Стандартный шопоголик "путешествует" от магазина к магазину, чтобы купить все или ничего, при этом сами шопоголики бывают разных видов. Новое исследование показывает, что в то время, как одни люди тратят много денег для повышения самооценки и для того, чтобы восполнить внутренние дефициты, другими движет обычный материализм. Однако, какой бы ни была мотивация, исследователи единодушны в том, что покупательское поведение может варьироваться от легкомысленного веселья до серьезной зависимости.
Более того, чрезмерный шопинг набирает обороты во всем мире. Импульсивные покупки – это "хроническая" тенденция приобретать продукты, количество которых значительно превышает потребности человека и его возможности. "Все же существуют рациональные потребители, они покупают всегда по выгодной цене и ни больше, ни меньше того, в чем они нуждаются", - говорит исследователь Джеймс Робертс (James Roberts), специалист университета бизнеса в Техасе. "С другой стороны, существуют компульсивные покупатели, поведение которых часто приводит их к финансовому краху, остальные люди находятся где-то посередине между первыми и вторыми".
Частью проблемы, по мнению экспертов, является тот факт, что компульсивные покупки часто не рассматриваются как нечто ненормальное.
Стандартная зависимость
Некоторые исследователи сравнивают компульсивные покупки с другими типами аддиктивного поведения, используемого людьми для того, чтобы "убежать" от реальности, причем в данном случае поведение начинает контролировать человека, а не наоборот.
"Когда это становится нашей естественной реакцией на плохие чувства или негативные события, происходящие в нашей жизни, тогда поход по магазинам в качестве своего рода розничной терапии действительно становится проблемой", - говорит Робертс. Последствия компульсивных покупок достаточно серьезны, причем они даже могут пережить по длительности очередные новые туфли или только что купленное цифровое устройство. К таким последствиям относятся крупные задолженности по кредитным картам, испорченные взаимоотношения, проблемы на работе, тревога и депрессия.
"Любители тратить много денег постоянно находятся в эмоциональном напряжении относительно больших потраченных сумм, которые регулярно увеличивают их долг по кредитной карте", - объясняет психиатр Стэндфордского университета Лоррин Коран (Lorrin Koran). "Это приносит много бед в семью, поскольку появляются вопросы типа "Почему ты покупаешь эти вещи и не пользуешься ими?" или "Почему ты потратил (а) эти деньги?".
В своем исследовании Коран также приводит несколько примеров того, как компульсивные покупки разорили людей или привели их к разводу. Одна женщина, к примеру, потеряла свой дом в течение нескольких недель. Хотя последствия могут быть весьма тяжелыми, Коран говорит, что так называемое импульсивное расстройство поддается лечению и настоятельно рекомендует таким людям воспользоваться помощью психиатра.
Статистика покупки
Результаты телефонного опроса, проведенного Коран и ее коллегами, в котором приняло участие более 2500 человек, показало, что в среднем около 6 процентов взрослого населения США являются компульсивными покупателями. Они также обнаружили, что проблема в равной степени затрагивает как мужчин, так и женщин.
Робертс добавляет, что по другим оценкам процент таких покупателей в Америке варьируется между 2 и 12. Однако, многие исследователи могут быть обвинены в составлении нечетких критериев для диагностирования подобного состояния. "Измерение компульсивного поведения – это не простой процесс, тем не менее, способность точно его вычислить очень важна, поскольку она дает специалистам четкие представления о своем существовании и позволяет им предсказать дальнейшее развитие событий", - продолжает Робертс.
Для того, чтобы узнать больше Робертс и его коллега Крис Манолис (Chris Manolis) опросили 406 студентов, средний возраст которых был 19 лет, об их компульсивных покупках, о злоупотреблении кредитными картами, об отношении к деньгам, материализме и о потреблении как о способе получить социальных статус.
"Мы обнаружили, что люди, которые относятся к категории компульсивных покупателей, наиболее часто мотивируются внутренними "драйверами", такими, как, к примеру, низкая самооценка", - поясняет Робертс. Тем не менее, шкала, которую они использовали при подведении итогов данного исследования, сортирует людей на два типа – либо они являются компульсивными покупателями, либо нет. "Однако, много людей относятся к средней категории".
