Знаменитой комедии Леонида Гайдая – 45 лет
- 25.11.13, 18:28
Сюжет «Бриллиантовой руки» основан на реальных событиях — идея возникла у Якова Костюковского (один из сценаристов) после прочтения в газете «За рубежом» заметки о швейцарских контрабандистах, пытавшихся перевезти ценности в гипсе. Насколько эффективен такой способ транспортировки, нам рассказал подполковник СБУ в запасе Андрей Лысюк: «О камуфляже в виде гипса за столько лет работы не слышал. Тайники были в авто, в багаже. Алмазы могут везти из Либерии и ЮАР в себе — в прямой кишке, желудке. Часто пытаются провозить алмазы в жидкостях, во флакончике духов, в бутылочке с питьевой водой. Кристаллы из-за коэффициента преломления в жидкости визуально неразличимы. Выявляют контрабандистов при помощи психосоматики: человек переживает и выдает себя. Если бы Горбунков не знал о том, что стал курьером, — не переживал бы на таможне. Это идеальный вариант».
Не дожидаясь, пока Семен Горбунков придет в себя, контрабандисты накладывают ему на руку гипсовую повязку, под которую спрятаны золотые и бриллиантовые украшения. Но сколько же их было, зритель так и не узнает. Однако, известный эксперт по ювелирному искусству Игорь Лобортас рассказал нам: «Думаю, таким способом можно было перевезти украшений с бриллиантами на 1000 каратов. Если большие камни, как в фильме, по 10 карат, — 100 камней. Один такой бриллиант — $0,5 млн. Значит, сумма $50 млн. Если мельче бриллианты — $ 25 млн. Одни бриллиантовые серьги могли стоить в рублях, как «Москвич» — 4000 рублей. В СССР приобрести такие украшения вполне мог позволить себе директор ГУМа или ЦУМа — бриллианты по стоимости квартиры для них были по карману».
Розовый халат, в котором герою Никулина устроила стриптиз роковая красотка Анна Сергеевна (Светлана Светличная), был продан в 2011 году с аукциона за 435 тыс. рублей ($14,5 тыс.) при стартовой цене 20 тыс. рублей. Светличная сказала нам, что и этот халат, и фраза «Не виновата я, он сам пришел!», и вообще ее роль были знаковыми для советского кинематографа: «Меня потом преподносили как самую сексуальную актрису в СССР, называли советской Бриджит Бордо. Не проходя школы стриптиза, я могла бы тогда, наверное, работать в кабаре стриптизершей. Но роль давалась мне непросто. Я — человек застенчивый, а нужно было сбрасывать бюстгальтер. Мою зажатость снял Юрий Никулин: «Не обращай ни на кого внимания, смотри только на меня. Я свой!»
ЧТО ЗА ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК, НА КОТОРОМ ГОВОРЯТ КОНТРАБАНДИСТЫ?
Максим Никулин приоткрыл нам эту тайну: «Хоть сценарий и писался под отца, он был не слишком им доволен. Каждый вечер он с Гайдаем садился и переписывал его. Многие шутки они придумали при мне. Например, тот шуточный язык — абракадабру, на которой говорят стамбульские контрабандисты». Кстати, Леонид Каневский, играющий одного из них, вставил в свою «иностранную» речь слово «березина» — это фамилия его будущей жены, дочери известного эстрадного комика Ефима Березина (Штепселя). А сам Леонид Гайдай, поссорившийся на съемочной площадке с Нонной Мордюковой, у которой был ну очень непростой характер, вложил в уста контрабандистов такое колоритное ругательство, как «мордюк».
СТАЛИ ЛИ ДЕТИ, КОТОРЫЕ СЫГРАЛИ У САМОГО ГАЙДАЯ, АКТЕРАМИ?
