Из интервью протоиерея Георгия Митрофанова:

- Можете как-то охарактеризовать этот тип священников?

- По большому счету, значительная часть из них — это дезориентированные, перепуганные постсоветские обыватели, которые мечтали обрести привычную систему тоталитарной идеологии и организации. Давайте подумаем, что мог читать православный богоискатель 80-х годов? С одной стороны, в «классический набор» входил «Отечник» святителя Игнатия Брянчанинова, с другой — «Протоколы сионских мудрецов» — книга о мировом еврейском заговоре, с третьей — широко распространенная тогда книга протопресвитера Михаила Польского «Новые мученики российские» с огромным количеством ошибок. Это смесь мистической литературы и тоталитарной человеконенавистнической политизированной идеологии и формировала мировоззрение неофитов, которые, в одночасье став священниками, начали демонстрировать свои собственные идеи под видом православия. Они принесли в церковь тот дух нетерпимости, подозрительности, который характерен для многих наших священников. Постоянно ведется поиск врагов — жидомасонов, экуменистов, филокатоликов, протестантствующих, как будто все проблемы церковной жизни связаны с какими-то внешними, разумеется «темными», силами. Впрочем, в это же время приходили и люди с настоящим внутренним духовным порывом. Многие были очень интересные и образованные, чего среди современных студентов практически нет.

