Пропасть пред ложем Авраамовым
- 03.11.13, 17:17
Из Евангелия:
«Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем».
Бодрое начало жизни в аду: «Эй, Авраам, пошли-ка праведника ко мне!» В надежде богатого нет места Богу. Отчасти облегчение мук он видит в протеже Авраама. А реализацию знакомства в том, чтобы праведник служил ему на посылках.
Нет ничего странного в его поведении. Так живет большинство.
Наш глаз воспринимает только небольшую часть спектра электромагнитного излучения — мир нашего зрения. Такую же ничтожную часть реальности нам приносят остальные чувства. Вне нашего чувственного восприятия лежит бесконечно разнообразный и огромный мир. Кажущаяся картина нашей жизни только матрица реального мира.
Вглубь атомов уходит микроскосмос. До границ вселенной простирается макрокосомс. Дополняет мир материи мир духовной реальности. В ней соприсутствуют иные формы разума и жизни. Вне белковых тел существуют Ангелы и Архангелы, Престола, Начала, Силы, Херувимы и Серафимы. И совершенно непостижимо существует Сам Бог.
Полнота восприятия мира требует усилий. И эта полнота не для любопытства, а для правильного понимания своего места в мире. И даже больше — для правильного понимания себя по отношению к Богу и иерархии всех форм жизни. Не только религия, но даже наука говорит о скромной роли обычного человека во Вселенной.
От нас не требуется знать точной картины мироздания и чтения книги Дионисия Ареопагита «О небесной иерархии», но требуется усвоить то, что кроме видимого мира существуют мир иной. И очень важно, чтобы мы понимали, что несмотря на то, что Бог подарил мир человеку в форме Рая, человек не является центром Рая или центром Вселенной. Он только работник в нем. Этим позиционированием были заняты праведники в течении тысячи лет. Библия кратко и на простых примерах изложила основы устройства Божьего мира и задачи нахождения человека в нем. Христос указывает на них: Моисей с законом и пророки, которые обрели знания через тайну непосредственного общения с Богом.
Сейчас время перемен и всеобщего сомнения. Если бы картина, представленная в Евангелии, была описана кем-то другим, а не Иисусом, то обязательно бы усомнились в верности образа или поставили бы его под сомнение. Теперь модно думать, что Бог настолько благ, что зла, по большому счету, нет. Зло, воздаяние, Тартар и Геенну якобы выдумали самозваные посредники между Богом и человеком — толстые попы. Теперь нет авторитетов, и только слова Христа можно привести в качестве последнего аргумента.
Сегодня слова Христа еще аргумент. И Он свидетельствует о том, что вечный мир, ожидающий нас после смерти, дискретен. Чет-нечет. Либо ложе Авраамово, либо ад и непроходимая пропасть между ними. В этом устройстве мира нет и намека на аморфный космос постсоветской интеллигенции. В этом отрывке приоткрывается пространство мироздания в том виде, каким его представляет Христос.
Это первый важный урок этой притчи.
Следующим важным местом является условие существования в этих мирах. Нам может нравиться или не нравиться конструкция мироздания, но это данность. Кто-то может сказать, что не просил Бога родиться в таком мире, и поэтому в знак протеста он не будет выполнять волю Бога и даже предъявит Ему претензии на Страшном Суде. Но мне кажется, зря. Потому, что всякий чувствует, что жизнь прекрасна и подобна дару. Сердцевиной дара является свобода и богоподобие. Даже если бы у нас был выбор родиться или нет, войти в мир очень даже бы стоило. Тем более, что в итоге жизни у нас есть шанс удесятерить свои силы и глубину восприятия. Не родиться — это намного хуже.
Мало того, мы приходим в мир не с пустыми руками. Бог хорошенько снабжает нас всем необходимым для счастья. Стоит напомнить о талантах или богатстве, данных Богом взаймы, для роста. Приятно знать, что эти таланты даны для того, чтобы в конце жизни они нам были подарены вместе с прибылью. То есть на радость жизни накладывается удесятеренная радость прибавления даров Богом. Итак, смысл вхождения в мир — мощное преображение нашей личности в упражнениях в заповедях и подготовке к жизни в Раю.
Но это время становления и мастерства можно потратить совсем не так, как того хочет Бог.
Евангельский богач смог реализовать свои таланты и получить прибыль в виде капитала. И в этом нет ничего плохого, если они приобретены не криминальным способом. Богу нужны богатые праведники. Они могут быть Божьими бухгалтерами или почтальонами, разносящими средства братьям по Богу. Теоретически это так. Но практически богатство часто является капканом. Мало того, что наш капитал имеет часто очень сомнительное происхождение и существование, но он, даже будучи праведен, может, как лекарство в избытке, приносить вред.
И ладно если бы человек просто вкусно ел, сладко пил и мягко спал, тратя Божий дар на яичницу. Но, что хуже и страшнее, богатство часто повреждает душу, внося в нее гордость, жестокосердие и наглость.
Есть две мерзости пред Богом: гордый нищий и жадный богач. Нищих и гордых пока оставим в покое и вернемся к богатым.
