У нас есть что сказать о человеке
- 03.12.09, 07:52
..Но и мы должны научиться как бы сквозь скорлупу другого человека прозревать образ Божий. Я помню священника во Франции, который мне раз сказал, что когда Бог глядит на нас, Он не видит наших несуществующих добродетелей или несуществующих успехов, Он видит в глубине нашего естества, спрятанный часто мишурой и грязью и потемнением, Свой собственный образ, сияющий, как свет во тьме.
И вот этому мы должны научиться.
Мы должны научиться глядеть на противника, на врага, и забыть, что он враг, что он противник, и видеть в нем образ
Божий, икону: икону поврежденную, икону испорченную, икону, которую порой и узнать еле можно, – и потому, что она так испорчена, потому, что она так изгажена, ее пожалеть еще больше надо, чем если она была бы во славе. Икона во славе – да, мы ее почитаем; но икона, которая была попрана, прострелена, икона, которая была затоптана, – с
каким благоговением мы должны к ней относиться. Это святыня, которая человеческой злобой осквернена; так и человек, который не знает, что он икона, а мы должны бы это знать.
Знаем мы это? – едва ли; во всяком случае, это далеко не всегда видно в наших взаимных отношениях, не
только по отношению к инакомыслящим, но даже к нашим близким друзьям. Мы забываем это, мы видим только то, что человек труден, а что он святыня – нет, редко помним.
И вот теперешняя проблема для вас, как для нас на Западе (конечно, есть громадная разница в подходах, в ситуациях), центральная, реальная проблема та, что мы должны поверить в человека верой такой же, какой мы верим в Бога, такой же абсолютной, решительной, страстной, и должны научиться прозревать в человеке образ Божий, святыню, которую мы призваны привести обратно к жизни и к славе, так же как реставратор призван вернуть к славе икону испорченную, затоптанную, простреленную, которую ему дают. Это начинается с нас самих, но это должно тоже быть обращено к другим; и к другим христианам, которых мы так легко судим, и к нашим самым близким, дорогим. И к инакомыслящим.
Митрополит Антоний Сурожский О встрече http://lib.eparhia-saratov.ru/books/01a/antony/meeting/12.html
2
Коментарі
f0kus
14.12.09, 04:01
Вот уж и человек-икона, и образ Божий-икона.Запутались совсем батюшки в досках своих.
"Небо-престол Мой, а земля--подножие ног Моих. Какое же подобие вы сделаете для Меня?!"
vaskez
24.12.09, 11:01Відповідь на 1 від f0kus
Вот родословие Адама: когда Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его, Быт 5:1
f0kus
35.12.09, 00:00Відповідь на 2 від vaskez
Конечно. Только подобие Божие--это не икона, как митрополит пытается утверждать:
"...видеть в нем образ Божий, икону..." Да ещё и повреждённую.