Путь воина.
- 13.09.09, 19:30
Бусидо (яп. буси-до:, «путь воина») — бусидо — неписаный кодекс поведения самурая в обществе, представлявшего собой свод правил и норм "истинного", "идеального" воина. Бусидо, первоначально трактовавшееся как "путь коня и лука", впоследствии стало означать "путь самурая, воина" ("буси" — воин, самурай; "до" — путь, учение, способ, средство). Кроме того, слово "до" переводится ещё и как "долг", "мораль", что имеет соответствие с классической философской традицией Китая, где понятие "путь" является некой этической нормой. Таким образом, бусидо — это самурайская мораль, морально-этический кодекс.Содержание [показать]
История Самурайская мораль сформировалась в общих чертах одновременно с системой сёгуната, однако основы её существовали задолго до этого времени. Нитобэ Инадзо выделял в качестве основных источников бусидо буддизм и синтоизм, а также учения Конфуция и Мэн-цзы. И действительно, буддизм и конфуцианство, пришедшие в Японию из Китая вместе с его культурой, имели большой успех у аристократии и быстро распространились среди самурайства. То, чего не доставало самураям в канонах буддизма и конфуцианства, в изобилии было в синтоизме. Наиболее важными доктринами, которые бусидо почерпнуло из синтоизма — древней религии японцев, представлявшей собой сочетание культа природы, предков, веры в магию, существование души и духов, были любовь к природе, предкам, духам природы и предков, к стране и государю. Заимствования из синтоизма, которые восприняло бусидо, были объединены в два понятия: патриотизма и верноподданичества. Особенно сильное влияние на бусидо оказал буддизм махаянистского направления, проникший в Японию в 522 г. Многие философские истины буддизма наиболее полно отвечали потребностям и интересам самураев. При этом популярнейшей сектой буддизма была "дзен", монахи которой внесли значительный вклад в дело развития бусидо. При правлении Токугавы Иэясу было составлено "Уложение о самурайских родах" ("Букэ сё хатто"), определявшее нормы поведения самурая на службе и в личной жизни. Вторым сочинением, посвящённым воспеванию догматов бусидо, было житийное описание подвигов князя Такэда Сингэна в двадцати томах, авторство которого разделили Косака Дандзё Нобумаса и Обата Кагэнори. Несколько позднее появился труд Дайдодзи Юдзана (1639—1730) "Начальные основы воинских искусств" ("Будо сёсин сю"). И наконец, в 1716 г. вышли 11 томов книги "Сокрытое в листве" ("Хагакурэ"), ставшей "священным писанием" буси. Это любопытное произведение принадлежало Ямамото Цунетомо, монаху, а в прошлом самураю клана Сага на южном острове Кюсю. После смерти своего господина, даймё Набэсима Наосигэ, которому он верно служил десять лет, Ямамото принял постриг и всю оставшуюся жизнь посвятил обобщению догматов самурайской чести. Отличия от рыцарского кодекса чести Иногда люди, не разбирающиеся в японской культуре и истории, напрямую переносят свои представления о рыцарском кодексе чести на бусидо. Однако, в силу культурных различий — это неправильно. Например, поступок с точки рыцарского кодекса чести рассматривающийся как хорошая воспитанность, с точки зрения бусидо может рассматриваться как лицемерие. В тоже время с точки зрения бусидо, воин всегда должен быть готов к бою, и потому неожиданное нападение на неготового противника с использованием иай-дзюцу, соответствует бусидо, в тоже время с точки зрения рыцарского кодекса чести подобное нападение считается бесчестным. Этот раздел не завершён. Вы поможете проекту, исправив и дополнив его. Требования Бусидо -Чётко и довольно вразумительно требования Бусидо сформулированы в "Начальных основах воинских искусств" Дайдодзи Юдзана: -Истинная храбрость заключается в том, чтобы жить, когда правомерно жить, и умереть, когда правомерно умереть. -К смерти следует идти с ясным сознанием того, что надлежит делать самураю и что унижает его достоинство. -Следует взвешивать каждое слово и неизменно задавать себе вопрос, правда ли то, что собираешься сказать. -Необходимо быть умеренным в еде и избегать распущенности. -В делах повседневных помнить о смерти и хранить это слово в сердце. -Уважать правило "ствола и ветвей". Забыть его — значит никогда не постигнуть добродетели, а человек, пренебрегающий добродетелью сыновней почтительности, не есть самурай. Родители — ствол дерева, дети — его ветви. -Самурай должен быть не только примерным сыном, но и верноподданным. Он не оставит господина даже в том случае, если число вассалов его сократится со ста до десяти и с десяти до одного. -На войне верность самурая проявляется в том, чтобы без страха идти на вражеские стрелы и копья, жертвуя жизнью, если того требует долг. -Верность, справедливость и мужество суть три природные добродетели самурая. -Во время сна самураю не следует ложиться ногами в сторону резиденции сюзерена. В сторону господина не подобает целиться ни при стрельбе из лука, ни при упражнениях с копьём. -Если самурай, лёжа в постели, слышит разговор о своём господине или собирается сказать что-либо сам, он должен встать и одеться. -Сокол не подбирает брошенные зёрна, даже если умирает с голоду. Так и самурай, орудуя зубочисткой, должен показывать, что сыт, даже если он ничего не ел. -Если на войне самураю случится проиграть бой и он должен будет сложить голову, ему следует гордо назвать своё имя и умереть с улыбкой без унизительной поспешности. -Будучи смертельно ранен, так что никакие средства уже не могут его спасти, самурай должен почтительно обратиться со словами прощания к старшим по положению и спокойно испустить дух, подчиняясь неизбежному. -Обладающий лишь грубой силой не достоин звания самурая. Не говоря уж о необходимости изучения наук, воин должен использовать досуг для упражнений в поэзии и постижения чайной церемонии. -Возле своего дома самурай может соорудить скромный чайный павильон, в котором надлежит использовать новые картины-какэмоно, современные скромные чашки и налакированный керамический чайник".
2
Коментарі
Гість: Крайтос
113.09.09, 19:45
И бусидо, и семь добродетелей рыцаря, и вообще всякий кодекс воина - это всегда результат мирного времени Вот то главное, что их объединяет.
Представь, что ты на войне. Разве будешь ты устраивать поединок чести, зная, что на кону жизнь твоих близких, друзей и всего государства? И твоя жизнь тоже?
__Валерий__
213.09.09, 19:51Відповідь на 1 від Гість: Крайтос
Что в твоем понимании поединок чести? сражаясь не теряя чести-это сражаясь не отстувпая!
Гість: Крайтос
313.09.09, 19:55Відповідь на 2 від __Валерий__
Отступление - один из видов военных действий. Какое отношение это имеет к чести?
Гість: Nith-
413.09.09, 20:38
Почему не писаных? Очень даже хорошо описаны.
__Валерий__
514.09.09, 08:28Відповідь на 3 від Гість: Крайтос
Вы путаете тактику боя с побегом с поля боя! Приказ главнокомандующего-отличается от самовольного отступления!
Гість: Крайтос
614.09.09, 11:17Відповідь на 5 від __Валерий__
Где я сказал о самовольном бегстве?
__Валерий__
714.09.09, 13:35
Я именно о нем и говорил! .....Ну мы,я думаю,друг друга поняли!