Память СВ. ОТЦОВ шести Вселенских соборов

  • 30.07.12, 18:52
   В 16 день июля и в V или VI неделю по Пятидесятнице Церковь совершает память св. Вселенских шести соборов: Первого, бывшего в 325 году по Рождестве Христове в присутствии Константина Великого и 318 св. отец, вопреки Арию единомыслием веры уяснивших в первых восьми членах Символа Веры единосущие в трех ипостасях Богоначального естества и единое поклонение Отцу, Сыну и Св. Духу, - определивших время празднования Пасхи и предавших в руководство Церкви 20 правил благочиния.
   Второго, бывшего в Константинополе в 381 году при императоре Феодосии Великом, в числе 150 св. отец, подтвердивших, вопреки Македонию, патриарху Константинопольскому, равное поклонение Св. Духу, купно с Богом Отцом и Сыном; указавших важность и непреложность веры, проповеданной Первым Вселенским собором; распространивших изложение восьмого члена веры; присовокупивших четыре последние члена и предавших в руководство Церкви 7 правил благочиния.
   Третьего, бывшего в Ефесе в 431 году в числе 200 св. отец при Феодосии II, исповедавших против Hестория нераздельное в лице Иисуса Христа соединение Божества и человечества, и бессеменно родившую Его непорочную Приснодеву собственно и истинно Богородицею; подтвердивших неизменность Символа Веры и предавших в руководство Церкви 8 правил благочиния.
   Четвертого, бывшего в Халкидоне в 451 году, при Маркиане, в числе 630 св. отец, исповедавших Господа Иисуса Христа совершенным в Божестве и совершенным в человечестве, Богом истинным и человеком истинным, из души и тела; единосущным Отцу по Божеству и присносущным нам по человечеству; по всему нам подобным кроме греха; рожденным прежде века от Отца по Божеству; по человечеству ради нашего спасения - от Марии Девы Богородицы; единым Христом, Сыном Господа, единородным, в двух естествах неслитно, неизменно, нераздельно познаваемым, и в сих двух естествах славимым: а суемудрого Евтихия, архимандрита Константинопольского, который говорил, что великое таинство спасительного домостроительства совершилось призраком, извергших, и с ним Нестория, патриарха Александрийского, и Диоскора, архиепископа Александрийского, из коих один был защитником и поборником разделения, а другой смешения Божества и человечества во Иисусе Христе, и предавших 30 канонов благочиния в руководство Церкви.
   Пятого, бывшего при император Юстиниане Великом в Константинополе в 553 году, в числе 165 св. отец, утвердивших истину учения, изложенного Четвертым Вселенским собором, и осудивших Феодора Мопсуетского - Несториева учителя, Оригена, Дидима и Евагрия, также написанное Феодоритом противу правой веры и противу дванадесяти глав блаженного Кирилла, и так называемое письмо Ивы.
Еретики, осужденные соборами Ефесским и Халкидонским, восстали против собора Хадкидонского, утверждали, что он, осудив Евтихия, оправдал Нестория и в подтверждение сего указывали на сочинения Феодора, епископа Мопсуестского, Феодорита Кирского и Ивы Едесского, которые будто бы не были осуждены Халкидонским собором, между тем как благоприятствовали учению Hесеория. Феодор хотел разумение св. Писания и все учение веры основать на началах одного разума; потому отверг важнейшие догматы Прав. Церкви, не признавал во Христе воплощенного Бога Слова, не почитал св. Матери Его Богородицею, отвергал исполнение пророчеств в лиц Иисуса Христа, все чудеса и проч. Феодорит, епископ Кирский, бывший в дружеской связи с Несторием, до его заблуждения и во время Ефесского собора, по неведению о перемене мыслей Hестория и по неосторожности, в чем сам впоследствии раскаялся, написал 12 глав против известных 12 анафем св. Кирилла Александрийского на Hестория. Ива Едеский, в послании к Марию Персу, осуждал Равулу, своего предшественника, зато, что он предал анафеме Феодора Мопсуестского будто бы безвинно и не уважил его трудов для пользы Церкви. Это послание для одних служило соблазном, других располагало к образу мыслей Феодора, и чрез то к ереси Нестория. В то же время начали распространяться на Востоке ложные мысли Оригена (186 - 254), кои и прежде уже не раз были осуждаемы Прав. учителями Церкви. Они осуждены были еще при жизни самого Оригена епископом Александрийским Димитрием, потом Феофилом Адександрйским (в 399) на соборе из епископов Египетских и Ливийских. Таким образом V Вселенским собором утверждены только прежние решения об Оригене. Ложные мнения Оригена состояли в том, что он 1) отвергал равенство лиц Св. Троицы; 2) души человеческие считал сотворенными прежде тел и заключенными в тела в наказание за грехи, сделанные душами прежде соединения с телами; 3) душа Иисуса Христа соединилась с Словом прежде воплощения; 4) небесные светила суть одушевленные силы, в которых обитает душа разумная; 5) мучения загробные будут иметь конец, - и 6) Иисус Христос, Спаситель человеков, вторично пострадает для спасения демонов и проч. Дидим и Ивагрий были учениками Оригена.
   И Шестого, бывшего при Константине Погонате, также в Константинополе в 691 году, вопреки Сергия, епископа Константинопольского, и его последователей, в числе 170 св. отец, утвердивших, что во Иисусе Христе две естественные воли и два естественных действия нераздельны и неслиянны; подтвердивших правила Вселенских и Поместных соборов и изложивших 102 правила благочиния в утверждение Церкви.
   Празднование св. отцам шести Вселенских соборов, бывших в разные времена, без сомнения началось не вдруг, но распространялось мало по малу, после Первого Вселенского собора.. На постепенное установление празднования св. шести соборам Вселенским указуется писаниями св. отец разных веков. Так св. Григорий Двоеслов, писатель VI века, в послании своем к Иоанну, патриарху Константинопольскому, и прочим патриархам писал о четырех Вселенских соборах: «приемлю и почитаю 4 собора, как 4 книги св. Евангелия, т. е. со всею преданностию содержу и всецело храню Никейский на коем ниспровергнуто лжеучение Ария; - Константинопольский, на коем обличено заблуждение Евномия и Македония; Ефесский, на коем отвергнуто нечестие Hестория; Халкидонский, на коем отвергнуто безумие Евтихия и Диоскора». B VII веке св. патриарх Иерусалимский - Софроний, в соборном послании к Сергию, Константинопольскому патриарху, писал:
«св. отцы, желая показать, что учение их не новое, а соглас­ное с соборами, часто перечисляют оные. Мы принимаем четыре великие, священные Вселенские собора, бывшие для утверждения Божественных догматов церковных, сияющие Евангельским блеском и украшенные качествами Евангельскими. Сверх сих четырех великих, достоуважаемых, священнейших и равночестных соборов, я принимаю и Пятый Вселенский собор, бывший кроме и после тех соборов, собиравшийся для подтверждения знаменитого Халкидонского собора». В IХ веке о шести Вселенских соборах писал Никифор, архиепископ Константинопольский, и называет их святыми, Богодвижимыми. При воспоминании св. отец шести Вселенских соборов Церковь в чтении Евангельском предлагает ходатайственную молитву Иисуса Христа, указанную в первом Страстном Евангелии и в VII-ю по Пасхе неделю св. отец Первого Вселенского собора (Иоан. 17:1 - 13, зач. 56).
А словами Апостольского чтения поучает: "Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно" (Евр. 13:17).

Грязный мальчик

  • 04.07.12, 12:42
(о людях, которые объясняют, почему они не ходят в церковь)

ОДИН СВЯЩЕННИК, который устал слушать «отмазки» о том, почему люди не ходят в церковь, написал следующее.

Несколько причин, по которым я не умываюсь:

1. Потому, что меня заставляли умываться в детстве.

2. Потому, что меня не учили умываться в детстве.

3. Те, кто умываются — лицемеры, думают, что они чище других.

4. Не могу решить, какое мыло лучше.

5. Когда-то я умывался, но потом мне это надоело.

6. Я умываюсь только по большим праздникам — на Рождество и Пасху.

7. Никто из моих друзей не умывается.

