Новичкам по внешнеэкономической деятельности
- 06.03.11, 22:00
Заключение договора
1. Договор составляется на двух языках по стандартной форме. На Украине эти договора составляются по форме, утвержденной Приказом № 201 от 06.09.2001 Міністерства Економіки та з питань Європейскої інтеграції України. В договоре должны быть обязательные пункты: 1) Наименование сторон, участников сделки; 2) Предмет договора (контракта); 3) Базисные условия поставки; 4) Цена ; 5) Условия платежа; 6) Санкции и рекламации (штрафы, претензии); 7) Юридические адреса и подписи сторон.
Дополнительные пункты включают в себя вопросы качества, страховки, гарантии, упаковки и др. Типовые договора можно найти в Интернете.
Обычно договор печатается на одном листе формата А4 на двух языках: на левой стороне страницы- язык Продавца, на правой стороне страницы – язык Покупателя, или (если договор на услуги) язык Исполнителя и язык Заказчика. Страницу листа А4 лучше использовать в альбомном положении, т.е. развернуть лист на 90град.
2. Договор считается заключенным, если на нем имеются подписи-оригиналы обеих сторон. Это несколько усложняет процесс, так как вначале вам надо согласовать черновик договора по электронной почте с иностранным партером, затем отослать ему два экземпляра договора, подписанного вами, курьерской почтой, и получить от партера (так же по почте), подписанный им один их посланных договоров. Естественно, можно обойтись и без почты, если вы сами встретитесь с партером и подпишите договор.
3. При заключении договора основным «подводным» камнем, из-за которого вас будут «доить» государственные службы, это сроки отгрузки товара ( если речь идет об экспорте). Максимальный срок выполнения договора (взаиморасчетов ) 3 месяца. Поэтому в договоре срок отгрузки товара (при экспорте) оговаривайте по возможности максимальным, при чем срок указывайте не от даты заключения договора, а от даты отгрузки (оформления грузовой декларации)
Декларирование и отгрузка товара.
1. Именно на этом этапе вам начнут « вставлять палки в колеса». Оформлять таможенную декларацию целесообразно поручить брокерской конторе, с которой вам необходимо будет заключить отдельный договор. Стоимость услуг брокерской конторы зависит от различных параметров : веса, страны получателя, вида транспорта и др. Ориентируйтесь примерно на 100-500 евро, если ваш груз не превышает 500кг. Для оформления таможенной декларации брокерская контора потребует от вас Справку из налоговой инспекции о том, что вы не имеете за границей валютных ценностей и собственности, Экспертное заключение торгово-промышленной палаты о товарном коде вашего груза, документы, подтверждающие происхождение вашего товара (например, накладные, выданные фирмой, где вы приобрели ваш товар) и другие, в зависимости от вида вашего товара. Все эти службы, выдающие различные справки, и есть корупционная государственная сеть, которая всячески будет препятствовать вам в срок поставить товар по договору.
2. Первой в этой сети находится налоговая инспекция, которая должна вам выдать справку о наличии ( или отсутствии) у вас валютных ценностей за рубежом. В вашей районной налоговой инспекции есть специальный отдел, который выдает такие справки два раза в неделю, в течении 3-4 часов рабочего времени. На стандартном бланке формата А5 вы заполняете сами все разделы такой справки и сдаете эту справку на подпись первому заместителю Начальника налоговой администрации, кабинет которого где-то тут рядом. Для того, что бы он ее подписал требуется 15 дней. Если вам нужно срочно , то идите к нему на прием, естественно, не с пустыми руками, он ее тут же при вас подпишет.
Итак, 15 дней улетело «в трубу». Но и здесь, вас ждут сюрпризы. Справка выдается со сроком действия до окончания текущего квартала, точнее на 15 дней дольше текущего квартала. Поэтому, если вы взяли такую справку в конце квартала и не успели отправить груз, то вам потребуется новая справка и, естественно, еще 15 дней ожидания.
