Непутёвые заметки/Растекающееся время
Мы едем в Фигерас, где находится музей Сальвадора Дали. Дорога занимает чуть больше часа, и гид начинает рассказывать о Женщине. Елена Дьяконова. Она оставила своего мужа, свою прошлую жизнь в прошлом, и вместе с Сальвадором Дали они составили единый организм, в котором каждый выполнял свойственные ему функции. Дали позволял ей заполнять все его свободное пространство, временные пласты и говорил: "Ее я люблю больше отца, больше матери, больше Пикассо..."
Сальвадор Дали вошел в этот мир, когда Елене было 10лет, а Пабло Пикассо, которому было 17 лет, в это время переехал на Монмартр в Париже.
Сложно говорить о музее-театре, где даже царапина на стене, покрытая временной пылью, имеет свой смысл. Все застыло в эпохе этих двух людей.
Картина «Растекающееся время» или «Постоянство памяти», оригинал которой находится в США, здесь представлена в виде гобелена.
Я увидела свое время, которое вместилось в эту картину. Время не имеет системы отсчета. Оно может сжаться в точку или просто сморщиться до неузнаваемости. Никакая система отсчета не подвластна измерению ожидания. Ты находишься в замкнутом пространстве, опутанный временной сетью, которая сковала твои движения, и твои внутренние часы не могут двигаться. Мгновенье висит над тобой и давит всей своей тяжестью.
Время может спрессовывать года в одну точку, чтобы не разбирать их. И, попадая в глаз кажущейся маленькой соринкой, время мешает смотреть на мир открытыми глазами. Иногда временная пыль белесым туманом покрывает какое-то пространство, и ты сначала теряешься, а потом пробуешь выкарабкаться из ее мелких капель, стекающих с твоего лица при соприкосновении.
Ему стало плохо. После осмотра врач «скорой помощи», вынесла свой вердикт, оставшись со мной наедине. 10 минут до больницы показались бесконечностью. Мы заезжаем в ворота и минуем морг, который посмотрел на меня своими выпуклыми черными глазами. Не так давно я забирала тело, и попавшая в глаз спрессованная во времени соринка пыталась развернуть все прошедшие события. Машина подъезжает в ту же точку пространства, что и тогда. Но мне нельзя вспоминать и нельзя плакать. Я старательно напрягаю глаза, выталкивая воспоминания в другое пространство. Дверь разделила системы отсчета, и в моей системе время остановилось. Очень холодно, и мои колени начинают самопроизвольно прыгать. Я обхватываю их руками и кладу на них голову.
- Вам холодно? – слышу я чей-то незнакомый голос.
Я отрицательно качаю головой.
Из той системы отсчета, что за дверью, появляется врач с мобильным телефоном. Он что-то выясняет в онкологической больнице, сообщая о вновь прибывшем больном. Время оживилось, чтобы снова начать движение, но я держу его.
Через какое-то время появился Он и протянул мне листик с написанным диагнозом.
- Мне делали УЗИ и ЭКГ, поэтому я так долго.
- Иди, иди, здесь очень холодно, - говорю я, вцепившись памятью в написанные слова.
Я устала держать остановленное время.
- Посмотри в гугле этот диагноз, - произношу я в мобильный телефон.
- Часто это заболевание путают с онкологическими болезнями, и только УЗИ подтверждает правильность диагноза.
Я отпускаю застоявшееся время. Оно может двигаться с любой скоростью. Я не боюсь его движения.
Я перемещаюсь в другое здание музея, где представлены женские украшения, сделанные по эскизам Сальвадора Дали. В них страсть и контрастность цвета используемых камней. Это вызывающе красиво. Так может созидать Человек, любящий Женщину. Дали любил одну Женщину в своей жизни.
Мы покидаем Фигерас. По дороге нас встречает столб дыма и кружащийся вертолет. У людей, находящихся там, начался свой отсчет времени. Возможно, ценою в жизнь
Фигерас. Испания.
Сентябрь 2009 г.