Два года Президента Януковича: достижения и неудачи
- 26.02.12, 02:53
- Твоя Україна
Победа нынешнему Президенту далась нелегко, разрыв между ним и Юлией Тимошенко, его соперницей на высший государственный пост, был чуть более трех процентов. В том, что ему удалось победить, решающую роль сыграли не столько его лидерские и деловые качества, сколько разочарование народа в разбалансированных действиях «оранжевой» команды.
Несмотря на посткризисную ситуацию в стране, в ходе избирательной кампании кандидат в президенты Виктор Янукович давал щедрые обещания украинскому народу. Приступив к исполнению своих должностных обязанностей на посту Президента и сформировав правительство, он стал действовать несколько иначе, чем обещал: «покращення вже сьогодні» в том виде, в каком его представляли себе избиратели, не наступило. Президент решил идти к улучшению жизни в стране интенсивным путем – не раздавая материальные блага, а преумножая, путем проведения социальных и экономических реформ. Как справедливо сказал политолог Андрей Ермолаев, это была «большая политическая смелость». Перечень реформируемых отраслей, оглашенный правительством, состоял из 21 пункта и предполагал изменить коренным образом всю жизнь, начиная от системы пенсионного обеспечения и заканчивая качеством питьевой воды. Но если воду украинцы пьют ту же, что и при предыдущих президентах, то Налоговый и Таможенный кодексы у нас уже новые, начата Пенсионная реформа, отменена конституционная реформа 2004 года, с помощью чего выстроена четкая вертикаль власти, и скоро, по всем приметам, будет принят новый Уголовно-процессуальный кодекс.
Правда, ассоциированным членом Евросоюза, как собирались, мы пока не стали. Там не очень одобрили наш Закон «О выборах народных депутатов» и не понимают, почему в Украине ведется уголовное преследование членов бывшего правительства, посему требуют привести наше законодательство в соответствие с европейским. Теперь юристы Администрации Президента и Верховная Рада усердно этим занимаются.
До номинального срока завершения президентских полномочий Виктора Януковича еще три года и подводить итоги вроде бы как еще рано. Но «Главред» с помощью экспертов и политологов решил дать оценку тому, что уже удалось сделать, выявить слабые места проводимых реформ и озвучить ожидания от дальнейшего правления Гаранта. Павел Розенко, эксперт Центра им. А. Разумкова:
Нынешняя власть пришла в страну с откровенно популистскими и ярко социальными лозунгами. Можно вспомнить целый ряд обещаний Виктора Януковича, которые он давал как в своей программе, так и во время избирательной кампании. Самые яркие – это повышение минимальной пенсии в 2011 году до уровня 1200 грн., повышение размера минимальной заработной платы почти до 2000 грн., приведение минимального размера пенсии до уровня на 20% выше прожиточного минимума, выплата ежемесячной помощи на каждого ребенка в зависимости от возраста от 300 до 500 грн., недопущение повышения пенсионного возраста, защита прав чернобыльцев, афганцев и работающих пенсионеров.
Это была яркая картинка, с которой пришел нынешний Президент к власти. Но главным последствием этих двух лет стало то, что фактически ни одно из социальных обещаний, задекларированных Президентом Украины, до сих пор формально и фактически не выполнено, кроме одного пункта – была проиндексирована помощь при рождении ребенка. Хотя и это было сделано очень интересно: сумма была увеличена, но вдвое растянут срок ее выплаты – от трех до шести лет. Таким образом, ежемесячная выплата стала еще меньше, чем была до этого.
Вместо выполнения обещаний обществу была предложена совершенно иная идеология – идеология проведения социальных реформ. Власть сказала, что она отходит от идеологии социального популизма во имя проведения реформ.
В принципе, два года назад общество восприняло эту идеологию нормально, потому что, если брать социальную сферу, то все понимали, что пенсионная система в таком виде дальше существовать не может. Средняя пенсия, которая составляет 1200 грн., не обеспечивает нормального выживания пенсионеров. Система льгот тоже у нас разбалансирована. Согласно нынешнему законодательству, на льготы, выплаты, компенсации ежегодно надо тратить 180 млрд грн. для полного их обеспечения. На самом же деле в бюджете выделяется около 30-40 млрд грн., все остальные выплаты ограничиваются законами и подзаконными актами, после чего обиженные льготники обращаются в суд. Проигрывают от этого как граждане, так и государство.