3. Вторым препятствием для вас будет торгово-промышленная палата, которая должна вам выдать экспертное заключение о вашем товаре и присвоить товарный код. Этот товарный код должен быть указан в Счете на оплату товара по договору в специальной графе. Эксперты в этой Киевской Палате - это десяток женщин предпенсионного возраста, из которых ни одна не знает ни одного иностранного языка.
Эта Служба предназначена для рассмотрения возможности экспорта товаров двойного назначения - гражданского и военного. А поскольку даже обыкновенный болт можно использовать как на гражданке, так и в военной технике, то практически все товары подлежат рассмотрению в этой Службе. Однако есть небольшая разница в рассмотрении товаров. Если ваш товарный код находится в Списке товаров двойного назначения, то вам необходимо получать Разрешение на экспорт. Если же в Списке ваш товар не числится, то вам необходимо от Службы получить Разъяснение для таможни (т.е. Письмо). В обеих случаях это не менее 15 дней, а на практике это 20 -30 дней. Эта Служба, как и другие, которые я упоминал выше, ничего не нарушает, поскольку сроки рассмотрения или подписания документа установлены официально. Однако, все они прекрасно понимают, что для бизнеса время-деньги. Именно поэтому все они заинтересованы как можно дольше затянуть рассмотрение, пока вы не прибежите к ним и не попытаетесь объяснить, что вас уже штрафуют за просрочку поставки груза. Если же вы упрямо не захотите ничего дать на лапу, то после 15 дней рассмотрения вас , скорее всего, направят в следующую инстанцию, например, в СБУ.
Рассмотрим конкретный пример. Допустим ваша фирма купила импортные микросхемы контроллеров, предназначенных для управления вентиляторами в зданиях. Вам нужно их отправить за рубеж своим партнерам для монтажа в зданиях. Товарный код этих микросхем не числится в Списке товаров двойного назначения, но брокер от вас обязательно потребует письмо из Службы экспортного контроля. Собрав все документы с просьбой дать Разъяснение для таможни, а именно: описание контроллера на украинском языке, справку о секретности, и др., вы эти документы прошиваете, заверяете свой печатью и сдаете в эту Службу (прием два раза в неделю). Через 15 дней ответ-Письмо вам высылают почтой. Далее все зависит от почты, письмо может идти еще две недели с одной улицы Киева на другую улицу (в ваш почтовый ящик). В Письме будет написано, что поскольку в описании вашего контроллера есть слова «съем информации с шин», «ввести пароль» и подобные, то вам необходимо получить Разъяснение в Службе Безопасности Украины, поскольку речь может идти о несанкционированном съеме информации. Вот вам типовой маразм во всей этой структуре внешнеэкономической деятельности. Микросхема, произведенная в Германии, купленная в свободной продаже в Украине, может нанести вред безопасности Украины, если вы продадите эту микросхему обратно в Германию. Кроме того вас направят на получение разрешения еще и в Институт связи. Все о чем здесь я пишу, я лично испытал на своей шкуре.
Итак, через два месяца хождения по мукам вы опять не можете отправить груз, поскольку вам предстоит получить Письма-разъяснения из СБУ и из профильных Институтов. Кроме того, при экспорте есть такой критерий как отношение цена товара к его весу. Если ваш товар дорогой, а вес маленький, и это отношение превысило определенный уровень ( ориентировочно это $600/кг ), то вам придется проходить согласование в Службах, следящих за контрабандными товарами. Обычно согласование в этих Службах берет на себя брокер.
Коментарі
анонім
119.04.11, 10:29
Добрый день!
Спасибо, за очень интересную статью.
Хочу у Вас проконсультироваться так как возможно вы сталкивались с такой ситуацией. Меня интересует следующий нюанс, а именно если у компании была аккредитация на таможне но в связи с изменением юридического адреса (был Соломенский р-н, а стал Печерский) необходимо менять учетную карточку ВЭД и если у вас есть информация поделитесь, пожалуйста, что для этого необходимо сделать?
MarinaIUA
224.11.11, 14:52
Спасибо за такую полезную статью!!
С импортом товара такая же история.
Как раз микросхемами и занимаюсь..