Существует еще одна классификация, которая основывается на шкале Эдвардс, она выявляет различные степени предрасположенности к компульсивным покупкам, хотя и базируется больше на вопросах о материализме и других внешних мотивациях, таким как реклама продукта или его большие объемы продаж. Элизабет Эдвардс (Elizabeth Edwards), профессор маркетинга в университете Восточного Мичигана, автор этой шкалы, отмечает, что при составлении своей классификации она не планировала измерять степень материализма и зависимость от других внешних мотиваций, поэтому ее система не "выбирает" лиц, чье поведение обусловлено материализмом. Вместо этого, по ее мнению, классификация измеряет тенденцию к навязчивым покупкам, а не само поведение.
Почему мы покупаем
Несмотря на то, что чрезмерные покупки сравниваются с другими зависимостями, данное расстройство не признается Американской психиатрической ассоциацией. "Компульсивные покупатели, как правило, испытывают особые импульсы, которые не поддаются их контролю, причем это приводит ко вреду как в финансовой, профессиональной, так и межличностной сферах", - говорит Лейн Бенсон (Lane Benson), нью-йоркский психолог, который лечит компульсивных покупателей. "Это похоже на зуд, который хочется расцарапать. Человек понимает, что это зуд и независимо от того, расцарапает он его или нет, зуд проходит", - добавляет она.
Бенсон описывает своего типичного клиента как женщину, которая в течение многих лет покупала такие вещи, как ювелирные украшения, одежда и обувь и в какой-то момент по определенной причине решает, что она должна справиться с этой зависимостью. "Они приходят ко мне из-за того, что у них есть долгосрочные цели, к которым они никогда не смогут прийти, если не справятся со своей зависимостью. Они хотят купить дом или иметь ребенка", - продолжает она.
Как и другие зависимости, компульсивные покупки заполняют определенную пустоту. В предыдущем исследовании было обнаружено, что компульсивные покупатели обладают особым типом личности по сравнению с обычными людьми. Они, как правило, являются "носителями" низкой самооценки, обладают склонностью к фантазированию, а также они более уязвимы к депрессии.
"Покупка большого количества иногда ненужных вещей заставляет человека чувствовать себя лучше. Некоторые могут возразить, что на самом деле это всего лишь попытка укрепить чувство собственного достоинства", - говорит Эдвардс. "К сожалению, на самом деле компульсивные покупки увеличивают степень тревожности человека и еще ниже опускают его самооценку". Эдвардс не обнаружила связи между компульсивными покупками и доходом человека или его полом, поэтому она пришла к выводу, что и мужчины, и женщины независимо от своего материального положения подвержены тому, чтобы бесконтрольно тратить деньги.
Потребительское общество
Таким образом, Робертс, основываясь на всех ранее проводимых исследованиях на данную тематику, пришел к выводу, что в настоящее время чрезмерная распространенность компульсивных покупателей – это ничто иное, как сосредоточенность общества на материальных благах.
Удивительно, но в то время, как алкоголизм и наркомания рассматривается обществом как нечто крайне негативное, чрезмерные траты – это, по непонятным причинам, явление вполне естественное. "Отличие компульсивных покупок от других зависимостей заключается в том, что компульсивная покупка – это общественное попустительство", - говорит Бенсон.
Бенсон помогает своим клиентам справиться с эмоциональными и практическими аспектами этого расстройства. В дополнении к тому, что совместными усилиями они находят корни и причины чрезмерных трат, люди также учатся составлять план расходов и готовятся к тому, что Бенсон называет ситуациями повышенного риска, которые могут вызвать рецидив.
"Очень важно понять, зачем вы пришли в магазин, каковы ваши подлинные потребности? Вы пришли за покупками, потому что вам одиноко? Или потому что хотите что-то отпраздновать? Если да, то стоит найти другие способы заполнения этих пустот".
Источник: infoniac.ru