В социологических исследованиях того периода (См. таблицу «Поддерживаете ли…») идею реформирования страны поддерживала значительная часть нашего общества, по разным оценкам, 50-60% граждан нашей страны тем или иным образом поддерживала действия Президента.
Но за два года сложилась парадоксальная ситуация. С одной стороны, не были выполнены социальные обязательства, с другой, - реформы в социальной сфере тоже не были проведены. Нет ни одной реформы, о которой можно было бы сказать, что она проведена профессионально, эффективно и качественно. Та же Пенсионная реформа свелась фактически к повышению на 5 лет пенсионного возраста для женщин, увеличению страхового стажа для всех на 10 лет, ограничению прав льготных категорий населения, научных сотрудников и работающих пенсионеров. А в отношении простого гражданина для улучшения его пенсионного обеспечения ничего не произошло. Пенсионная система отнюдь не стала более справедливой, после реформирования у нас по-прежнему остаются две разные системы: одна - для обычных граждан, которая предусматривает выплату пенсий в размере 45% от заработной платы и вторая - для элитных чиновников, где пенсионные выплаты составляют около 80% заработка. То есть Пенсионная реформа фактически не реализована.
Нам обещали Президент и правительство, что следствием проведения Пенсионной реформы в 2012 году будет существенное снижение дефицита бюджета Пенсионного фонда Украины. Однако в Законе «О Госбюджете на 2012 год» дефицит ПФ составляет почти 58 млрд грн., то есть ровно столько же, сколько было в прошлом году. Таким образом, и в направлении сокращения дефицита Пенсионная реформа не оправдала никаких ожиданий. Она фактически дискредитирована, потому как не дала никакого эффекта ни для граждан, ни для Пенсионного фонда, и общество уже выступает против нее.
Реформируя систему льгот, правительство пошло тем же путем. Необходимость изменения этой системы никто не отрицает. Но правительство зарегистрировало два законопроекта (№№9127, 9516): первый ограничивает льготы афганцев, чернобыльцев, детей войны и инвалидов, второй предлагает урезать госпомощь одиноким матерям. В то же время никаких ограничений льгот членам правительства, народным депутатам и чиновникам разных уровней, которые получают неплохую заработную плату, правительство ввести не предлагает. Такой подход, безусловно, никогда не будет поддержан обществом, и потому реформа системы льгот остановилась, так и не начавшись. Хотя медлить с ее проведением нельзя, иначе этот узел судебных исков и неудовлетворенности граждан будет все больше и больше затягиваться. Мы видим, что в 2011 году начали протестовать чернобыльцы и афганцы, сейчас – шахтеры-инвалиды. Этот процесс грозит стать непрерывным.
Можно сделать вывод, что полностью разочарованной оказалась та часть общества, которая надеялась, что Виктор Янукович «покращить життя вже сьогодні». Но разочарованными также оказались и те, кто поддерживал эту власть и верил, что она все-таки начнет реформы. В течение двух лет идет лишь общая риторика о реформах, а на деле ничего подобного не происходит. Совершенно очевидно, что сегодня протестные настроения в обществе очень серьезно усилились. Уровень поддержки действий Президента за два года с 60% снизился до 7-8%, а доверие общества к правительству вообще не выше 4,5%.
Фактически такая ситуация вместе с избирательной кампанией ставит много вопросов о дальнейшем курсе проведения реформ в Украине, так как в настоящий момент они приостановлены, и продолжения их не предвидится. Началась практически эпоха застоя, и Украина остановилась в своем развитии. А в современном мире это очень опасно, потому что мы остановились, а Европа хоть с определенными сложностями, но движется вперед. Мы отстаем от цивилизованного мира, и у нас, кроме усиления протестных настроений, более никаких позитивных сигналов от общества власти не поступает.