Мерзость в том, что богатые ведут себя так, словно этот мир создан для них, замещая собой место Бога на вершине иерархической пирамиды. Но где это видано, чтобы бухгалтеры были в директорском кресле? Им кажется, что они, как умные и проницательные люди, получив богатство как супер дар, получили карт-бланш от Бога на руководство и пророчество. Они как солидные люди на солидном счету у солидного Господа. Но сказал Христос:
Горе вам, богатые! Ибо вы уже получили свое утешение. Горе вам, пресыщенные ныне! Ибо взалчете. Горе вам, смеющиеся ныне! Ибо восплачете и возрыдаете.
Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо! Ибо так поступали с лжепророками отцы их.
Христос не осуждает праведное богатство, а осуждает земную пресыщенность и сон отяжеленной души.
Обратим внимание на странное упоминание лжепророков. Причем тут какие-то пророки и богач? Дело в том, что гордость богатых не останавливается на мирском величии. Она требует и небесных полномочий, доходя в этом до полного безумия. Все им «маловато будет».
Кто из нас не сталкивался с богатыми спонсорами, поучающими как учителя народа не только простых христиан, священников, но и епископов, и всю Церковь — с высоты своих нелепых откровений о воле Божией? С чего бы это им вдруг открылись тайны духа? От помрачения ума.
Ум мрачнеет от жадности. А жадность и связанная с ней неблагодарность парадоксально рождаются от пресыщенности.. Казалось бы, совершенно ясно, что всех денег невозможно потратить. Казалось, все знают, что дворцы, замки, заводы и пароходы уплывают из рук наследников уже в первом поколении. Почти все английские знаменитые сады и замки очень быстро меняют хозяев и не достаются даже внукам.
Жадность и неблагодарность — пара, свидетельствующая о нарушении естественного состояния души, о разрушении гармонии между небом и человеком. Жадность перекрывает канал выхода. Неблагодарность — канал входа. Человек слепнет и престает видеть себя в мироздании. Такой человек уходит в мир тени, так что его плохо видит не только небо, но и люди. Он бледнеет, как полупрозрачная моль в полдень. Недаром имя бедного Лазаря мы знаем, а имя богача стерто в книге жизни. Оно оказалось ненужным.
Богатство, как дар Божий, имеет не только личную, но и социальную значимость. У богатых в руках власть. Можно, как герцог Эмилии-Романьи, создать в раннем средневековье публичную библиотеку, или, как Елизавета Федоровна, обратить капитал на служение простому народу. А можно, выйдя из ума, потратить средства на грабеж страны по второму кругу, приватизацию зданий детских садов, пионерских лагерей, на покупку домов, земли, заводов, пароходов и футбольных клубиков.
После окончания коммунистический диктатуры ожидалось, что все мы, мечтавшие о светлом и разумном будущем, возьмемся вместе за руки и создадим великолепную Россию, украшенную пережитым опытом и духом, выкованным в горниле испытаний. Мы все смотрели на срочно обогащающихся людей и прощали им, ожидая, что, насытившись, они обратят часть лихо присвоенных благ на тех, у кого они взяли в долг под проценты. Но теперь мы видим, что проект «Богатые спасут Россию» провалился. В отличие от герцога Малатесты они не открыли новые университеты, они загубили науку, разожгли национальные раздоры, распространили бандитизм и коррупцию. Они не вложили капитал в главное богатство страны — в людей и идеи.
Даже те богатые, которые пришли в храмы, не пошли дальше вкладывания денег в кирпичи, отмостку, фонари и колокола. Они не стали основой общины, формирующей кадры ученых-христиан, мастеров, и не стали фундаментом создания нового крепкого тела Церкви. Зато стали почетными членами председаний, собраний, президиумов, соборов и тусовок. Они украсились медалями и важностью. Стали завсегдатаями Афона, который, как им кажется, выписывает им индульгенции и рецепт Божией воли. Медалей и мест в президиуме не жалко. Жалко упущенного времени, которого у нас нет в гонке цивилизаций. Жалко того, что мы все стали, заложниками безответственности и близорукости отечественного капитала.
Сейчас на согласовании главного архитектора города Рязани находится проект большой мечети. Город практически чисто русский. Коренного мусульманского населения почти нет. Приезжие землекопы и штукатуры очень бедны для того, чтобы спонсировать мечеть с изразцами, но вот ее проект – состоявшееся событие. Оно говорит о том, что в этой конфессии существует консолидированность и понимание важности мирового значения ислама. Люди, живущие не в Рязани, считают своим долгом и честью строить мечеть в сердце России, в надежде на мировое торжество ислама.
У нас, к сожалению, таких харизматических людей единицы, они разрознены, и у них нет глобальных общественных или миссионерских проектов.
Жалко, что евангельская история повторяется у нас в России так, словно люди никогда не слышали слов Христа: «Горе вам богатые..
Это не угроза. Это — диагноз. За диагнозом ищут рецепт.