8. Начну умываться, когда стану старым и грязным.

9. У меня нет времени на умывание.

10. Зимой вода слишком холодная, а летом слишком теплая.

11. Не хочу, чтобы на мне зарабатывали производители мыла.

12. Я моюсь в душЕ.

13. Все мыло одинаково моет. Разные сорта мыл придуманы жуликами в белых халатах.

14. Все войны в мире из-за мыла.

15. Все сорта мыл имеют свои недостатки. Я моюсь тремя мылами сразу. Ибо только такое соединение мыл правильное.

16. Наука еще в прошлом веке доказала, что никаким, даже самым идеальным мылом, невозможно ликвидировать все молекулы и атомы грязи. Поэтому умывание есть чистой воды фальсификация и «опиум для бомжей».

17. Любое мыло содержит вреднейшие химические вещества и крайне вредно влияет на кожу человека.

18. Ребенка нельзя с детства приучать к мылу. Вырастет — поймет, умываться ли ему, и каким мылом.

(С сайта протодиакона Андрея Кураева)

Найди неточности, и будет тебе счастье!

Оказывается, аферисты просто намного тупее, чем даже я мог предположить.
Почитайте внимательно эту статейку, и найдите 4 тупости.



Для тех, кто не нашел - пишу ответ.
1. Матушка Лиля - какой-то нонсенс. Матушкой может называться либо монахиня, ли бо жена священника. Имя Лиля - ну совсем не православное, поэтому на каком основании аж митрополит совершает молебень с этой "матушкой"?
2. Митрополит, кстати, какой-то странный - одет в черный клобук (а у митрополита клобук должен быть белым!!!!) и служит почему-то в священническом облачении? И кстати, у митрополита, как и у любого архиерея должен быть титул, - например Митрополит Донецкий и Мариупольский. Поэтому на фотографии какой-то иеромонах или на крайний случай игумен. А вот судя по ее положению, по отношению к оному священнику, эта "целительница" вообще к молебну ни какого отношения не имеет, и просто подошла сфотографироваться. Люди, принимающие участие в службах стоят сзади священника, ну ни как не впереди.
3. Нет ни где ни каких упоминаний о медали Святого Пантелеймона, ну разве что в объявлениях подобных аферистов http://pokypatel.com/blog/108.html. А тут оказывается, награждена несколькими! (Спасибо хМЫРЕНОК за подсказку!) Официально существует только Орден Святого Пантелеймона, но сей орден имеет отношение к людям от Церкви http://zdorovja.com.ua/content/view/4114/56/ (см. п.1)
4. С каких это пор Ангелы-Хранители подчиняются не Богу и не даются во время Таинства Крещения, а подчиняются каким-то проходимцам?

Ваши ответы совпали с моими или вы нашли еще неточности - напишите в комментах. Мне интересно, действительно ли на такие дешевые трюки в наше время еще кто-то может купиться?

0%, 0 голосів

100%, 9 голосів

0%, 0 голосів
Авторизуйтеся, щоб проголосувати.

Ушел из земной жизни прот. Виктор Хамской

Ушел из земной жизни бывший настоятель Свято-Введенского Храма, прот. Виктор Хамской.
Похороны состоялись сегодня, в г. Селидово.
Вечная ему память!









Троица в Свято-Михайловском Храме

  • 03.06.12, 18:38
Пятидесятница — ключевое событие в истории человечества


   Новозаветная Пятидесятница — день, когда
уверовавшим во Христа был дарован Дух Святой, Который, как мы можем
прочитать в Книге Деяний Апостольских, сошел на апостолов в виде
огненных языков.

   Почему это имеет столь большое значение? Мы веруем, что Сын Божий ради
нашего спасения стал человеком по имени Иисус. Второе Лицо Пресвятой
Троицы восприняло человеческую природу. С пришествия же Святого Духа
начинается личное участие Бога в жизни каждого человека, уверовавшего во
Христа и вступившего в Церковь. Это крайне важно. Бог должен
действовать в каждом. Благодаря принятым нами Крещению и Миропомазанию, в
каждом из нас действительно присутствует Сам Бог - Дух Святой. Апостол
Павел пишет христианам: «Вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас» (1 Кор
3. 16).  Если бы не произошло Пятидесятницы, если бы люди не уверовали
во Христа, Бог не мог бы действовать в них так, как Ему было угодно.
Христос стал для нас «Первенцем из умерших» (1 Кор 15. 20), освободившим
человеческую природу от рабства греху, и после Его Воскресения в
искупленных Христом людях, свободно захотевших этого, стало возможным
действование Божие. Спасительное домостроительство Христово дало
возможность человечеству, добровольно отдавшему себя в рабство греху,
вернуться к замыслу Творца о нем без нарушения принципа свободы, который
есть великий дар Божий и великая тайна.


