 1999 года, в 2010-м миссия была переформатирована, с момента начала операции контингент увеличен практически в 4 раза, что также говорит о многом.
Сепаратисты-туареги в Мали
В Мали с 2013 года миссия ООН участвует в преодолении последствий бунта туарегов (населяющих северную часть страны, на границе с Ливией), а также исламских фундаменталистов, которые стремятся установить шариат, «Аль-Каиды в странах Магриба» и подобных против власти в Мали.
Повстанцы в 2012 году нанесли ряд поражений армии, в результате чего в армии случился переворот, и настоящая военная хунта захватила власть, «приостановила действие Конституции», распустила госучреждения. Крах легальной власти пошел только на пользу повстанцам, позволил им получить контроль над большими территориями. В результате они провозгласили независимое государство на севере Мали - Азавад, а потом начали делить его между собой.
В ситуацию вмешались политические объединения африканских стран, благодаря которым начался процесс политического урегулирования, переговоры и переформатирование власти. Власти Мали обратились в ООН с просьбой помочь в урегулировании, ООН создала миссию для поддержки политического процесса и безопасности. После этого исламисты возобновили наступление со своих территорий, одержали ряд побед и после этого в конфликт вмешалась Франция, что довольно быстро дало результаты и восстановило управление на большей части северных регионов. Повстанцы перешли к терроризму.
Судя по тому, что в Мали сосредоточено 13 тыс. военных и почти 2 тыс. полицейских в контингенте ООН, ситуация там крайне сложная. ООН потратила на операцию в Мали около $1млрд в прошлом году. Операция в Мали считается одной из самых опасных, с 2013 года там погибли 155 миротворцев, в том числе 57 из контингента Чада.
Ужасы в ЦАР
Проблемы Центральноафриканской республики обходятся ООН в $882 млн год, там расположены почти 13 тыс. военного и полицейского персонала. Конфликт там также имеет очень долгую историю противостояния между условными христианами-полуязычниками и такими же мусульманами.
В 2012-2013 гг. здесь начались столкновения, причиной которых также можно считать религиозные противоречия (мусульмане здесь составляют меньшинство, а христиане- протестанты и католики – подавляющее большинство, и мусульманские группировки атаковали столицу, обвиняя власти в нарушении своих прав). В 2013 году мусульманские боевики свергли президента, который улетел якобы для политических консультаций в соседний Чад и остался там.
Франция, как бывшая метрополия, опасались геноцида христианского населения которое создавало свои отряды сначала для защиты, а затем и для нападений на мусульман; христианские боевики совершали не менее дикие преступления в ЦАР, чем их противники. Именно Франция инициировала введение миротворцев еще в 2012—2013 гг., что удержало ЦАР от массовых убийств. Уже описанный случай демонстративного каннибализма был зафиксирован в ЦАР в 2014 году. В сюжете BBC про этот случай говорилось, что гражданское население Центральноафриканской республики настолько обозлено и пропитано страхом и ненавистью, что никто не будет защищать других.
Например, вот цитата из доклада Генсека ООН по поводу ситуации в ЦАР (2014 год).
«Серьезную обеспокоенность вызывают грубые нарушения прав детей, в частности сообщения об их вербовке вооруженными группами. Хотя точные цифры назвать сложно, имеющиеся данные позволяют предположить, что, по оценочным данным за март 2013 года, в рядах «Селеки» (вооруженные отряды мусульман, - ред.) насчитывалось 3500 детей, к сегодняшнему дню число детей, предположительно связанных с вооруженными группами, увеличилось и может составлять до 6000. По имеющимся данным, вербовку детей ведут и элементы «Антибалака» (отряды христиан, - авт). Медицинские учреждения и школы по всей стране подвергаются разграблению и во многих случаях остаются закрытыми, что лишает детей доступа к образованию и медицинским услугам».
В этом же докладе говорилось, что в гуманитарной помощи нуждаются 2,5 млн человек – половина населения страны, и что ООН рассматривает 2 варианта – либо рекомендовать мусульманам в целях сохранения жизни покинуть южные территории и сосредоточиться на северо-востоке, и согласиться на разделение страны по религиозному принципу, или оставаться в своих городах и рисковать жизнью, пусть и под охраной ООН. На тот момент ЦАР занимала 180 место в списке 186 стран по Индексу развития человеческого потенциала, и в 2014 году уровень жизни там продолжал снижаться.
