Популярні приколи

відео

хочу сюди!
 

ИРИНА

50 років, водолій, познайомиться з хлопцем у віці 45-54 років

Что же побудило Джонатана Эдвардса написать публикуемую книгу

  • 29.03.10, 21:17

Благочестивому читателю предлагается впервые переведенная на русский язык небольшая по объему книга знаменитого богослова конгрегационалистской церкви Соединенных Штатов Америки колониального периода Джонатана Эдвардса (1703-1758), впервые опубликованная на английском языке в 1741 году.

Приводим краткие сведения об авторе книги Джонатане Эдвардсе, а также об обстоятельствах и причинах, побудивших автора написать ее. Джонатан Эдвардс, конгрегационалистский проповедник из Западного Массачусетса, считается одним из самых известных богословов XVIII века и, возможно, самым знаменитым священником колониального периода истории Соединенных Штатов Америки.

Он родился в 1703 г. в г.Ист-Виндзор на северо-востоке США, то есть районе, называемом Новой Англией, в котором обосновались пуритане, переселенцы из Англии, которые создали там свои колонии и в религиозных вопросах придерживались абсолютной преданности кальвинизму. Так как церковное управление пуритан осуществлялось в рамках отдельных конгрегации, такие пуританские церкви получили название конгрегационалистских. Конгрегационалистская церковь в колонии "Новая Англия" была признана государственной.

Получив духовное образование, Джонатан Эдвардс некоторое время работал приходским священником, затем в течение трех лет преподавал в Иельском колледже. С 1727 года он снова работает священником и преподавателем богословия в г. Нортхемптон. Во время его служения в этом городе началось так называемое Великое Пробуждение.

Что же побудило Джонатана Эдвардса написать публикуемую нами книгу? В основе этой книги - его личный опыт, как пастора и проповедника Евангелия. Он был свидетелем обращения к Богу очень большого количества людей, которые были уверены в прощении своих грехов. К своему великому прискорбию Эдвардс обнаружил, что по прошествии некоторого времени многие из этих людей вернулись к своей прошлой греховной жизни. Он начал рассуждать о причине этого явления и пришел к выводу, что эти люди были обмануты сатаной, который для более успешного их обольщения подражает работе Бога (1Иоан.4:1). И в своей книге Джонатан Эдвардс показывает различие между работой Духа Истины и духа заблуждения. Особое внимание он акцентирует на вопросе: как узнать работу Духа Божьего? Он подробно говорит о действиях Духа Святого в душе человека, таких, как сознание греховности, обращение к Богу, вера и ее благословенные плоды.

Что подразумевает апостол, говоря: "мир" или "то, что в мире"? Это мы узнаем из его собственных слов во второй главе этого же Послания: "Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей; ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего" (1Иоан.2:15-16). Таким образом, под словом "мир" апостол подразумевает все, что подчинено интересам греха, и охватывает этим словом все проявления греховной испорченности и все похоти человека, а также все те действия и предметы, посредством которых они получают греховное удовлетворение.

Руководствуясь тем, что сказал апостол, мы можем с уверенностью определить: если дух, действующий среди людей, ослабляет внимание человека к удовольствиям, выгодам и почестям мира; отворачивает их сердца от слишком усердного стремления иметь все эти мирские атрибуты; наполняет душу человека глубокой заинтересованностью своим будущим положением и вечным счастьем; открывает ум человека к пониманию Евангелия и наталкивает его на серьезное искание Царствия Божия и Его правды; а также способен показать человеку весь ужас греха, и то чувство вины, которое он приносит с собой, и то бедствие и горе, в которое он ввергает человека - такой Дух может быть только Духом Божиим.

Невозможно себе представить, чтобы сатана стал убеждать людей в том, что они находятся во грехе, и пробуждать их совесть. Его целью ни в коем случае не может быть то, чтобы в душе каждого грешника ярче засиял светильник Господень и открылись уста того представителя Бога в душе человека, каким является совесть.