Как питаться в пост

  • 03.03.12, 22:04
Полина Карасева

Источник: Санкт-Петербургский курьер

Иоанн Златоуст сказал о постах так: "Ошибается тот, кто считает пост лишь воздержанием от пищи. Истинный пост есть удаление зла, обуздание злоязычия, отложение гнева, укрощение плоти..."

Однако сегодня мы не будем вмешиваться в дела духовные. Давайте рассмотрим пост как воздержание от употребления скоромной пищи с точки зрения рационального питания.

К ВРАЧУ ИЛИ К СВЯЩЕННИКУ?

Диетологи считают, что здоровый человек вполне может соблюдать посты, и в том числе дни, в которые разрешены только хлеб, вода, сырые овощи и фрукты. Однако если вы страдаете заболеваниями сердечнососудистой системы и особенно сахарным диабетом, разрешить держать пост должен не только священник, но и лечащий врач. При гастродуодените или язвенной болезни, если у вас появляется изжога, возникающая через 2-3 часа после еды, поститься нельзя.

Легче других и с большей пользой для себя постятся больные панкреатитом и холециститом, и к тому же постный рацион, как правило, идеально укладывается в их диету. Категорически противопоказан строгий пост (отказ не только от мяса, но и от молочных продуктов, яиц и рыбы) лишь беременным женщинам, кормящим матерям, маленьким детям и тем, чьи профессии связаны с экстремальными физическими нагрузками и высоким риском. В этом случае против поста и православная церковь , считающая, что пост беременных и кормящих матерей – грех против здоровья женщины и ребенка. Для них еда не должна быть постной, а лишь простой и не способствующей чревоугодию.

ПОСТ ЕСТЬ ДИЕТА

Большинство современных диетических рекомендаций были заимствованы из устава православной церкви о питании во время постов. Причем и срок держания медицинской диеты, и ее повторяемость во многом совпадает с их длительностью и частотой. Что касается диетотерапии сердечно-сосудистых заболеваний, были проведены соответствующие исследования среди верующих, страдающих атеросклерозом, сердечно-сосудистыми заболеваниями. В результате выяснилось, что снижение уровня холестерина произошло у всех участников исследования и все они к концу поста стали чувствовать себя лучше.

ЛЕЧЕБНЫЕ ПРОДУКТЫ

Во время поста мы употребляем самые простые продукты, причем те, к которым мы предрасположены на генетическом уровне. Прежде всего это каши й хлеб. Причем именно хлеб – основа любого постного рациона. И хлеб это ржаной, приготовленный не на дрожжах, а на специальной закваске. Такой хлеб, составлявший до 80% дневного рациона крестьян в дореволюционной России, помогал им в самые тяжелые весенние месяцы, совпадавшие с днями Великого поста, избежать авитаминоза и анемии, сохранить силы и здоровье. Кроме того, благодаря кисловатому вкусу ржаной хлеб способствует наведению порядка в желудке и кишечнике и помогает избежать кишечных расстройств. Есть у ржаного хлеба и еще одна заслуга – онкопрофилактика. По статистике, в дореволюционной России уровень онкологических заболеваний среди крестьян был в несколько раз ниже, чем у зажиточных горожан и помещиков.

Вторыми по значению постными продуктами были овощи. Всем известная свекла содержит растительные белки, которые отличаются присутствием в них незаменимых аминокислот, в том числе и крайне полезных для работы головного мозга. Содержит она и достаточно большое количество пектинов, способствующих выведению токсинов, и органических кислот, играющих важную роль в процессе пищеварения. Замечательный постный продукт – капуста: и свежая, и квашеная, которая особенно богата витамином С и клетчаткой, репа, богатая микроэлементами и витаминами, и, конечно, морковь – кладезь каротина и природных Сахаров.

ОРЕХИ И СЕМЕЧКИ – ИСТОЧНИК БЕЛКА

Одна из основных задач диетологов – компенсировать возникающее во время поста белковое голодание. В этом помогут орехи и семечки, чрезвычайно богатые не только белками, но и жирами, минеральными солями, витаминами и микроэлементами. Самым белковым орехом считается миндаль (22,3% белка), за ним идет фундук (19,9%), следом – грецкий орех (15,6%). Что касается содержания жира, больше всего его в грецком орехе (65,2%) и в миндале (54,5%). В грецких орехах колоссальное, по сравнению с другими постными продуктами, количество калия, марганца, фосфора и серы. Поэтому орехи, семечки и сорта хлеба, содержащие семена подсолнечника, обязательно должны быть в постном рационе.

Что такое канонизация?

  • 31.01.12, 20:54
Говорят, что в древности все христиане считались святыми?