«Кризис затронул соседние страны, - говорилось в докладе, - в которые в поисках убежища перебралось более 288 000 жителей Центральноафриканской Республики, в том числе почти 54 600 с декабря 2013 года. Продолжают поступать сообщения о присутствии в Центральноафриканской Республике иностранных комбатантов, включая элементы «Боко Харам» («Боко Харам» – аналог «Исламского государства», которая терроризирует население в Нигерии и пытается установить там шариат, - ред.) и других, которые прибыли из Дарфура и других регионов. Прекращение функционирования органов государственной власти и совершение преступлений против мусульманского меньшинства создают условия, которые могут использовать в своих интересах экстремистские группы внутри субрегиона и за его пределами. Для содействия обеспечению долгосрочной стабильности и экономического развития в Центральноафриканской Республике крайне важно не позволить этим группам воспользоваться нынешним хаосом и создать свой плацдарм в этой стране».
Прочитать доклад Генсека полностью можно на сайте ООН.
В 2015 году в ЦАР начался процесс примирения, некоторые группировки пошли на переговоры с правительством, однако ситуация в стране продолжает оставаться бедственной, и ООН планирует увеличить контингент еще на 900 человек.
Либерийский прецедент
Единственная африканская страна, где в миротворческом контингенте присутствовали украинские военные – это Либерия. Сейчас миссия ООН там подходит к концу и персонал постепенно выводят. В 2012 году бывший Президент Либерии Чарльз Тейлор был осуждён специальным судом ООН на 50 лет тюрьмы за совершение военных преступлений. Это прецедент: впервые после Нюрнберга глава государства предстал перед судом за совершенные в ходе каденции злодеяния. Тейлор не только разрушил институты государства в самой Либерии, но превратил в кровавую клоаку еще и соседнюю Сьерра-Леоне.
Война в Либерии продолжалась с 1989 года, и до 1994 африканские страны пытались урегулировать ситуацию самостоятельно.
Либерия отличается от общеафриканского контекста. Если большинство проблемных государств вспыхнули после начала деколонизации и ухода европейских метрополий, которые поддерживали там что-то похожее на порядок, то государство Либерия было образовано репатриированными в Африку американскими рабами и стало первой республикой на континенте. Там исторически говорят по-английски, общественная структура была скопирована с США, конечно, с учетом местного колорита. Чарльз Тейлор – бывший либерийский диктатор и один из идеологов резни в Либерии – выходец из этнически смешанной семьи, получил американское образование, однако это ничем не помогло Либерии.
Чарльз Тейлор после получения диплома США вернулся в Либерию и начал работать в администрации президента, который незадолго до этого совершил военный переворот, убил своего предшественника и захватил власть. Вскоре Тейлор был уличен в коррупции, обвинен в похищении $1 млн и сбежал в США, где был арестован и осужден. После этого он довольно странным образом «бежал» из тюрьмы и оказался в Ливии, в лагере подготовки боевиков Муаммара Каддафи. Уже в ходе расследования обстоятельств войны, на заседании Комиссии правды и примирения, один из полевых командиров Тейлора сказал, что спецслужбы США специально выпустили Тейлора, чтобы тот совершил переворот в стране, так как действовавший на тот момент президент Либерии их не устраивал.
После обучения в Ливии он собрал в соседнем Кот-д`Ивуаре армию «Национальный патриотический фронт Либерии» и вторгся с ней в свою страну. Вскоре отколовшаяся от Тейлора группировка после публичных зверских пыток убила президента Либерии, и сторонники убитого президента продолжили войну. В каждой группировке происходили жесткие внутренние этнические и политические конфликты за контроль над экономическими и природными ресурсами.
Совбез ООН в 1992 году установил эмбарго на продажу оружия в Либерию, однако его легко можно было обойти, в Либерии было много оружия в том числе произведенного в США и СССР.
В 1993 году было подписано мирное соглашение, и ООН ввела в страну военных наблюдателей. Уже в 1994 году количество враждующих между собой группировок увеличилось до 7 и понять, кто за кого воюет, становилось все сложнее. Проведение выборов стало возможным только в 1997 году и победил на них тот самый Чарльз Тейлор. Его приход к власти ситуацию в стране не стабилизировал, потому что он продолжал убивать и грабить своих врагов. В 1999 году еще одна банда вторглась в Либерию из Гвинеи и страна погрузилась в тотальный хаос.