Увы, но нет! У Горбункова по сюжету было двое детей —
дочь и сын. Девочку сыграла Александра Силютина, которая впоследствии
стала стоматологом. А в 2011-м, когда ей было 47 лет, она выбросилась с
8-го этажа больницы (у нее было расстройство психики). А мальчика (того
самого, что выстрелил из пистолета в глаз мироновскому Геше) — Дмитрий
Николаев, он окончил режиссерский факультет ГИТИСа, сейчас ему 53 года,
работает режиссером на двух радиостанциях в Москве. И даже для
настоящего сына Юрия Никулина — Максима, который в 12 лет снялся в
«Бриллиантовой руке» в роли «мальчика, идущего по воде», это была первая
и последняя роль. Он стал журналистом, а в 90-е, когда убили
финансового директора в цирке отца, занял там должность
директора-распорядителя. Никулин-младший, которому сейчас 57 лет,
рассказал нам, чем ему запомнились съемки у Гайдая: «По фильму Андрей
Миронов больно бьет меня по мягкому месту. Пять дублей я испортил, а
шестой — там, где Миронов мне ввалил по-настоящему, — Гайдай оставил. Я
уже знал, что к детям на съемках — взрослое отношение, кино никого не
щадит».
Почему поездка за границу была таким событием, и почему нельзя было поехать всей семьей
В Советском Союзе за кордон пускали немногих граждан, которые
безупречно ответили на вопросы анкеты, вроде таких: «Были ли ваши
родственники на оккупированной территории во время Великой
отечественной?», «Были ли ваши родственники в заключении» и т. д. КГБ
тщательно проверял личные данные граждан, опасаясь, что те могут
остаться «за бугром». Особенно трудно было попасть в капиталистическую
страну, а Горбунков отправляется как раз в капиталистическую Турцию.
Такая путевка стоила от 600 рублей. Старший экономист с зарплатой
порядка 250 рублей мог бы накопить на путевки и для всей семьи, но с
женой и детьми его вряд ли выпустили бы: оставшиеся дома родственники
были гарантией того, что турист вернется домой. К каждой тургруппе из 20
человек обязательно был приставлен агент КГБ, который составлял отчет о
поведении своих подопечных. Кстати, делами по контрабанде мог
заниматься только Комитет, а не милиция, как показано в фильме. Даже к
съемочной группе «Бриллиантовой руки» был приставлен капитан КГБ.
Подполковник СБУ в запасе Андрей Лысюк нам рассказал: «Комитет имел
тогда неограниченные возможности и курировал все сферы деятельности.
Лейтенант комитета был уполномочен отдавать приказы майору Вооруженных
сил или полковнику милиции. КГБ был непосредственно связан с высшим
руководством страны». Тем не менее Гайдай смело пародирует самую грозную
организацию в СССР. Два одинаковых таксиста на вопросительный взгляд
Горбункова замечают: «Так надо». Диалог полковника и капитана: «Теперь
такое предложение...» — «Не стоит» — «А может, нужно...» — «Не нужно» —
«А хотя бы...» — «Это попробуйте». В советской литературе только Михаил
Булгаков спародировал комитетчиков в романе «Мастер и Маргарита» (сцена
перестрелки особистов с котом Бегемотом на люстре). За экранизацию
Булгакова, к слову, Гайдай примется в 1973-м и сделает кинохит «Иван
Васильевич меняет профессию».
Зачем за границу советские туристы брали водку
Советские туристы могли поехать за рубеж, имея при себе только $30. И
то эти 30 баксов им меняли лишь накануне поездки по курсу 1 к 0,75.
Поэтому они часто брали с собой товар, который можно было сбыть с рук. В
первую очередь водку и шампанское (максимум, две бутылки). Таким
образом, можно было купить дефицитную немецкую или японскую магнитолу за
$60.
Зачем покупать билетов пачку, чтобы получить какую-то водокачку
Во времена дефицита товаров за ценную услугу или вещь нужно было
приобрести в нагрузку ненужную. Гайдай стебется над этим явлением: в
фильме пародируется рекламный слоган относительно лотерейных билетов.
«Кто купил билетов пачку, тот получит...» — «Водокачку».
Почему женский халат надо было покупать тайно
Тотальный дефицит на товары порождал спекуляцию. Нужную вещь продавали
тайно, из-под полы, втридорога. Героиня Светланы Светличной не
спекулянтка, но ситуация с ней близкая: «Пойдемте ко мне, у меня есть
халатик такой, какой вам нужно...»
Коментарі