Источник: Фома

Важно понимать, что в христианстве существует более широкое и более узкое понимание святости. В широком смысле святым становится любой, кто достиг спасения. В более узком святые – те, кто явил пример христианской жизни, и те, к кому мы сегодня обращаемся с просьбой о молитвенном заступничестве перед Богом.

Исходя из более широкого понимания, в древности любой христианин, не уклонившийся в ересь или раскол, не совершивший смертный грех, за который он был отлучен от Церкви, считался после смерти святым. Община, в которую он входил, записывала его имя на состоящие из двух частей таблички, покрытые воском – диптихи. С их помощью поминались живые и усопшие христиане. Если имя умершего попадало в эти таблички, то он автоматически считался святым.

В начале IV века император Константин Великий объявил христианство сначала разрешенной, а затем и предпочитаемой религией. Для христиан кончилась эпоха гонений, и в Церковь хлынул поток новых людей. Общины очень разрослись, христиане одного города уже не могли знать друг друга в лицо, возникли мощные еретические учения. Это привело к тому, что Церкви пришлось вырабатывать юридическую процедуру объявления умершего праведника святым. Этот процесс и получил название канонизации. В Русской Церкви для того, чтобы человек был объявлен святым, нужно выполнить несколько условий. Начать процесс канонизации можно лишь тогда, когда со смерти праведника прошло как минимум несколько десятилетий. Нужно доказать, что подвижник исповедовал православную веру и вел благочестивый образ жизни (последнее требование не обязательно для мучеников, поскольку главное основание для их канонизации – документально подтвержденный факт мученичества за веру, а их жизнь до подвига обычно не являлась предметом изучения, особенно в древности). Специальная Комиссия по канонизации также собирает свидетельства о чудесах, произошедших по молитвам к этому святому, если таковые зафиксированы. Для прославления подвижника обязательно его народное почитание.

Важно, кстати, что наличие, например, нетленных (полностью или частично сохранившихся) мощей вовсе не является обязательным условием. Просто в России долгое время считалось, что мощи святого должны быть именно нетленными, поэтому в начале ХХ века очень сложно проходила канонизация преподобного Серафима Саровского.

Важно также и то, что с точки зрения Церкви не канонизация делает человека святым, а его подвиг. Канонизация – лишь признание заслуг подвижника, свидетельство абсолютной уверенности в его спасении, ведь, прославляя праведника, Церковь перестает молиться о нем и начинает молиться ему. Значит, она должна быть уверена, что этот человек уже соединился с Богом и не нуждается в наших просьбах о его спасении.

Виголошування слова "православний" на богослужіннях

  • 23.01.12, 21:09
Виголошування слова "православний" на богослужіннях
23 січня 2012, 00:05 | Релігієзнавство-дайджест | 0 |   | Код для блогу |  |
Йосиф Сліпий

Сайт "Редемптористи", б.д.

1. – Слово «православний» вже має за собою в церковному житті і літературі довгу історію. Упродовж усього часу багато вчених, діячів, єпископів і вірних висловлювались за збереження його в церковній практиці або за усуненням чи заміненням на слово «правовірний», або на інше йому подібне. З огляду на те, що цим терміном користуються як латинські і східні католики, так і всі нез'єднані православні, а між ними і ті, які недавно відступили від нашої Церкви, питання стало знову актуальним. Тому треба дещо пригадати і вияснити в цьому спорі.

2. – Богословський термін "православний" (грец. ) був вжитий Церквою перший раз авторитетно на Халкедонському IV Вселенському Соборі (451 р.) проти монофізитів, що заперечували поєднання двох природ, Божої і людської, в одній особі Ісуса Христа, і ним називано тих вірних, що "право славлять" Бога. Пізніше халкедонське православ'я почали заперечувати епігони, монотеліти в VII ст., навчаючи, що у Христі є тільки одна воля, а не дві, Божа і людська, як це вчить вселенська Церква. Проти монотелітів виступив у Римі Папа Мартин І (649 – 17. VI. 653) і осудив їх на Латеранському Синоді 649 р. За це царгородські імператори наказали його ув'язнити, і екзарх імператора Констанса ІІ, Теодор Калліопас, схопив Папу в Латеранській базиліці і доставив до Царгороду, де його засудили на смерть. На прохання патріарха Павла цісар помилував його і заслав до Корсуня в Південній Україні, де він помер мученицькою смертю 16 вересня 655 р. Римський клир ще за його життя вибрав Папою Євгена І, на що Папа Мартин дуже жалівся у своїх листах до Царгороду і Риму, нарікаючи на те, що давні його вірні і приятелі так гірко його розчарували.

Папа Мартин І був родом з міста Тоді в Умбрії. Він був дуже діяльний, їздив як делегат до Царгороду і був другим, після Папи Климента І, Папою, що загинув мученицькою смертю на засланні в Україні. Основна частина його мощів спочивала у Влахернській Богородичній церкві біля Херсонесу; іншу частину мощів перевезено до Риму і зміщено в церкві св. Мартина.