В 2001 году против Тейлора были введены санкции, и его обвинили в поддержке конфликта в соседней Сьерра-Леоне – туда он поставлял оружие взамен на алмазы. Группировки, которые обеспечивали трафик оружия и алмазов совершали в Сьерра-Леоне нечеловеческие преступления, вроде отрубания конечностей детям, казни беременных женщин и каннибализм в отношении побежденных врагов, о чем со всеми подробностями рассказывали потом в суде бывшие полевые командиры Тейлора.
В 2003 году ООН ввела миротворцев в Либерию, Специальный трибунал по Сьерра-Леоне выдал международный ордер на арест президента Тейлора, которого обвиняли в пытках и массовых убийствах. В ответ Чарльз Тейлор согласился «мирно передать власть», ушел в отставку и сбежал в Нигерию, где, не скрываясь, жил до 2006 года. ООН требовала у Нигерии выдать Тейлора, и только под угрозой экономических санкций бывший диктатор оказался в зале суда в Голландии. В том же 2006 году его сын был арестован при попытке въехать в США по поддельным документам, а позже осужден на 80 лет тюрьмы за военные преступления в Либерии и Сьерра-Леоне. В 2012 году и сам Тейлор признан виновным в соучастии преступлений против человечности в Сьерра-Леоне и приговорен Гаагским судом к 50 годам тюрьмы, притом, что его «подвиги» в Либерии судом не рассматривались.
По официальным данным ООН, война в Либерии унесла около 150 тыс. жизней, привела к полному разрушению государства. Беженцами стали около 1 миллиона человек. Для понимания – все население Либерии – около 5 млн. Контингент ООН в Либерии в 2003 году составил 15 тыс. чел – военных, полицейских и наблюдателей, сейчас их осталось около 1 тыс. Фактически все это время миротворцы занимались восстановлением государства. Интересно, что бывшая жена Тейлора сейчас является вице-президентом Либерии – заняла второе место на президентских выборах.
Гаити и местный «Янукович»
На фоне африканского ада миротворческие миссии на Гаити и Ближнем Востоке выглядят по-другому.
Президента Гаити Жана Аристида впервые отстранила от власти в 1991 году военная хунта, но тогда за Аристида заступились США, проведя операцию по «поддержке демократии». Выражалась эта поддержка в том, что несколько кораблей ВМС США вошли в территориальные воды Гаити, а затем на территорию страны высадилась морская пехота. Аристид вернулся к работе, и до 1995 года руководил страной. С 1996 года на Гаити присутствовал международный контингент, который занимался реформированием и обучением локальной полиции, миссия продолжалась до 2000 года.
После четырехлетнего перерыва, в 2000 году, Аристид повторно выиграл президентские выборы. Со второй попытки ему удалось дольше продержаться на должности. В 2003 году лидера местной бандитской группировки «Армия каннибалов», которая терроризировала противников Аристида и поддерживала президента, нашли убитым, Аристид ослаб и атака на него не заставила себя ждать. В 2004 году оппозиция обвинила его в коррупции. На тот момент поддержку США он уже потерял. Оппозиция вооружилась и заняла крупные города Гаити, начались грабежи и мародерства. В 2004 году Аристид был вывезен армией США за пределы страны, это был единственный способ спасти ему жизнь и попытаться стабилизировать ситуацию.
ООН в феврале 2004 года приняла резолюцию относительно введения контингента ООН на территорию страны, в тот же день туда прибыли американские, французские, аргентинские и другие военные. За это время на Гаити были зафиксированы ряд инцидентов, которые значительно вредят репутации ООН – сексуальное насилие миротворцев со Шри-Ланки над местными детьми и распространение холеры из Непальского лагеря миротворцев. Оба факта были признаны Генсеком ООН, второй определен как «моральная ответственность».
В 2016 году Гаити критически пострадала от урагана «Мэтью». Сейчас на Гаити работает миссия ООН по поддержке правосудия, и состоит из 1,3 тысячи полицейских и 350 человек гражданского персонала.
Индия VS Пакистан, Ближний Восток, Кипр и Косово
Об азиатских, европейских и ближневосточных конфликтах в Украине известно больше, поэтому на них так подробно останавливаться не будем. ООН здесь присутствует на линии разграничения между Индией и Пакистаном, на границах Израиля, демаркационной линии на Кипре и в Косово.
Вокруг Израиля работают 3 миссии ООН. Самая давняя - с 1948 года - миссия ООН по наблюдению за соблюдение перемирия между Израилем с одой стороны и Египтом, Сирией, Иорданией и Ливаном – с другой стороны. Здесь сейчас задействованы 375 человек с годовым бюджетом в $69 млн. С 1974 года работает наблюдательная миссия на израильско-сирийской границе на Голанских высотах (1100 человек, $57,5 млн в год).