Что бы диавол ни делал, в его интересах усыпить совесть и заставить ее молчать. Открытые глаза и уста проснувшейся и заговорившей в душе человека совести мешают осуществлению его темных замыслов, навсегда расстраивают его дело, противодействуют его интересам и лишают его спокойствия, потому что диавол больше не сможет при таком состоянии человека управлять его душой.

Станет ли диавол, имея цель полностью подчинить человека греху, - принимать совсем другое направление, чтобы прежде просветить и пробудить его совесть, чтобы человек мог увидеть весь ужас своего греха, устрашиться и осознать свое жалкое состояние и великую нужду в освобождении от вины? Станет ли диавол побуждать людей к тому, чтобы они были более осторожными, проницательными и бодрствующими, т.е., чтобы они могли различать греховное и негреховное и избегать грехов в будущем; чтобы они боялись сатанинских искушений и были более осторожными, оберегая себя от них? На каком же основании некоторые люди, зная, что Дух пробуждения в Новой Англии производит именно такие действия, утверждают, что этот Дух от диавола?

Возможно, некоторые и могут сказать, что диавол тоже способен пробуждать совесть людей, чтобы потом обмануть их и внушить им мысль, что они являются объектами спасительной работы Духа Божьего, в то время как на самом деле они пребывают в злобе и страдании. На это можно возразить, что труднее всего обмануть того человека, который имеет пробужденную совесть и, наоборот, легче всего диавол может ослепить того, у кого совесть сонная, бесчувственная, притупленная. Чем более чувствительна совесть у души, ищущей своего исцеления, тем труднее ее успокоить, не исцелив ее при этом на самом деле.

Чем чувствительнее совесть по причине осознания ужаса, который несет с собой грех, и огромной тяжести своей собственной вины, тем труднее ей успокоиться в собственной праведности или получить умиротворение, находясь в духовной темноте. Того человека, который основательно напуган сознанием грозящей ему опасности и своего жалкого положения, нелегко усыпить лестью и заставить поверить в безопасность, когда на это у него нет веских оснований. Пробудить совесть человека, убедить его в пагубности греха невозможно, если ставить перед собою цель утвердить грех в его жизни. Это возможно только в том случае, если решительно отрезать все пути для пребывания греха и, соответственно, сатаны в душе человека.

Поэтому утверждение о том, что Дух, который действует таким образом, не может быть духом диавола, звучит очень убедительно. Ибо это следует и из слов Христа, Который, конечно же, знал, каким образом можно установить, что те или иные действия производит Бог, а не диавол. Христос сказал фарисеям, утверждавшим, что Дух, Которым Он творил Свои дела, является духом диавола, следующие слова: "Если сатана сатану изгоняет, то он разделился сам с собою: как же устоит царство его?" (Матф.12:25-26).

Поэтому если мы видим людей, осознающих ужасную природу греха и неблаговоление Бога к ним из-за их греховной жизни; обеспокоенных своим собственным несчастным, жалким состоянием, каковым оно и является; серьезно озабоченных своим вечным спасением; ощущающих свою нужду в Божьей милости и помощи, а также занятых ее поисками и употребляющих все средства, указанные для этого Богом, - то мы с уверенностью можем заключить, что влияние, под которым находятся эти люди, исходит от Духа Божьего, какими бы внешними эффектами сокрушения или радости оно не сопровождалось: громким воплем или плачем, слабостью в теле или повержением в сокрушенном состоянии на землю, и другими подобными проявлениями, выражающимися в том или другом положении их тела и состоянии их души.

Еще более обильно влияние Духа Божьего проявляется в том случае, если человек полностью порывает в своем сердце со всем мирским, отворачивается от плотских похотей, удаляется от мирских целей, побуждаемый к этому осознанием великолепия всего божественного и жаждой духовных наслаждений, исходящих из невидимого мира, и обещанных нам в Евангелии.