У нас как-то принято подслащивать пилюлю богатым, рассуждая о том, что все мы чем-то богаты, и все мы дадим ответ Христу о потраченных богатствах. Но не будем растекаться белкою по древу. Сказано то, что сказано, точно и прямо — страшные и грозные слова, после которых нужно искать спасение самым радикальным способом.
В одной из ектений можно слышать возглас: «Твое бо есть еже миловати и спасати ны..» Государство — слишком громоздкий инструмент, чтобы войти во все уголки жизни. Для этих забытых мест есть волонтеры и богатые.
Милость и спасение – главное лекарство для богатых, ведь они, как властители земли, должны во власти уподобляться Богу, милующему и спасающему. Единственное, что надо помнить, что милость от неправедного богатства – еще худший грех, усугубляемый лицемерием.
И казалось бы, все плохо у нас с дружной общиной, так и не собранной в мощную и влиятельную диаспору, способную по доброму, хорошими делами взять власть в стране и повести ее к светлому будущему, если бы не одно «но». Это «но» состоит в том, что власть Бога не от мира сего. И каждому из нас и так дана эта всякая власть небесная, неземной природы, так что мы и горы переставлять можем без богатых и богатства. Так что Церковь вполне спокойно может обойтись и без богатых.
Но это не означает того, что Церкви не нужны завхозы. Когда-то апостолы выбрали из своей среды особых людей — дьяконов как раз для управления имуществом общины и распределения ее средств с любовью.
Как бы напомнить богатым о их призвании?
Однажды мы беседовали с маленькой девочкой и она сказала странные слова, поразившие меня до глубины души. Я спросил ее:
- Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?
- Богатой.
Я был поражен тем, что дети с отрочества уже так сильно инфицированы грехом. Я собрался духом и спросил снова:
- А зачем? И ее ответ поразил меня во второй раз еще сильнее.
- Чтобы помогать людям!
Мой друг! Если ты читаешь эти строки, то знай, что на пороге юности ты не должна забывать о своем обещании. Богу очень нужны богатые праведники. Ему очень трудно найти честных работников, которым Он мог бы доверить Свое имение. Будь внимательна, Господь обязательно будет искать способ дать тебе праведное богатство. Не пропусти эту возможность послужить Небесному Отцу. Будь готова, когда увидишь исполнение вашего договора. Для этого нужно быть чистой, трудолюбивой и образованной.
И самое главное запомни, что ты уже взяла из сокровищницы Бога самый драгоценный камень. Его цена выше всего, потому что он приносит неиссякаемое изобилие и в этом веке и в веке будущем. Это — любовь.
Тайным образом Христос коснулся твоего сердца и тебе открылась сокровищница, которую не могут открыть очень многие взрослые. Имея такой капитал, ты сможешь принести счастье не только себе, но и очень многим людям. Ты сама можешь взойти в дворцы Рая и привести туда тех, сердце которых ты умягчила своей милостью.
Что может быть прекрасней — прийти в этот мир и приобрести в изобилии новые Божии дары. Этими дарами ты можешь украситься сама и стать такой же красивой, как ангелы. Ими ты можешь также украсить других людей, твоих братьев нашего небесного Отца. Ради этого стоило принять предложение родиться в этом непростом и суровом мире.
Коментарі
претендент
13.11.13, 17:19
Гарна замітка... Дуже рекомендую...
дТОЛЯізХорола
23.11.13, 17:32Відповідь на 1 від претендент
Так ,не погана.Життя - якась незрозуміла штука....Тим більше,у цьому незрозуміло безкінечному всесвіті...
Nech sa paci
33.11.13, 17:37
Так, гарна.
Гість: R0mmel
43.11.13, 18:30
дивна річ життя багатих і їх психологія. На мою думку, все від того, що коли звичайних людей спокушає один біс, то в них за плечима 100 сидять. Помітив таку штуку - в багатих на порядок більше прагнення до церкви, і не тільки зовнішньо. Є часто глибинне розуміння суті, благоговіння перед святинею, на відміну від бідняків, що сиплють штампами про "жирних попів на мерседесах", "Бога в душі", і т.д. А потім взнаєш - то кинув людей на зарплату, то партнера...
претендент
54.11.13, 09:31Відповідь на 4 від Гість: R0mmel
Думаю, всі люди є звичайними...
Гість: R0mmel
64.11.13, 10:40Відповідь на 5 від претендент
люди то всі звичайні, а от сили і спокуси, що діють на них залежно від їх соціального стану різні. ІМХО, як то кажуть...
претендент
74.11.13, 11:31Відповідь на 6 від Гість: R0mmel
Думаю, що не так... Сили і спокуси, що діють на них, думаю, залежать від бажання людини жити по Христу... Чим більше намагання, тим більше гарчання... Лінивий голодранець може теж бути аж переповнений гордістю за себе, виправдовуючи свою бідність тим, що він "не краде і не обманює"... Умовчуючи при тому, що він і не трудиться для свого благополуччя... І благополуччя близьких... Там в замітці теж про це згадується, де говориться про "гордых нищих и жадных богачей"...