Самая дорогостоящая миссия ООН – в зоне конфликта между Ливаном и Израилем, который продолжается с 1978 года. Тогда военизированные группы мусульман начали использовать территорию Южного Ливана для совершения нападений на Израиль. Ливан отрицал свою причастность к этим операциям, но Израиль ввел войска и взял под контроль Южный Ливан, туда же вошла и миссия ООН.
В 1982 году израильские войска дошли до столицы Ливана. Фактически Израиль сохранял там военное присутствие до 1985 года, вывел свои войска в 2000 году, но ненадолго. В 2006 году с территории Ливана территория Израиля была обстреляна ракетами террористическая группировка Хезболла, атака сопровождалась и наземным рейдом. Израиль ответил авиацией и наземной операцией. Все это время миссия ООН вела фактически только наблюдение и оказывала местным жителям гуманитарную помощь. После событий 2006 года миссия ООН была расширена с 2 тыс. чел до 15 тыс. чел.
С 1949 года миссия ООН следит за соблюдением перемирия между Пакистаном и Индией в штате Джамму и Кашмир, который начался сразу после деколонизации и разделения стран. Фактически штат поделен на 3 части, южную и юго-западную контролирует Индия, северо-западную и северную – Пакистан, а небольшую часть на северо-востоке – Китай. За это время в штате было несколько кровавых военных обострений, (Индо-пакистанские войны), однако политически диалог между Индией и Пакистаном не продвигается.
На Кипре миссия ООН работает с 1964 года. Проблема объединения острова (или разъединения и признания этого факта), выплат компенсаций никак не решается политически, однако, обстановка там спокойная, в том числе благодаря миротворцам ООН. Присутствие около 1 тыс. миротворцев на Кипре обходится ООН в $57 млн. в год.
Косово – это последняя острая проблема большой войны в Югославии 90-х годов прошлого столетия. Край, населенный этническими албанцами, где сербы в меньшинстве, оставался в составе Сербии. В 2008 году парламент Косова, где этническая квота в 100 мест из 120 принадлежит албанцам, провозгласил независимость в одностороннем порядке, что вызвало беспорядки, инициированные косовскими сербами. Независимость Косова признали, в частности, США, Франция, Великобритания, Италия, и Германия (всего количество признавших уже давно превысило 100). Отказались признать, в том числе, - Россия, Китай, Кипр и Украина.
В 2010 году Международный Суд ООН признал, что провозглашение независимости Косова не противоречит нормам международного права, однако полноценной страной Косово станет еще не скоро. Сейчас в Косово около 4,7 тыс. представителей миссии ООН, большинство из которых – полицейские, годовой бюджет – почти $38 млн.
Миротворческие операции ООН – это дорого и долго, и конечно же, не гарантирует никакого результата. Годами присутствие миссий на спорной территории штата Кашмир, Ближнем Востоке и на Кипре помогало в разных случаях, только стабилизировать ситуацию, оказывать помощь гражданскому населению в зоне конфликтов, что уже само по себе много значит. При этом ситуацию Европы и африканских стран сравнивать, конечно же, нельзя. Однако опыт ООН на всех континентах свидетельствует о том, что без политической воли лидеров и самих обществ решить проблемы невозможно.
Экс-генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен в своем исследовании «Сможет ли ООН восстановить единство Украины?», опубликованный в середине февраля, оценивал минимально необходимый в Украине контингент в 20 тыс. человек в том числе от 2 до 4 тыс. – гражданский персонал из стран, которые не являются членами НАТО. Такой контингент – это годовой бюджет около $1 млрд, и при этом в докладе Расмуссена все равно речь шла об имплементации Минских соглашений, что довольно сомнительно для Украины в точки зрения перспектив завершения конфликта.
Проблема и особенность Украины в том, что конфликт на Донбассе не является ни межэтническим, ни религиозным, ни даже социально-политическим. Это чисто политтехнологический инструмент, созданный Россией для давления на Украину и решения собственных геополитических и военных задач. Учитывая, что Россия не признает своего участия в конфликте, а Украина не признает так называемые "ДНР"-"ЛНР", процесс международного посредничества в прекращении этой войны заходит в тупик. Поэтому, реальность перспективы введения на Донбасс миротворцев или Временной международной администрации ООН, пока не будет политической воли Кремля, очень и очень зыбка.
Марина Воротынцева, Цент исследований социальных перспектив Донбасса