*********************************************************************

Если некоторые христиане, которые когда-то стремились достичь великой цели, все же впали в грубые заблуждения или стали творить позорные дела, то это не дает еще основания для того, чтобы вообще отрицать действие силы Божией на этих людей. Наличие подделок Истины не говорит еще о том, что не существует сама Истина, и во время реформации всегда необходимо предполагать, что подобные случаи обязательно будут иметь место.

История Церкви свидетельствует, что ни одно великое возрождение веры не обошлось без подобных примеров. Бессчетное количество случаев отступничества было налицо даже в апостольские дни. Одни люди впадали в грубые ереси, другие занимались мерзкими и постыдными делами, хотя сами, казалось бы, в свое время стали объектами работы Духа Божьего и принимались в общение, как братья и сотрудники тех, кто был истинно верным Богу. Никто из них даже не подозревался в отступлении, пока они сами не отошли от Церкви. Среди них были выдающиеся личности христианской Церкви - учителя и служители, которых Бог наделил удивительными дарами Святого Духа. О таковых говорится в начале шестой главы Послания к Евреям.

Еще один пример тому - Иуда, один из двенадцати апостолов. Он в течение длительного времени постоянно находился среди учеников Христа, в тесном общении с ними, то есть имел общение с действительно опытными духовно людьми. Тем не менее, он не был раскрыт как предатель и даже не был под подозрением до тех пор, пока сам не выдал себя своим омерзительным поступком. Внешне Иисус так относился к Иуде, словно тот был истинным учеником: облек его властью апостола; наделил удивительными дарами Духа и посылал на проповедь Евангелия. Христос не взял на Себя роль всеведущего Судьи и сердцеведца, хотя Сам Христос был служителем Своего Небесного Отца, но поступал с Иудой так, как должен поступать каждый служитель видимой Церкви. Поэтому Он не отверг Иуду прежде времени, пока тот не показал своим гнусным предательством, кто он на самом деле.

На этом примере Господь показывает наставникам и управителям в церкви, что им также не нужно брать на себя роль сердцеведцев, а руководствоваться в своих рассуждениях только тем, что является явным и очевидным.

Были случаи отступничества даже среди тех, кто почитался особо исполненным благодатью Духа Божьего. Примером такого рода отступников можно, вероятно, назвать Николая, одного из семи диаконов Иерусалимской церкви. В то время, время необычного излияния Духа, на него с уважением смотрели христиане Иерусалима, как на человека, исполненного Духом Святым. По этой причине Николай был избран великим множеством христиан на служение, о котором говорится в Деяниях Апостолов (Деян.6:3-5), однако впоследствии отпал и возглавил, как утверждает предание, секту развращенных еретиков, ведущих безнравственный образ жизни и названных, по его имени, сектой "николаитов" (Откр.2:б,15).

Есть, однако, предположение, что николаиты просто использовали имя Николая, но сам он не поддерживал их чудовищные заблуждения.

Во время Великой Реформации, происходившей в лоне католической церкви, также велико было число тех, кто на некоторое время, казалось, присоединился к движению реформ, однако затем впал в самые грубые и нелепые заблуждения и стал вести отвратительный и безнравственный образ жизни.

В особенности необходимо отметить, что в те времена, когда на земле происходят великие излияния Духа Святого, чтобы оживить христиан; скую Церковь, имеется значительное число таких людей, которые, якобы, принимают искреннее участие в евангельском труде, но только на время, а затем отпадают, уклоняясь в различные причудливые и нелепые учения, вульгарное исступление, похваляясь при этом, что они, как им кажется, достигли высокого уровня духовности и совершенства, а также осуждая и порицая других христиан, как, якобы, плотских и недуховных.

