Тюрьма вообще довольно сильно – насколько можно судить – его изменила. Сделав – как политика – рассудительнее, прагматичнее, мудрее. Для Lb.ua это сполна проявилось еще в день проведения судебных дебатов. Сейчас – дополнительно подтвердилось.
Правда, цена этим метаморфозам слишком высока. С другой стороны, угрозу всегда можно превратить в возможность. История знает немало примеров, когда пройдя сквозь застенки, выйдя на волю, политик поднимался на качественно новый карьерный этап: Беназир Бхутто, Нельсон Мандела и т.д. Повторит ли Юрий Луценко «многих славных путь?». Зависит исключительно от него самого.
«Санкции Запада могут утолить нашу ненависть к правящей мафии, но не в состоянии её свергнуть»
- Последняя резолюция Европарламента по Украине была довольно жесткой. Текст, в частности, содержит требование освобождения политзаключенных – вас, Юлии Тимошенко, многих других. Вероятность того, что официальный Киев – в силу известных обстоятельств – на это отреагирует, невелика. Что, на ваш взгляд, должно случиться, чтобы украинская власть таки начала считаться с мнением Запада? Это вообще возможно? При каких условиях?
- История диалога нынешней украинской власти с европейскими институциями напоминает мне анекдот, в котором соседи решили приобщить местную постаревшую проститутку к духовной жизни и пригласили ее в костёл. Старая курва заявилась к службе в боевой раскраске и привычной униформе, выстояла мессу под руку с прикрепленной польской наставницей, а по окончании процедуры шепчет ей на ухо: «Всё было так интересно, только я в конце тихонечко пукнула, а священник потом о чём-то долго говорил». Терпеливая наставница отвечает: «Ничего страшного, дорогая. Только перед следующим посещением купите, пожалуйста, слуховой аппарат».
Судя по всему, нынешней власти совершенно не хочется ни покупать слуховой аппарат, ни отучаться портить воздух в порядочной компании. И санкции здесь мало помогут.
«Мораль уголовника – это бесконечное чередование побед, завершающихся местью. И поражений, порождающих отчаяние и злобу», - написал Альбер Камю. Этот алгоритм не перебить ни санкциями, ни резолюциями, ни арестами счетов. Санкции Запада могут утолить нашу ненависть к правящей мафии, но не в состоянии её свергнуть.
Я лично рассматриваю резолюции Европарламента, заявления мировых лидеров как камертон для украинских демократических сил, которые обязаны провести самостоятельную работу по устранению ретрорежима, а не рассчитывать на чудо санкций по евровелению, по моему хотению.
Это не значит, что я против арестов «грязных» денег украинских мафиози. Я – за, и даже передал в нужные руки нужные документы. Но падение Юры Енакиевского, панический перевод счетов в азиатские банки – не устраняют проблем в Украине. Смена власти должна быть произведена украинским обществом. Как-то греческий царёк возмутился сложностью изучения геометрии, на что великий Эвклид ответил: «Нет царского пути в науке, хочешь знать – учись». Так же нет и лёгкого пути в демократии: хочешь жить по-европейски – действуй, падая и поднимаясь.
- Резолюция ЕП определяет «точку невозврата» - парламентские выборы. Если, мол, и они пройдут с нарушениями, Украина окончательно превратится во вторую Беларусь. Согласны ли с этой временной дефиницией? Или опускание «железного занавеса» возможно раньше? Скажем, сразу после Евро?
- Да, Беларусь и Украина имеют схожие проблемы роста. Их корни в том, что именно эти две страны были лишены опыта государственности после Первой мировой войны. Но, к счастью, благодаря героям национально-освободительного движения, современная Украина сохранила намного более полное национальное сознание, что и сделало возможным у нас Майдан-2004. Да и экономический вес Украины никогда не позволит превратить её в изгоя Европы.
Поэтому я бы употреблял к печальному состоянию современной Украины термин «больной человек Европы», которым в своё время обозначали полуживую Османскую империю, а затем – раздираемую противоречиями Польшу. Оба государственных образования были в результате сговоров поделены между «великими державами».
[ Читати далі ]