3. – Як сказано, на Латеранському Синоді Папа Мартин І осудив монотелітські царські декрети, «Ектезіс» і «Тіпос», і трьох прихильників монотелетизму, патріархів Сергія, Пирга і Павла, бо, як говорилось на Синоді, науки про дві волі є «побожні, вітцівські і соборні навчання католицької Церкви православних», тобто Церкви пятьох Вселенських Соборів. Рішення Папи Мартина І прийняли всі «православні» Церкви на VI Вселенському Соборі в Царгороді 681 р. Св. Йоан Дамаскин († 750 р.) пізніше написав свій головний богословський твір і назвав його цим іменем: – De fide orthodoxa ("Про православну віру"). Слово «православний» стало загально прийнятим на означення визнавців правдивої віри на відміну від усіх єретиків – монофізитів, монотелітів, іконоборців, іновірців, сектантів і ін. Воно набрало ще більшої ваги, коли ІІ Нікейський Собор 787 р. застосував термін «православний» проти іконоборців. Цей Собор осудив іконоборство, започатковане імператором Левом Ізаврійським. Після Собору величаво відсвяткували перемогу над іконоборцями в Царгороді. У 842 р. вирішено, щоб на майбутнє це свято святкували в першу неділю Великого Посту як «Неділю православ'я». Отож, православні візантійські Церкви не є православними на противагу до Риму, але до монофізитів, монотелетів і іконоборців. Тому слово і назва «православний» – - є нам, вселенським західним і східним католикам, та візантійським християнам спільне.

4. – З часом назву «православний» присвоїли собі нез'єднані Східні Церкви як свою виключну назву і православ'ям почали називати науку перших сімох Вселенських Соборів. Одначе, таке звуження поняття несправедливе, бо ціла вселенська католицька Церква є православною. Цей термін був дальше в уживанні і залишився також в латинській Літургії, а навіть у правилах різних Чинів. Слово «православний» багато разів чуємо на східних Літургіях св. Василія Великого і св. Івана Золотоустого та на інших богослужіннях. Після відлучення Східних Церков від Вселенської і Західної термін лишився незмінний: і одні, і другі називали себе православними. Після повернення єдності на Вселенських Соборах в Ліоні, Флоренції та на поміснім у Бересті ця практика всюди зберігалася. Тридентійський Собор закінчив свої рішення словами: «Це є віра св. Петра і апостолів, це віра Отців, це віра православних». З того приводу не було замітніших непорозумінь аж до новіших часів. На Західній Україні в минулому столітті стали підноситися деякі голоси за пропущення слова «православний» або замінення його словом «правовірний» чи іншими подібними словами для відрізнення себе від нез'єднаних православних або, як їх тоді називано, від православних схизматиків. Згодом справа набрала більшого розголосу й загострення та навіть опинилася в Конгрегації поширення віри, від якої прийшла виразна відповідь: «…Це питання зріло обговорено, і Їх Еміненції Отці рішили на загальному зібранні 16 травня 1887 р., що перше слово (зн. «православний») належить вповні зберегти. Ця думка Їх Еміненцій Отців була в цілості затверджена Найвищим Архиєреєм на аудієнції 17 т. м.». Одночасно вирішено також, щоб для уникнення непорозумінь і згіршень повчати вірних про значення слова (Додаток до чинностей і рішень Львівського Собору 1891 р.). Св. Папа Пій Х доручив у присязі «щиро приймати науку віри, яку ми прийняли від Апостолів через православних Отців». Отже, вселенська католицька Церква ніколи не зрікалася і не зречеться того слова, освяченого півторатисячорічною традицією. Правда, кожним словом, поняттям, як і кожною річчю, можна користуватися в їхньому повному, вірному і правдивому значенні, але буває, що їх надуживається чи звужується. Це, одначе, не знецінює властивого слова і речі в їхній суті. Кромі цього, наведені подібні терміни не віддають того самого поняття, значення, що «православний», бо «правовірний» означає того, хто правильно вірить, а «православний» того, хто правильно славить Бога. Отже, існує між ними різниця. «Вірити» і «славити» - це два різні акти богопочитання, які не означають одного і того самого. Вселенська католицька Церква справедливо називається православною, бо вона єдина правильно в цілій повноті славить Бога. З тієї то причини вона не може відмовлятися від цього світлого імени і поняття. Даремно тому домагатися цього від неї, бо це означало б заперечувати себе саму.