Так было с гностиками в апостольское время, так было и с различными сектами в период реформации. Это отмечает в своей книге "Духовное очищение" Энтони Бергес: "Первые достойные реформаторы, славные орудия в руках Божьих, оказались в сложном противостоянии, обвиняемые с двух сторон. Им пришлось иметь дело не только с религиозными формалистами и традиционными папистами, - с одной стороны, но и с теми, кто претендовал на более высокую духовную просвещенность, чем у реформаторов, - с другой стороны. Их называли буквалистами, как людей хорошо знакомых с буквой Писания, но не имеющих ничего общего с Духом Божьим. Куда бы истинное христианское учение не приходило, пробивая себе путь и вытесняя папство, там вскоре объявлялись буквалисты, подобно плевелам, вырастающим среди хорошей пшеницы. Вследствие этого возникли великие разделения и в глазах некоторых людей в мире реформация сделалась отвратительной и ненавистной. Эти люди (то есть буквалисты) подобны червям и пресмыкающимся, выползающим из-под земли, согретой солнцем. Нападая на Лютера, они обвиняли его в том, что он провозглашает плотское Евангелие."

Однако, некоторые лидеры тех необузданных фанатиков первое время почитались истинными реформаторами и были особенно глубокоуважаемыми.

Так было в Англии в то время, когда преобладало живое христианство, во дни короля Чарльза I и Оливера Кромвеля, в период междуцарствия. Те дни изобиловали подобными явлениями. То же самое наблюдалось и в Новой Англии, в ее наиболее благословенные дни, когда широко процветало благочестие.

Итак, сеяние диаволом подобных плевел не доказывает еще, что истинная работа Духа Божьего не может совершаться в этом мире чудесным образом.

Глубоко заблуждаются те, кто здесь, на земле, смело берется определять, кто является искренним верующим, а кто - нет; кто берется проводить разделительную черту между истинными святыми и лицемерами и отделять "овец" от "козлов", да еще и ставить одних "по правую", а других - "по левую сторону"; кто хочет раньше времени "выдернуть" плевелы, растущие среди пшеницы. Многие из слуг были готовы считать себя вполне подходящими для такой работы и предлагали свои услуги своему Господину, но Он сказал: "Нет, чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы; оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в связки, чтобы сжечь их; а пшеницу уберите в житницу мою" (Матф.13:29-30). Этот запрет Господина жатвы соответствует вышеупомянутому запрещению Апостола: "Не судите никак прежде времени" (1Кор.4:5).

В этой притче слуги, заботившиеся о пшенице, несомненно, являются теми же слугами, которые заботились и о плодах виноградника (см. Лук. 20гл.) и были также названы в Евангелии "слугами Господина жатвы", назначенными Им для того, чтобы быть "делателями" на Его жатве (см. Матф.9:37-38). Мы узнаем в них служителей Евангелия. В настоящее время исполняется то, о чем говорит эта притча из 13 главы Евангелия от Матфея: "когда же люди спали" (прообраз долгого сна церкви и ее мертвого состояния) "пришел враг Его и посеял между пшеницею плевелы" (Матф.13:25). Сейчас наступило время, когда "взошла зелень" (Матф. 13:26), то есть время возрождения веры. И в настоящее время, как и в притче, некоторые из слуг, заботящихся о поле, говорят: "хочешь ли, мы пойдем выберем их?" (Матф. 13:28). Я знаю, что у людей, которые думают о себе, что они обладают некоторым опытом жизни веры, имеется большая склонность считать себя способными определять состояние других людей на основании коротких бесед с ними. Однако, мой личный опыт научил меня тому, что такая склонность ведет к ошибкам.

Ранее я и представить себе не мог, что сердце человека может быть таким непостижимым. Я стал, с одной стороны, менее сострадательным, но, вместе с тем, порою стал сострадать больше, чем ранее. Я понял, что у людей с нечистой совестью есть много лицемерных проявлений, которые, на первый взгляд, придают им привлекательный вид истинного благочестия. Я также понял, что у Божьих людей в гораздо большей степени, чем я полагал раньше, проявляются остатки греховности, и это делает их похожими на плотских людей, формалистов и духовно мертвых лицемеров.

