Медовый спас
- 14.08.09, 11:19
14 августа – Первый Спас.
На Медовый Спас заламывают (подрезают) соты.
Отцветают розы, падают хорошие росы.
Начинается отлёт в тёплые края ласточек и стрижей.
«На первый Спас и нищий медику попробует» – ибо наделять
просивших подаяния в этот день следовало именно мёдом. «Лас-
точки отлетают в три Спаса (14, 19 и 29 августа)». «Первый Спас
Медовый, второй Яблочный, третий Спожинки».
Первый Спас – Спас-Маковей, по «странному» созвучию совпа-
дающий в православном церковном календаре с днём памяти тезо-
имённых мучеников. Русское название праздника («Спас») по цер-
ковному же преданию восходит якобы к событиям 1164 г., когда
воинов князя Андрея Боголюбского благословили иконой Спаси-
теля перед битвой с волжскими булгарами... Но нельзя забывать,
что это время было и временем интенсивной насильственной хрис-
тианизации Руси. Вполне можно допустить подгонку фактов и дат,
а также толкование событий в «правильном» смысле.
Этнографические свидетельства заставляют думать, что значи-
тельная часть изначальных праведных обычаев «размазалась», рас-
пространившись на ближайшие значимые даты календаря.
При этом, однако, отчётливо прослеживаются две важных со-
ставляющих обрядности «Макового» или «Мокрого Спаса»:
– обережные действия, связанные с защитой животных, людей и
урожая от порчи, потравы и т. п. Обычно они выражаются в ритуаль-
ном купании или обливании водой домашнего скота и участников
праздника. Возможно, в подобном обычае стоит видеть и такой
смысл: вот, мы уже намокли, а потому хватит нас поливать дож-
дями. Подобное рассуждение, основанное на превентивной магии
подобия, вполне укладывается в рамки традиционного мировос-
приятия;
– благодарность богам и природе за уже созревшие плоды (на-
пример, зерновые). Заклинание предстоящего ещё сбора урожая,
чтобы он не погиб и был обилен.
Особое место в восточнославянской традиции занимает мёд –
его сбор ранее начинался сразу после первых праздников урожая
или перед ними, так что вполне естественно, что именно мёд дал
имя этому дню.
Мёд в сознании славян и их индоевропейских родственников во-
обще занимает особое место. Если поразмыслить ещё и над тем,
что мёд и молоко, возможно, единственные вещи в мире, изна-
чально предназначенные собственно для употребления в пищу, то
такое отношение вполне понятно. Кроме того, мёд издревле сопо-
ставляется с творчеством, поэтическим состоянием.
Смысл и значение праздника Даждьбога–Спаса для жителя
современного города. Прежде всего, сбор урожая в символиче¬ском
смысле – прекрасное время для подведения итогов сделанного, про-
житого, осознанного. Однако даже если мы понимаем, что сделали
нечто не так, как стои ло, то имеем ещё шанс исправить свои ошибки.
Посему представляется естественным поблагодарить подателей жиз-
ни и урожая за научение и дарованные возможности. Существенное
значение с такой точки зрения получает и очистительная составля-
ющая праздничного действа, которая прекрасно прослеживается в
народных обычаях (см. выше). Урожай (плоды труда людского, обще-
ственного и личного) должен быть не только собран, но и сохранён,
сбережён и в ближайшем будущем приумножен.
Полностью здесь: http://northernwind.ru/trad/stz/prazd.pdf
На Медовый Спас заламывают (подрезают) соты.
Отцветают розы, падают хорошие росы.
Начинается отлёт в тёплые края ласточек и стрижей.
«На первый Спас и нищий медику попробует» – ибо наделять
просивших подаяния в этот день следовало именно мёдом. «Лас-
точки отлетают в три Спаса (14, 19 и 29 августа)». «Первый Спас
Медовый, второй Яблочный, третий Спожинки».
Первый Спас – Спас-Маковей, по «странному» созвучию совпа-
дающий в православном церковном календаре с днём памяти тезо-
имённых мучеников. Русское название праздника («Спас») по цер-
ковному же преданию восходит якобы к событиям 1164 г., когда
воинов князя Андрея Боголюбского благословили иконой Спаси-
теля перед битвой с волжскими булгарами... Но нельзя забывать,
что это время было и временем интенсивной насильственной хрис-
тианизации Руси. Вполне можно допустить подгонку фактов и дат,
а также толкование событий в «правильном» смысле.
Этнографические свидетельства заставляют думать, что значи-
тельная часть изначальных праведных обычаев «размазалась», рас-
пространившись на ближайшие значимые даты календаря.
При этом, однако, отчётливо прослеживаются две важных со-
ставляющих обрядности «Макового» или «Мокрого Спаса»:
– обережные действия, связанные с защитой животных, людей и
урожая от порчи, потравы и т. п. Обычно они выражаются в ритуаль-
ном купании или обливании водой домашнего скота и участников
праздника. Возможно, в подобном обычае стоит видеть и такой
смысл: вот, мы уже намокли, а потому хватит нас поливать дож-
дями. Подобное рассуждение, основанное на превентивной магии
подобия, вполне укладывается в рамки традиционного мировос-
приятия;
– благодарность богам и природе за уже созревшие плоды (на-
пример, зерновые). Заклинание предстоящего ещё сбора урожая,
чтобы он не погиб и был обилен.
Особое место в восточнославянской традиции занимает мёд –
его сбор ранее начинался сразу после первых праздников урожая
или перед ними, так что вполне естественно, что именно мёд дал
имя этому дню.
Мёд в сознании славян и их индоевропейских родственников во-
обще занимает особое место. Если поразмыслить ещё и над тем,
что мёд и молоко, возможно, единственные вещи в мире, изна-
чально предназначенные собственно для употребления в пищу, то
такое отношение вполне понятно. Кроме того, мёд издревле сопо-
ставляется с творчеством, поэтическим состоянием.
Смысл и значение праздника Даждьбога–Спаса для жителя
современного города. Прежде всего, сбор урожая в символиче¬ском
смысле – прекрасное время для подведения итогов сделанного, про-
житого, осознанного. Однако даже если мы понимаем, что сделали
нечто не так, как стои ло, то имеем ещё шанс исправить свои ошибки.
Посему представляется естественным поблагодарить подателей жиз-
ни и урожая за научение и дарованные возможности. Существенное
значение с такой точки зрения получает и очистительная составля-
ющая праздничного действа, которая прекрасно прослеживается в
народных обычаях (см. выше). Урожай (плоды труда людского, обще-
ственного и личного) должен быть не только собран, но и сохранён,
сбережён и в ближайшем будущем приумножен.
Полностью здесь: http://northernwind.ru/trad/stz/prazd.pdf