5. – Якщо інші Церкви хочуть присвоїти цю назву виключно для себе, то з того ще не слідує, щоб католики мали зректися свого права на неї або відцуратися від неї. Англіканська Церква називає себе «католицькою», але попри це Вселенська Церква не відрікається від своєї тисячолітньої назви. Католики в Англії називають себе для відрізнення – Roman catholic – римо-католики. Подібно й католики російського синодального обряду називають себе «православними католиками». Так само і в нас не можна відрікатися від прадідної назви «православний», бо вона нам вповні прислуговує, без уваги на те, що й інші також користуються нею. З другого боку, ми не можемо бути коротко- та вузькозорі, але мусимо брати до уваги факт, що більшість українців і росіян належать до православного віровизнання і чисельно мають перевагу над нами. Коли ми не зрікаємося своєї, справедливо нам належної, назви православні, то вони не можуть нас легковажити й уважати за сектантів в їхньому розумінні і з їхньої точки зору. Навіть, навпаки, те слово промощує нам церковну дорогу до них. І на Бога надія, що так станеться. Бо ми мусимо прагнути і прямувати до єдності, згідно з заповітом Христа: «Да всі будуть єдино» (Ів. 17, 21), «І на сем камени созижду Церкву мою» (Мт. 16, 18) - не Церкви, лиш одну Церкву. А це визнаємо і ми, і вони.

Зрештою, таких явищ, де одна назва є спільною для однієї держави чи нації, а при тому існують великі інші різниці між підметами, які носять ту саму назву, є багато. Візьмімо, для прикладу, «християни»: ніхто не зрікається цього імені - ні католики, ні православні, - хоч ним називають себе і єретики, і сектанти, і ворожі собі нації. Німцями є і республіканці, і націоналісти, і монархісти, і христ. соціялісти. Так само українці. Ніхто не відрікається тієї назви, хоч існують різні собі противні, а навіть ворожі партії і політичні угруповання, як республіканці, монархісти, націоналісти, соціялісти, комуністи і інші, як сказано, часто собі діаметрально протиставні у своїх ідеологічних програмах. Та, попри це, ніхто не зрікається самої назви – українці, німці. Треба, отже, пояснювати нашим вірним, зокрема старшим, щоб зрозуміли суть питання, висвітлюючи його з богословського й історичного погляду. Через зречення слова «православний» ми вже мали великі втрати. Не треба наражатися на ще нові. Церковно з'єднані разом у Христі, під видимим Головою, Папою Римським, всі ми таки останемось «православні» – і в майбутньому.

Волгоградцы шли к поясу Богородицы с руганью

  • 23.11.11, 10:21
Наталия Гладкая

Источник: Аргументы и факты

"Пока люди стояли в очереди шесть часов, астраханских и воронежских поломников пропускали без очереди Каких только чудес не привозили в Волгоград за последнее время: мощи Вифлеемских младенцев, Петра и Павла, Матроны Московской. Ковчег с главой евангелиста Луки. Ребро Георгия Победоносца. Чудотворные иконы от всех болячек и напастей. Кажется, что святых растащили на кусочки и везут нескончаемым потоком по городам и весям. Верующие, для того чтобы прикоснуться к святыням, становятся в очереди. А там, где много людей, иногда начинается балаган.

Реликвия и половники

О том, что пояс Богородицы прибудет в Волгоград всего на несколько часов лишь по настоятельной просьбе вице-премьера Виктора Зубкова, написала каждая вторая газета. Дескать, в первоначальный маршрут наш город не входил. Результат превзошел все ожидания.

– Давка, ругань, проклятия, – рассказывает приложившаяся к поясу жительница области Елена Власова. – Только для того чтобы войти в храм, мы ждали шесть часов на улице, в мороз. Вдоль очереди сновали побирающиеся, кто просил на хлеб, кто на лечение детей. Они пришли в храм, где установлен исцеляющий пояс, а просят деньги. Значит, веры в душах нет! Всех возмутило, что паломников из Воронежской и Астраханской областей – в очереди их окрестили половники – подводили к святыне без очереди. Оказывается, заплатив деньги, можно и к богу по блату пробиться? Ларец с поясом стоял так высоко, что люди невысокого роста даже на цыпочках не могли дотянуться. При этом казаки и полиция, стоящие по обе стороны пути к ларцу, чуть не в спину дубинками тыкали: быстрее. Вышла на окостеневших ногах, в душе пустота, ни помолиться, ни попросить Богородицу ни о чём не успела. Бабушки, выходя из храма, голосили: ироды, что ж вы творите!

70 000 человек, пришедших к поясу, создали столпотворение, унижающее и человеческое достоинство. Кто же виноват, что храм превратился в срам?

Купи-продай чудо

Возможно, дело в политике. Негоже, когда в дела церкви вмешиваются мирские проблемы. Так, в Ростове, где пояс Богородицы выставлялся неделей раньше, согласно графику путешествия святыни по России, такой истерии не было. Волгоград же благодаря Зубкову влез в этот график внепланово. За что боролись, на то и напоролись.