Чем дольше я живу, тем меньше удивляюсь тому, что испытание сердец сынов человеческих Бог оставил только в Своей власти, определив, что это испытание произойдет только во время Жатвы. Я желаю преклониться перед мудростью Божией, Его милосердием ко мне и ко всем, мне подобным, и поблагодарить Его за то, что Он не вверил это великое дело в руки такому бедному, слабому и близорукому созданию, как человек, которому в огромной степени присущи духовная слепота, гордость, лицеприятие, предубеждение, лживость, - но вверил это Христу, Который бесконечно более подходит для этой цели, и сделал это Его прерогативой.

Рассуждая о других христианах и делая собственные заключения об их жизни, мы должны самым определенным образом запретить себе думать о том, что они не являются драгоценными детьми Божиими. Мы обязаны и даже вынуждены быть исполненными всякого милосердия к ним.

Мы должны позволить Священному Писанию быть твердым основанием для нашей жизни, ибо Писание определяет всякое внутреннее проявление у святых, относящееся к их духовной и божественной жизни, как нечто сокрытое от глаз человеческих (см. Кол.3:3-4): они питаются "сокровенной манной", - духовной пищей, неизвестной другим; окружающие не могут каким-либо образом заглянуть в их сердце и понять их радости. Украшением всякого истинного христианина, является "сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом" (1Пет.3:4), но сокрыто от посторонних глаз. Новое имя, данное Христом каждому из нас, никто не знает, кроме того, кто его получает (Откр.2:17).

Похвала для истинных, духовных израильтян, имеющих обрезание "по духу", исходит не от людей, но от Бога (Рим.2:29). Это означает, что их можно узнать и отличить, как истинных детей Израиля, потому что они имеют честь принадлежать к людям, которые от Бога. Эта мысль подтверждается и другими подобными выражениями апостола Павла - см. 1Кор.4:5. Здесь он говорит о принадлежащем только Богу праве делать заключения о том, кто является истинным христианином и что с этим человеком будет в день Суда, и добавляет: "и тогда каждому будет похвала от Бога".

Показателен пример Иуды. Долгое время он находился среди двенадцати апостолов, учеников Христа, бывших Его истинными последователями. Они не могли заподозрить Иуду в неискренности, пока он сам не раскрыл себя своим отвратительным предательством.

История Ахитофела также очень показательна. Давид ни в чем не подозревал его, хотя был очень мудрым и святым человеком, отличавшимся благочестием и хорошо знающим Писание. Он знал больше, чем все его учителя; больше, чем люди в древности, жившие до него; был зрелым по своему жизненному опыту и отличался величайшей трезвостью в своих суждениях. Давид был великим пророком и очень близко знал Ахитофела, считая его своим лучшим другом и самым желанным собеседником в делах веры. Но он не только не увидел в нем лицемера, но и полагался на него, как на благочестивого друга. Давид наслаждался духовными беседами с Ахитофелом, они были сладостны для него; он считал его богобоязненным человеком и поставил выше всех других мудрецов и советников в духовных вопросах. На самом же деле, Ахитофел не только не являлся святым, но оказался злым, жестоким и порочным человеком.

Об этом Давид говорит в своем псалме: "Злодеяние и бедствие посреди его. Посреди его пагуба; обман и коварство не сходят с улиц его. Ибо не враг поносит меня, - это я перенес бы; не ненавистник мой величается надо мною, - от него я укрылся бы: Но ты, который был для меня то же, что я, друг мой и близкий мой; с которым мы разделяли искренние беседы и ходили вместе в дом Божий" (Пс.54:11-15).

Мнение некоторых о том, что верующие имеют способность и право определять состояние души других христиан и, таким образом, открыто совершать деление на святых и фарисеев; что истинные святые должны находится в одном обществе, а лицемеры - в другом, и быть разделенными между собой стеной, которую воздвигли сами люди, ставшие вдруг несовместимыми, - является глубоко ошибочным. Ибо оно предполагает, что Бог дал людям власть устроить еще одну видимую церковь внутри той Церкви, которую Он Сам учредил на Земле, ибо судить о наличии Церкви можно только по ее видимым членам, - христианам, которых здесь, на земле принимают за таковых согласно их исповеданию. Никто не имеет права исключать кого-либо из числа видимой Церкви, - кроме тех случаев и по тем причинам, которые указал Бог в Священном Писании.

Я просил бы тех, кто проявляет истинное усердие для продолжения этой Божией работы, глубоко поразмыслить об этих обстоятельствах. Я убежден, что многие слушатели, в своем служении имеющие дело с душами людей и не прислушивающиеся к тому, что я говорю, с приобретением большего опыта прийдут к тому же мнению, что и я.

Служитель должен избегать споров с противниками

И еще одно, о чем я хотел бы умолять всех служителей Божиих, ревностно подвизающихся на славном поприще евангелизационной работы: избегайте чрезмерно жарких споров с противниками, не проявляйте слишком яростного усердия в защите истины, и, в особенности, не говорите так много о переживаемых Вами преследованиях со стороны противников в своих публичных проповедях и молитвах. Даже если бы эти преследования были в десять раз сильнее, чем сейчас, я думаю, все равно не стоит так много говорить об этом. Если христиане ведут себя, как агнцы, не склонные жаловаться и кричать, когда их обижают, они проявляют кротость по примеру нашего драгоценного Искупителя. Но христиане не должны быть похожими на свиней, которые громко визжат, если их кто-нибудь трогает.

Когда нас преследуют, мы не должны немедленно воспламеняться, подобно ученикам Христа, которые хотели призвать огонь с неба на самарян, не пускавших их в свои селения. Ревностным служителям Бога следовало бы глубже вникнуть в слова наставления, которые дал апостол Павел усердному служителю Господа Тимофею: "Рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобным, с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины, чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю" (2Тим.2:24-26).

Я в кротости посоветовал бы тем, кто любит Господа Иисуса Христа и хотел бы приблизить наступление Его Царствия, соблюдать то правило истинного благоразумия, которое оставил нам Господь. "Никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленой ткани; ибо вновь пришитое отдерет от старого, и дыра будет еще хуже. Не вливают также вина молодого в мехи ветхие; а иначе прорываются мехи, и вино вытекает, и мехи пропадают; но вино молодое вливают в новые мехи, и сберегается и то, и другое" (Матф.9:16-17).

Я боюсь, что в нашей стране есть места, где из-за нежелания пользоваться этим правилом теряется драгоценное вино. Я полагаю, что мы слишком ограничиваем себя в использовании разных методов и форм организации нашей церковной жизни, что может привести к вырождению веры и превращению ее в чистую формальность. Но я все же убежден, что какими бы благими и великими ни были нововведения, - они имеют тенденцию удивлять и шокировать человеческие умы, вводить их в непрерывные обсуждения и споры, что, в свою очередь, очень мешает распространению веры. У некоторых людей эти новшества могут вызвать противостояние истине, других уводят в сторону от нее, а многих просто озадачивают, вызывая сомнения и колебания. Нередко по этой причине верующие люди отвлекаются от своего великого дела служения и втягиваются в пустые бесполезные споры. Поэтому для нас лучше избегать того, что слишком далеко выходит за рамки обычной церковной практики, за исключением обстоятельств особой важности.

Мы должны следовать примеру истинного служителя Божьего апостола Павла, имевшего величайший успех в проповеди Евангелия; он пишет коринфянам: "Для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобресть Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобресть подзаконных; для чуждых закона, - не будучи чужд закона перед Богом, но подзаконен Христу, чтобы приобресть чуждых закона; для немощных был как немощный, чтобы приобресть немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых" (IKop. 9:20-23).

0

Коментарі