Посетители, получившие вместо святости порцию раздражения, винят во всём церковнослужителей. Жертвенные деньги текли рекой, свечки (и не за одну копеечку!) не успевали ставить, как их меняли на новые, суета и склоки – разве всё это допустимо в храме? Священники в ответ недоумевают – святыню привезли, доступ к ней предоставили, всё остальное – дело мирян...

– Святыня не терпит неправды – вот люди и получили наглядную демонстрацию: какие мы на самом деле, – возразил отец Олег (Кириченко). – Наружу вылезло всё, что сокрыто под маской человеколюбия и веры. Вот она, величайшая святыня – пояс Богородицы. Пред ней бы постоять смиренно и помолиться, так нет, злоба душит, "совковое" лезет – опередить всех в очереди, пройти по блату. Ужас, что творилось пред святыней! Как на базаре. То же самое мы наблюдаем на Крещение или в Вербное воскресенье. Светлый праздник, а прихожане хают друг друга: скорей бы вербочек набрать или святой воды. Вместо истинной веры пришло поклонение фетишам – вербы, иконы, святая вода, вместо смирения – звериный оскал.

Ну, если так, то зачем привозить столько различных святынь, как звёзд на гастроли? А под их массовое посещение в огромных количествах продавать свечи, ладанки, кресты, иконки и прочую утварь Всё больше и больше людей, видя этот односторонний денежный поток, начинают считать, что церковь откровенно тянет деньги, катаясь в золоте и кушая с серебряной тарелочки.

– Я тоже слышал такое мнение, – продолжает отец Олег. – Но я не понимаю, откуда взялся этот миф о богатстве церкви. Мы точно так же платим налоги, оплачиваем коммунальные услуги, работу хористов, уборщиков, садовников. 2000 лет церковь живет за счёт пожертвований. Но это не значит, что все обязаны нести в церковь деньги. Богу не важно, купишь ты свечку толстую или тонкую. Главное – это искренность. Помните библейскую притчу о Христе и бедной вдове? Когда она пожертвовала всего две меночки. Христос назвал именно её жертву дороже прочих, более денежных, потому что она их от себя отрывала. А сейчас люди несут свои деньги, а в обмен как бы требуют чудо. Это неправильно.

Святыня на халяву

Однажды меня, как журналиста, пропустили по знакомству вне очереди приложиться к мощам Матронушки. На улице в это время стояли тысячи людей, пред иконой тогда было стыдно и противно. Не нужно мне такой святости. Я лучше тихо и без суеты съезжу в монастырь, чем буду требовать монастырь на дом.

– К сожалению, сегодня модно посещать редкие святыни, – считает психотехнолог Наталия Талисман. – В волгоградском храме Сергия Радонежского хранятся мощи Николая Чудотворца, чуть ли не единственные в России. Но разве к ним ходят толпы? Зато когда привозят – ажиотаж. Это не вера – это жажда халявы. Это психология потребления, я заплатил, значит, давайте мне чудо. Я хочу, заплатив, не молясь, не постясь и не раскаиваясь в грехах, получить всё и сразу. Это очень грустно, но это именно так.

МНЕНИЕ

Волгоградский художник-график, член Союза художников России Владислав Коваль:

– К сожалению, в тот день, когда в наш город привезли пояс Богородицы, я был в отъезде, иначе непременно поклонился бы святыне. Слава богу, что такие реликвии привозят на нашу землю. И то, что пояс Богородицы посетил Волгоград, не случайно. Когда-то Волгоград носил имя Царицын, а он был назван в честь царицы небесной. Богородица дала миру спасителя, а с Волгограда началось спасение мира от фашизма. Не случайно перед началом контрнаступления наши войска видели на небе образ Богородицы. Так что для нашего города, щедро политого кровью, посещение именно этой святыни было особенно важным.

Депутат Волгоградской областной думы Ирина Гусева:

– Это чудо, что в России появилась возможность верить в бога, ходить в церковь, помолиться о душе. Раньше даже бабушки молились исподтишка. Меня в детстве даже не окрестили. Так и жили без бога в душе. Слава богу, что всё поменялось, слава богу, что женщины России смогли прикоснуться к величайшей святыне – к поясу Богородицы. Она практически не вывозилась с XIV века. Я давно живу с верой в бога. Если не верить, то как тогда можно жить? Я очень давно ждала эту святыню. Мы вместе с дочерью честно стояли почти два часа в очереди. Стояли, молились, думали о душе. Я попросила Богородицу о самом важном – о родных и близких, потому что всё остальное второстепенно. Когда прикоснулась, возникло чувство радости и тепла. Я рада, что великую святыню привезли в наш город. Глядя на всех людей с заплаканными глазами, беременных женщин, понимаешь, насколько это важно.
Сторінки:
1
2
3
5
попередня
наступна